Рецензия на монографию Чжоу Юй, Н.А. Абрамовой «Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия»

Шаренкова Т.А.1
1 Читинский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», Россия, Чита

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2018)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44644486



Сегодня в условиях повсеместного расширения межкультурных связей и отношений, интенсивных межэтнических контактов, характерных для современной исторической эпохи глобализации и всемирной аккультурации, практически ни одна этническая общность не способна существовать в изоляции от других народов. Каждый этнос в той или иной степени открыт для восприятия достижений других культур и одновременно готов поделиться собственными культурными ценностями. Своеобразные связи, специфика отношений субъекта к миру и к себе формируются и развиваются во взаимодействии. В данном контексте особый интерес вызывают приграничные социокультурные пространства, в основе которых находятся различные культуры и традиции. На сопредельных приграничных территориях происходит, с одной стороны, столкновение непохожих миров, уникальных традиций и ментальностей. С другой стороны, такая ситуация межэтнического взаимодействия способствует усилению взаимовлияния культур, интеграции материальных и духовных ценностей ближайших соседей. Благодаря углублению трансграничного сотрудничества наций и динамике развития приграничного пространства, происходят трансформации в содержательном наполнении этнического самосознания. Оно приобретает новые интегральные характеристики и качества. В этой связи проблема исследования, представленная в монографии, весьма актуальна.

Авторы рассматривают китайское приграничное пространство как сегмент ареала трансграничья России, Китая и Монголии, где апробируются инновационные межкультурные практики. Интерес вызывает одно из положений, о том, что интенсивность межкультурного дискурса создает условия для возникновения «новой полиэтничности» - специфической характеристики китайского приграничного социокультурного пространства.

В первой части «Методологические основания исследования социокультурного пространства» авторы подробно и аргументированно анализируют различные методологические подходы российский и китайских ученых к изучению социокультурного пространства вообще и приграничного, локального в частности. Рассмотрев теории китайских ученых, Чжой Юй, Н.А. Абрамова отмечают, что наиболее распространенные подходы в китайском методологическом инструментарии - культурологический, аксиологический, антропологический, делается вполне обоснованный вывод о том, что китайская методология исследования социокультурного пространства Китая не является полной и разнообразной и может быть дополнена.

В монографии подробно рассматривается типология культурного пространства. Отмечено, что социальное и культурное пространства находятся в тесной взаимосвязи, это диалектическое единство, которое невозможно разделить и объяснить отдельно друг от друга. Данное наблюдение представляется весьма важным.

Для характеристики социокультурного пространства китайского приграничья авторы анализируют культурно-ценностные концепции, кластер культура/история и межкультурное взаимодействие. Диссертант выделяет и обосновывает использование ценностных принципов, таких как идея гармонии между человеком и природой, между людьми и гармонию между государствами. Обращается особое внимание на ценностный императив «человек в основе всего».

Интересно отметить также то, что автор в качестве ценности рассматривает инновацию, инновационные механизмы в управленческой деятельности государства как инструмент сохранения целостности китайского социокультурного пространства, как способ защиты китайской культуры от глобализированной культуры.

В монографии содержится авторское определение социокультурного пространства приграничья и его базовых элементов. Оно приобретает самостоятельный статус духовно-исторического феномена культуры, подчеркивается его когнитивная нагрузка, а самое главное данное определение отделяется от природно-географического, поскольку социально-культурные основания развития общества сосуществуют параллельно с этническими.

Монография Чжоу Юй, Н.А. Абрамовой «Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия» может быть рекомендована к печати.


Страница обновлена: 30.10.2024 в 12:41:27