Цифровая платформа транспортного комплекса Российской Федерации. Некоторые аспекты реализации
Зубаков Г.В.1,2, Проценко О.Д.3![]()
1 НП «Инновационный логистический центр», Россия, Москва
2 РАНХиГС - Высшая школа корпоративного управления, Россия, Москва
3 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 60 | Цитирований: 28
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 3 (Март 2019)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=37242403
Цитирований: 28 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Работа посвящена актуальным вопросам практической реализации сервисов цифровой трансформации в экономических процессах транспорта, внешней и взаимной торговли в условиях цифровой экономики.
Авторы анализируют принятые в последнее время в странах ЕАЭС документы стратегического планирования предусматривают меры, направленные на стимулирование развития цифровых технологий и их использование в различных секторах экономики, в том числе и программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Делается акцент на факт отсутствия определения «Цифровая экономика» в утвержденном программном документе, в котором основное внимание уделено развитию чисто инфраструктурных элементов нового экономического уклада.
Авторы, отмечая сервисный характер транспортной отрасли, предлагают новый принцип первоочередного внедрения инновационных цифровых управленческих механизмов в транспортные процессы: сначала конструирование новых цифровых сервисов, далее – создание или комплексирование инфраструктуры, необходимой для их обеспечения..
Критикуя тенденцию «отцифровки» транспортных процессов, поддерживаемых существующей нормативной базой, авторы отмечают необходимость разработки новой нормативной базы, поддерживающей работу созданных механизмов.
В работе особое внимание уделено вопросам цифровой трансформации, вопросам преобразования соответствующего бизнес процесса в новой экономике. Коренным отличием цифровой трансформации от автоматизации и информатизации является создание новых возможностей и построение новых процессов и сервисов, а не просто повышение эффективности (снижение затрат на реализацию) уже существующих.
Практическая реализация сервисов цифровой трансформации для государства и бизнеса рассматривается на примерах инновационного проекта, «Цифровая платформа транспортного комплекса». Платформа представляет собой нейтральную к внешнеторговым и транспортным процессам отраслевую информационную среду, обеспечивающую максимально возможную степень оптимизации логистических издержек субъектов транспортно-логистических процессов без снижения уровня государственного контроля.
Авторы анализируют механизмы создания новых управленческих цифровые сервисов для субъектов транспортной инфраструктуры РФ на всех видах транспорта, по любым процессам и видам деятельности. Особое внимание уделяется вопросам организации электронного взаимодействия субъектов транспортной инфраструктуры с государственными органами на уровнях В2G, G2G, S2S с использованием механизмов «единого окна». Предлагается вариант его практической реализации
Ключевые слова: логистика, цифровая экономика, единое окно, цифровая трансформация, цифровые сервисы, цифровая платформа транспортного комплекса, внешняя и взаимная торговля
JEL-классификация: O31, F10, O33, O32, L91
Источники:
Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru.
Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru.
Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru.
Поручение Председателя Правительства Российской Федерации №ДМ-П10-4806р от 28 июля 2018 г. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru.
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента Российской Федерации №204 от 07 мая 2018 г. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru.
Паспорт приоритетного проекта Цифровой транспорт и логистика. Утвержден директором департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации №9373п-П6. от 13 декабря 2017 г. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru.
Цифровая Россия: новая реальность. Аналитический отчет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mckinsey.com/global-locations/europe-and-middleeast/russia/ ru/our-rk/mckinsey-digital.
Доклад «Цифровое правительство 2020. Перспективы для России». Всемирный банк. М., 2016 г
Актуализация систем «электронного правительства» для единого цифрового рынка. Окончательный аналитический отчет. 2015 год. Исследование, подготовленное для Европейской комиссии DG Communications Networks, Content and Technology. Europa. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu.
11. Смотрицкая И.И., Черных С.И. Современные тенденции цифровой трансформации государственного управления // Вестник института экономики российской академии наук. – 2018. – № 5. – С. 22-36. – doi: 10.24411/2073-6487-2018-00002 .
Зубаков Г.В. Методологические аспекты построения единой информационной среды логистических процессов в условиях цифровой экономики // Логистика, транспорт, природообустройство: Материалы международной научно-практической конференции. Ереван, 2015. – С. 109.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420397755.
Материалы Европейской Экономической Комиссии ООН. Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма "единого окна". [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsouz.ru.
Упрощение и стандартизация данных для международной торговли. Материалы Европейской Экономической Комиссии ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsouz.ru.
Выработка правовой основы системы "единого окна" в международной торговле. Материалы Европейской Экономической Комиссии ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsouz.ru.
Щербаков В.В. Основы логистики. / учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009. – 426 с.
18. Зубаков Г.В. Инновационные аспекты логистики внешнеэкономической деятельности. Идеология построения единой информационной среды // Логистика. – 2010. – № 3. – С. 85-89.
Зубаков Г.В. Единая информационная среда таможенного союза –интеграция ресурсов и принцип «единого окна» управления. Eurasiancommission. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/hy/act/dmi/inftech/docs_pr/conf/Documents/v15.pdf.
Зубаков Г.В. Единое окно таможенного союза требует единого управления. Tsouz.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsouz.ru/db/it/Documents/4.pdf.
Страница обновлена: 06.08.2025 в 06:37:03
Download PDF | Downloads: 60 | Citations: 28
The digital platform of the transport complex of the Russian Federation. Some aspects of the implementation
Zubakov G.V., Protsenko O.D.Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 3 (March 2019)
Abstract:
The work is devoted to the topical issues of practical implementation of digital transformation services in the economic processes of transport, foreign and mutual trade in the digital economy.
The authors analyze the strategic planning documents adopted recently in the EAEU countries, which provide for measures aimed at stimulating the development of digital technologies and their use in various sectors of the economy, including the program "Digital economy of the Russian Federation". Emphasis is placed on the fact that there is no definition of "digital economy" in the approved policy document, which focuses on the development of purely infrastructural elements of the new economic order.
The authors, noting the service nature of the transport industry, propose a new principle of priority implementation of innovative digital management mechanisms in transport processes: first, the construction of new digital services, then – the creation or integration of infrastructure necessary to ensure them.
Criticizing the trend of "digitization" of transport processes supported by the existing regulatory framework, the authors note the need to develop a new regulatory framework that supports the work of the created mechanisms.
Special attention is paid to the issues of digital transformation, the transformation of the relevant business process in the new economy. The fundamental difference between digital transformation and automation and Informatization is the creation of new opportunities and the construction of new processes and services, and not just improving the efficiency (reducing the cost of implementation) of existing ones.
The practical implementation of digital transformation services for the state and business is considered on the examples of the innovative project, "digital platform of the transport complex". The platform is a neutral to foreign trade and transport processes industry information environment that provides the maximum possible degree of optimization of logistics costs of transport and logistics processes without reducing the level of state control.
The authors analyze the mechanisms of creating new management digital services for the subjects of transport infrastructure of the Russian Federation in all modes of transport, in any processes and activities. Particular attention is paid to the organization of electronic interaction of transport infrastructure with public authorities at the levels of B2G, G2G, S2S using the mechanisms of "single window". The variant of its practical realization is offered.
Keywords: logistics, digital economy, single window, digital transformation, digital services, digital platform of the transport system of foreign and mutual trade
JEL-classification: O31, F10, O33, O32, L91

Россия, Москва