Цифровая платформа транспортного комплекса Российской Федерации. Некоторые аспекты реализации

Зубаков Г.В.1,2, Проценко О.Д.3
1 НП «Инновационный логистический центр», Россия, Москва
2 РАНХиГС - Высшая школа корпоративного управления, Россия, Москва
3 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Март 2019)

Цитировать:
Зубаков Г.В., Проценко О.Д. Цифровая платформа транспортного комплекса Российской Федерации. Некоторые аспекты реализации // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 3. – С. 407-420. – doi: 10.18334/ce.13.3.40461.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=37242403
Цитирований: 28 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Работа посвящена актуальным вопросам практической реализации сервисов цифровой трансформации в экономических процессах транспорта, внешней и взаимной торговли в условиях цифровой экономики. Авторы анализируют принятые в последнее время в странах ЕАЭС документы стратегического планирования предусматривают меры, направленные на стимулирование развития цифровых технологий и их использование в различных секторах экономики, в том числе и программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Делается акцент на факт отсутствия определения «Цифровая экономика» в утвержденном программном документе, в котором основное внимание уделено развитию чисто инфраструктурных элементов нового экономического уклада. Авторы, отмечая сервисный характер транспортной отрасли, предлагают новый принцип первоочередного внедрения инновационных цифровых управленческих механизмов в транспортные процессы: сначала конструирование новых цифровых сервисов, далее – создание или комплексирование инфраструктуры, необходимой для их обеспечения.. Критикуя тенденцию «отцифровки» транспортных процессов, поддерживаемых существующей нормативной базой, авторы отмечают необходимость разработки новой нормативной базы, поддерживающей работу созданных механизмов. В работе особое внимание уделено вопросам цифровой трансформации, вопросам преобразования соответствующего бизнес процесса в новой экономике. Коренным отличием цифровой трансформации от автоматизации и информатизации является создание новых возможностей и построение новых процессов и сервисов, а не просто повышение эффективности (снижение затрат на реализацию) уже существующих. Практическая реализация сервисов цифровой трансформации для государства и бизнеса рассматривается на примерах инновационного проекта, «Цифровая платформа транспортного комплекса». Платформа представляет собой нейтральную к внешнеторговым и транспортным процессам отраслевую информационную среду, обеспечивающую максимально возможную степень оптимизации логистических издержек субъектов транспортно-логистических процессов без снижения уровня государственного контроля. Авторы анализируют механизмы создания новых управленческих цифровые сервисов для субъектов транспортной инфраструктуры РФ на всех видах транспорта, по любым процессам и видам деятельности. Особое внимание уделяется вопросам организации электронного взаимодействия субъектов транспортной инфраструктуры с государственными органами на уровнях В2G, G2G, S2S с использованием механизмов «единого окна». Предлагается вариант его практической реализации

Ключевые слова: логистика, цифровая экономика, единое окно, цифровая трансформация, цифровые сервисы, цифровая платформа транспортного комплекса, внешняя и взаимная торговля

JEL-классификация: O31, F10, O33, O32, L91

Источники:

Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса. - М.: НИУ ВШЭ, 2017.
Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru.
Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru.
Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru.
Поручение Председателя Правительства Российской Федерации №ДМ-П10-4806р от 28 июля 2018 г. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru.
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента Российской Федерации №204 от 07 мая 2018 г. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru.
Паспорт приоритетного проекта Цифровой транспорт и логистика. Утвержден директором департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации №9373п-П6. от 13 декабря 2017 г. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru.
Цифровая Россия: новая реальность. Аналитический отчет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mckinsey.com/global-locations/europe-and-middleeast/russia/ ru/our-rk/mckinsey-digital.
Доклад «Цифровое правительство 2020. Перспективы для России». Всемирный банк. М., 2016 г
Актуализация систем «электронного правительства» для единого цифрового рынка. Окончательный аналитический отчет. 2015 год. Исследование, подготовленное для Европейской комиссии DG Communications Networks, Content and Technology. Europa. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu.
11. Смотрицкая И.И., Черных С.И. Современные тенденции цифровой трансформации государственного управления // Вестник института экономики российской академии наук. – 2018. – № 5. – С. 22-36. – doi: 10.24411/2073-6487-2018-00002 .
Зубаков Г.В. Методологические аспекты построения единой информационной среды логистических процессов в условиях цифровой экономики // Логистика, транспорт, природообустройство: Материалы международной научно-практической конференции. Ереван, 2015. – С. 109.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420397755.
Материалы Европейской Экономической Комиссии ООН. Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма "единого окна". [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsouz.ru.
Упрощение и стандартизация данных для международной торговли. Материалы Европейской Экономической Комиссии ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsouz.ru.
Выработка правовой основы системы "единого окна" в международной торговле. Материалы Европейской Экономической Комиссии ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsouz.ru.
Щербаков В.В. Основы логистики. / учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009. – 426 с.
18. Зубаков Г.В. Инновационные аспекты логистики внешнеэкономической деятельности. Идеология построения единой информационной среды // Логистика. – 2010. – № 3. – С. 85-89.
Зубаков Г.В. Единая информационная среда таможенного союза –интеграция ресурсов и принцип «единого окна» управления. Eurasiancommission. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/hy/act/dmi/inftech/docs_pr/conf/Documents/v15.pdf.
Зубаков Г.В. Единое окно таможенного союза требует единого управления. Tsouz.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsouz.ru/db/it/Documents/4.pdf.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:17:42