Особенности кадрового обеспечения в условиях цифровизации

Круглов Д.В.1, Круглова О.Д.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)

Цитировать:
Круглов Д.В., Круглова О.Д. Особенности кадрового обеспечения в условиях цифровизации // Лидерство и менеджмент. – 2019. – Том 6. – № 4. – С. 479-486. – doi: 10.18334/lim.6.4.41299.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42446130
Цитирований: 31 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В работе рассмотрен процессе дальнейшего развития Digital-экономики. Цифровизация оказывает влияние на все отрасли экономики. IT-технологии и платформы изменяют сложившиеся модели управления. Big-data вносит изменения в использовании информации HR-отделами. В качестве методов исследования были использованы методы синтеза и анализа, а также приемы табличного и графического представления данных. Работники в области IT-технологий совершенствуют систему управления человеческими ресурсами, в общем и систему кадрового обеспечения в частности. Перед кадровыми подразделениями, в зависимости от форм ведения бизнеса возникают разные вопросы. Возникают новые направления для моделирования ситуаций и анализа будущего. Огромную роль играет анализ рисков и оптимизация ресурсов. Внедрение передовых технологий приводит к большому количество положительных эффектов и последствий для цифровой экономики от повышения конкурентоспособности до повышения эффективности кадрового обеспечения. Наше общество и благоприятная инновационно-креативная среда позволять претворить в жизнь проекты реализуемые в цифровом пространстве

Ключевые слова: кадры, управление человеческими ресурсами, цифровая экономика, кадровое обеспечение, цифровая трансформация, цифровизация

JEL-классификация: J24, M51, M50, J22

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

За последние пять лет значительно усилились тренды цифровой HR-трансформации. В практике HR российских компаний имеют место и перспективные цифровые технологии, позволяющие находить и интегрировать в предпринимательскую деятельность кадры высокой квалификации, ликвидируя тем самым архаичные процедуры, пришедшие к нам из «советских времен» [5]. Исходя из этого, цифровая реальность заставляет нас создавать условия по адаптации и развитию кандидатов на вакансии к будущим изменениям. В данном процессе ключевая роль отводится HR-менеджерам.

По мнению ученых, развитие цифровой стратегии, интегрированной с HR-стратегией, является главным условием для конкурентоспособности бизнеса [3] (Nagibina, Schukina, 2017). В процессе дальнейшего развития цифровой экономики с каждым годом будут повышаться требования к HR-менеджерам, снимая с них часть работы и передавая ее информационным системам. Также необходимо отметить, что Big-data внесет изменения в использовании информации HR-отделами, что приведет к развитию у персонала новых компетенций. В этих условиях необходимо обратить внимание на качество коммуникаций и психологическое состояние сотрудников. В этой связи требуется развивать компетенции по управлению изменениями во внутренней среде [1] (Boroday, 2017). Цифровая экономика в программе РФ представлена тремя блоками:

· отрасли экономики и рынки, где взаимодействуют поставщики и потребители;

· технологии и платформы, на которых формируются компетенции;

· среда, создающая благоприятные условия для развития современных технологий и платформ.

Продолжительное время в нашей стране велась речь о проведении комплекса мероприятий, нацеленных на повышение правовой и финансовой грамотности. Эта работа проводилась и в средних, и в высших учебных заведениях. В настоящее время необходимо делать акцент на повышение цифровой грамотности населения, проводить масштабную работу в данном направлении. Необходимо больше внимания уделять подготовке специалистов в области информационных технологий. Занятые в области IT-технологий специалисты представлены в следующей таблице.

Таблица 1. Специалисты IT, занятые в отечественной экономике (2017 год)


Тыс. чел
% к итогу
Всего
1077
100
Специалисты квалификации высшего уровня
849
78,8
Разработчики и аналитики программного обеспечения
598
55,5
Специалисты по базам данных
251
23,3
Специалисты квалификации среднего уровня
228
21,2
Специалисты-техники по эксплуатации IT- оборудования и по поддержке пользователей
154
14,3
Специалисты-техники по радиовещанию и телекоммуникациям
74
6,9
Составлено авторами по материалам [6].

Сравнивая долю специалистов в IT-технологиях в разных государствах, можно констатировать, что в России эта цифра составляет 1,5 %, тогда как в Италии – 2,1 %, Чехии – 2,6 %, Франции – 2,1 %, Германии – 2,4 %, США – 2,5 %, Эстонии – 2,6 %, Канаде – 3,5 %, Великобритании – 3,8 %, Швеции – 4,6 %, Финляндии – 4,3 %. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что работа в области подготовки специалистов IT-технологий проводится недостаточно эффективно.

Работники в области ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) совершенствуют систему управления человеческими ресурсами в общем и HR-подразделения – в частности. Перед кадровыми подразделениями, в зависимости от форм ведения бизнеса, возникают разные вопросы. Возникают новые направления для моделирования ситуаций и анализа будущего [4] (Nonka, Borisova, 2019). Огромную роль играет анализ рисков и оптимизация ресурсов.

Грамотный выбор кандидата на вакансию – это ключевой фактор качественной трудовой деятельности. Для служб HR проверка навыков и знаний кандидатов всегда была основной проблемой. Поэтому в современных условиях актуальным стало использование передовых методов подбора персонала. Например, компания HH (Head Hunter) стала более успешно функционировать благодаря цифровым сервисам, укорив процессы приема на работу. Она использует современные способы оценки личностных и профессиональных качеств с помощью онлайн-тестирования. Традиционно первичную информацию о соискателе берут из резюме. Если резюме соответствует требованиям, то следующим этапом может быть онлайн-тестирование. Основная функция тестов – это разрешить доступ к вакантной должности только определенному кругу лиц, соответствующих квалификационным требованиям. На этом этапе не менее важным является выявление мотивации кандидата на вакансию. Такие функции в системе управления, как анализ учет и хранение текущей информации, тоже являются немаловажными.

Для начала необходимо разобраться с системами учета, используемыми в УЧР (управлении человеческими ресурсами). БООС – это одна из автоматизированных систем УЧР, позволяющая оптимизировать HRM- процессы. Отечественный рынок данных систем показывает положительный тренд. По оценкам «Tadviser», в 2018 году объем рынка увеличился на 19,4 млрд рублей (рис. 1).

Источник: составлено авторами по материалам [2].

Рисунок 1. Объем отечественного рынка HRM-систем (млрд рублей)

Применение IT-технологий возможно во многих направлениях. Их можно разделить на несколько подгрупп. Первая связана с инновационными способами использования информации, вторая – с управлением финансами, и третья – с управлением отношениями.

Инновационные способы использования информации

Построение и развитие предпринимательства на информации. Огромные массивы данных, собранные из разных мест сети Интернет, – это материал, который может быть использован для ведения новых форм бизнеса на основе информационных технологий.

Развитие научного подхода в области управления. Сеть Интернет и программные продукты, повышающие производительность труда, значительно облегчают работу сотрудников офиса и помогают менеджерам разных уровней обрабатывать более масштабные объемы информации для принятия взвешенных решений.

Управление финансами

Более масштабное использование автоматизированных систем. Органы государственной власти и предпринимательские структуры внедрили системы, позволившие автоматизировать ряд процессов и задач. Среди используемых в настоящее время можно выделить следующие: управление цепями поставок, планирование персонала, клиентские базы данных, сайты компаний и т.д. В процессе развития эти системы стали более совместимыми, так как информация для бизнеса имеет определенный формат. Необходимо отметить, что важными являются и методы объединения данных для автоматизации других областей деятельности. К большому сожалению, в некоторых предпринимательских структурах остается много дублирующих процессов, которые не автоматизированы до сих пор. Это связано с медленным развитием информационных технологий в отдельных регионах. Развитие автоматизированных систем является выгодным для вложения инвестиций и позволяет укорить процесс доставки товара и сократить затраты. В том случае, если потребителю это неудобно, развивать данную систему не стоит. Важно выбрать правильный баланс между удовлетворенностью клиента и прибылью предприятия.

Качественное использование инфраструктуры. Цифровая экономика дает возможность предпринимательским структурам более эффективно использовать основные средства благодаря разделению их на компоненты. IT-технологии позволяют автоматизировать многие процессы и способствуют повышению эффективности систем планирования и распределения имеющихся мощностей. Характерным примером такого ведения бизнеса может стать виртуальный мобильный оператор. Предпринимательские структуры оказывают услуги беспроводной связи, не вкладывая денежные средства в создание сетевой инфраструктуры. Безусловно, качественное использование инфраструктуры может быть не только в виртуальном пространстве. Можно взять уже сегодня дорогую вещь напрокат, не приобретая ее. Такое развитие является очень привлекательным с точки зрения предложения. Оно дает возможность крупным предприятиям и офисам максимально загружать мощности. Предпринимательские структуры, предоставляющие свои мощности, должны быть готовы к спорным ситуациям в рамках превышения спроса над предложением.

Управление отношениями

Привлечение потребителей к креативным разработкам. Потребители вместе с компаниями принимают участие в создании благ. Ярким примером этого является интернет-энциклопедия «Википедия». Это можно рассматривать и с точки зрения услуги, и сточки зрения продукта. При этом разница состоит в сотрудничестве с партнерами и потребителями. Различия не только в специфике экономического взаимодействия, но и в его масштабе. Сеть Интернет по мере своего развития превращается в более широкую платформу. Большее число потребителей готовы вступать в контакт в режиме онлайн. Предпринимательские структуры могут использовать эту тенденцию для получения экономических выгод.

Доступ в креативный мир. Все более сложный комплекс решений мы можем почерпнуть в режиме онлайн. Некоторые компании имеют возможность отдать часть функций на аутсорсинг, сохраняя при этом организационную структуру. Новые технологии позволяют децентрализовать цепочку создания новой услуги или продукта. Высококвалифицированные кадры можно найти в разных уголках света. В результате этого могут произойти изменения в характере трудовых отношений. Они могут привести к созданию новых форм оплаты труда и компенсации за достигнутые результаты. Данная тенденция, скорее всего, будет развиваться в таких секторах, как недвижимость, здравоохранение, программное обеспечение. Безусловно, компаниям, которые будут привлекать кадры, придется заниматься их развитием. Конкурентными преимуществами будут обладать те предпринимательские структуры, которые освоят ключевое правило разделения задач на элементы.

Заключение

Внедрение передовых технологий приводит к большому количеству положительных эффектов и последствий для цифровой экономики от повышения конкурентоспособности до повышения качества жизни. Необходимо сделать акцент на том, что несмотря на важные преимущества этих технологий, в будущем обострится борьба за отток кадров низшей и средней квалификации. Тем не менее наше общество и благоприятная инновационно-креативная среда позволят претворить в жизнь проекты, реализуемые в цифровом пространстве.


Источники:

Бородай В.А. Проблемы диджитализации HR-процессов в сфере сервиса // В сборнике: Высокие технологии и модернизация экономики: достижения и новые векторы развития Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2017. – С. 78-85.
Государство. Бизнес. IT. TADVISER. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/HRM.
3. Нагибина Н.И., Щукина А.А. HR-Digital: цифровые технологии в управлении человеческими ресурсами // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2017. – № 1. – С. 1-17 .
4. Нонка А.Ю., Борисова А.А. Кадровое обеспечение: поиск и привлечение персонала на основе технологий искусственного интеллекта // Экономика труда. – 2019. – № 2. – С. 959-970. – doi: 10.18334/et.6.2.40559.
Семеркин А. HR-tech: будущее уже наступило, прошлое еще не ушло. [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/1987447-hr-techbuduschee-uzhe-nastupilo-proshloe-esche-ne-ushlo.
Цифровая экономика 2019, Краткий статистический сборник ВШЭ г. Москва. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/primarydata/ice2019kr/.

Страница обновлена: 27.03.2024 в 22:25:16