Вызовы и перспективы развития рынка транспортно-логистических услуг

Быкова О.Н.1, Пустохина И.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 1 (Январь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42446097
Цитирований: 36 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проанализирована экономическая ситуация на мировом рынке и её влияние на рынок транспортно-логистических услуг. Отдельное внимание уделяется влиянию политической сферы на экономику и поиску способов снизить риски этого влияния путем внедрения новых технологий. В качестве примера трансформации рынка транспортно-логистических услуг рассматривается новый порядок двусторонних российско-китайских автомобильных грузовых перевозок, который позволил крупным российским компаниям вступить на китайский рынок. Автор выделяет направления, обеспечивающие изменения сферы транспортно-логистических услуг и ее развитие и приходит к выводу, что рынок транспортно-логистических услуг должен направить силы на укрупнение и консолидацию, так как именно крупные компании способны претерпеть изменения условий рынка, а также на оптимизацию расходной части путем развития технологического аспекта.

Ключевые слова: технологии, перевозки, цифровизация, цифровая трансформация, цифровые платформы

JEL-классификация: R40, O18, L91



Введение

Сферы политики и экономики тесно связаны и оказывают взаимное влияние друг на друга. Так, например, уровень экономического развития и стабильности влияет на легитимность власти, а санкции, изменения цен на нефть и стабильность рубля, вызванные политическими решениями, влияют на экономику.

Данная тема является актуальной в связи со сложной политической ситуацией. При анализе внешней среды организации мы всегда рассматриваем политическую сферу, поэтому необходимо изучить современное состояние политики и ее влияние на экономику, в частности на рынок транспортно-логистических услуг (ТЛУ), а также обозначить риски и возможности, которые она влечет, и способы их решения.

Государственное устройство и государственная политика, как внутренняя, так и внешняя, влияет на деловую активность субъектов предпринимательства, предоставляя возможности или трудности развития. Уровень притока инвестиций и других материальных ресурсов находится в тесной взаимосвязи с политической стабильностью общества [1] (Bykova, Repnikova, 2019). Также, безусловно, внутренняя политика государства по отношению к бизнесу, выражающаяся в льготах и пошлинах, создает условия для развития или же, наоборот, вытесняет организации с рынка. В этом же ключе действуют группы интересов, то есть группы лоббирования. Экономические вопросы в международных отношениях не могут рассматриваться вне политического контекста, а также при анализе тенденций экономического развития не удастся избежать структурно-функциональную связь политической и экономической сфер.

По прогнозам Всемирного банка, в 2020 году мировую экономику ожидает новый виток глобального кризиса, вызванный падением темпов экономического развития ряда стран, торговой войной между США и Китаем, ростом задолженностей и активизацию печати денег Центробанком. Отмечается, что в большинстве стран исчерпаны возможности антикризисных механизмов, традиционно выражающиеся в снижении ставки рефинансирования и стимулировании спроса путем роста расходования бюджета. Ситуация в России выглядит более позитивной из-за низкого государственного долга, сбалансированного бюджета, приемлемого уровня инфляции, низкой безработицы и практически прекратившегося оттока капитала. Тем не менее, главной угрозой для российской экономики является неопределенность из-за быстрого изменения мировой ситуации, а также разрыв между хорошей макроэкономикой и негативной микроэкономикой, что вызвано отчасти и политикой государства. Неопределенность современной повестки, отмечаемая многими отраслевыми специалистами, сказывается на невозможности предсказать направления развития и выделения передовых отраслей. Так, концентрация ресурсов государства на кажущимися приоритетными направлениях приведет только к потерям в будущем. Россия смогла преодолеть сырьевую зависимость путем введения цены отсечения (сбалансированной цены) нефти, что позволяет не отражаться колебаниям цены на нефть на федеральном бюджете. Экспорт сырья, в свою очередь, все еще играет значительную роль, но не обеспечивает полное исполнение бюджета и его расходов. Рост технологического прогресса обуславливает изменение в государственном поведении: для развития и поддержания экономики необходима стимуляция не отраслей, а технологического развития [4, 7] (Malygin, Zavyalov, 2018; Pustokhin, Olishevskiy, 2019).

По мнению ректора РАНХиГС Владимира Мау, государство должно давать больше свободы бизнесу в вопросах рисках при развитии технологий. Это, в свою очередь, снизит влияние политической сферы на экономику страны. Без эффективного государственного управления не удастся избежать проблем, связанных с инвестиционным климатом, рисками предпринимателей и неэффективностью правоохранительной и судебной систем.

Анализ рынка транспортно-логистических услуг

В настоящее время рынок транспортно-логистических услуг переживает взлеты и падения вслед за российской экономикой: произошла адаптация к санкционному режиму, ценам на нефть и курсу национальной валюты. После введения санкций в 2015 году прирост рынка логистических услуг показал отрицательную динамику впервые за долгое время, тем не менее, на данный момент прослеживается существенная тенденция роста с прибавкой около 9 % [3].

Учитывая замедление темпов роста ВВП Китая, до 2023 года прогнозируется рост объемов перевозок морским транспортом между Китаем и Европой на уровне 3 %, а развитие рынка грузовых авиаперевозок составляет 4 % [8]. Тем не менее, данные тренды уступают показателям железнодорожных перевозок. Продолжается рост в сегменте международной и внутрироссийской экспресс-доставки, обусловленный развитием электронной коммерции и несырьевым экспортом России. Ситуация во внутрироссийских перевозках определяется курсом национальной валюты и нормативным изменениям регулирования отрасли.

К факторам риска можно отнести снижение общей покупательной способности, отражающейся на объемах хранения, складской обработки и доставки. Тут восходящим трендом является развитие онлайн-канала продаж В2В-клиентов [5].

В результате политики «обеления» складского бизнеса увеличилась стоимость лизингового персонала, что вызывает дефицит определенных категорий рабочих, а также деятельность Федеральной налоговой службы, направленная на повышение прозрачности логистической отрасли, ведет к обострению конкуренции и повышению стоимости услуг.

Вступили в силу изменения требований по передаче сведений по движению товара, что потребовало значительных изменений в IT- и бизнес-процессах.

Международный рынок перевозок обладает признаками идеальной конкуренции, российские же компании на данный момент не способны оказать на него существенного влияния при нынешних объемах перевозок. После введения экономических санкций Евросоюзом в отношении России заметны сокращение импорта и незначительное повышение экспорта товаров. Из-за снижения поставок фруктов, мяса и молочной продукции ежеквартальное сокращение грузопотока составило порядка 1 миллиона тонн [3]. Следовательно, компании, занимающиеся рефрижераторными перевозками, потерпели серьезный экономический удар. Данная санкционная война послужила причиной переориентации грузопотока на Азиатское направление, обладающее низкими требованиями к техническим и экологическим аспектам. Все эти политэкономические факторы обусловили высокую концентрацию перевозчиков на внутрироссийском рынке, что негативно сказывается на выход российских логистических компаний на международный рынок. Переориентация части компаний исключительно на внутрироссийский рынок также повлекла значительное снижение выручки.

Аккумуляция денежной прибыли отечественных компаний происходила в российских рублях, что привело к затруднительной ситуации после роста курса рубля. Цены на технику и транспорт в рублевом эквиваленте выросли, что снизило возможность организаций обновлять и модернизировать автопарки и предоставляемые услуги. Также напряженная ситуация с европейскими разрешениями на грузовые перевозки, последствия транзитной войны с Польшей, осложнение перевозок в Великобританию имеют губительный эффект для российских логистических компаний, имеющих низкую конкуренцию, в сравнении с европейскими организациями.

Тем не менее, за счет вступившего в силу с 1 января 2019 года российско-китайского соглашения, крупные компании смогли вступить на этот рынок. Новый порядок двусторонних российско-китайских автомобильных грузовых перевозок позволил отказаться перевозчикам России и Китая от маршрутного принципа, по которому доставка грузов была возможна лишь между заранее согласованными точками и только в приграничной зоне (до 30 км вглубь стран). В соответствии с новым соглашением российские и китайские автотранспортные операторы могут свободно перевозить грузы по территориям обоих государств. Доставка грузов производится без перегрузки и смены перевозчика [6] (Pustokhin, Nekrasova, 2019). Стоит подчеркнуть, что российским компаниям все еще сложно конкурировать с китайскими перевозчиками на уровне доступности ресурсов и субсидирования китайских компаний государством.

В условиях такой ситуации решения в отрасли транспортно-логистических услуг пропускаются через призму неопределенности и делаются с большой осторожностью [13] (Spirin, Zavyalov, Zavyalova, 2017). Повышение ставки НДС, расширение санкций, нестабильность курса рубля и темпы экономического роста России на уровне 1–2 % говорят об отсутствии предпосылок к росту грузооборота и даже о сокращении объемов грузоперевозок.

Таким образом, мы видим трансформирование рынка транспортно-логистических услуг, вследствие его недостаточной развитости. Еще не разработаны достаточные механизмы повышения конкурентоспособности логистических компаний и лавирования в условиях кризиса и политической напряженности [11, 12] (Okunkova, Sharova, Mironova, Kuznetsova, 2018; Repnikova, Bykova, Skryabin, Morkovkin, Novak, 2019). Отмечая фактор риска неопределенности современной экономико-политической ситуации, мы можем выделить направления, обеспечивающие изменения сферы транспортно-логистических услуг и ее развитие:

- рост потребительской способности населения;

- цифровизация [9, 10, 14] (Selezneva, Slepenkova, 2019; Sharova, Chizhanova, 2019; Zavyalov, Kiseleva, Zavyalova, 2019);

- изменения в международной торговле;

- структурные изменения, вызванные новыми программными обеспечениями и новым оборудованием;

- изменение динамики внутренних рынков.

Особое внимание следует уделить цифровизации, которая существенным образом сказывается на снижении затрат транспортных компаний и обеспечивает быстрый рост бизнеса. Организациям в условиях современной повестки необходимо заниматься поиском платформенных решений для подбора грузоперевозчиков и организацией мультимодальных перевозок. Цифровая трансформация не только меняет отдельные логистические компании, но и становится предметом диалога между государственными органами, ведомствами и бизнесом.

В 2018 году было объявлено о создании единой цифровой платформы транспортного комплекса (ЦПТК) России, которую Минтранс планирует запустить в режим промышленной эксплуатации в 2024 году [2]. Это повлечет значительную трансформацию рынка и изменение расстановки сил в отрасли.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, обратим внимание на то, что в рамках неопределенности мировых процессов и кризисных тенденций, рынок транспортно-логистических услуг должен направить силы на укрупнение и консолидацию, так как именно крупные компании способны претерпеть изменения условий рынка, а также на оптимизацию расходной части путем развития технологического аспекта. Он поможет снизить риски от воздействия политического и макроэкономического факторов. Цифровизация способствует упрощению внутренних процессов, увеличению выручки за счет расширения взаимодействия с клиентской базой, открытию новых возможностей для онлайн-маркетинга, снижению стоимости обслуживания клиентов, появлению возможности предоставлять качественно новые услуги, а также сокращению сроков поставки.


Источники:

1. Быкова О.Н., Репникова В.М. Факторы инновационного развития России как приоритетная задача роста экономики и развития промышленности (государственное стимулирование инновационной деятельности) // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2019. - №8. - С. 50-54
2. Единая цифровая платформа транспортного комплекса заработает в 2024 году [Электронный ресурс]. URL: http://truckandroad.ru/politics/edinaja-cifrovaja-platforma-transportnogo-kompleksa-zarabotaet-v-2023-godu.html. (Дата обращения: 27.12.2019)
3. Исследовательское агентство M.A.Research. [Электронный ресурс]. URL: https://ma-research.ru/. (Дата обращения: 27.12.2019)
4. Малыгин Н.А., Завьялов Д.В. Применение технологии блокчейн в логистике: перспективы и особенности внедрения. - Человеческий капитал и профессиональное образование. 2018. - № 1 (25). - с. 88-91
5. Обзор тенденций развития транспорта и логистики в 2019 году. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/. (Дата обращения: 27.12.2019)
6. Пустохин Д.А., Некрасова Е.С. Проблемы перевозки грузов автотранспортом в международной логистике // Материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Актуальные проблемы управления – 2018. Государственный университет управления. - Москва, 2019. - С. 143-146.
7. Пустохин Д.А., Олишевский Е.Н. Использование информационных технологий в логистике // Материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Актуальные проблемы управления – 2018. Государственный университет управления. - Москва, 2019. - С. 151-153.
8. Рост без активов [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3862169. (Дата обращения: 27.12.2019)
9. Селезнева Д.С., Слепенкова Е.В. Цифровизация как одна из тенденций развития транспорта и логистики в 2019г. // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2019. - №1-2 (28). - С. 69-74
10. Шарова И.В., Чижанова Е.С. Явление цифровой трансформации и ее социальные и экономические эффекты // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2019. - № 1. - С. 288-292
11. Okunkova E.A. Аnalysis of innovative activity of Russia and foreign countries on the basis of international ratings / Okunkova E.A., Sharova I.V., Mironova D.A., Kuznetsova E. // SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. - 2018. - Т. 5. - №1.5. - С. 45-54
12. Repnikova V.M. Strategic aspects of innovative development of entrepreneurial entities in modern conditions / Repnikova V.M., Bykova O.N., Skryabin O.O., Morkovkin D.E., Novak L.V. // International Journal of Engineering and Advanced Technology. - 2019. - Т. 8. - №4. - С. 32-35
13. Spirin I., Zavyalov D.V., Zavyalova N.B. Urban transport planning a global issue for sustainable development // В сборнике: Globalization and its Socio-Economic Consequences 17th International Scientific Conference Proceedings. - 2017. - С. 2462-2469
14. Завьялов Д.В., Киселева И.В., Завьялова Н.Б. Цифровые платформы как инструмент и условие конкурентоспособности страны на мировом рынке товаров и услуг // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 2. –С.443-454. – doi: 10.18334/eo.9.2.40608.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:57