Влияние глобализации на взгляды и социально-экономическое поведение студентов (по материалам социологических исследований)
Винокурова Н.А.1
1 Центральный экономико-математический институт Российской академии наук
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 9 (Сентябрь 2024)
Цитировать:
Винокурова Н.А. Влияние глобализации на взгляды и социально-экономическое поведение студентов (по материалам социологических исследований) // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 9. – С. 2251-2274. – doi: 10.18334/ce.18.9.121553.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71960660
Аннотация:
Статья посвящена анализу влияния глобализации на студенческую молодёжь с выстраиванием цепочки перехода от взглядов и ценностей, сложившихся под влиянием глобализации, к планируемому (желаемому) студентами поведению на рынке труда, то есть, к сфере экономики. Это основная задача работы и в этом подходе заключается новизна исследования.
Показано, что первична в этой цепочке культурная когнитивная глобализация. В работе также выделены основные аспекты глобализации, влияющие на социально-экономическое поведение молодёжи на рынке труда. Показано, как меняется отношение студентов к предпринимательству, проанализировано отношение молодёжи к Западу и показано при каких условиях молодые люди были бы готовы к сотрудничеству с представителями Запада. В ходе исследования выявилось также, при каких условиях можно ожидать притока молодёжи в сферу информационно-коммуникационных технологий. По результатам исследования видно, что иерархия ценностей студентов меняется в сторону индивидуализма. Это ведёт к тому, что самореализация молодых людей сводится на данном этапе исключительно к личностным интересам в ущерб государственным.
Эти результаты можно использовать при планировании образовательных программ в вузах для согласования интересов студентов и приоритетов государства в отношении рынка труда. Такой анализ полезен и при определении мер государственного влияния на молодёжь, поскольку некоторые взгляды студентов противоречат интересам государства
Ключевые слова: Глобализации, социально-экономическое поведение студентов, культурная когнитивная глобализация
JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28
Введение
Актуальность.
Актуальность данной работы заключается в том, что в статье приводится анализ влияния глобализации на студенческую молодёжь с выстраиванием цепочки перехода от взглядов и ценностей, сложившихся под влиянием глобализации, к планируемому (желаемому) студентами поведению на рынке труда, то есть, к сфере экономики. Результаты исследования можно использовать для регулирования рынка труда. Можно (и нужно) опираться на них при планировании образовательных программ в вузах с целью согласования интересов студентов и приоритетов государства в отношении рынка труда. Результаты работы могут быть полезны и при выборе мер агитации и пропаганды среди молодёжи, поскольку некоторые взгляды студентов могут оказаться, как мы выяснили в ходе исследования, довольно опасными не столько в связи с экономикой, сколько с политикой. Понимание «новых», связанных с глобализацией, взглядов студентов и их связи с социально-экономическим поведением может быть интересно вузовским преподавателям.
Литературный обзор.
Наиболее известными авторами, занимавшимися проблемами глобализации, являются именитые западные социологи, на работы которых опирается большинство современных исследователей, в том числе и автор статьи. Э. Гидденс считает глобализацию закономерным и неизбежным процессом. Он говорит о создании глобального космополитического общества, хотя в то же время признает противоречивость процесса глобализации [1]. Р. Робинсон делает акцент на том, что индивид в глобальной системе будет всё меньше зависеть от локально-этнической принадлежности [2]. И. Бек понимает под глобализацией скорее идеологию неолиберализма. Особое внимание он обращает на культурную глобализацию [3]. Штихве подчеркивает роль коммуникаций в процессе глобализации, что особенно ярко проявилось с изобретением интернета [4].
Тема глобализации настолько актуальна, что простой запрос в Яндексе даёт тысячи ссылок на статьи. Большинство авторов при всех различиях взглядов признают вслед за Гидденсом, что глобализация неизбежна, хотя и несёт определенные риски потери национальной идентичности. Это особо важно для «незападных» и традиционных обществ, к которым в определённой степени можно отнести и современную Россию.
Особый интерес вызывает влияние глобализации на молодёжь. По выражению одного из зарубежных авторов, «молодежь быстро связали с глобализацией как с предвестниками зарождающегося нового глобального мирового порядка» [5]. Теперь о глобализации часто говорится в молодёжном измерении.
Молодёжь – основной ресурс будущего развития России и многое зависит от того, какие ценности, взгляды и модели поведения существуют у этой группы, как влияет на них глобализация. Это самая динамичная группа населения, быстрее всех откликающаяся на современные тенденции развития. Так что молодые люди сталкиваются с вызовами глобализации в первую очередь. В оценке влияния глобализации на молодёжь мнения расходятся так же, как в оценке глобализации в принципе. В целом это влияние признаётся всеми, но авторы по-разному оценивают его последствия. Оценки колеблются от радикально либеральных до радикально консервативных. Так, в 2016 году в сетевом молодёжном издании «янгспейс» писали исключительно о позитивных последствиях глобализации [6]. Авторы статьи о влиянии глобализации убеждены, что в экономике – это возможности для молодых людей работать в других странах или возможности использования западного опыта в бизнесе. В политике – вхождение российской молодёжи в международные политические организации, где более опытные западные коллеги помогают включиться в реальную политику по правилам этих организаций. В образовании – введение болонской системы, которая способствует вхождению в западную культуру. Признаётся важная роль СМИ и Интернета для «унификации культурных единиц». Одним словом, авторы рассматривают преимущества глобализации для молодёжи с западных позиций, как принятие западных правил в разных сферах. В работе [7] акцент делается также на положительной роли глобализации, хотя автор и признает, что существуют связанные с ней проблемы. В статье утверждается, что российская молодёжь должна «освоить планетарную этику и научиться жить на её основе». Есть и более осторожные выводы. Так, в работе [8] делается вывод об усилении с наступлением глобализации противоречий в представлениях и ценностях студентов. Причём, по наблюдениям автора, меняются и консервативные, и либеральные взгляды. Основные опасения, связанные с влиянием глобализации, также относятся к изменению традиционных ценностей. В работе [9] утверждается, что под влиянием глобализации ценности молодёжи меняются исключительно в худшую сторону. По её мнению, увлечение интернетом ведёт к тому, что молодёжь доверяет только информации из интернета, перестаёт уважать старших, отрицает достижения России и т.д. Утверждается, что новые либеральные ценности молодёжи – деньги, успех, слава. Автор предлагает бороться с подобными фактами влияния глобализации.
Обобщая, можно сказать, что обсуждения крутятся вокруг оси – либерализм vs консерватизм. Согласно классику изучения процессов глобализации И. Беку, молодёжь склоняется к либерализму гораздо быстрее старшего поколения [3].
Не претендуя на всеохватывающий анализ этой темы, мы в данной работе будем опираться лишь на конкретные результаты собственных социологических исследований студенческой молодёжи России.
Научный пробел.
Несмотря на большое количество публикаций на тему влияния глобализации на молодёжь, отсутствуют работы, в которых рассматривались бы фундаментальные факторы, позволяющие выстроить цепочку: взгляды – поведение - экономика. В данной работе делается скромная попытка перейти от взглядов и ценностей к тенденциям поведения студентов на рынке труда, то есть, в широком смысле – к влиянию глобализации на экономику.
Цели исследования:
1.Выявление основных тенденций в отношении влияния глобализации на молодёжь, на её взгляды, ценности и программы социально-экономического поведения на рынке труда. 2. Выявление взаимосвязей между молодёжью, культурой и глобализацией.
Научная новизна.
Научная новизна заключается в самих целях исследования – в выявлении фундаментальных тенденций влияния глобализации не только на ценности и культуру, что есть и у других авторов, но и на поведение на рынке труда, то есть, на сферу экономики. Кроме того, можно считать новым подход к методологии, основывающийся на вторичном анализе данных собственных исследований для изучения такого сложного явления как глобализация.
Авторская гипотеза
Основная гипотеза, а точнее, утверждение - влияние глобализации на молодёжь лежит в сфере культурной глобализации. Именно взгляды, ценности определяют поведение молодёжи в разных сферах. Автор следует за Р. Робертсоном [2], который говорил, что без культурных преобразований продвижение глобального проекта вообще невозможно.
Рабочая гипотеза заключается в предположении, что вторичный анализ данных собственных исследований позволит выявить неочевидные факторы и тенденции поведения молодёжи на рынке труда.
Материалы и методы исследования
Статья базируется, как видно из заглавия работы, на собственных социологических исследованиях. Используются 3 исследования, сделанные в разные годы. Первоначально они не были предназначены для анализа влияния глобализации или традиционализма на социально-экономическое поведение людей. Эта работа является вторичным анализом большого исследовательского материала. Поэтому здесь приводятся довольно подробные описания исходных материалов, что важно для лучшего понимания результатов. В исследовании применялись количественные и качественные социологические методы. Были использованы: 1. Результаты опроса студентов Воронежского государственного университета, проведенного авторами в 2016 году. Всего порядка 400 респондентов; 2. Результаты опроса студентов в 15 университетах пяти городов (Москвы, Тюмени, Астрахани, Воронежа, Твери) проведенных в 2019 году. Всего – более 800 респондентов. 3. Результаты опроса студентов в Государственном университете «Дубна» в 2021 году, более 300 респондентов. Все опросные анкеты авторские. Анкета, спроектированная для исследования в 2016 году, была нацелена в большей степени на исследование ценностных ориентаций студентов и их планов на будущую карьеру. Анкета, спроектированная для более поздних исследований, включила в себя также ряд вопросов, относящихся к взглядам студентов на предпринимательство и возможной карьере в этой сфере. Так что данное исследование ограничено этими вопросами, не затрагивая взглядов молодёжи на семью, любовь и т.п. Наличие одинаковых вопросов в анкетах разных лет позволяет проводить сравнения между результатами опросов.
Кроме того, одновременно с проведением опросов в Москве и Воронеже был проведен ряд интервью со студентами, принимающими участие в опросе. Респондентами в этом случае стали студенты, сами проявившие желание обсудить темы, затронутые в анкете. Цель интервьюирования – получение дополнительных комментариев к ответам на вопросы анкеты. Это позволяет дать более глубокую интерпретацию результатов. Всего проведено 15 интервью.
Более подробное описание выборки и методологии исследования можно найти в статье [10].
Результаты исследования
1. Отношение к предпринимателям и предпринимательству.
Хорошее отношение к предпринимательству и к предпринимателям можно считать, на наш взгляд, проявлением современности, следствием влияния глобализации, принятием западных экономических концепций, пусть иногда и на интуитивном уровне. В России ещё в годы позднего СССР в обществе сложилось подозрительное отношение к тем, кто занимался предпринимательством, да собственно и термина такого не было. Были незаконные теневые производства потребительских товаров, была перепродажа дефицитных товаров и т.п. Людей, вовлеченных в подобную деятельность, считали спекулянтами, торгашами, жуликами, коммерсантами. Отрицательное отношение к таким людям перешло в постсоветское время. На представителей зарождающегося, уже законного предпринимательства, по-прежнему смотрели с подозрением. Понимания того, что предпринимательство – это важный ресурс роста экономики и в целом благосостояния общества ещё не было. Об этом свидетельствуют результаты социологических опросов [11] и исследования учёных. Так, в работе начала 90-х годов эксперты говорят о «гонениях и многочисленных осуждениях предпринимательства» и соответственно о ярко выраженном эмоционально - отрицательном отношении значительной части населения к предпринимателям [12].
С другой стороны, в 90-е годы возникла и определенная эйфория в отношении предпринимательства, хотя представления о предпринимательстве в то время и были ещё весьма абстрактными. Во многом эта эйфория была связана с тем, что, по мнению значительной части населения, предприниматели могут заработать большие деньги. Изменение отношения к предпринимательству в положительную сторону отразилось, прежде всего, на желании людей заниматься предпринимательством.
Наибольший интерес и желание стать предпринимателями выявились у молодёжи, что ещё раз свидетельствует о том, что утверждение Бека о большей в сравнении со старшим поколением склонности молодёжи к либерализму верно. Студентов не смущало, что предпринимательство - это либеральное экономическое направление. Опрос ВЦИОМ 2016 года выявил, что 60% молодых людей хотели бы стать предпринимателями [11]. Среди людей пенсионного возраста таких оказалось всего 6%. Причём желание заниматься предпринимательством существенно выросло в сравнении с 1991 годом. С годами настрой молодёжи на предпринимательство только рос. Так, с 2019 года по 2023 год число предпринимателей в возрасте до 25 лет выросло на 65% [13].
Данные наших анкетных опросов и интервью подтверждают позитивное отношение студентов к предпринимателям. Так, 78% наших респондентов считают, что предпринимательская деятельность заслуживает глубокого уважения в обществе. А 61,1% опрошенных нами студентов в 2016 году хотели бы стать предпринимателями. Мы выяснили, чего ждут студенты от занятия предпринимательством, что их привлекает. (См. табл.1).
Таблица 1.
Наиболее важные для студентов аспекты наличия собственного бизнеса
Варианты ответов
|
Процент
ответов
|
Получение стабильного дохода
|
51,1
|
Обеспечение будущего детей, возможность
передать им своё дело
|
37,9
|
Возможность постоянного саморазвития
|
37,9
|
Работа на себя, а не на «дядю»
|
34,0
|
Возможность быстро заработать
|
11,6
|
Признание, уважение окружающих
|
10,5
|
Другое
|
1,8
|
Затрудняюсь
с ответом
|
3,6
|
(Поскольку на данный вопрос можно было дать больше одного ответа сумма процентов больше 100).
Данные таблицы ярко демонстрируют, что студенты при всём уважении к предпринимательству и желании иметь свой бизнес плохо представляют, что такое предпринимательство на деле. Они не понимают, что предпринимательство связано с рисками и получение стабильного дохода, особенно в начале пути, практически нереально. Стремление стать предпринимателями – скорее из области мечты. Однако это не означает, что эти данные мало информативны. Дело часто начинается с мечты. Во всяком случае, студенты уже задумываются о предпринимательстве и более конкретно. Опрос продемонстрировал, что почти четверть студентов имеют какие-то идеи для предпринимательской деятельности. (См. табл. 2).
Таблица 2.
Распределение ответов на вопрос: есть ли у Вас лично в настоящее время какие-то идеи для предпринимательской деятельности?
Варианты
ответов
|
Процент ответов
|
Да,
есть
|
23,0
|
Есть,
но пока довольно смутные
|
41,1
|
Нет
|
34,1
|
Я
уже предприниматель
|
1,8
|
Тем не менее, студенты смотрят вполне реалистично на возможность начать свое дело в ближайшее время. Они не надеются, что сразу после вуза смогут стать предпринимателями. Если речь идёт о сроке 10 лет после окончания вуза, студенты становятся более оптимистичными. (См. табл. 3 и 4).
Таблица 3.
Распределение ответов на вопрос: как Вы оцениваете вероятность для себя лично стать предпринимателем сразу после окончания вуза?
Варианты
ответов
|
Процент
ответивших
|
Высокая
|
11,9
|
Средняя
|
39,2
|
Низкая
|
48,9
|
Таблица 4.
Распределение ответов на вопрос: как Вы оцениваете вероятность для себя лично стать предпринимателем через 10 лет?
Варианты ответов
|
Процент
ответивших
|
Высокая
|
40,5
|
Средняя
|
47,4
|
Низкая
|
12,1
|
Таким образом, хорошее отношение к предпринимателям и к предпринимательству в целом ведёт к желанию студентов стать предпринимателями, что и подтверждается ростом молодёжного предпринимательства в последующие годы. Также в процессе интервьюирования выяснилось, что специальное обучение бизнесу в России или за рубежом рассматривается как полезное и желательное наиболее заинтересованными в открытии своего дела студентами.
2. Отношение молодёжи к Западу
По результатам исследования, проводившегося в 2016 году, более половины респондентов, желающих работать в науке (57,2%), хотели бы работать за рубежом. Из них более четверти (26%) выразили желание работать там не временно, а на постоянной основе. (См.табл.5).
Таблица 5.
Предпочтения респондентов, выразивших желание
работать в науке при выборе места работы
Варианты ответов
(предпочитаемое место работы) |
Процент ответов
|
В
России
|
23,1
|
За
рубежом
|
26,0
|
За рубежом,
но только на какой-то срок
|
31,2
|
Затрудняюсь
ответить
|
19,7
|
Можно предположить, что желание молодых людей заниматься наукой за рубежом вызвано не только надеждой на более высокую оплату (их не устраивает низкая оплата труда учёных в России), но и уважением к уровню науки на Западе. Во всяком случае, 26,2% респондентов считают, что России в первую очередь надо догонять Запад по уровню развития науки и высоким технологиям.
Интерес к поездкам за границу – характерная черта студенческой молодёжи. Им задавался вопрос о самых важных для них характеристиках качества жизни. За возможность ежегодно бывать в туристических поездках за рубеж проголосовало 42,6% респондентов. Для сравнения, за возможность оплачивать дополнительное образование – 32,6%, а за возможность покупать качественную компьютерную технику, телефоны и прочие гаджеты – всего 31,6%.
Один из вопросов анкеты был нацелен на выяснение представлений студентов о США, о том, что они ценят в США. Выяснилось, что для российских студентов большое значение имеет внимание к правам человека. (См. табл. 6).
Таблица 6.
Распределение ответов на вопрос:
«Что бы Вы выше всего оценили в США?»
Варианты
ответов
|
Процент
ответов
|
Высокое
качество жизни
|
29,8
|
Высокие
технологии
|
25,3
|
Внимание к
правам
человека
|
27,7
|
Культура
|
17,2
|
Интересно, что для аспирантов права человека вообще оказываются наиболее важным из американских достижений фактором. Так считает 35,1% опрошенных аспирантов.
Интерес к правам человека может быть связан с тем, что права человека плохо соблюдаются в России. Согласно данным опроса ФОМ в 2018 году такого мнения придерживалось 52% респондентов [14]. Однако нас в данном случае интересует сам факт того, что студенческая молодёжь уверена, что в США права человека соблюдаются. Едва ли наши респонденты уже побывали в США. Откуда у них такая уверенность? Скорее всего, в эти годы ещё существовало некое представление о США, как об образце для подражания.
В исследовании 2019 года студенты, отвечая на вопрос, чем они будут руководствоваться при выборе места работы, выразили довольно большое желание сделать международную карьеру. Они оценивали свои критерии выбора будущего места работы в баллах, где 7 означало самую высокую оценку. Их оценка желания найти работу, где можно было бы сделать международную карьеру – 5,2 балла. Для сравнения, желание найти работу, где они могли бы получить сразу большой личный доход, оценивается всего в 4,8 балла.
По результатам того же исследования мы видим, что, размышляя о своем предполагаемом бизнесе, 31,5% респондентов отдали предпочтение иностранцам в качестве своих деловых партнеров. Можно было бы предположить, что студенты считают иностранцев более надёжными партнерами. Однако это не подтвердилось. Надёжными их посчитало всего 7,8%. Причина выбора партнеров - иностранцев заключается в желании получить новые технологии (33,3%) и изучить западную культуру управления (19,1%). Желание осваивать западный опыт подтвердилось и в процессе интервьюирования. Вот что сказал по этому поводу студент-экономист из Москвы: «Я ещё в школе ездил в Америку по обмену. У американцев есть, чему поучиться». Влияние глобализации в данном случае налицо.
3.Отношение к информационно-коммуникационным технологиям.
Начнём с высказывания одного из студентов Воронежского технического университета: «Цукерберг и Гейтс – гении. Джобс – тоже гений». Уже это говорит, как минимум, об уважительном отношении студентов к сфере IKT. Как отмечал Штихве, коммуникационные технологии играют ведущую роль в процессе глобализации [4]. А слияние информационных и коммуникационных технологий – ключевой аспект глобализации. Эти технологии предоставляют новые возможности коммуникации и контактов между различными культурами. Авторы книги «Нетократия» ещё двадцать лет назад писали, что «новые преобладающие коммуникационные технологии означают зарождение нового мира» [15]. Отношение нашей молодёжи к информационно-коммуникационным технологиям во многом демонстрирует её вовлеченность в глобализационные процессы.
ИКТ связываются в представлении молодёжи с работой компьютерщиков, программистов. Профессия программиста была названа самой престижной (55,8% ответов). Для сравнения, профессии маркетолога и менеджера набрали чуть более 10% голосов.
Студенты не случайно упоминали Гейтса и Цукерберга. Выяснилось, что большинство студентов считает, что из всех новых технологий в США приоритет отдаётся ИТ. (См.табл.7). США в годы, когда шло наше исследование (с 2016 – по 2021), воспринимались, как самое продвинутое в этом отношении государство. Можно было бы ожидать, что молодые люди хотели бы, чтобы и в нашей стране цифровые технологии развивались в первую очередь. Но оказалось, что развитию ИКТ студенты отвели лишь третье место по приоритетности. (См. табл. 7). Самым важным для них (и с большим отрывом от других вариантов) оказались медицинские разработки. Качество и продолжительность жизни, здоровье, как показало наше ислледование, волновали студентов больше всего [16]. То есть, в эти годы сфера ИКТ, хотя и считалась важной, но личные интересы молодёжи пока лежали в другой области. Действительно, выявился некий парадокс: при всём уважении к занятиям в сфере ИКТ, особого желания самим попробовать себя там не было. Так, отвечая на вопрос о том, какая работа кажется респонденту самой привлекательной и желательной лично для него, лишь 19,0% ответов относились к ИКТ. Но, если бы у студентов появилась возможность поработать после окончания вуза в крупной компании, занимающейся новыми технологиями, то желающих заняться ИКТ в такой компании оказалось значительно больше (25,6% ответов). И 29,5% голосов студенты отдали работе в сфере ИИ (искусственный интеллект). Вызывает удивление некоторая противоречивость ответов на два похожих вопроса. Для объяснения этого были использованы данные интервьюирования студентов. Оказалось, что студенты не уверены в своих силах (знаниях), чтобы считать этот тип работы самым желаемым, а также не уверены, что смогут получить «достойную» зарплату. А вот представление о престижной крупной компании, занимающейся новыми технологиями, связывается у них с большими возможностями, с получением опыта и, что важно, с высокими зарплатами. 55% респондентов, согласно нашему опросу, считают, что работа в этом случае будет интересной. Можно с уверенностью утверждать, что именно высокие заработки в сфере ИКТ привлекательны для молодёжи.
Нужно отметить, что в последующие годы интерес к работе в ИКТ стал быстро расти. Это, в первую очередь связано с тем, что на рынке труда возрос спрос на таких специалистов. Поэтому они могут рассчитывать на хорошую заработную плату. Кроме того, вузы стали предоставлять больше возможностей для овладения «цифровой» профессией. Так, уже в 2022 году в 114 вузах заработали «Цифровые кафедры», в которых молодежь получает дополнительную квалификацию в области ИТ [17].
Таким образом, глобальный тренд в развитии ИКТ не обошёл Россию в целом, но в первую очередь коснулся молодёжи.
Таблица 7.
Сравнение ответов студентов на вопросы о наиболее развитых технологиях в США и о том, какие технологии нужно развивать
в России в первую очередь
Варианты ответов |
США
(Процент ответов) |
Россия
(Процент ответов) | |
Нанотехнологии
|
39,0
|
34,7
| |
Биотехнологии
|
18,1
|
30,3
| |
Медицинские
разработки
|
53,1
|
82,4
| |
Информационные
технологии
|
55,8
|
31,8
| |
Создание новой техники для
промышленности
|
46,9
|
27,9
| |
Космические
исследования
|
13,4
|
30,8
| |
Новые виды
вооружения
|
15,7
|
23,9
| |
Робототехника
|
27,0
|
11,1
| |
Способы борьбы с глобальным
потеплением
|
5,8
|
17,9
| |
Другое
|
1,0
|
1,8
| |
Как можно было ожидать, между девушками и юношами существует большое различие в отношении к ИКТ. Эта работа воспринимается как мужская. Желающих работать в этой сфере в два раза больше среди мальчиков, чем среди девочек. Но эта ситуация меняется. Растёт число женщин-соискательниц вакансий в сфере IT. При этом число резюме соискателей мужского пола растёт более низкими темпами. Отмечается, что растёт также процент девушек, поступающих в вузы на специальности IT [18]
Если говорить о возрастных различиях в желании работать по специальностям IКТ или IT, то в исследовании 2021 года (при росте спроса на «айтишников») уже 42,2% респондентов в возрасте 17-19 лет изъявили желание работать в IT. К старшим курсам энтузиазм несколько спадает. Таких нашлось всего 29,7 %. Но больше всего желающих выбрать эту сферу оказалось в возрастной категории 23-25 лет. В 2016 году наибольший интерес к работе в IT тоже проявила старшая возрастная группа.
В обыденной жизни студенты увлечены интернетом. Согласно исследованию 2016 года порядка 70% опрошенных студентов увлекаются компьютерными играми. Из них треть респондентов увлекается боевиками, т.е. жанром, который во многом пришёл из Америки.
Много свободного времени у студентов тратится на общение в социальных сетях. Нужно сказать, что увлечение молодёжи интернетом оказывает на неё большое влияние. Например, в одном из прошлых исследований мы обнаружили, что большая часть молодых людей получает информацию из интернета, в то время, как старшие получают её из традиционных СМИ, в основном из передач телевидения. В результате молодые люди гораздо более критично относятся к действующей власти. Непонятно, как они поведут себя при голосовании за её представителей [19].
В целом, отношение российского студенчества к любым информационным технологиям, к развитию искусственного интеллекта, к программированию, наблюдаемые тенденции в этой сфере, говорят о том, что наша студенческая молодёжь вполне соответствует мировым трендам. Не случайно, наши молодые специалисты, как показали последние события, востребованы во всём мире, включая США и страны Запада.
4. Смена иерархии ценностей. Индивидуализм. Самореализация.
В нашем исследовании выявилась яркая характеристика студенческой молодёжи: важнейшей мотивацией для студентов является желание «развиваться как личность». (См. табл.8).
Таблица 8.
Распределение ответов на вопрос: «Чем Вы будете руководствоваться при выборе работы после окончания вуза»?
(Студенты оценивали мотивы выбора в баллах, где 7 – самый важный мотив выбора, а 1 – совсем неважный).
Варианты ответов
|
Средневзвешенный балл
|
Наиболее важные мотивации студентов
(оценка более 5 баллов) | |
Развиваться как личность
|
6,1
|
Иметь возможность совмещать работу и личную жизнь
|
5,9
|
Обеспечить свою финансовую безопасность
|
5,7
|
Воплотить собственную мечту
|
5,6
|
Чего-либо достичь, получить признание
|
5,5
|
Приобрести более высокое положение в обществе
|
5,2
|
Быть собственным начальником
|
5,2
|
Иметь гибкий график работы
|
5,2
|
Иметь возможность международной карьеры
|
5,2
|
Мотивации второго уровня значимости
(оценки менее 5 баллов) | |
Следовать важной социальной миссии, приносить пользу людям
|
4,9
|
Получить сразу большой личный доход
|
4,8
|
Построить свой бизнес
|
4,5
|
Решать масштабные, вызывающие задачи
|
4,4 |
Разработать идею нового продукта, услуги
|
4,1 |
Поработать с передовыми технологиями
|
3,9 |
Продолжить семейную традицию
|
2,4
|
Финансовая безопасность, по результатам наших исследований, всегда входит в первую тройку предпочтений и мотиваций, но всё же можно утверждать, что потребности студентов, согласно пирамиде Маслоу, уже перешли на более высокий уровень. Объяснить это, по нашему предположению, можно тем, что материальные потребности студенчества удовлетворяются, что острой потребности в материальных благах они не испытывают. Кого-то обеспечивают родители, кто-то подрабатывает.
При анализе данных отдельно по городам, балльные оценки для разных городов различаются. Для Москвы оценка фактора «развиваться как личность» равна 6,2 баллам, а для Астрахани и Твери – 5,9. Тем не менее, все три первых по важности мотивации остаются на первом месте во всех городах.
Различаются по городам и такие показатели, как «желание приносить пользу людям», «преодолеть отставание России в современных технологиях», «решать масштабные задачи». Так, в сравнении с москвичами, воронежские студенты в большей мере оказались «государственниками» [20].
Интересно, что для девушек мотив саморазвития важнее, чем для юношей (6,2 балла у девушек и 6,0 у юношей). Поскольку девушки в основном относятся к гуманитариям, то, возможно, на их предпочтения повлияла не только гендерная составляющая, но и профессиональная.
Очевидно, что основные мотивации при поиске работы – сугубо личностные. Студенты мало заинтересованы в решении государственных задач, у них нет стремления к инновационной деятельности, к решению масштабных задач, нет желания приносить пользу людям. Для них важнее их личная жизнь, их свободное время, их собственные мечты. Это во многом подтверждается и ответами на другой вопрос – о том, ради чего молодые люди готовы много работать. (См. табл.9).
Таблица 9.
Распределение ответов на вопрос: «В каком случае Вы лично готовы были бы работать очень много и напряженно?»
Варианты
ответов
|
Процент
ответивших
|
Чтобы стать известным, знаменитым
|
5,9
|
Чтобы хорошо заработать
|
30,3
|
Если результаты Вашей деятельности могут
принести много пользы людям
|
21,9
|
Если работа интересная и творческая
|
33,1
|
Если результаты помогут преодолевать отставание
России в современных технологиях
|
8,8
|
Другое
|
-
|
Эта таблица демонстрирует, что желание иметь интересную творческую работу является самым важным для молодых людей. Треть студентов выразила желание работать в сфере искусства. Это коррелирует с их желанием развиваться как личность, с саморазвитием. В опросе 2016 года студенты отвечали на вопрос о том, нужно ли России создавать собственные технологии или лучше заимствовать их на Западе. Так вот 86,6% респондентов высказались за развитие новых технологий в России. Но, как видим, сами они работать ради этого не готовы. Когда дело касается возможности открыть свое дело, свой бизнес, то мотив «возможность постоянного саморазвития» оказывается на втором месте после возможности «получать стабильный доход» и возможности «работать на себя, а не на дядю». Если не говорить о ценности семьи и здоровья, что не входило в тему нашего исследования, то превалирующими оказываются ценности саморазвития, интересной работы и материальной обеспеченности.
Итак, саморазвитие, личностное развитие – это признак нашего времени, это, пожалуй, самая главная характеристика современного студенчества. Об этом свидетельствуют и опросы молодёжи, проводимые другими исследователями [21]. Об этом упоминается и у разных авторов. Так, в работе [22] говорится, что «современные молодые россияне сильно отличаются от предыдущих поколений по притязаниям и взглядам». У них изменились ценности. А в соответствии с новыми ценностями меняется и модель поведения.
Желание развиваться как личность, потребность в самореализации рассматриваются обществом как положительные факторы. С этим трудно не согласиться. Более того, премьер-министр России Мишустин назвал самореализацию главной задачей для молодёжи [23]. Он рассчитывает, что молодёжь внесёт свой вклад в передовые технологические разработки и самореализуется в этой работе, что эта работа будет для них интересной, вдохновляющей. Однако на практике, говоря о самореализации, молодёжь скорее интересуется продвижением себя в социальных сетях, в блогерстве. «Сейчас много направлений развития молодежи, и одним из лидеров остается самореализация. Она помогает студентам на пути формирования личности и укрепляет лидерский потенциал в образовании и начале карьерного пути», — отмечает руководитель Всероссийского студенческого проекта «Твой Ход» Кристина Шенк. [24]. Она рассказывает, что акцент в их деятельности делается на творчество, на участие студентов в различных проектах, где они делятся своими фотографиями, видео, клипами, подкастами, статьями и музыкой. 80% респондентов, по данным организации «Твой ход», уверены, что в самореализации прежде всего помогает создание и продвижение личного блога в социальных сетях. Я не утверждаю, что блогерство – однозначно плохое явление. Но очевидно, что личные интересы участников в их стремлении к творчеству и интересной работе далеки от тех задач, которые ставил перед молодёжью премьер-министр. Результаты нашего исследования как раз и свидетельствуют об этом.
На наш взгляд обращение молодёжи исключительно к своим личным целям – это проявление крайнего эгоизма и индивидуализма. При этом молодые люди рассчитывают только на себя и в жизни. Когда мы их спрашивали, что важно, чтобы добиться успеха в работе, они ссылались исключительно на личные качества – целеустремленность (63,6% голосов), уверенность в себе (50%), коммуникационные способности (47,6%). Важность взаимопомощи и сотрудничества выбрали всего 14, 1 %.
Молодые люди обращены к себе. Даже лексически слова самореализация, самовыражение, саморазвитие говорят об обращении к себе. Это влияние глобализации, это смена иерархии ценностей, пришедшая из современного глобального западного мира. Это гедонизм. Мы говорим о современном западном мире, поскольку в 1966 году Андре Моруа в своем эссе «Открытое письмо молодому человеку в науке жить» провозглашал совсем другие ценности. [25] Он писал: «во-первых, нельзя жить для себя». Он настаивает, что надо жить для других, что «жить для страны» лучше, чем «жить для себя». Вот его завет молодёжи. Речь идёт о традиционных христианских ценностях. В это время Европа ещё не была глобализированной, традиционные ценности ещё были в цене. Но в те же годы авторы «Нетократии» уже настаивают на приходе новой эры с доминирующей технологией компьютерных сетей. А это ведёт и к новому стилю жизни, к новой иерархии ценностей. Мы можем наблюдать, как их предсказания сбываются. Действительно, на место мысли Моруа о том, что «нельзя жить для себя» приходит новое представление о смысле жизни – «думай о себе, не думай о других». Свобода нужна для достижения собственных целей. Индивидуум становится Богом.
Разумеется, что ценности не меняются быстро и одновременно у всей молодёжи. В работе [8] это хорошо продемонстрировано. Но в данной статье мы выявили тенденции основных фундаментальных изменений. Вполне вероятно, что противоречия между группами молодёжи с разными ценностями будут возрастать.
Заключение
Итак, выявлено влияние глобализации на российскую молодёжь в тех 4-х аспектах, которые представляют наши исследования. Это касается, прежде всего, культурной глобализации, глобализации когнитивного мира.
Влияние глобализации имеет как положительный, так и отрицательный характер. Исследование продемонстрировало, что студенты принимают западные экономические концепции в отношении предпринимательства, а тенденция роста молодёжного предпринимательства – положительный фактор. Можно ожидать притока молодёжи в эту сферу и в дальнейшем.
Что касается отношения к Западу – это влияние противоречиво. Желание перенимать новые технологии, учиться – хороший фактор, но бездумное, не критичное отношение к США как к образцу для подражания довольно опасно. Оно может повлиять на отношение молодёжи к политике властей.
Неоднозначно и влияние глобализации в отношении ИКТ. Оно заключается не только в увлечении ИКТ, но и в том, что именно через интернет, через социальные сети студенты могут получать фальшивую информацию.
Важным результатом исследования является доказательство смены иерархии ценностей. Новая яркая характеристика студенчества – желание самореализации. В работе пересмотрено понятие «самореализация». Доказано, что самореализация в её современном прочтении ведёт к безграничному эгоизму и индивидуализму. Это – основные факторы, определяющие поведение современных студентов. Смена ценностей в сторону индивидуализма, гедонизма, эгоизма – опасное отрицательное влияние глобализма на молодёжь. Оно требует внимания со стороны власти, как на уровне университетов, так и государства. А, поскольку ценности меняются не одномоментно, то вполне возможно разделение молодёжи на группы с разными ценностями.
План дальнейших исследований: 1. Изучение влияния внешних условий на устойчивость поведения молодёжи. 2. Углублённое изучение с помощью фокус-групп настроений и планов студенчества на ближайшее будущее.
Источники:
2. Robertson R. Globalization. Social Theory and Global Culture. - London Sage, 1992. – 211 p.
3. Бек У. Что такое глобализация?. / пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника. - М.: Прогресс -Традиция, 2001. – 304 c.
4. Штихве Р. К генезису мирового общества – инновации и механизмы // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1999. – № 3. – c. 17-21.
5. Lukose, R.A. Youth and globalization: changing trajectories of culture and politics. In: Buckingham D., Bragg S., Kehili M.J. (ed.) Youth cultures in the era of global media. Studies of childhood and adolescence. – Palgrave Macmillan, London, 2014.– 46-52p
6. Как глобализация влияет на молодёжь?. Янгспейс. [Электронный ресурс]. URL: https://youngspace.ru/faq/kak-globalizatsiya-vliyaet-na-molodezh?ysclid=lyzrj06ptw7513683 (дата обращения: 28.07.2024).
7. Положенцева И. В. Молодёжь в эпоху глобализации // Власть. – 2019. – № 4. – c. 83-86.
8. Зайцева А. А. Консервативно-либеральные тенденции в социальном поведении студентов вузов Ростовской области // Гуманитарий Юга России. – 2020. – № 6. – c. 171-176.
9. Ореховская Н.А. Какие вызовы глобализация ставит перед молодежью, и как их преодолевать // Казанский педагогический журнал. – 2018. – № 2. – c. 202-205.
10. Винокурова Н.А., Гаврилец Ю.Н., Тараканова И.В. Теоретико-информационный подход к анализу планов студентов относительно будущей карьеры. Vestnik CEMI. [Электронный ресурс]. URL: http://ras.jes.su/cemi/s265838870023994-6-1 (дата обращения: 28.07.2024).
11. Свой бизнес: сегодня и 25 лет назад - НИСИПП. [Электронный ресурс]. URL: https://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=131833 (дата обращения: 28.07.2024).
12. Радаев В.В. Российские предприниматели: кто они // Вестник статистики. – 1993. – № 9. – c. 28-35.
13. Власти назвали число молодых предпринимателей в России — РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/26/01/2024/65b25b139a794706d3729f84?ysclid (дата обращения: 28.07.2024).
14. Гражданские права и свободы. Фом. [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/TSennosti/14053 (дата обращения: 28.07.2024).
15. Бард А., Зодерквист Я. Netokратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. / Пер. с англ. Виталия Миучкова. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. – 256 c.
16. Винокурова Н.А., Гудович И.С., Баклыков А.С. Молодежь как стратегический ресурс будущего развития: ценностные ориентации, планы, мечты // Современная экономика: проблемы и решения. – 2017. – № 9 (93). – c. 14-31.
17. Пойти в ИТ: Как молодежь России приобщают к технологиям будущего - KP.RU. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/daily/27546/4813524/ (дата обращения: 28.07.2024).
18. Среди россиянок вырос интерес к работе в IT. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/31/08/2023/64ef765f9a794736 (дата обращения: 28.07.2024).
19. Винокурова Н.А., Никитин С.А., Черненков М.В. Российская молодежь: потенциал социально-политической активности // Общество и государство в условиях социально-экономических трансформаций (VII Рязанские социологические чтения): Материалы Национальной научно-практической конференции с международным участием. Рязань, 23-25 ноября 2017 М.: Издательство Ипполитов. Рязань, 2017.
20. Винокурова Н.А. Гудович И.С. Москва – Воронеж. Сходство и различия в отношении студентов к науке и ученым // Современная экономика: проблемы и решения. – 2020. – № 4. – c. 3-6.
21. Опрос показал стремление российской молодежи к самореализации. Новости общества | Известия | 27.06.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1535245/2023-06-27/opros-pokazal-stremlenie-rossiiskoi-molodezhi-k-samorealizatcii (дата обращения: 28.07.2024).
22. Соболевская О. В. 31 октября, 2014 г. Молодежь жаждет самореализации – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/news/177666441.html (дата обращения: 28.07.2024).
23. Мишустин назвал самореализацию главной задачей для молодежи –ТАСС. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/17613009?ysclid=lymxrkzjfw87675144 (дата обращения: 28.07.2024).
24. Проект «Твой Ход» и VK Education: 96% российской молодёжи стремится к самореализации. [Электронный ресурс]. URL: https://fadm.gov.ru/news/proekt-tvoy-khod-i-vk-education-96 (дата обращения: 28.07.2024).
25. Моруа А. Открытое письмо молодому человеку о науке жить. / в Сб.: Сенека, Честерфилд, Моруа. - М., «Политиздат», 1992. – 309-310 c.
Страница обновлена: 08.10.2024 в 15:43:43