Характеристика современного состояния и направления развития креативных индустрий как эффективного инструмента регионального развития
Морданов М.А.1
1 Сургутский государственный университет, Россия, Сургут
Скачать PDF | Загрузок: 15 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 1 (Январь 2022)
Цитировать:
Морданов М.А. Характеристика современного состояния и направления развития креативных индустрий как эффективного инструмента регионального развития // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 1. – С. 245-260. – doi: 10.18334/ce.16.1.114123.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48092601
Цитирований: 3 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
В рамках исследования автором охарактеризована значимость креативных индустрий как комплексного инструмента развития регионов и стран, в частности: стимулирования устойчивого и инклюзивного экономического роста, увеличения экспортных доходов, создания новых рабочих мест, стимулирования малого и среднего предпринимательства. Характеризуемое направление также определяется как процесс агломерации творческой деятельности и создания креативных кластеров, охватывающих более широкие территориальные зоны. Исследуемая деятельность находится в центре внимания государственной политики различных стран, в том числе и России, и характеризуется как движущая сила совершенствования культурной, образовательной и экономической сфер. Автором исследовано состояние развития креативных индустрий в некоторых регионах России, выделены перспективные направления развития. Кроме того, проанализирован опыт реализации ряда мероприятий в европейских странах, направленных на создание благоприятных условий для совершенствования креативных индустрий. Представлены механизмы развития, которые могут быть апробированы в субъектах Российской Федерации в целях увеличения вклада исследуемой деятельности в валовый региональный продукт. Результаты исследования могут представлять интерес для представителей научного сообщества, органов власти и бизнес-сферы, деятельность и интересы которых имеют непосредственное отношение к региональному развитию, реализации эффективных инструментов совершенствования социально-экономической сферы.
Ключевые слова: креативная экономика, креативные индустрии, творческая деятельность, региональное развитие
JEL-классификация: Z19, O31, O33
Введение
Организацией Объединенных Наций (ООН) 2021 год был объявлен Международным годом креативной экономики и устойчивого развития. Данное положение свидетельствует о высокой значимости креативной экономики и творческой сферы в мировом сообществе. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в сотрудничестве с ведущим учреждением ООН в области развития, Программой развития ООН (ПРООН) в 2008 году впервые опубликовала основополагающий доклад «Креативная экономика» [19].
Сегодня отсутствует единый подход к определению понятия «креативная экономика». Одна из трактовок этого термина предложена ЮНКТАД, в рамках которого креативная экономика рассматривается как развивающая концепция, основанная на творческих активах и потенциально генерирующая экономический рост и развитие [20].
Использование термина «креативные индустрии» варьируется в разных странах. Формирование и развитие обозначенного вида деятельности как новой отрасли сопряжено с публикацией в 1994 году в Австралии отчета «Креативная нация» (“Creative Nation”) [20]. Ключевым событием развития исследуемой отрасли считается учреждение в 1997 году группы по креативным индустриям Министерством культуры, средств массовой информации и спорта Соединенного Королевства. Примечательно, что законодательное оформление исследуемого сектора, повышение его значимости способствовало расширению сферы культуры за пределы искусства. В то же время повышение интереса к новой парадигме развития общества со стороны правительств ведущих государств (например, Великобритании, Австралии, Германии, Швеции, США) ознаменовало изменение в подходе к потенциальной коммерческой деятельности, которая до второй половины девяностых годов прошлого столетия рассматривалась исключительно или преимущественно в неэкономических терминах [18].
Актуальность и цель статьи, методология исследования
Актуальность настоящего исследования определена следующими положениями. Признанию креативной экономики как синергетического особого сектора на мировом уровне предшествовало развитие данного сегмента в национальном масштабе, когда многие государства пытались использовать произошедший рост его значимости и реализовать инструменты развития. Разумеется, эти инициативы начались в первую очередь с городов, разрабатывающих инновационные и исследовательские политические ответы на возникновение роста новой креативной экономики. Немаловажным является тот факт, что многие из этих городов осуществляли свое функционирование и развитие в нестабильных экономических условиях, связанных с деиндустриализацией.
Охватывая различные виды экономической деятельности: от науки и высоких технологий, исследований и отраслей знаний до СМИ, музыки, дизайна и искусства – креативные индустрии становятся все более важным фактором инноваций, способствуют увлечению рабочих мест и экономическому росту как определенной географической территории, так и страны в целом.
Цель исследования – характеристика направлений развития креативных индустрий в регионах России на основе анализа современного состояния и успешных мероприятий в европейских странах.
Методология исследования заключается в использовании системного, субъективного и концептуального подходов. В рамках первого из них рассмотрено содержание предмета исследования – креативные индустрии – как единой системы взаимосвязанных элементов, структурно обозначенных во всех взаимосвязях его согласовано функционирующих структурных компонентов. Кроме того, особый сектор экономики охарактеризован в качестве эффективного инструмента регионального развития с учетом культурных, социальных и экономических особенностей территорий. Использование субъективного подхода выразилось в рассмотрении целесообразности деятельности субъектов креативных индустрий. Кроме того, определена важность создания креативных кластеров и развития отраслей творческой сферы. При применении концептуального научного подхода охарактеризовано современное состояние креативных индустрий в Российской Федерации, представлены различные инструменты и мероприятия, проводимые в скандинавских странах и направленные на создание условий для успешного функционирования хозяйствующих субъектов в творческой сфере. Охарактеризованный комплекс мер может быть успешно масштабирован и апробирован в условиях регионального развития субъектов России.
1. Креативные индустрии как современный феномен развития общества
Креативные индустрии и творческая деятельность часто обсуждаются в научных исследованиях в области культуры и экономического развития. Однако до начала 2000-х годов подобные сферы редко рассматривались как часть всемирной торговли и промышленности, фокус внимания был направлен на рассмотрение их новизны и культурной ценности. В то же время за последнее десятилетие определен значительный рост внимания к креативным индустриям.
Характеризуемый сектор имеет непосредственное отношение к креативной экономике. Тем не менее наблюдается определенное различие. Креативные индустрии ограничены конкретными отраслями (например, издательское дело, радиовещание, телевидение, кино, исполнительское искусство, наследие и ремесла, реклама, архитектура, дизайн и фотография и иные), креативная экономика, в свою очередь, характеризует в целом творческую деятельность в экономической сфере.
Креативные индустрии за последние десятилетия получили огромный рост во многих развитых странах. Наблюдается эволюция понятия: от деятельности, имеющей сильный художественный компонент, до любой деятельности, в рамках которой производятся продукты для максимально широкого рынка со значительным акцентом на интеллектуальной собственности [18].
Н.В. Куликова, профессор института МИРБИС, Института культуры Мира (ЮНЕСКО), действующий член международной академии интеграции науки и бизнеса, считает, что, рассматривая креативную экономику как совокупность культурных и креативных индустрий, связанных с обществом и формирующихся за счет творческой деятельности индивида, можно констатировать их трансформацию и совершенствование: поиск новых форм деятельности, технологий, в том числе производства продукции с применением информационных технологий [2] (Imaeva, Sushko, Gildebrandt, Spiridonova, Aymaletdinov, 2021).
Профессор факультета социальной и экономической географии Университета Упсалы (Швеция) Доминик Пауэр считает, что европейские регионы с концентрацией креативных индустрий выше среднего уровня, как правило, характеризуются более высокой степенью экономического процветания [12] (Power, 2011).
В рамках российского правового поля креативные (творческие) индустрии представляют собой совокупность деятельностей, в которых посредством творческой и культурной активности и распоряжения интеллектуальной собственностью хозяйствующие субъекты производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью. Кроме того, подобная деятельность направлена на обеспечение формирования гармонично развитой личности и роста качества жизни общества [7].
Отметим ключевые преимущества развития креативных индустрий:
¾ экономический рост региона или страны за счет производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;
¾ оживление рынка труда за счет создания дополнительных рабочих мест, снижение уровня безработицы, вовлеченность в трудовую деятельность представителей различных социальных групп;
¾ культурное развитие, повышение туристической привлекательности и узнаваемости локальных брендов;
¾ развитие и редевелопмент территорий.
В современных условиях средняя доля сектора креативных индустрий в мировом ВВП превышает 6%, в развитых странах она достигает 8–12%, что существенно превышает средние темпы роста мировой экономики [7]. При этом отметим, что в силу отсутствия единой методики расчета вклада креативных индустрий в экономику страны обозначенный показатель варьируется. Его изменения зависят от исходных статистических данных и видов деятельности, имеющих прямое или косвенное отношение к креативной сфере. В частности, доля креативных индустрий в экономике Российской Федерации, по разным оценкам, составляет от 2,2 до 5%. Несмотря на высокий уровень образованности, развитие науки и богатое историческое, культурное наследие, в Российской Федерации потенциал креативной экономики недостаточно реализован.
Согласно Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, характеризуемый показатель составляет 2,23% [7]. По оценкам экспертов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», добавленная стоимость креативных индустрий в России составляет более 2 390 млрд руб., или 2,4% ВВП [5]. В то же время исследователи из Агентства стратегических инициатив определяют данный показатель практически в два раза выше – на уровне 4,98% ВВП (в абсолютном измерении – 5 164 млрд руб.) [1].
Говоря о высокой значимости креативных индустрий как элемента экономического роста, стоит отметить, что вопрос измерения их вклада в валовый региональный (или внутренний) продукт является одним из актуальных и наиболее дискуссионных.
К наиболее часто используемым подходам оценки вклада можно отнести следующие:
¾ отраслевой подход – оценка ключевых экономических показателей на базе собирательных группировок видов экономической деятельности;
¾ оценка занятости на основе группировок профессий, относящихся к категории креативных;
¾ анализ внешней торговли креативными товарами и услугами с использованием соответствующих статистических группировок товаров и услуг.
Первые попытки измерения креативных индустрий базировались на отраслевом подходе, который основан на определении перечня видов экономической деятельности, относящихся к «креативным» [4]. Эта методика подвергается серьезной критике ввиду ряда объективных причин: отсутствие четких критериев «креативности» индустрий, неполнота сведений об индивидуальных предпринимателях, самозанятых и лицах, работающих в «серой» экономике [11]. Несмотря на указанные недостатки, отраслевой подход на сегодняшний день наиболее распространен, поскольку позволяет оценить ключевые экономические показатели креативных индустрий. Многие страны и города активно внедряют собственные отраслевые классификации [10, 17] (Stringer, 2019). Для обеспечения сопоставимости данных они, как правило, базируются на международных подходах и рекомендациях (ЮНЕСКО, ВОИС и др.), но в то же время учитывают приоритеты национальной или региональной политики.
В силу глобализации рынков товаров и услуг креативных индустрий сосредоточение деятельности субъектов творческой сферы на определенной локации уже не имеет принципиального значения. В настоящее время многие виды креативных индустрий существуют и успешно развиваются в рамках сочетания инновационных технологий и творческой деятельности (например, разработка игр, продукты виртуальной и дополненной реальности, музыка, искусство, реклама, архитектура, кинематография, анимация, дизайн, театральное искусство, литература и другие области) [3] (Gambeeva, Smey, 2021).
2. Опыт европейских стран развития креативных индустрий: возможность апробации в российских регионах
Наличие ряда сходных элементов в климатических, социальных и экономических особенностях регионов Российской Федерации (например, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Республика Саха (Якутия)) и ряда стран Северной Европы (Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия и Исландия) определяет необходимость рассмотрения особенностей развития креативных индустрий в обозначенных государствах. Данная характеристика значима в силу возможности масштабирования специфики социально-экономического развития стран Скандинавии и мероприятий, направленных на совершенствование и повышение важности креативных индустрий.
Специфика скандинавской модели совершенствования экономической сферы и развития креативных индустрий определяется следующими аспектами [9] (Khestanov, 2018). В обозначенном регионе важными элементами социального и экономического развития являются значительная поддержка социальной сферы, партнерство предпринимателей и рабочих, посредническая роль государства. Развитие культурной политики при этом носит ярко выраженный централизованный характер.
В стратегии развития креативных индустрий скандинавских стран можно выделить следующие факторы.
Во-первых, смещение акцента в образовании: формирование креативных навыков у студентов и их практическое применение в профессиональной среде. Обозначенная система может стать эффективным компонентом для комплексного развития креативных индустрий в России.
Во-вторых, стимулирование роста бизнеса в творческой сфере: смещение акцентов с финансирования культуры на инвестирование в креативный бизнес, внедрение инновационных инструментов в креативные индустрии.
В-третьих, создание креативных кластеров является важным и необходимым условием устойчивого развития креативных индустрий. Исследователями отмечается важность географической кластеризации для секторов культуры и творчества [14] (Borowiecki, 2015). Создание креативного пространства ассоциируется с производством творческой продукции, увеличением вклада в ВРП, созданием рабочих мест и модернизацией территорий. Отметим, что многие правительства повторяют различные модели создания креативных кластеров, но применение универсальной стратегии не может гарантировать устойчивое развитие последнего в различных городах или регионах.
Как отмечает Новосельская В.В., синергетическое «кластерное» взаимодействие культуры и различных индустриальных отраслей представляет собой один из активно поддерживаемых мировым сообществом компонентов инновационной экономической стратегии развития регионов [6] (Novoselskaya, 2017).
Трансформация городского пространства, в котором участвуют профессионалы и местные жители («плейсмейкинг»), основывается на местных региональных инициативах, а не на централизованном государственном вмешательстве [13] (Flew, 2005). Учитывая высокую экономическую ценность креативных индустрий в северных странах, повышается значимость взаимодействия государственных органов, организаций по развитию бизнеса, культурных институтов и неправительственных организаций.
В целях анализа влияния креативных индустрий и функционирования представителей творческой деятельности на социально-экономическую сферу необходимо рассматривать город как привлекательное место для жизни и трудовой деятельности.
Одним из способов понимания движущих сил городской миграции или притяжения квалифицированных кадров является теория американского ученого Ричарда Флориды о креативном классе. Он определил инструменты преобразования городских промышленных зон в уникальные районы в целях повышения экономической и социальной перспективности [16] (Florida, 2002). По его мнению, креативный класс – это совокупность людей, которые создают дополнительную экономическую ценность производству продукции благодаря реализации творческого потенциала. Этот класс состоит из профессионалов разных областей и представителей творческой сферы, например: художников, музыкантов и скульпторов. Данные специалисты представляют уникальную ценность для регионального экономического развития, поскольку обладают творческим капиталом, который характеризует способность индивида создавать новые идеи, технологии, проекты и бизнес-модели [15] (Florida, 2005).
Рассмотрим уникальный алгоритм развития креативных индустрий для северных городов в рамках совершенствования исследуемого сектора в столице Швеции – Стокгольме. Деятельность креативного класса в промышленных районах способствует их развитию благодаря яркой культуре, производству товаров и услуг творческой сферы.
В качестве примера трансформации рынка можно рассмотреть один из районов Стокгольма – Седермальм (швед. Södermalm). Исторически он был известен как неблагополучный, пока кварталы площади Нюторгет не получили новый импульс к развитию. Сегодня здесь много ресторанов высокой кухни и эксклюзивных магазинов – центров притяжения горожан и туристов со всей Швеции и из-за рубежа. В то время как районы вокруг Нюторгет стали культурным центром с ценным сочетанием предприятий общественного питания и креативных заведений. В качестве факторов, лежащих в основе успеха шведского капитала, прежде всего, выделяют результаты развития Стокгольма в области активов знаний и международную репутацию предпринимательства, инструменты привлечения иностранных инвестиции.
Креативные индустрии имеют огромный потенциал, когда речь идет о международном и внутреннем маркетинге города. Изучение сектора экономики показывает, что ни одно из направлений в отдельности не формирует весь образ Стокгольма, но они действуют как сильные компоненты, вносящие свой вклад развитие данного сегмента. Стокгольм известен как «Фабрика единорогов» (успешных технологических стартапов). Skype, Spotify и Mojang – это лишь несколько успешных шведских компаний, получивших признание во всем мире. Кино и телевидение обладают уникальным преимуществом эмоционально воздействия на зрителей с элементами идентичности. Шведский сериал «Миллениум», удостоенный международной премии «Эмми» в 2011 году, является весьма показательным примером.
Помимо своей архитектуры, Стокгольм в основном известен музыкой по нескольким причинам. Во-первых, шведский музыкальный продюсер Макс Мартин и его команда написали песни для ирландского музыкального коллектива «Westlife», американской группы «Back Street Boys», американской певицы Бритни Спирс и многих других. Иные известные имена, родившиеся в Стокгольме, – ABBA (шведская поп-группа) и Авичи (англ. Avicii), шведский диджей и музыкальный продюсер. Их музыка и талант вдохновляли аудиторию и начинающих музыкантов по всему миру, в то же время укрепляя репутацию столицы Швеции в музыкальной сфере.
3. Современное состояние и направления развития креативных индустрий в России: региональный аспект
Неблагоприятные климатические условия, которые сопровождают деятельность хозяйствующих субъектов в различных регионах России, являются одной из значимых преград для устойчивого развития не только креативных индустрий, но и социально-экономической сферы в целом. В частности, к подобным регионам относятся Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Саха (Якутия). Обозначенные регионы имеют значительный потенциал для внедрения инструментов, направленных на повышение важности креативных индустрий и реализации комплекса мероприятий для субъектов соответствующих отраслей.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – первый субъект, в котором был принят региональный закон, регулирующий сферу креативных индустрий и ее поддержку (Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 70-оз от 27.07.2020 «О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»). Перспективными видами деятельности субъекта являются дизайн и архитектура, искусство и культура, ремесла, кино и ТВ, иные. По оценкам экспертов, приближенная доля валового муниципального продукта креативных индустрий столицы автономного округа Ханты-Мансийска в общем объеме ВРП данного сектора региона составляет 6,2% (оценка вклада исследуемой деятельности в ВРП в Югре – 2,1%) [1]. Данное значение меньше среднего по Уральскому федеральному округу (3,88%).
В ином субъекте Российской Федерации, Республике Саха (Якутия), определен низкий уровень креативных индустрий в ВРП – 1,6%, что незначительно ниже среднего по Дальневосточному округу (1,9%) [1]. Якутск, столица Республики Саха, характеризуется высокой долей валового муниципального продукта креативных индустрий в общем объеме ВРП сегмента региона – 89% [1]. В качестве перспективных отраслей рассматриваются ремесла, кино и ТВ.
В настоящее время Ямало-Ненецкий автономный округ характеризуется малым вкладом креативных индустрий в экономику региона – 1,2% ВРП (средний уровень по Уральскому федеральному округу – 3,88%) [1]. Приоритетными отраслями в регионе являются следующие: научные исследования и разработки, деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, деятельность в области телевизионного и радиовещания. Кроме того, отмечена низкая вовлеченность специалистов в творческую деятельность: 1,2% от всей численности сотрудников региона работают в креативных индустриях. Данная особенность определяется неблагоприятными условиями трудовой деятельности в автономном округе, ориентиром на промышленные специальности, обеспечивающие высокие заработные платы.
Важно отметить отсутствие универсальной модели развития креативных индустрий регионах и странах. Тем не менее представляется возможным масштабирование опыта Скандинавских стран совершенствования исследуемой области в регионах России со сходными климатическими условиями и наличием этнических и национальных особенностей населения – Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия). Можно предположить, что применение опыта стран Северной Европы совершенствования особого сегмента экономики будет успешным в условиях регионального развития отдельно взятых субъектов России. Обозначенное предположение обосновано высоким значением развития ремесленной деятельности, специфики продукции и услуг местных производителей с учетом этнических особенностей населения.
В частности, на территории регионов России является целесообразной реализация различных мероприятий в следующих областях культурного и творческого сектора.
Во-первых, развитие творческих способностей населения и представителей бизнес-сферы: набор навыков для творческого предпринимательства постоянно меняется, поэтому необходимо более тесное взаимодействие между креативными индустриями и системой образования.
Во-вторых, дополнительная финансовая поддержка и льготы для предприятий творческой сферы: имеется сложность в получении хозяйствующими субъектами внешнего финансирования из-за их незначительного размера или неуверенности в спросе на их продукцию. Поэтому эффективным инструментом финансового сопровождения хозяйственной деятельности предприятий является изучение альтернативных источников финансирования, например крауд-финансирование.
В-третьих, доступ к рынкам: благодаря новым цифровым инструментам существуют способы предоставить потребителям доступ к более широкому ассортименту продукции. Открытый цифровой единый рынок может стать эффективным инструментом для стремительного развития творческой сферы.
В-четвертых, увеличение международной вовлеченности: предприниматели творческой сферы нуждаются в интернационализации и продвижении экспортной политики, что предоставит возможности для работы на мировой арене и выхода на новые и рынки.
Заключение
Сегодня актуальное и значимое направление социально-экономического развития характеризуется совершенствованием креативных индустрий, реализацией мер, направленных на поддержку специалистов в творческой сфере.
Творческая деятельность и креативные индустрии лежат в основе исследований о развитии различных территорий, поиске новых инструментов для производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, а также создании дополнительных рабочих мест. Креативная сфера приобрела статус основного фактора конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов и национальных экономик в условиях глобального рынка.
В целях комплексного развития креативных индустрий не только на уровне отдельно взятого региона, но и в России в целом необходима реализация мер по внедрению лучших практик в культурную политику вовлеченных субъектов, а также усиление потенциала креативных индустрий на смежных территориях.
Источники:
2. Имаева Г. Р., Сушко Е. Ю., Гильдебрандт И. А., Спиридонова Л. В., Аймалетдинов Т. А. Вклад цифровых платформ в развитие креативных индустрий и поддержку креативного предпринимательства. - Москва: Издательство НАФИ, 2021. – 84 c.
3. Гамбеева Ю. Н., Смей В. М. Роль креативных индустрий в социально-экономическом развитии территории // Вестник Челябинского государственного университета. – 2021. – № 6(452). – c. 89-96.
4. Креативная экономика Москвы в цифрах. / В.В. Власова, М.А. Гершман, Л.М. Гохберг и др.; под ред. Л.М. Гохберга; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 108 c.
5. Научный дайджест «Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы». / С.В. Бредихин [и др.]. - М.: Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», 2021. – 21 c.
6. Новосельская В. А. Креативные индустрии в инновационном развитии территорий: особенности функционирования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 4(78). – c. 164-174.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 г. № 2613-р «Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_396332/ (дата обращения: 10.01.2022).
8. Указ Президента Российской Федерации от 28.06.2021 г. № 378 «О создании Общероссийской общественно-государственной организации «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401297517/ (дата обращения: 12.01.2022).
9. Хестанов Р. Креативные индустрии – модели развития // Социологическое обозрение. – 2018. – № 3. – c. 173-196.
10. Beijing Government (2015) Classification of cultural and creative industry.
11. British Council (2010) Mapping the Creative Industries: A Toolkit.
12. Power D. Priority Sector Report: Creative and Cultural Industries. - European Commission, Publications Office of the European Union, 2011.
13. Flew T. Sovereignty and Software: Rethinking Cultural Policy in a Global Creative Economy. , 2005.
14. Borowiecki K.J. Agglomeration economies in classical music // Pap. Reg. Sci. – 2015. – № 94 (3). – p. 443-468.
15. Florida R. The flight of the creative class. - Harper Business, New York, NY, 2005.
16. Florida R. The rise of the creative class. Basic Books. - New York, NY, 2002.
17. Stringer S.M. The Creative Economy. Art, Culture and Creativity in New York City. - NY: Bureau of Budget, 2019.
18. United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) (2004). Creative Industries and Development, Geneva: UNCTAD.
19. United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) (2008). Creative Economy Report: The challenge of assessing the creative economy towards informed policy-making. Geneva: UNCTAD.
20. United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) (2010). Creative Economy: A Feasible Development Option. Geneva: UNCTAD.
Страница обновлена: 15.08.2024 в 05:04:52