Innovation Industry – an essential part of the innovative and creative economy
Download PDF | Downloads: 20 | Citations: 11
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 / March, 2010
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=13089691
Cited: 11 by 07.12.2023
Abstract:
The article discusses issues related to ensuring the continuous development of innovative and creative economy, the main factors of growth, macroeconomic indicators and international experience of innovation. Reflected particularities in creating of innovation industry, market structure, innovation, levels of government industry innovations, including innovative
organizations, projects and products, etc.
Keywords: innovation, innovation market, innovation industry, innovative organizations, projects and products
Основными факторами эффективного роста и развития инновационно-креативной экономики являются человеческий капитал, внутренний спрос, инновации, инвестиции, технологическая, организационная и институциональная модернизация, созидательная (креативная) деятельность всех субъектов рынка. Обеспечивающие факторы – эффективный креативный, инновационный, инвестиционный, производственный и социальный менеджмент. Дополнительный фактор – внешний спрос. Инновационно-креативная экономика должна обеспечивать инновационное развитие общества, повышение уровня и качества жизни граждан.
Признаками инновационно–креативной экономики можно считать непрерывное инновационное развитие страны, большую роль человеческого капитала в инновационном развитии; инвестиции в новые товары, услуги, технологии, в развитие человеческого капитала; большую долю наукоемкой продукции в ВВП; конкуренцию на основе инноваций; специализацию и кооперацию в области инновационной деятельности хозяйствующих субъектов; создание комплексов производств имеющих межотраслевой и глобальный характер; высокую наукоёмкость производства и высокий уровень профессиональной подготовки работников; защиту объектов интеллектуальной собственности.
Существует ряд макроэкономических критериев, характеризующих инновационную экономику:
В ЕС созданы и действуют специальные структуры, отвечающие за инновационную политику стран. Основными целями и направлениями инновационной деятельности ЕС являются:
Индустрия инноваций должна охватывать все отрасли экономики и социальную сферу, а инновации должны носить отраслевой и межотраслевой характер.
Целями индустрии инноваций являются модернизация и развитие всех сфер жизни общества, повышение уровня и качества жизни граждан, рост эффективности, наукоёмкости и качества производства, труда и товаров во всех отраслях экономики, обеспечение конкурентоспособности страны на мировых рынках.
Задачи индустрии инноваций – инновационное развитие всех отраслей экономики и сфер общества в кратко–, средне– и долгосрочном периодах.
Главным объектом управления в индустрии инноваций является инновационный цикл: «исследования– разработки– производство– распространение– использование инноваций» во всех отраслях экономики и сферах жизни общества.
Индустрия инноваций включает следующие основные уровни управления: индустрия инноваций; инновационные организации; инновационные проекты; инновационные товары, реализуемые на рынке.
Как показывает зарубежный опыт, индустрия инноваций должна состоять из следующих подсистем:
1) инновационно–производственный комплекс: региональные, академические, отраслевые и вузовские инновационные центры, НИИ, КБ и лаборатории, инновационные корпорации, технопарки, технополисы, малые и средние инновационные организации, бизнес–инкубаторы, опытные заводы;
2) финансовый комплекс: венчурные фонды, банки, страховые компании; частные рисковые инвесторы; государственные, частно-государственные и иностранные инвестиции;
3) институциональный комплекс: законодательство, обеспечивающее правовое регулирование инновационной деятельности предпринимательского сектора, в том числе защиту объектов интеллектуальной собственности; денежно-кредитная, бюджетно-налоговая, инновационная и инвестиционная политика государства;
4) рынок инноваций: субъекты (покупатели и продавцы) и объекты рынка, законодательство, регулирующее покупку и продажу инноваций;
5. образовательный комплекс: система подготовки и переподготовки кадров для разработки и реализации инноваций на мировом уровне.
Основными элементами индустрии инноваций являются инновационные центры, которые создаются во всех отраслях и регионах страны. Соответствующие подразделения действуют в структуре региональных органов власти, в отраслевых, академических институтах, в крупных вузах, на крупных и средних предприятиях.
Рынок инноваций включает рынки научно–технических знаний, инновационных производственных технологий, инновационных средств производства, инновационных сырья и материалов, инновационных технологий управления, инновационных продуктов и услуг.
Каждый из этих рынков имеет отраслевую и предметную структуру и характеризуется своей конъюнктурой.
Субъектами рынка инноваций являются производственные предприятия, организации, корпорации и фирмы - разработчики и потребители инноваций, научно–исследовательские и конструкторские организации, вузы, ученые, изобретатели и рационализаторы, государство.
Объектами рынка инноваций являются знания, объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, авторские права, торговые марки); продуктовые инновации (инновационные продукты и услуги); процессные инновации (новые производственные, технологические и бизнес–процессы, повышающие эффективность производства и производительность труда в отраслях, на предприятиях и в организациях).
Функциональное назначение рынка инноваций состоит в обеспечении ускоренной динамики развития экономики посредством создания условий для повышения эффективности и качества труда, производства и управления, оптимизации механизмов экономического взаимодействия субъектов рынка, расширения масштабов реализации инноваций.
Инновационные организации осуществляют анализ и прогнозирование потребностей сегментов рынка и инновационных процессов в отраслях; разрабатывают инновационную стратегию; генерируют идеи о новых товарах, удовлетворяющих текущие и перспективные потребности целевых сегментов; осуществляют отбор наиболее эффективных идей для предприятия и рынка; проводят бизнес–анализ инновационных товаров; осуществляют разработку, тестирование на рынке и коммерциализацию инноваций. Проводится проверка соответствия инновационных предложений возможностям предприятия, шансов, результатов и рисков их реализации на рынке.
На успешную реализацию инновационных проектов в современных условиях наибольшее влияние оказывают такие факторы, как:
1) ориентация на рынок;
2) соответствие целям организации;
3) эффективная система оценки и отбора проектов;
4) эффективное управление проектами;
5) креативные методы генерации новых идей;
6) восприимчивость организации к инновациям;
7) индивидуальная и коллективная ответственность.
Важнейшим средством индустрии инноваций является креативный, инновационный, проектный и инвестиционный менеджмент, обеспечивающий разработку и реализацию инноваций на уровне изобретений в конкурентоспособных инновационных проектах.
В развитых странах государство играет большую роль в создании и функционировании индустрии инноваций, используя для этого методы налогово–бюджетного, денежно-кредитного и таможенного регулирования инновационных процессов; формирует институциональную, законодательную среду и инфраструктуру, способствующие созданию и распространению инноваций; финансирует фундаментальные исследования и НИОКР; участвует в частно–государственном финансировании крупных инновационных проектов; формирует национальную инновационную систему, которая является одной из составляющих индустрии инноваций.
К методам государственной поддержки инноваций относятся использование налоговых льгот в проведении НИОКР и коммерциализации их результатов, координация инновационной политики на национальном и региональном уровнях, использование грантов и субсидий, разработка и внедрение прогрессивных стандартов на продукцию, тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, организация обучения и переобучения персонала, государственные инвестиции в независимые фонды венчурного капитала, разработка и реализация стратегий и программ инновационного развития отраслей и регионов.
Обычно используются следующие макроэкономические стратегии для инновационного развития страны:
1) отбор перспективных отраслей с наибольшей добавленной стоимостью и направление ресурсов на их развитие;
2) развитие отраслей, имеющих преимущества в связи с местными ресурсами или факторами;
3) регулирование уровня воспроизводства (создание инновационных фондов, технопарков, бизнес инкубаторов, благоприятного предпринимательского, инновационного и инвестиционного климата).
Целесообразно применять эти стратегии с учетом специфики отраслей, регионов и межотраслевых комплексов для достижения их максимальной конкурентоспособности.
Разработка и продвижение инновационных проектов в инновационно–креативной экономике осуществляется по инициативе предприятий и организаций на основе требований рынка, заказов, подрядов и тендеров, в рамках государственных приоритетных направлений и программ инновационного развития регионов, отраслей и предприятий.
Источниками финансирования инновационных проектов являются собственные средства предприятий, средства заказчика, кредиты и займы, ценные бумаги (долевые и долговые), венчурные фонды, иностранные и государственные инвестиции; республиканский (федеральный) бюджет, местные бюджеты и внебюджетные фонды.
Для разработки инновационных проектов формируются группы маркетологов, экономистов, конструкторов, технологов, дизайнеров, экономистов, потребителей, поставщиков, которые рассматривают инновационные предложения по товарам с точки зрения потребителей, производственных и эксплуатационных компаний. Рассматривается несколько вариантов проекта, из них выбирается оптимальный вариант, который создает основу для разработки нового товара.
Для выбора лучших проектов используются критерии: емкость, потенциал и спрос рынка (сегмента), потребности потребителей, уровень конкуренции; конкурентоспособность и реализуемость предложения; финансовые и маркетинговые возможности. При оценке реализуемости предложений учитываются степень их соответствия рыночной и инновационной стратегии предприятия, уровень научно–исследовательских, опытно–конструкторских работ и производства, уровень потребности в инновациях и инвестициях, уровни коммерческого использования и рисков.
Основными методами разработки новых товаров являются совершенствование выпускаемых товаров (улучшение их потребительских свойств и других характеристик), комбинации и вариации товаров, разработка принципиально новых товаров.
При планировании производства инновационных товаров рассматриваются следующие группы факторов:
1) потребительские: целевые сегменты, их потребности и предпочтения;
2) разработки: опыт разработки аналогичных товаров, превосходство над конкурентами, количество новых идей, наличие патентов;
3) производства: кадры, технология, оборудование, качество;
4) снабжения: связи с поставщиками, число конкурентоспособных поставщиков, стабильность цен на рынках ресурсов, качество поставок;
5) сбыта: покупательная способность потребителей, возможности каналов распределения, возможности экспорта;
6) рынка: емкость и потенциал целевых сегментов рынка, годовой спрос, уровень конкуренции, конкурентоспособность, риски;
7) экономические: объемы продаж, выручка, затраты, прибыль, рентабельность, инвестиции, срок окупаемости инвестиций.
Взаимодействие всех этих элементов обеспечивает непрерывное инновационное развитие страны.
Страница обновлена: 23.04.2025 в 22:48:03