Интеллектуальный потенциал креативного общества – элементы и характеристика

Журавлев В.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (32), Август 2009

Цитировать:
Журавлев В.А. Интеллектуальный потенциал креативного общества – элементы и характеристика // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 8. – С. 3-14.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12846937
Цитирований: 45 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Одна из главных задач государства в креативном обществе – это всемерное развитие его интеллектуального потенциала, важнейшей частью которого является потенциал человеческий. Экономика креативного общества должна быть социально-ориентированной, рыночной и инновационной. В материале приводятся различные определения интеллектуального потенциала, перечислены элементы его структуры и особенности проявлений в обществе. Показано, как интеллект становится сегодня важнейшим фактором развития социума и расширения экономической деятельности. Исследование рассчитано на экономистов и менеджеров, а также читателей, которые интересуются вопросами роли интеллекта в развитии современного хозяйства.

Ключевые слова: креативность, интеллект, интеллектуальный потенциал, коммуникации, креативное мышление

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Одна из главных задач государства в креативном обществе – это всемерное развитие его интеллектуального потенциала, важнейшей частью которого является потенциал человеческий. Экономика креативного общества должна быть социально-ориентированной, рыночной и инновационной.

Целями и задачами интеллектуального потенциала в креативном обществе являются эффективное развитие всех сфер общества, обеспечение конкурентоспособности страны на мировых рынках, эффективная реализация всех стадий инновационного цикла «исследования–разработки–производство–распространение–использование инноваций» в различных областях.

В настоящее время активно разрабатываются понятия интеллектуального капитала и потенциала на разных уровнях экономики и общества. В этой связи с экономической точки зрения обычно рассматривают три взаимосвязанных понятия: потенциал, ресурсы и капитал, где следующее понятие является частью предыдущего. Потенциал – это все виды существующих возможностей; ресурсы – средства, которые уже можно использовать; капитал – ресурсы, которые используются и приносят доход. Кроме того, такое деление зависит и от точки зрения: для общества система образования это часть человеческого капитала, а для предприятий – потенциальные возможности; люди, ищущие работу – трудовые ресурсы общества, а для предприятий – потенциальные возможности; работающие – человеческий капитал для предприятий и общества.

Интеллектуальный капитал предприятия (организации) включает человеческий, организационный, структурный, информационный, рыночный, процессный и инновационный капиталы. В качестве элементов интеллектуального потенциала (ИП) регионов рассматривают человеческий, репутационный, инновационный и социальный потенциалы. В качестве элементов характеризующих ИП страны (общества) рассматриваются образовательный и научный потенциал, индексы глобальной конкурентоспособности и инновационного развития. В интеллектуальный потенциал страны и общества также включают образование, здравоохранение, науку, культуру, демографию, уровень жизни.

Существует ряд определений интеллектуального потенциала, в частности:

1. Интеллектуальный потенциал представляет собой накопленный обществом совокупный интеллектуальный ресурс, который обладает способностью участвовать в производственных процессах и приносить доход владельцу.

2. Интеллектуально–информационный потенциал – совокупность возможностей общества в целом и его подсистем: отдельных индивидуумов, коллективов людей к воспроизводству накопленных знаний и их использованию при формировании новых подходов к оценке происходящих изменений для развития инноваций.

3. Интеллектуальный потенциал – комплексная оценка уровня развития интеллектуальных, творческих возможностей, ресурсов страны, отрасли, личности. Интеллектуальный потенциал определяется уровнем развития общества, системы образования, науки, культуры, генетическим фондом общества.

С учетом изложенных точек зрения можно дать следующее определение интеллектуального потенциала креативного общества.

Интеллектуальный потенциал креативного общества – это все виды его интеллектуальных возможностей (внутренних и внешних), которые складываются из интеллектуальных потенциалов граждан, предприятий, организаций, отраслей, регионов и страны в целом и являются главным условием их эффективного инновационного развития. В результате взаимодействия всех этих элементов достигается эффект синергии при развитии страны и общества.

Тип общества характеризуется уровнем и направлением развития страны, структурой экономики и общества, факторами роста, принципами, взглядами, приоритетами, целями и задачами, институтами, механизмами и инструментами. Страна остается неизменной, а тип общества меняется.

Интеллектуальный потенциал креативного общества проявляется во всех его сферах: в экономике, политике, науке, технике, социальной сфере и др. Наиболее благоприятные условия для развития интеллектуального потенциала страны создаются в креативном обществе, основанном на принципах гуманизма, либерализма и демократии. При этом гуманизм является главным принципом, а человек – главная ценность в креативном обществе.

Интеллектуальный потенциал общества формируется и развивается системами воспитания, образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, самообразованием, наукой, исследованиями и разработками, а также с помощью методов, средств, инструментов и механизмов, которые применяются при принятии и реализации решений в различных областях.

Интеллектуальный потенциал общества, регионов, отраслей, предприятий, организаций зависит от их миссии, стратегии, целей и задач, которые они ставят перед собой, и влияет на них. Поэтому интеллектуальный потенциал общества необходимо рассматривать не только в краткосрочном, но также в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Кроме того, интеллектуальный потенциал общества связан с уровнем культуры. Высокий уровень культуры способствует росту интеллектуального потенциала, а низкий – соответственно, его снижению.

В качестве подсистем и элементов интеллектуального потенциала креативного общества автором предлагается рассматривать:

1) человеческий потенциал (здравоохранение, воспитание, образование, спорт, культура, искусство, уровень жизни, занятость, демография, интеллект граждан);

2) организационный потенциал (инфраструктура образования, науки и НИОКР; численность и структура магистрантов, аспирантов, кандидатов и докторов наук; финансирование науки и НИОКР, законодательство, коммуникации);

3) информационный потенциал (знания, информационные системы и технологии);

4) международный потенциал (имидж страны, экономические, политические, образовательные, научные, культурные и другие связи с зарубежными странами);

5) процессный потенциал (современные методы и технологии в области экономики, производства, менеджмента, в социальной сфере и др.);

6) структурный потенциал (структура экономики и общества, партии, предпринимательские и общественные организации и союзы);

7) инновационный потенциал (направления фундаментальных и прикладных НИР, ОКР и ТР (технологических разработок), их финансирование, инновации, изобретательская активность населения, защита объектов интеллектуальной собственности, развитие высокотехнологичных производств, их доля в экспорте);

8) потенциал конкурентоспособности (отраслевая структура конкурентоспособности, связи с рынками).

За счет взаимодействия всех этих элементов достигается эффект синергии, многократно усиливающий интеллектуальный потенциал креативного общества и повышающий эффективность его развития.

Каждая подсистема интеллектуального потенциала характеризуется своими социально–экономическими показателями и индексами роста. Например, человеческий потенциал характеризуются величиной расходов к ВВП по элементам, качеством и структурой подготовки кадров, уровнем занятости, средними доходами на душу населения, разницей в доходах между группами населения с высокими и низкими доходами, средней продолжительностью жизни, распределением населения по половозрастным группам и их динамикой.

Важнейшим элементом интеллектуального (и человеческого) потенциала в креативном обществе является интеллект его граждан. Существует много определений интеллекта.

Интеллект – комплексные способности к решению проблем при изменяющихся требованиях и условиях.

Интеллект – способность понимать, запоминать, обрабатывать и применять необходимую информацию в нужных объемах с нужной скоростью и качеством.

Интеллект – устойчивая система умственных способностей индивидуума к мышлению и рациональному познанию.

Интеллект – мера того, как мы справляемся с требованиями внешней среды.

Интеллект людей реализуется не только по отношению к проблемам, но и к путям их решения (преодоления). Интеллект отражается не только в знаниях, но и в деятельности. Знания и деятельность представлены в нашем мозгу разными механизмами. Знания – это информация. Деятельность – это реализация знаний на практике в соответствии с целями и задачами человека, организации, общества.

Интеллект человека связан также с воображением, интуицией, эмоциями и коммуникативными способностями.

Обычно рассматриваются три вида интеллекта человека:

1) общий – определяется для разных возрастных групп;

2) специальный – характеризует способности к определенным дисциплинам и видам деятельности (живопись, музыка, точные науки, и др.);

3) профессиональный – связан с профессиональной деятельностью (маркетинг, менеджмент, финансы и др.).

Можно сказать, что интеллект человека - это сумма всех трех видов его интеллекта.

Общий интеллект характеризуется следующими элементами:

1) способностью к визуальному восприятию (визуальный интеллект);

2) способностью к вербальному восприятию (языковый интеллект);

3) развитостью пространственного восприятия (пространственный интеллект);

4) практическими способностями (работа с предметами);

5) коммуникативными способностями (способности к общению и партнерским отношениям);

6) лидерскими способностями (руководство людьми);

7) способностью устно излагать свои мысли;

8) способностью письменно излагать свои мысли;

9) логическим мышлением;

10) математическим мышлением;

11) краткосрочной памятью;

12) долгосрочной памятью.

Общий интеллект является основой для достижения высокого уровня специального и профессионального интеллекта. Общий интеллект зависит от факторов наследственности, а его элементы формируются и развиваются системами дошкольного воспитания и образования путем развития левостороннего (аналитического и логического) и правостороннего (синтетического и креативного) мышления. Например, с левосторонним мышлением связаны способности устно и письменно излагать свои мысли, логическое и математическое мышление, краткосрочная память. Остальные способности связаны с правосторонним мышлением. Особое внимание должно обращаться на развитие у детей коммуникативных способностей, связанных с правосторонним мышлением и формирующих их культуру.

Благодаря коммуникативным способностям множество людей, проживающих на одной территории, становятся обществом (достигается синергический эффект) и приобретают способность решать коллективные и индивидуальные социальные и экономические проблемы и задачи общественной жизни, а интеллект общества становится больше суммы интеллектов его граждан. За счет синергического эффекта от коммуникаций сумма интеллектов граждан превращается в интеллектуальный потенциал населения страны и регионов. Цели, задачи, принципы, смысл и характер коммуникаций между людьми определяются типом общества и влияют на него.

Специальный и профессиональный интеллект характеризует способности человека к соответствующим дисциплинам и профессиям, а их элементы определяются в соответствии с требованиями к ним. Специальный и профессиональный интеллект формируется средним, профессиональным, высшим и последипломным образованием и развивается в процессе работы и приобретения опыта.

Уровень интеллекта каждого вида определяется с помощью коэффициента интеллекта (IQ), который характеризует умственное развитие, знания и профессиональные навыки испытуемого и определяется с помощью специальных тестов, разрабатываемых психологами, педагогами и специалистами в соответствии с определенными требованиями.

Коэффициент интеллекта показывает, насколько индивидуальные способности человека отклоняются от средней оценки в группе, где проводится оценка. Уровни интеллекта для каждого элемента оцениваются в баллах по некоторой шкале (5-ти или 10-ти бальной). Уровень всего интеллекта определяется суммой баллов по всем его элементам.

Коэффициент интеллекта (IQ) определяется отношением суммы набранных испытуемым баллов по определенным тестам к среднему уровню и выражается в процентах:

, (1)

где СБис – сумма баллов, набранная испытуемым; СБср – средняя сумма баллов для данной группы. Средний уровень интеллекта принимается равным 100%.

Коэффициент общего интеллекта определяется для разных возрастных групп, а специального и профессионального интеллекта – для разных уровней подготовки или квалификации испытуемых. Практика показывает, что нет однозначной связи между деловой карьерой и коэффициентом интеллекта IQ. На успех в практической деятельности человека большое влияние оказывают характер, опыт, авторитет, трудолюбие, целеустремленность и дисциплинированность.

Креативность – высшая форма интеллекта человека, характеризующая его способность к творчеству и созданию нового в различных областях. Основными методами креативного мышления являются: анализ (деление на неоднородные части), комбинации, синтез, аналогии, метафоры, ассоциации, воображение и др. При креативном мышлении и коммуникациях между людьми главную роль играет правостороннее мышление.

Дж. Гилфорд выделял шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого количества идей; гибкость и вариации идей; оригинальность и нестандартность идей; способность совершенствовать объект, добавляя новые элементы; способность к анализу, синтезу и решению проблем.

Системы воспитания и образования должны развивать у людей эти способности.

Необходимыми условиями для креативности являются: 1) компетенция (знания, навыки, опыт); 2) творческое мышление (гибкость, изобретательность, настойчивость при решении задачи, использование методов креативного мышления и менеджмента); 3) мотивация (внутренняя – личная заинтересованность в решении проблемы, стремление к самореализации и применению своих знаний; внешняя – материальные поощрения и продвижения по службе); 4) труд.

Интеллектуальный потенциал отраслей, регионов, предприятий и организаций имеет такие же подсистемы, которые определены для всего общества, но некоторые их названия и элементы могут измениться. Для регионов международный потенциал будет межрегиональным, а для отраслей и предприятий рыночным. В основу построения модели интеллектуального потенциала предприятий и организаций можно взять модели интеллектуального капитала по Л. Эдвидссону и Э. Брукинг.

Элементами рыночного потенциала для отраслей будут межотраслевые связи и связи с рынками, а для предприятий – торговая марка, связи с рынками, потребителями, поставщиками, посредниками и партнерами.

Элементами человеческого потенциала предприятий, организаций и коллективов являются интеллект, знания, навыки, опыт, здоровье и культура сотрудников. Элементами процессного потенциала предприятий и организаций являются современные методы и технологии в области маркетинга, закупок, производства, продаж, логистики, финансов, менеджмента и НИОКР, в том числе методы, средства и инструменты, которые применяются при принятии и реализации управленческих решений.

Креативность, общества, предприятий, организаций и коллективов – высшая форма проявления их интеллектуального потенциала при создании, распространении и использовании инноваций, которая обеспечивается с помощью методов и средств креативного менеджмента на всех стадиях инновационного цикла, и при разработке, принятии и реализации решений в различных областях деятельности. Креативность начинает, а инновации завершают инновационный цикл. Специалисты инновационных коллективов и организаций должны обладать:

1) специальными знаниями, которые приобретаются при получении специального образования;

2) профессиональным опытом, знаниями и умениями, получаемыми в процессе практической деятельности;

3) интеллектуальными и креативными способностями;

4) ответственностью за выполнение задания и качество результатов работы;

5) работоспособностью при выполнении задания;

6) коммуникабельностью при общении на предприятии и за его пределами, умением вести переговоры и влиять на людей;

7) способностью к совместной работе, доброжелательностью и партнерским отношением к сотрудникам;

8) лидерскими способностями.

Интеллектуальный потенциал руководителей инновационных коллективов, кроме качеств специалиста, должен опираться на:

1) стратегическую компетентность;

2) функциональную компетентность;

3) социальную компетентность;

4) управленческую компетентность;

5) экологическую компетентность;

6) эмоциональную устойчивость;

7) лидерскую компетентность, умение влиять на людей;

8) ответственность за безопасность людей.

Такая система компетентности формируется в результате синтеза лидерства, интеллекта, знаний, предприимчивости и опыта менеджера в принятии нестандартных управленческих решений с участием группы.

В креативном обществе значительно возрастает роль такой функции менеджмента коллективов, как развитие персонала, к которому относится индивидуальное и групповое развитие, в том числе непрерывное обучение, переподготовка и самообучение сотрудников. С увеличением интеллектуального потенциала сотрудников возрастают интеллектуальный потенциал, возможности и эффективность работы коллективов, предприятий, организаций и общества в целом.

Развитие интеллектуального потенциала креативного общества должно осуществляться с помощью долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования и управления развитием всех его подсистем и элементов на всех уровнях (страна, регионы, отрасли, предприятия, организации и граждане) на основе его принципов, целей и задач, с использованием современных методов, средств и технологий креативного менеджмента.

Благодаря информационным, социальным, культурным, коммерческим, производственным и другим вертикальным и горизонтальным, внутренним и внешним коммуникациям между регионами, отраслями, предприятиями, организациями и гражданами, за счет эффекта синергии достигается многократное увеличение интеллектуального потенциала и результатов креативного общества. Чем больше таких коммуникаций в обществе, тем больше его интеллектуальный потенциал.


Источники:

1. Кулаева Д.О. Сколько стоит интеллектуальный капитал организации // Креативная экономика, 2007. – №10.
2. Лайчук О.В. Интеллектуально-информационный потенциал в системе управления иновационно–ориентированной организацией: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Владивосток, 2007.
3. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. – СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2002. – 199с.
4. Лисиченок Е.П. Управление формированием и развитием интеллектуального потенциала региона: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Минск, 2008.
5. Каданцева В.А. Интеллектуальный потенциал в системе факторов экономического роста в странах ЕС: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Москва, 2007.
6. Богдашев И.В. Воспроизводство интеллектуального потенциала как фактор формирования экономики знаний: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Краснодар, 2005.
7. Журавлев В.А. Креативное общество – новая парадигма развития стран в ХХI веке // Креативная экономика. - 2008. – №11.
8. Журавлев В.А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества // Креативная экономика. - 2008. – №№ 4, 5.
9. Горелов Н.А. Менеджмент интеллектуально-креативной деятельности // Креативная экономика. - 2008. – №5, №9.
10. Беляцкий Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента: учебное пособие. – Минск.: Новое знание, 2001. – 320 с.
11. Зиверт Хорст. Ваш коэффициент интеллекта: Тесты. – М.: Инфра-М, 1998. – 139 с.
12. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова.– М.: ПЕРСЭ, 2000. – 80 с.
13. Ефимова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. – М.: АСТ: Астраль, 2006.
14. Солдатов А.В., Репин Д.В. Методы оценки влияния человеческого фактора на предпринимательский потенциал малых инновационных компаний // Креативная экономика. - 2007. – №№11, 12.
15. Адлер Г. CQ, или мускулы творческого интеллекта. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 496 с.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 02:15:03