Модель поведения участников розничного рынка топлива в условиях информационной асимметрии

Кисляков А.Н.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Владимирский филиал)

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 1 (Январь-Март 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=38228719
Цитирований: 4 по состоянию на 28.06.2023

Аннотация:
Работа направлена на решение актуальной проблемы оценки поведения участников розничного рынка топлива в условиях роста цен, вызванного повышением ставки налога на добавленную стоимость. Предлагаемый в работе подход основан на применении метода Монте–Карло для имитационного моделирования поведения продавцов розничного рынка топлива при одновременном снижении потока клиентов одной из конкурирующих топливных компаний с учетом структуры цены литра топлива на рынке. На основе построенной модели выполнена оценка оптимальной стоимости литра топлива в условиях конкуренции в зависимости от количества конкурентов, а также потока покупателей. Исследованы зависимости средней прибыли одной сделки и оптимальной цены предложения от цены за литр топлива при уменьшении объемов приобретения топлива, представлены результаты моделирования поведения продавцов при изменении предпочтений покупателей.

Ключевые слова: имитационное моделирование, налог на добавленную стоимость, метод Монте-Карло, рыночная асимметрия

JEL-классификация: C63, C53, C65, C15

Тезисы (Highlights):

  • 1. Недостаточная информированность участников рынка порождает рыночную асимметрию.
  • 2. Каждый покупатель имеет свои предпочтения при покупке топлива у конкретного поставщика.
  • 3. Наличие конкурентов и уровень безразличия предпочтений покупателей резко влияет на снижение цены предложения на розничном рынке топлива.
  • 4. Снижение потока покупателей у отдельного крупного поставщика не влияет на снижение оптимальной цены на топливо.
  • 5. Цена реализации топлива чрезвычайно чувствительна к его себестоимости.

Источники:

Рау В.Г., Кисляков А.Н., Тихонюк Н.Е., Рау Т.Ф. Принцип нарушения асимметрии в моделях развития экономических систем опыт и проблемы // Региональная экономика: опыт и проблемы: Материалы XI международной научно-практической конференции (Гутманские чтения) 15 мая 2018 года / под общ. ред. А. И. Новикова и А. Е. Илларионова. Владимир, 2018. – С. 201-211.
Тихонюк Н.Е., Кисляков А.Н. Экономические модели работы с асимметрией информации: эволюция подходов // Региональная экономика: опыт и проблемы: Материалы XI международной научно-практической конференции (Гутманские чтения) 15 мая 2018 года / под общ. ред. А. И. Новикова и А. Е. Илларионова. Владимир, 2018. – С. 236-244.
Поляков С.В., Кисляков А.Н. Основы математического моделирования социально-экономических процессов. / учебно-методическое пособие. - Владимир: Владимирский филиал РАНХиГС, 2017. – 269 с.
Winston W. Microsoft Excel 2016 Data Analysis and Business Modeling. Microsoft Press
5. Захаров А.В., Харламов А.В. К вопросу о применении имитационного моделирования методом Монте-Карло в задачах оценки фундаментальной стоимости объекта оценки // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2010. – № 5(104). – С. 28-45.
6. Наливкин Д.В. Использование последовательных методов Монте-Карло для оценивания рисков на финансовых рынках // Управление. – 2008. – № 21. – С. 71-83.
7. Мамий Е.А., Яхимович Е.С. Современные подходы к оценке рисков инвестиционных проектов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – № 5. – С. 155-160.
8. Грибанова Е.Б., Каштанова О.В., Мицель А.А. Система имитационного моделирования торгов, проходящих в форме аукциона // Доклады томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. – 2007. – № 1(15). – С. 63-70.
9. Кисляков А.Н., Савельев И.И. Исследование математических методов анализа и оценки качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – № 10. – С. 48-52.
10. Кисляков А.Н. Фрактальный анализ в задачах прогнозирования социально-экономических процессов // Новая экономика и региональная наука. – 2018. – № 1(10). – С. 36-39.
11. Кисляков А.Н. Использование фрактальной размерности в техническом анализе рынка крипотовалют // Ученые записки. – 2018. – № 1(25). – С. 101-105.
12. Кисляков А.Н. Влияние фильтрации Фурье на точность прогноза социально-экономических показателей // Ученые записки. – 2017. – № 2(22). – С. 78-82.
Кисляков А.Н. Методы оптимизации в экономике и управлении. / учебно-методическое пособие. - Владимир: Владимирский филиал РАНХиГС, 2018. – 161 с.

Страница обновлена: 14.09.2025 в 11:54:25

 

 

Model of behavior of participants of the retail fuel market in the conditions of information asymmetry

Kislyakov A.N.

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 1 (January-March 2019)

Citation:

Abstract:
The work is aimed at solving the actual problem of assessing the behavior of participants in the retail fuel market in the conditions of rising prices caused by an increase in the value added tax rate. The proposed approach is based on the application of the Monte Carlo method to simulate the behavior of sellers of the retail fuel market while reducing the flow of customers one of the competing fuel companies in the market, taking into account the structure of the price of a liter of fuel in the market. On the basis of the constructed model has done the estimation of the optimal cost of a liter of fuel in a competitive environment, depending on the number of competitors, as well as of the flow of buyers. The dependence of the average profit of one transaction and the optimal price of the offer on the price per liter of fuel with a decrease in the volume of fuel acquisition are studied, the results of modeling the behavior of sellers when changing the preferences of buyers are presented.

Keywords: value added tax, simulation modeling, Monte Carlo method, market asymmetry

JEL-classification: C63, C53, C65, C15

Highlights:

  • 1. Недостаточная информированность участников рынка порождает рыночную асимметрию.
  • 2. Каждый покупатель имеет свои предпочтения при покупке топлива у конкретного поставщика.
  • 3. Наличие конкурентов и уровень безразличия предпочтений покупателей резко влияет на снижение цены предложения на розничном рынке топлива.
  • 4. Снижение потока покупателей у отдельного крупного поставщика не влияет на снижение оптимальной цены на топливо.
  • 5. Цена реализации топлива чрезвычайно чувствительна к его себестоимости.