Применение информационных технологий в концепции развития городов: экономико-правовые аспекты

Городнова Н.В.1, Шаблова Е.Г.1
1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Статья в журнале

Жилищные стратегии
Том 6, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2019)

Цитировать:
Городнова Н.В., Шаблова Е.Г. Применение информационных технологий в концепции развития городов: экономико-правовые аспекты // Жилищные стратегии. – 2019. – Том 6. – № 3. – С. 277-294. – doi: 10.18334/zhs.6.3.40892.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42612297

Аннотация:
Развитие инвестиционно-строительной сферы и эффективное управление городским пространством относится к основным условиям социально-экономического роста и является одной из приоритетных задач любого государства. Важную роль в этом развитии занимает применение информационных и Smart-технологий, которые являются неотъемлемой частью современного общества. Основная цель настоящей работы – это исследование российской практики применения информационных технологий, в том числе на стадии проектирования и строительства «умных городов», что позволит определить существующее положение и дальнейшие перспективы развития инвестиционно-строительной сферы России в рамках трансформации имеющего законодательного регулирования. В статье рассматриваются несколько значимых проектов по строительству «умных городов», элементы внедрения концепции «умных технологий» в повседневной среде на примере России и ряда других стран, внедрение Smart- и информационных технологий в области проектирования и возведения строительных объектов промышленного и гражданского назначения по системе BIM («Building Information Model»), определяется место норм в рассматриваемой сфере в массиве российского законодательства, а также определяются тенденции нормативно-правового регулирования BIM-технологии. Кроме того, авторами разработана динамическая модель повышения эффективности применения информационных технологий в рамках интеграции государственного и частного потенциалов. Проведенное научное исследование позволяет обобщить накопленный опыт применения умных технологий в России и за рубежом, что дает возможность оценить текущее состояние и перспективы развития инвестиционно-строительной сферы в России. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в частности, методы экономического анализа частного права, метод логического анализа, системный метод, сравнительно-правовой метод. В работе сделан вывод о том, что внедрение «умных технологий» открывает новые возможности для развития инвестиционно-строительной сферы и разработки жилищных стратегий при эффективном управлении городским пространством. Мировой опыт свидетельствует о значительном продвижении в области создания и развития концепции «умных городов». Российская практика показывает, что «умные технологии» преимущественно применяются в условиях интеграции государственного и частного секторов. Кроме того, формируемая в настоящее время экспериментальная правовая «площадка» дает возможность апробации правовых режимов регулирования информационных технологий и цифровизации, а также оценки дальнейших перспектив их внедрения в качестве общего режима правового регулирования. Полученные авторами исследования результаты могут быть полезными для представителей государственной власти и научного сообщества, специалистов крупных компаний и аналитических центров, для которых применение информационных и Smart-технологий в инвестиционно-строительной сфере представляет профессиональный интерес.

Ключевые слова: инвестиционно-строительная сфера, информационные технологии, Smart-технологии, интегрированные здания, BIM-технологии, динамическая модель, правовое регулирование

JEL-классификация: R19, R21, R29



Введение

Текущая национальная стратегия нашего государства, магистральные направления социально-экономической государственной политики России закреплены в майских указах президента РФ, где отмечается, что решение проблем в здравоохранении наряду с образованием, демографией, развитием жилищной сферы, городской среды обитания человека экологии и реализации цифровой экономики – одна из первостепенных и приоритетных задач российского государства.

Президентом отмечено, что финансирование указанных отраслей сокращению не подлежит, и решение социальных проблем приоритетнее экономических. Реализация концепции цифровой экономики, применение IT-,Smart-технологий и телемедицины нацелены на повышение комфортности среды обитания и улучшение экологической обстановки в городах, существенно влияя не только на общий уровень здоровья и продолжительности жизни граждан страны, но и на психологическое состояние человека.

В большинстве крупных российских городах на различных этапах строительства коммерческой и жилой недвижимости существует значительный неудовлетворенный спрос жителей на комплексные услуги от концепции до эксплуатации. Функционирующая на сегодняшний день служба заказчика обеспечивает выполнение части данных задач в рамках традиционной строительной модели. Изменение требований к эффективности бизнеса, экономичности использования ресурсов, а также возрастающие требования к комфорту граждан стимулируют потребность в появлении на рынке такого нового продукта, как Smart-houses или интегрированных зданий, реализация которого будет осуществляться в рамках концепций «Smart City» и «Smart Region».

Рынок интегрированных Smart-зданий обладает гигантским потенциалом роста и направлен на реализацию продуктов будущего – эффективных зданий, комфортных для жизни и бизнеса и способных меняться вместе со своим хозяином, а также обеспечивающих безопасность, энергоэффективность, бытовые потребности, обучение, заботу о здоровье и пр.

Развитие инвестиционно-строительной сферы является одной из приоритетных задач любого государства и относится к основным условиям социально-экономического роста страны. Важную роль в этом развитии играет применение информационных технологий, включая и Smart- и BIM-технологий, которые являются неотъемлемой частью современного общества.

Применение BIM-технологий в инвестиционно-строительной сфере следует рассматривать как «точку роста» инновационного развития и один из основных факторов повышения производительности труда [6] (Danilina, 2018). В научных источниках отмечается, что использование BIM-технологий способствует более устойчивому процессу строительного производства [12, 27] (Kraskovskiy, 2015; Buiab, Merschbrock, Munkvold, 2016).

Предыдущие исследования показали, что указанные технологии широко распространены в экономически развитых странах [25, 26] (Marzouk, Azab, Metawie, 2018; Meng, Shuang, 2018), однако в последнее время стали применяться и в развивающихся экономиках, включая Российскую Федерацию [20] (Tsypin, Tsypina, 2019). Основными причинами, препятствующими эффективному внедрению BIM-технологий в российском инвестиционно-строительном секторе, являются имеющиеся ограничения, связанные с социально-экономическим и цифровым развитием, а также низким уровнем доходности национальной экономики [27]. Кроме того, исследователями отмечается стремление строительных компаний в целях снижения затрат на строительство применять нелицензированные it-продукты [19, 27] (Umnova, Khudyakov, Markin, Markin, 2018). Наблюдаются также отсутствие национальных проектов и программ внедрения BIM-технологий в строительной отрасли, серьезный недостаток финансирования со стороны государства, острая нехватка грамотного it-персонала [9, 27] (Kallaur, Papikyan, 2017).

Базируясь на результатах проведенных исследований [1, 2] (Abashkin i dr., 2016; Belokrylova O.S., Yakhimovich V.I., 2012), авторы работы анализируют несомненные позитивные последствия применения информационных и Smart-технологий, а также некоторые экономико-правовые препятствия для широко включения BIM-технологий в строительстве, в частности, недостаточную проработанность нормативно-правового поля урегулирования их использования, дефицит бюджетного финансирования и экономия затрат на стадии проектирования [19, 22] (Erk, Sudachenko, Timofeev, 2019). Импульсом развития специального правового регулирования отношений с использованием BIM-технологий, а также формирования финансово-экономических условий для эффективного применения указанных технологий послужил утвержденный в 2014-ом г. Правительством РФ План поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства. Это может стать отправной точкой для дальнейших исследований в сфере BIM-технологий [13] (Prokolenkova, 2017).

Кроме того, следует отметить, что в отечественных научных источниках практически отсутствует экономико-правовое осмысление направлений развития российского законодательства в сфере применения BIM-технологий, правовое опосредование общественных отношений на уровне заказчиков и исполнителей BIM-технологий, имеются в основном комментарии экспертного и профессионального сообщества.

В этой связи цель настоящего исследования заключается в изучении экономико-правовых аспектов применения информационных и BIM-технологий в инвестиционно-строительной сфере Российской Федерации на стадиях проектирования и строительства объектов при реализации концепции «Smart City», а также решение проблемы совершенствования нормативно-правового поля в этой сфере, что позволит определить существующее положение и дальнейшие перспективы экономико-правового развития.

Следует отметить также, что авторы настоящей статьи не ставят своей целью прокомментировать или дать оценку всем новеллам в области правового регулирования BIM-технологий, исследовательские задачи в рамках данной статьи могут быть обозначены следующим образом:

1) определить место норм в рассматриваемой сфере отношений в массиве российского законодательства и установить тенденции нормативно-правового регулирования;

2) установить перспективные «ниши» для научных исследований в сфере частно-правового регулирования отношений по созданию и применению BIM-технологии.

В ходе исследования авторами определяется место норм в рассматриваемой сфере в массиве российского законодательства, а также определяются тенденции нормативно-правового регулирования BIM-технологий, что является основой для разработки динамической модели повышения эффективности применения информационных технологий в рамках интеграции государственного и частного потенциалов.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в частности, методы экономического анализа частного права, метод логического анализа, системный метод, сравнительно-правовой метод, экономико-математическое моделирование.

Применение информационных технологий в концепции развития городов: мировой опыт и российская практика

В ряде зарубежных стран, в том числе Европейского союза, Персидского залива, Азии, широкое распространение получила концепция «Smart City», которая включает создание базовой и интеллектуальной инфраструктуры с широким применением информационных технологий. По оценкам ООН, к 2050-ому г. 67 % населения планеты будет проживать в подобных городах [2, 3] (Vasileva, 2019). Эксперты считают, что глобальные инвестиции в данной сфере вырастут с 36,8 млрд долл. США в 2016 г. до 88,7 млрд долл. США к 2025 г. [12, 29] (Wei, 2017).

Внедрение Smart-технологий является неотъемлемой частью повышения уровня комфорта и качества жизни населения, а также роста конкурентоспособности и экономического потенциала городов за счет автоматизации процессов и экономии ресурсов [7] (Eriza, 2017). Каждое сообщество разрабатывает собственную стратегию внедрения Smart-технологий, основываясь на имеющейся истории, культурных ценностях, а также учитывая локальные проблемы.

Британский институт стандартов (British Standard Institution) определяет концепцию «Smart City» как эффективную интеграцию физических, цифровых и человеческих систем в искусственно созданной среде с целью обеспечить устойчивое, благополучное и всестороннее будущее для граждан.

Сегодня концепция «Smart City» успешно внедрена и реализуется в таких странах, как Сингапур, США, Канада, Япония, Испания, Франция, Марокко, Нидерланды, Финляндия, Китай, ОАЭ, Южная Корея, Казахстан.

Лидером в области построения цифровой экономики является Сингапур, в котором с 2014 г. реализуется инновационный проект по «подготовке города к будущему» («Smart Nation»). По оценкам экспертов, объем инвестиций на цифровую трансформацию экономики Правительства Сингапура в ближайшие четыре года составит около 1,68 млрд долл. США. На расширение цифровых возможностей малого и среднего бизнеса властями запланировано 56,43 млн долл. США.

В Сингапуре 80 % населения (около 3,2 млн человек) проживают в «умных» квартирах, строительство которых инициируют власти города-государства. В области градостроительства Smart-технологии также широко применяются. Так, например, в квартале «Yuhua» в 2014 г. в тестовом режиме осуществлен запуск проекта «умные сенсоры» с отслеживанием в режиме реального времени потребления электроэнергии, воды и др. Благодаря этим данным становится возможным оптимизировать затраты на потребление ресурсов [22].

«Умные сенсоры» также применяются в транспортной инфраструктуре Сингапура, а том числе для мониторинга движения общественного транспорта и оперативного реагирования на возникающие проблемы. На данный момент система позволила сократить среднее время ожидания транспорта на остановочных комплексах до 3–5 минут [1]. К 2021 г. планируется ввести обязательное оснащение частных автомобилей специальными навигационными системами, которые будут способствовать перераспределению нагрузок на дорожные сети, а также позволят автоматически оплачивать место на парковке, проезд по платным дорогам [28] (Pruskova, Kaiser, 2019).

Кроме того, в Сингапуре внедрена Smart-система наблюдения за пожилыми людьми, подразумевающая установку на двери домов специальных датчиков, отслеживающих перемещения. В случае если система отмечает необычное движение или длительное отсутствие перемещений, то об этом поступает сообщение родственникам или медицинскому персоналу.

В ближайшее время в Сингапуре планируется создание единой информационной системы, позволяющей осуществлять полный мониторинг данных о состоянии города и условиях жизни населения. Следует отметить, что указанная информация будет контролироваться государством при поддержке самих сингапурцев.

В Китае осуществляется строительство экспериментального эко-города «Sino-Singapore Tianjin Eco City», которое будет продолжаться в течение ближайших 10–15 лет [14, 26] (Plokhotnikova, 2017; Meng, Shuang, 2018). Проект является результатом двустороннего сотрудничества Китая и Сингапура, охватывает площадь более 30 квадратных километров и рассчитан на проживание 350 тыс. человек. На сегодняшний день завершено создание базовой инфраструктуры, объем инвестиции сингапурских компаний в проект составляет около 231,2 млн долл. США (примерно 46 % от общего объема капитальных вложений) [24] (Garmston, Pann, 2012). Правительством Сингапура поддерживается и контролируется реализация данного проекта. Так, с 2011-го г начала реализовываться Программа помощи эко-городу (Tianjin Eco-city Assistance Programme), предполагающая предоставление субсидий компаниям-участникам строительства.

В Португалии концепцию «города-компьютера» планируется использовать в процессе выполнения уникального проекта «PlanIT Valley», муниципалитет Паредеш. Площадь застройки составляет 1700 га, общая сумма инвестиций – 19 млрд долл. США, жилые помещения рассчитаны на максимальную мощность в 225 тыс. человек, строительство города должно быть завершено к 2022–2024 гг. Управление городом будет осуществляться с помощью единой операционной системы. Данная система будет способна производить сбор информации смартфонов, планшетных компьютеров, стационарных компьютеров и ноутбуков, «умных домов» с целью анализа условий жизни и потребностей населения.

Еще одним значимым примером в области реализации концепции «умных городов» является проект «Масдар» в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты [2]). Проект основан на применении солнечной энергии и других возобновляемых источниках энергии, рассчитан на 50 000 жителей, 40 000 пассажиров и 1 500 предприятий, специализирующихся преимущественно на «чистых технологиях». Планируется финансовая поддержка строительства городского дизайна государственной инвестиционной компанией Абу-Даби «Мубадала» в объеме 22 млрд долл. США. Строительство города началось в 2008 г., завершение ожидается в 2030 г.

Большинство рассматриваемых проектов на данный момент находятся на стадии реализации. Представленные примеры, на наш взгляд, относятся к наиболее значимым и позволяют сделать вывод, что реализация подобных проектов требует значительных капитальных вложений, объемы которых, как правило, обеспечиваются поддержкой государства и при участии частного сектора.

Создание необходимых условий для развития цифровой экономики является одной из приоритетных задач российского государства. Конкретные цели, направления, а также мероприятия в этой сфере закреплены во многих стратегических документах, в том числе Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг., Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 гг. и на перспективу до 2025 г., программе «Цифровая экономика Российской Федерации» и пр. В перечисленных стратегиях среди перспективных направлений развития экономики России создание «Smart City» определяется как приоритетное. По оценкам экспертов, внедрение Smart-технологий позволит реализовать принципы энергосбережения и энергоэффективности, повысить комфортность среды для жителей городов. значительно улучшить экологическую обстановку, повысить эффективность работы общественного и личного транспорта, получить значительную экономию ресурсов [5] (Dalchenko, Plokhotnikova, 2018).

В России концепция «Smart City» начала широко реализовываться в проектах Greenfield (Республика Татарстан, проекты «Иннополис», «SmartCityKazan» – строительство нового района в Казани, проект «Сколково», Московская область, новый город «Усть-Луга», Ленинградская область, кластеры олимпийских объектов, г. Сочи, Краснодарский край, микрорайон «Smart City», г. Ульяновск, что стало основой процесса принятия эффективных управленческих решений по созданию комфортных условий для жителей крупных российских городов.

В целях реализации данного направления в октябре 2017-го г. Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, а также представителями ряда российских государственных корпораций и университетов был подписан меморандум о создании Национального консорциума развития и внедрения цифровых технологий в сфере городского управления. Деятельность консорциума будет ориентирована на развитие 50-ти крупных городов России в интересах свыше 50-ти млн жителей. Основным приоритетом планируется сделать создание цифровых платформ по управлению «умными городами», осуществление проектов по внедрению беспилотного транспорта, а также проектов в области повышения прозрачности и эффективности жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), создания благоприятных условий в целях развития высокотехнологичных компаний.

В текущий момент в ряде российских регионов идет реализация крупных градостроительных проектов, основанных на концепции «умного города». В частности, под Москвой началось строительство микрорайона «Ильинское-Усово», где будут созданы интеллектуальная система управления городским освещением, климатический мониторинг, а также построена первая в стране монорельсовая подвесная дорога с пропускной способностью в 10 тыс. человек в час (стоимость создания 1 километра составляет 12–15 млн руб., ожидаемый срок окупаемости вложенных инвестиций составляет 3–5 лет). Также будет реализована концепция «умного дома», предполагающая управление освещением, отоплением, климатом и электроприборами. Проведя опрос среди потенциальных клиентов, компания-застройщик выявила, что наибольший интерес респондентов проявлен к наличию доступных сетей Wi-Fi, сервисам с информацией о показателях климата, воздуха, загруженности местных компаний в области торговли, видео с уличных камер, парковочных местах и местонахождении ребенка.

В Ленинградской области на стадии финансового планирования находится проект по созданию города-спутника Санкт-Петербурга «Южный» с общим объемом инвестиций в 176 млрд руб., сроком реализации проекта 19 лет и площадью застройки 2 012 га. На территории города будут построены 4,3 млн м2 нового жилья, сформированы площадки для полного цикла производства инновационной продукции, созданы интеллектуальные системы управления дорожно-транспортной сетью и пассажирским транспортом, внедрено энергоэффективное городское освещение, установлены «умные счетчики» и прочее. Подобный инновационный проект «SmartCityKazan» – строительство нового района в Казани – находится на начальной фазе реализации.

В Новосибирске планируется создание интеллектуальной транспортной системы, созданной на принципах теории нечетких множеств, цель которой заключается в эффективном управлении транспортными потоками, в том числе увеличении пропускной способности улично-дорожной сети за счет оптимизации алгоритмов управления светофорной сигнализацией, информировании участников движения о складывающейся дорожно-транспортной ситуации и вариантах оптимизации маршрута; в информировании граждан о наличии свободных мест на парковках и т. д. [29]. Кроме того, в целях обеспечения безопасности подземных инфраструктурных систем в Новосибирске внедряется 3D-геосистема, позволяющая определить расположение коммуникаций путем наведения смартфона с установленным приложением на определенный участок земли.

Отдельные элементы «умного города» планируются к реализации в 2020-ом году в Екатеринбурге, в микрорайоне «Академический». Данный микрорайон является уникальным, единственным в своем роде крупнейшим проектом не только в Российской Федерации, но и в Европе, строительство его было начато в 2007-ом г. в рамках реализации пилотного проекта комплексного освоения территории (КОТ) и осуществлено в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) [4, 21, 22] (Golosova, 2016; Shorikov, Butsenko, 2019). В 2020-ом году в микрорайоне «Академический» начинается строительство серии жилых домов, в которых в тестовом режиме будет осуществлен запуск проекта «умные сенсоры», что отслеживают в режиме реального времени потребление электроэнергии, воды и других показателей для оптимизации затрат на потребление ресурсов.

Внедрение Smart- и информационных технологий осуществляется также в области проектирования строительных объектов промышленного и гражданского назначения по системе BIM (Building Information Model), которая позволяет визуализировать в 3D-формате любые элементы и системы здания, а также собирать и обрабатывать все данные о нем: эскизы, инженерные расчеты, применяемые материалы и пр. [29, 30] (Zhou, Sun, Wu, Chen, 2018). Реализация мероприятий по внедрению данных технологий начата Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства в 2015 г. Предполагается, что применение BIM-технологии позволит снизить расходы на строительство объектов в среднем на 30 % [1, 23] (Bulaev, Shorikov, 2018).

В целях внедрения универсального системного подхода необходима разработка единого стандарта внедрения умных технологий и соответствующей законодательной базы, что позволит установить единые требования и правила для российского частного игрока, готового осуществлять финансирование проектов развития городских Smart-систем, а также для it-компаний, готовящих решения для муниципалитетов в рамках решения сопутствующих задач [11] (Korolev, 2015).

Проблемы правового регулирования применения BIM-технологии

Нормативно-правовое регулирование применения BIM-технологии является сравнительно новым направлением российского нормотворчества, развитие которого обусловлено цифровизацией строительно-инвестиционной сферы [19] (Umnova, Khudyakov, Markin, Markin, 2018). Следует отметить, что к настоящему моменту созданы специальные программные и нормативные правовые акты, регулирующие применение BIM-технологии и направленные на формирование правовой базы регулирования комплекса отношений, возникающих в связи с созданием и применением означенных технологий в течение жизненного цикла инвестиционно-строительных проектов. Это является вполне оправданным, поскольку правовое регулирование данной сферы отношений будет находиться в рамках специальных правовых режимов. Осмыслению направлений развития законодательства в этой сфере, правовому опосредованию отношений на уровне заказчиков и исполнителей BIM-технологий посвящены в основном комментарии экспертов профессионального сообщества и правоприменителей. Комплексных монографических исследований ученых отраслевых юридических наук пока не отмечено.

Нормы российского законодательства, регулирующего отношения в сфере создания и использования BIM-технологии, носят комплексный характер, на первый план в настоящее время выдвигаются нормы публичного права. Однако не менее значимыми по своему регулирующему воздействию являются нормы частного права. Оставляя за пределами данной статьи проблему трансформации права в условиях цифровизации, самодостаточности компьютерного кода для регулирования технологических процессов «code is law», подчеркнем востребованность норм частного права для целей правового урегулирования в их инновационном ракурсе с учетом их специфики. Сложность объекта правого регулирования в сфере цифровых инноваций приводит к необходимости внедрения экспериментальных правовых режимов регулирования. Отметим в этой связи значимость проекта Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект внесен на рассмотрение Минэкономразвития РФ) [3]. Вызывает одобрение включение в предмет регулирования упомянутого проекта закона (п. 6 ст. 1) применение новых технологий в сфере архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений [18] (Umnova, Khudyakov, Markin, Markin, 2018). Экспериментальная правовая «площадка» позволит создать возможность апробации правовых режимов регулирования и оценить дальнейшие перспективы их внедрения в качестве общего режима правового регулирования.

Импульс развитию специального правового регулирования отношений с использованием BIM-технологий придал утвержденный в 2014-ом г. Правительством РФ План поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства. В 2017-ом г. была утверждена так называемая «дорожная карта» на 2017–2020-ый гг. по внедрению BIM-технологии. План мероприятий федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» (раздел 4.1.) программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. № 16) предусматривает ряд мероприятий по адаптации существующего общего законодательства к условиям цифрового пространства. Следует отметить, что специального правового режима в рамках BIM-технологии не предусмотрено. Это не означает отсутствия внимания к данной области, так, потребность в модернизации строительной отрасли сопровождалась Поручением Президента РФ «О модернизации строительной отрасли и повышении качества строительства» Правительству РФ произвести переход к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства путем внедрения технологий информационного моделирования. В феврале 2019 г. Минстроем внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», что позволит сформировать правовую базу внедрения единой системы управления информацией об объектах капитального строительства путем применения информационного моделирования [9] (Kallaur, Papikyan, 2017).

Заключение

В систему устойчивого развития экономики страны должны быть включены такие элементы, как государство, общество, экономика, информационные и Smart-технологии, экология. В настоящее время как в России, так и за рубежом в условиях развития новых технологий идет процесс формирования действенных подходов к повышению эффективности и ресурсосберегаемости управления городским пространством, в частности, разработка концепции «Smart City». Внедрение указанной концепции связано с повышением эффективности проектирования, возведения и эксплуатации отдельных зданий, инфраструктуры и городского пространства в целом. Применение «умных» и информационных технологий, бесспорно, открывает новые возможности и перспективы для развития инвестиционно-строительной сферы России и выработки эффективных жилищных стратегий. Как показывает зарубежная практика, применение Smart-технологий позволяет значительно повысить энергоэффективность и комфортность проживания жителей городов. Прогнозируемый экономический эффект реализации концепции «Smart City» заключается в снижении более чем в 2 раза общих издержек на проектирование и строительство жилых и инфраструктурных объектов с применением BIM-технологий [16]. Одновременно, возможен рост доходности на 1 м2 жилья на 20–25 % [20] (Tsypin, Tsypina, 2019). Кроме того, внедрение Smart- и BIM-технологий в крупных российских городах позволит удовлетворить запрос общества на качественные комплексные услуги в сфере возведения и эксплуатации интегрированных Smart-зданий, которые отвечают потребностям пользователя и его образу жизни, трансформируются в рамках изменения требований по принципу «ваш дом меняется вместе с вами». Такая возможность позволяет осуществлять изменения объектов без кардинальной перестройки и закладывается на стадии проектирования зданий и сооружений.

Следует отметить, что правовые эксперименты в нормотворчестве весьма оправданы в сфере BIM-технологии, в том числе значимость проекта Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект внесен на рассмотрение Минэкономразвития РФ) на сегодняшний день сложно переоценить. Вызывает одобрение включение в предмет правового регулирования упомянутого проекта закона применение новых технологий в сфере архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений. Формируемая экспериментальная правовая «площадка» создаст возможность апробации правовых режимов регулирования и оценки дальнейших перспектив их внедрения в качестве общего режима правового регулирования.

[1]Смарт-технологии [Электронный ресурс] – режим доступа: http://vseon.com/analitika/texnologii/smart-tehnologii (дата обращения 10. 07. 2019 г.).

[2] Интеллектуальные города. Умные города. Smart Cities [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Интеллектуальные_города_(Умные_города,_Smart_cities) (дата обращения 10. 07. 2019 г.).

[3]Проект Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – режим доступа свободный: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/58480.html/ (дата обращения 18.07.2019 г.).


Источники:

Абашкин В.Л. и др. Методические материалы по разработке и реализации программ развития инновационных территориальных кластеров и региональной кластерной политике. / Словарь или справочник. - М.: НИУ ВШЭ, 2016. – 208 с.
2. Белокрылова О.С., Яхимович В.И. Концепция институциональной модернизации рынка жилья пост кризисной экономики России // Terra Economicus. – 2012. – № 1. – С. 93-99.
3. Васильева Е.Ю. Привлечение инвестиций в транспортную инфраструктуру России // Транспортное дело России. – 2019. – № 2. – С. 150-153.
4. Голосова Т.С. Модель выбора стратегии перехода к BIM-технологиям // Градостроительство. – 2016. – № 5(45). – С. 25-27.
5. Дальченко Е.А., Плохотникова Г.В. Направления развития транспортно-логистической инфраструктуры Ростовской области в контексте усиления конкурентоспособности ее экономики // Финансовая экономика. – 2018. – № 5. – С. 37-39.
6. Данилина Н.В. Применение BIM-технологий на стадии градостроительного проектирование // Промышленное и гражданское строительство. – 2018. – № 9. – С. 48-54.
7. Ериза К. Успешная практика внедрения BIM-технологий // САПР и графика. – 2017. – № 8(250). – С. 12-16.
8. Ильвицкая С.В., Лобкова Т.В. «Зеленая» архитектура жилища и Green BIM технологии // Архитектура и строительство России. – 2018. – № 1(225). – С. 108-113.
9. Каллаур Г.Ю., Папикян Л.М. Некоторые вопросы оценки эффективности проектов внедрения BIM-технологий // Управленческие науки в современном мире. – 2017. – С. 458-462.
10. Карпова О.В., Шориков А.Ф. Экономико-математическое моделирование оптимизации управления бизнес-процессами предприятия // Вестник Гуманитарного университета. – 2018. – № 3(22). – С. 17-23.
11. Королев А.С. Smart City: теории и практики создания умного города // Управление городом: теория и практика. – 2015. – № 4(19). – С. 19-23.
12. Красковский Д.Г. Преимущества BIM-технологии в единстве источника информации об объекте // САПР и графика. – 2015. – № 12(230). – С. 62-63.
13. Пищулев А.А., Блинкова Е.В., Макарова Ш.Н. Повышение качества бетонных работ путем применения полимерных материалов для изготовления индивидуальных опалубочных систем и BIM технологий // Градостроительство и архитектура. – 2018. – № 3(32). – С. 18-21. – doi: 10.17673/Vestnik.2018.03.4..
14. Плохотникова Г.В. Инвестиционная составляющая как фактор развития территории // Апробация. – 2017. – № 2(53). – С. 217-218.
15. Проколенкова В.В. Особенности управления ресурсами в интеллектуальном пространстве Smart City // Недвижимость: экономика, управление. – 2017. – № 3. – С. 46-51.
16. Соловьева Т.С., Попов А.В., Каро-Гонсалес А., Хуа Л. Социальные инновации в Испании, Китае и России: ключевые аспекты развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2018. – № 2. – С. 52-68. – doi: 10.15838/esc.2018.2.56.4.
17. Сурова Д.С., Коростелева Т.С. Развитие концепции Smart City (на примере УрФО) // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – № 12-2. – С. 152-154.
18. Теличенко В.И. «Зеленые» технологии среды жизнедеятельности // Вестник МГСУ. – 2017. – № 4(103). – С. 364-372. – doi: 10.22227/1997-0935.2017.4.364-372.
Умнова О.В., Худяков А.В., Маркин А.А., Маркин И.А. Проектирование многоэтажного офисного здания с элементами BIM-технологий // BIM. Проектирование. Строительство. Эксплуатация: Материалы Всероссийского Форума / Под редакцией Д.К. Проскурина. Воронеж, 2018. – С. 22-29.
20. Цыпин И.С., Цыпина С.И. Стратегия развития экономики и промышленности России в условиях международной нестабильности // Экономика. Налоги. Право. – 2019. – № 1. – С. 76-85. – doi: 10.26794/1999-849X-2019-12-1-76-85 .
Шориков А.Ф., Буценко Е.А. Анализ рисков инвестиционного проектирования на основе стохастического сетевого моделирования // Моделирование и анализ безопасности и риска в сложных системах: В сборнике. Saint Peterburg, 2019. – С. 41-45.
22. Эрк А.Ф., Судаченко В.Н., Тимофеев Е.В. Интеллектуальные энергосберегающие технологии с использованием возобновляемых источников энергии // Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства. – 2019. – № 98. – С. 247-257. – doi: 10.24411/0131-5226-2019-10143.
23. Bulaev V.V., Shorikov A.F. Discretization procedure for leaner dynamical systems // Journal of Mathematical Sciences. – 2018. – № 5. – С. 664-667. – doi: 10.1007/s10958-018-3765-5.
24. Garmston H., Pann W. Building Regulations in Energy Efficiency // Compliance in England and Wales in Energy Policy. – 2012. – С. 594-605. – doi: 10.1016/j.enpol.2012.03.010.
25. Marzouk M., Azab S., Metawie M. BIM-based approach for optimizing life cycle costs of sustainable building // Journal of Cleaning Production. – 2018. – С. 217-226. – doi: 10.1016/j.jclepro.2018.03.280.
26. Meng H., Shuang H. Application of BIM technology in dispatching building project // Journal of Advanced Oxidation Technologies. – 2018. – № 2. – doi: 10.26802/jaots.2018.07426.
27. Nam Buiab, Christoph Merschbrock, Bjørn Erik Munkvold A review of Building Information Modelling for construction in developing countries // Procedia Engineering. – 2016. – № 164. – С. 487-494. – doi: 10.1016/j.proeng.2016.11.649.
Pruskova K., Kaiser J. Implementation of BIM Technology into the Design Process Using the Scheme of BIM Execution Plan // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. 2019. – С. 019-022.– doi: 10.1088/1757-899X/471/2/022019.
Wei Li. Application of BIM technology in construction bidding // Earth and Environmental Science: 1st International Global on Renewable Energy and Development.
IOP Publishing IOP Conf. Series. 2017. – С. 1-4.
Zhou H., Sun J., Wu Y., Chen H. Research on BIM Application in Construction Based on the Green Building Idea // Humanities and Advanced Education Technology: International Conference. 2018. – С. 705-708.– doi: 10.12783/dtssehs/ichae2018/25725.

Страница обновлена: 23.11.2020 в 18:37:43