Креативное общество, его особенности и характеристика
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 23
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (23), Ноябрь 2008
Цитировать:
Журавлев В.А. Креативное общество, его особенности и характеристика // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 11. – С. 42-49.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11600952
Цитирований: 23 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности. В развитых странах креативность становится и основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, человеческий капитал, креативность, креативная экономика, креативное общество
Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности. В развитых странах креативность становится и основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса.
Экономика и общество государств проходят в своем развитии шесть стадий, которые характеризуются главными факторами, определяющими экономический рост:
В странах ЕС создаются национальные инновационные системы, цель которых - построение к 2010 г. экономики, основанной на инновациях.
В развитии креативного общества главную роль играют новые идеи и инновации. Объектами инновационного развития в креативном обществе становятся все его сферы: экономика, наука, техника, политика, социальная сфера, регионы, отрасли, предприятия, товары, технологии, образование, культура, искусство, спорт и др.
Одним из главных инструментов креативного общества является креативное мышление, которое можно определить, как способность с помощью анализа, комбинации и синтеза разнородных элементов создавать новые значимые знания и формы, имеющие большой социально-экономический эффект в различных областях.
Под креативным анализом понимается разбиение множества элементов на разнородные группы (например, сегментирование потребительского рынка и т.п.). Креативный синтез – это объединение в определенном контексте разнородных элементов с целью придания результату дополнительной ценности.
В креативном обществе в наибольшей степени раскрывается творческий потенциал людей. Можно предположить, что главной целью существования и развития человечества является максимальное раскрытие креативных способностей людей, а смена общественных формаций - это переходы человечества на новый, более высокий креативный уровень. При этом всё, что несоответствует или мешает этому процессу, нежизнеспособно, и оно исчезает.
Как показывает опыт развитых стран (США, Японии, Швеции, Германии и др.), наиболее благоприятные условия для развития креативности в обществе создаются, когда оно основано на принципах гуманизма, либерализма и демократии, а его целями являются богатство, сила и развитие.
Гуманизм означает, что в обществе всё делается для блага, совершенствования, развития и защиты человека. Он является главной составляющей креативного общества и другие принципы не должны ему противоречить. В таком обществе человек является главной ценностью.
Либерализм – многообразие идей и действий в области экономики и политики, в т.ч. многообразие форм собст-венности, политических идей и партий в обществе.
Демократия – выборность власти на всех уровнях – республиканском (федеральном), региональном и местном.
Богатство – главная цель и смысл всякой экономической деятельности. Экономика развитых стран ориентирована на рост благосостояния. Богатство страны включает все материальные, нематериальные (в том числе интеллектуальные), финансовые, природные, человеческие ресурсы, а также объемы, качество и ассортимент потребляемых в стране продукции и услуг, удовлетворяющих личные и общественные потребности.
Богатство общества является основным источником удовлетворения материальных потребностей людей и необходимым условием достижения всех его целей. Богатство общества не может рассматриваться в отрыве от богатства его граждан. Сделать людей состоятельными является важнейшей задачей управления креативной экономикой.
В структуре общественного богатства в креативном обществе возрастает доля внеэкономических составляющих: науки, образования, здравоохранения, экологии, человеческих ресурсов. На первое место выходит формирование и развитие человеческого капитала для обеспечения социально–экономического развития. В Германии, Швеции, Японии удельный вес человеческого капитала достигает 80% национального богатства [4].
Сила общества включает экономическую, политическую, научно–техническую, военную и демографическую составляющие. Сила необходима для защиты богатства, обеспечения развития и безопасности общества и его граждан.
Развитие общества предполагает инновационное развитие всех его составляющих: экономики, политики, социальной сферы, отраслей, регионов, предприятий, товаров, услуг, технологий, бизнеса, науки, техники, образования, культуры, искусства и др.
Для развития креативного общества важнейшую роль играет формирование креативного класса, т.е. людей, занимающихся инновационными разработками в разных областях. Как отмечает Р.Флорида [6], опережающее развитие США по сравнению с другими странам объясняется сложившимся в этой стране креативным классом, численность которого в конце 90-х годов составляла 30% от общего количества работающих. При этом рабочий класс составлял 25%, а обслуживающий – 45%. В креативный класс входят инженеры, ученые, преподаватели университетов, архитекторы, дизайнеры, писатели, журналисты и др.
В качестве основных характеристик креативного общества выделяют [6]:
1) систематическое инвестирование в креативность в форме затрат на инновации в различных сферах (экономика, наука, техника, искусство, социальная сфера, политика и др.);
2) рост практической отдачи от затрат на инновации;
3) рост количества профессионалов, занятых креативной работой в различных областях;
4) развитие венчурного капитала;
5) развитие инновационных инфраструктур (технопарки, инновационно-технологические центры и комплексы, инновационные венчурные фирмы, бизнес–инкубаторы).
Основные отрасли креативной экономики: информатика, био- и нанотехнологии, научные исследования и конструкторские разработки, архитектура, дизайн, кино, музыка и др. Они производят объекты интеллектуальной собственности в виде товаров, технологий, патентов, авторских прав, торговых марок, оригинальных разработок.
В развитых странах увеличивается финансирование по направлениям, которые определяют весь ход мирового прогресса в ХХI веке: энергетика, робототехника, нонотехнологии, генная инженерия и др.
По прогнозам, расходы на науку к 2020 г. значительно вырастут и составят в США – 3%; Японии – 3,5%; ЕС – 2,4% от ВВП. Крупные вложения направляют национальные и международные корпорации на модернизацию производства, создание новых технических средств и материалов: американские Ford, General Motors, Microsoft затратили на НИОКР в 2007 г. 7,1; 6,4; 7,4; японская Toyota Motor – 8,3; финская Nokia – 5,7 млрд долл. соответственно [7].
В креативной экономике высока доля частного сектора в финансировании НИОКР: в США она составляет 66%, Германии – 64,1%, Канаде – 49,4%, Франции – 48,5%, и применяются различные формы частно–государственного финансирования крупных проектов [8].
Креативная экономика опирается на развитую систему венчурного капитала. Продуктом креативной экономики являются не только новые товары, но и формирование новых институтов и систем производства. В настоящее время широко распространяются такие системы производства, как технология «нулевых запасов», «точно в срок», «тотального качества» и др.
К результатам проявления креативности в экономике относятся развитие аутсорсинга (контрактного производства) и «виртуальных компаний», которые передают субподрядчикам практически все – производство, логистику, рекламу, бухгалтерию, сохраняя за собой лишь небольшой штат администраторов, специалистов по маркетингу и разработчиков. Такие фирмы сохраняют за собой только те функции, которые связаны с производством интеллектуальной собственности, творческими разработками или торговой маркой.
В креативном обществе создаются сети технополисов, технопарков и технологических центров, где на ограниченной территории разрабатываются инновационные технологии и развиваются наукоемкие производства.
Важная роль в креативной экономике принадлежит малым высокотехнологичным предприятиям (МВП), которые действуя в рамках технопарков и бизнес-инкубаторов разрабатывают на основе венчурного финансирования инновации, затем совместно с крупными фирмами обеспечивают их производство и рентабельное распространение на рынке [9]. При такой системе финансирования МВП являются собственниками патентов на инновации.
Творческая (креативная) составляющая в настоящее время становится главным требованием для конкурентоспособности любого предприятия. Происходящая глобализация повышает масштабы и требования к бизнесу, поскольку маркетинг, закупки, производство, НИОКР, дистрибуция и логистика нацелены на общемировые рынки.
Управление творческой и инновационной деятельностью становится краеугольным камнем современной организации. Наиболее общей характеристикой креативной деятельности Г. Хелел и К. Прахалад считают «нацеленность на опережение» [10].
Инновационная (креативная) организация – новая модель гибкой организации, позволяющая использовать знания, творческий и инновационный потенциал каждого отдельного работника для получения прибыли [11].
В основе успеха любой из стремительно развивающихся фирм лежит ноу-хау, оригинальный товар, новая идея организации производства, продаж, рекламы, новое видение рынка.
Креативность организации (фирмы) проявляется в различных сферах ее деятельности: при разработке новых продуктов, построении стратегии развития фирмы, в экономическом управлении, организации и осуществлении маркетинговой деятельности, при взаимодействии с клиентами, оптовыми и розничными организациями, потребителями, посредниками, поставщиками, партнерами и конкурентами.
Для инновационной организации характерны: адаптивная организационная структура, использование новых идей и методов работы, применение методов креативного менеджмента, исследования и экспериментирование, непрерывное обучение, поддержка инициативы и инноваций. Креативная организация в отличие от некреативной является динамичной, постоянно развивающейся системой, что обеспечивает ей постоянные конкурентные преимущества на рынке [3,12,13].
В работе [13] рассматривается понятие креативной системы, под которой можно понимать общество в целом и ее элементы, экономику, предприятие, фирму, коллектив и одного человека. Креативность системы определяется, как ее способность создавать новое путем объединения в новом контексте двух или более разнородных элементов с целью сообщения продукту (результату) дополнительной ценности.
Некреативная система имеет конечный жизненный цикл, тогда как креативная качественно изменяется, когда этого требуют обстоятельства, способна прогрессировать и совершенствоваться для достижения своих целей.
Предпринимательство является одной из основ креативного общества. Креативность – неотъемлемое свойство предпринимательской деятельности. Создатели теории предпринимательства Ж.Сэй, Й.Шумпетер, П.Друкер выделяли новаторскую, инновационную функцию предпринимательства, основанную на комбинировании факторов производства с целью получения прибыли, путем перевода ресурсов из сфер с низкой производительностью и прибыльностью в области, где они могут дать наибольший результат.
Именно через предпринимательство миллионы людей вовлекаются в творческую, креативную деятельность на рынке товаров и услуг, что обеспечивает наиболее быстрое и эффективное развитие страны. Высокая эффективность предпринимательской деятельности на всех стадиях «маркетинг–закупки–производство–продажи» достигается посредством применения методов креативного менеджмента [12, 13].
В развитых странах малый бизнес является также основой среднего класса, развитие которого определяет уровень и качество жизни граждан страны.
Государство играет центральную роль в креативном обществе. Государственное управление должно быть направлено на рост богатства во всех сферах и на всех уровнях общества в т.ч.: государства, регионов, отраслей, предприятий, негосударственных организаций и граждан. Государство должно регулировать инновационные и образовательные процессы для обеспечения конкурентоспособности страны на мировых рынках, финансировать фундаментальные исследования и НИОКР, результаты которых не могут найти в ближайшее время применения в коммерческом секторе, т.к. бизнес не может взять на себя финансирование науки в полном объеме.
Целями государственной инновационной политики являются: развитие науки, техники и образования на мировом уровне, увеличение их вклада в развитие экономики страны, повышение конкурентоспособности страны на мировых рынках, улучшение экологии и др. Главные функции государства в креативном обществе – защита свободы, личности и собственности; активная поддержка предпринимательства; формирование институционной среды, способствующей созданию и распространению инноваций.
В развитых странах мира государство играет большую роль в создании национальной инновационной системы и обеспечении ее эффективного функционирования [14].
Государство должно обеспечить создание и развитие гражданского общества, т.к. общественные, экономические и политические институты тормозят или, наоборот, способствуют развитию креативности в обществе. Например, Древние Китай и Восток сначала опережали Запад в экономике, науке и технике, но затем отстали из-за застоя в развитии своих социально-экономических и политических институтов.
В креативном обществе важная роль принадлежит изобретательской активности населения и эффективной системе управления объектами интеллектуальной собственности (ОИС), т.к. именно ОИС составляют основу большинства инноваций. Основными индикаторами изобретательской активности в обществе являются: коэффициент изобретательской активности населения; количество патентов, выданных USPTO(Ведомство патентов и товарных знаков США), EPO (Европейское патентное ведомство), JPO (Японское патентное ведомство); количество патентов зарегистрированных в стране на 10 тыс. жителей и др.
Важнейшим показателем, характеризующим креативный потенциал нации, является коэффициент изобретательской активности населения (количество патентных заявок на 10 тыс. населения). С большим отрывом здесь лидируют Япония и Ю. Корея.
Данный показатель в 2006 г. составил в Японии –34,6; Ю.Корее – 23,0; США – 7,7; Германии – 7,2; Финляндии – 4,7, Швеции –4,1; в России – 1,9; Беларуси – 1,28 [15]. Это говорит о необходимости России и Беларуси активизировать создание у себя креативного общества. Для повышения эффективности и увеличения количества патентоспособных изобретений западными и японскими фирмами широко применяются методы креативного менеджмента [3,12].
Система образования и воспитания в креативном обществе должна быть основана на принципах гуманизма, либерализма и демократии и обеспечивать подготовку специалистов для разработки и использования инноваций во всех сферах и на всех стадиях инновационного цикла: исследования-разработки-производство-распространение-использование инноваций.
Образование должно развивать у учащихся и студентов самостоятельность в усвоении теоретического материала на основе раздаточных материалов и самостоятельных заданий. Если в советское время образование и воспитание на всех уровнях были нацелены в основном на контроль, то в креативном обществе креативное образование и воспитание должны быть направлены на формирование способностей адаптации учащихся к изменяющимся условиям и на формирование у них креативного и логического мышления.
Таким образом, в креативном обществе креативными, т.е. инновационными должны быть все его сферы: экономика, социальная сфера, политика, государственное управление, наука, техника, образование, культура, и др.
При развитии этих сфер должны использоваться методы креативного мышления и креативного менеджмента, – это позволит обеспечить ускоренное развитие и конкурентоспособность страны на мировых рынках. А все, что мешает или несоответствует этому должно должно быть устранено. России и Беларуси необходимо ускорить создание у себя креативного общества.
Источники:
2. Заходякин И.В. Постиндустриальная экономика – что значит это понятие в современном мире // Креативная экономика. – №1. – 2008.
3. Журавлев В.А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества // Креативная экономика. – №4, 5. – 2008.
4. Степанова Т.Е. Экономика ХХI века – экономика основанная на знаниях // Креативная экономика. – №4, 2008.
5. Дантон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду. – М., 2006.
6. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М., 2005.
7. Иванова Н. Инновационная динамика мировой экономики // Наука и инновации . – №6. – 2008.
8. Ленчук Е. Проблемы формирования национальной инновационной системы в России // Наука и инновации. – № 5. – 2008.
9. Грасмик К.И. Малые высокотехнологичные предприятия в экономике России: состояние, проблемы развития // Креативная экономика.– № 3. – 2008.
10. Хелел Г., Прахалад. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. – М. – 2002.
11. Бережнов Г.В. Инновационно-активная деятельность предприятия // Креативная экономика.– № 1. – 2008.
12. Сак А.В., Журавлев В.А. Методы креативного менеджмента // Экономика, финансы, управление. – № 2. – 2008.
13. Дулькин А.В. Креативность фирмы как фактор повышения эффективности предпринимательства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – СПб., 2003.
14. Дудин М.Н. Государственная политика и регулирование инноваций в сфере малого предпринимательства в современных условиях развития РФ // Креативная экономика. – №2. – 2008.
15. Нечепуренко Ю. Беларусь в мировой системе правовой охраны изобретений // Наука и инновации. – № 5. – 2008.
Страница обновлена: 19.07.2024 в 23:06:06