Индустрия инноваций – важнейшая часть инновационно-креативной экономики
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 11
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (39), Март 2010
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13089691
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением непрерывного развития инновационно-креативной экономики, основные факторы ее роста, макроэкономические показатели и зарубежный опыт инновационной деятельности. Отражены особенности создания индустрии инноваций, структура рынка инноваций, уровни управления индустрией инноваций, в том числе инновационные организации, проекты и товары и др.
Ключевые слова: инновации, креативная экономика, зарубежный опыт, инновационные организации, рынок инноваций, индустрия инноваций, проекты и товары
Основными факторами эффективного роста и развития инновационно-креативной экономики являются человеческий капитал, внутренний спрос, инновации, инвестиции, технологическая, организационная и институциональная модернизация, созидательная (креативная) деятельность всех субъектов рынка. Обеспечивающие факторы – эффективный креативный, инновационный, инвестиционный, производственный и социальный менеджмент. Дополнительный фактор – внешний спрос. Инновационно-креативная экономика должна обеспечивать инновационное развитие общества, повышение уровня и качества жизни граждан.
Признаками инновационно–креативной экономики можно считать непрерывное инновационное развитие страны, большую роль человеческого капитала в инновационном развитии; инвестиции в новые товары, услуги, технологии, в развитие человеческого капитала; большую долю наукоемкой продукции в ВВП; конкуренцию на основе инноваций; специализацию и кооперацию в области инновационной деятельности хозяйствующих субъектов; создание комплексов производств имеющих межотраслевой и глобальный характер; высокую наукоёмкость производства и высокий уровень профессиональной подготовки работников; защиту объектов интеллектуальной собственности.
Существует ряд макроэкономических критериев, характеризующих инновационную экономику:
В ЕС созданы и действуют специальные структуры, отвечающие за инновационную политику стран. Основными целями и направлениями инновационной деятельности ЕС являются:
Индустрия инноваций должна охватывать все отрасли экономики и социальную сферу, а инновации должны носить отраслевой и межотраслевой характер.
Целями индустрии инноваций являются модернизация и развитие всех сфер жизни общества, повышение уровня и качества жизни граждан, рост эффективности, наукоёмкости и качества производства, труда и товаров во всех отраслях экономики, обеспечение конкурентоспособности страны на мировых рынках.
Задачи индустрии инноваций – инновационное развитие всех отраслей экономики и сфер общества в кратко–, средне– и долгосрочном периодах.
Главным объектом управления в индустрии инноваций является инновационный цикл: «исследования– разработки– производство– распространение– использование инноваций» во всех отраслях экономики и сферах жизни общества.
Индустрия инноваций включает следующие основные уровни управления: индустрия инноваций; инновационные организации; инновационные проекты; инновационные товары, реализуемые на рынке.
Как показывает зарубежный опыт, индустрия инноваций должна состоять из следующих подсистем:
1) инновационно–производственный комплекс: региональные, академические, отраслевые и вузовские инновационные центры, НИИ, КБ и лаборатории, инновационные корпорации, технопарки, технополисы, малые и средние инновационные организации, бизнес–инкубаторы, опытные заводы;
2) финансовый комплекс: венчурные фонды, банки, страховые компании; частные рисковые инвесторы; государственные, частно-государственные и иностранные инвестиции;
3) институциональный комплекс: законодательство, обеспечивающее правовое регулирование инновационной деятельности предпринимательского сектора, в том числе защиту объектов интеллектуальной собственности; денежно-кредитная, бюджетно-налоговая, инновационная и инвестиционная политика государства;
4) рынок инноваций: субъекты (покупатели и продавцы) и объекты рынка, законодательство, регулирующее покупку и продажу инноваций;
5. образовательный комплекс: система подготовки и переподготовки кадров для разработки и реализации инноваций на мировом уровне.
Основными элементами индустрии инноваций являются инновационные центры, которые создаются во всех отраслях и регионах страны. Соответствующие подразделения действуют в структуре региональных органов власти, в отраслевых, академических институтах, в крупных вузах, на крупных и средних предприятиях.
Рынок инноваций включает рынки научно–технических знаний, инновационных производственных технологий, инновационных средств производства, инновационных сырья и материалов, инновационных технологий управления, инновационных продуктов и услуг.
Каждый из этих рынков имеет отраслевую и предметную структуру и характеризуется своей конъюнктурой.
Субъектами рынка инноваций являются производственные предприятия, организации, корпорации и фирмы - разработчики и потребители инноваций, научно–исследовательские и конструкторские организации, вузы, ученые, изобретатели и рационализаторы, государство.
Объектами рынка инноваций являются знания, объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, авторские права, торговые марки); продуктовые инновации (инновационные продукты и услуги); процессные инновации (новые производственные, технологические и бизнес–процессы, повышающие эффективность производства и производительность труда в отраслях, на предприятиях и в организациях).
Функциональное назначение рынка инноваций состоит в обеспечении ускоренной динамики развития экономики посредством создания условий для повышения эффективности и качества труда, производства и управления, оптимизации механизмов экономического взаимодействия субъектов рынка, расширения масштабов реализации инноваций.
Инновационные организации осуществляют анализ и прогнозирование потребностей сегментов рынка и инновационных процессов в отраслях; разрабатывают инновационную стратегию; генерируют идеи о новых товарах, удовлетворяющих текущие и перспективные потребности целевых сегментов; осуществляют отбор наиболее эффективных идей для предприятия и рынка; проводят бизнес–анализ инновационных товаров; осуществляют разработку, тестирование на рынке и коммерциализацию инноваций. Проводится проверка соответствия инновационных предложений возможностям предприятия, шансов, результатов и рисков их реализации на рынке.
На успешную реализацию инновационных проектов в современных условиях наибольшее влияние оказывают такие факторы, как:
1) ориентация на рынок;
2) соответствие целям организации;
3) эффективная система оценки и отбора проектов;
4) эффективное управление проектами;
5) креативные методы генерации новых идей;
6) восприимчивость организации к инновациям;
7) индивидуальная и коллективная ответственность.
Важнейшим средством индустрии инноваций является креативный, инновационный, проектный и инвестиционный менеджмент, обеспечивающий разработку и реализацию инноваций на уровне изобретений в конкурентоспособных инновационных проектах.
В развитых странах государство играет большую роль в создании и функционировании индустрии инноваций, используя для этого методы налогово–бюджетного, денежно-кредитного и таможенного регулирования инновационных процессов; формирует институциональную, законодательную среду и инфраструктуру, способствующие созданию и распространению инноваций; финансирует фундаментальные исследования и НИОКР; участвует в частно–государственном финансировании крупных инновационных проектов; формирует национальную инновационную систему, которая является одной из составляющих индустрии инноваций.
К методам государственной поддержки инноваций относятся использование налоговых льгот в проведении НИОКР и коммерциализации их результатов, координация инновационной политики на национальном и региональном уровнях, использование грантов и субсидий, разработка и внедрение прогрессивных стандартов на продукцию, тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, организация обучения и переобучения персонала, государственные инвестиции в независимые фонды венчурного капитала, разработка и реализация стратегий и программ инновационного развития отраслей и регионов.
Обычно используются следующие макроэкономические стратегии для инновационного развития страны:
1) отбор перспективных отраслей с наибольшей добавленной стоимостью и направление ресурсов на их развитие;
2) развитие отраслей, имеющих преимущества в связи с местными ресурсами или факторами;
3) регулирование уровня воспроизводства (создание инновационных фондов, технопарков, бизнес инкубаторов, благоприятного предпринимательского, инновационного и инвестиционного климата).
Целесообразно применять эти стратегии с учетом специфики отраслей, регионов и межотраслевых комплексов для достижения их максимальной конкурентоспособности.
Разработка и продвижение инновационных проектов в инновационно–креативной экономике осуществляется по инициативе предприятий и организаций на основе требований рынка, заказов, подрядов и тендеров, в рамках государственных приоритетных направлений и программ инновационного развития регионов, отраслей и предприятий.
Источниками финансирования инновационных проектов являются собственные средства предприятий, средства заказчика, кредиты и займы, ценные бумаги (долевые и долговые), венчурные фонды, иностранные и государственные инвестиции; республиканский (федеральный) бюджет, местные бюджеты и внебюджетные фонды.
Для разработки инновационных проектов формируются группы маркетологов, экономистов, конструкторов, технологов, дизайнеров, экономистов, потребителей, поставщиков, которые рассматривают инновационные предложения по товарам с точки зрения потребителей, производственных и эксплуатационных компаний. Рассматривается несколько вариантов проекта, из них выбирается оптимальный вариант, который создает основу для разработки нового товара.
Для выбора лучших проектов используются критерии: емкость, потенциал и спрос рынка (сегмента), потребности потребителей, уровень конкуренции; конкурентоспособность и реализуемость предложения; финансовые и маркетинговые возможности. При оценке реализуемости предложений учитываются степень их соответствия рыночной и инновационной стратегии предприятия, уровень научно–исследовательских, опытно–конструкторских работ и производства, уровень потребности в инновациях и инвестициях, уровни коммерческого использования и рисков.
Основными методами разработки новых товаров являются совершенствование выпускаемых товаров (улучшение их потребительских свойств и других характеристик), комбинации и вариации товаров, разработка принципиально новых товаров.
При планировании производства инновационных товаров рассматриваются следующие группы факторов:
1) потребительские: целевые сегменты, их потребности и предпочтения;
2) разработки: опыт разработки аналогичных товаров, превосходство над конкурентами, количество новых идей, наличие патентов;
3) производства: кадры, технология, оборудование, качество;
4) снабжения: связи с поставщиками, число конкурентоспособных поставщиков, стабильность цен на рынках ресурсов, качество поставок;
5) сбыта: покупательная способность потребителей, возможности каналов распределения, возможности экспорта;
6) рынка: емкость и потенциал целевых сегментов рынка, годовой спрос, уровень конкуренции, конкурентоспособность, риски;
7) экономические: объемы продаж, выручка, затраты, прибыль, рентабельность, инвестиции, срок окупаемости инвестиций.
Взаимодействие всех этих элементов обеспечивает непрерывное инновационное развитие страны.
Источники:
2. Инновационная экономика / А.А. Дынкин и др. – М.: Наука, 2004.
3. Куфырев И.Г. Инновационная экономика: сущность и проблемы формирования: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Нижний Новгород, 2004.
4. Мировая практика инновационной деятельности. – Минск: ГУ БелИСА, 2004.
5. Туманян И.В. Рынок нововведений в макроэкономическом механизме постиндустриальной экономики: Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. – Ставрополь, 2008.
6. Журавлев В.А. Креативный менеджмент и инновации. – Право и экономика, Минск, 2009.
7. Журавлев В.А. Интеллектуальный потенциал креативного общества: элементы и характеристика // Креативная экономика. – 2009. – № 8.
8. Берр Х. Проектный менеджмент в рыночной экономике // Инновационный менеджмент. – 2007. – № 2.
9. Швец С.К. Продуктово-тематический анализ инноваций-продуктов // Инновационный менеджмент. – 2007. – № 1.
10. Еваненко К.М. Совершенствование методов инновационного развития производства товаров народного потребления: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Москва, 2008.
11. Глушинский В.А. Повышение эффективности инновационного процесса в научно-исследовательских организациях. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Москва, 2008.
12. Маневич А.В. Совершенствование методов инвестирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2008.
13. Ефимова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
Страница обновлена: 01.12.2024 в 23:12:03