Settlement of controversy - a source of sustainable balance of unstable enterprises in the socio-economic system

Shchepakin M.B.1, Gubin V.A.1
1 Кубанский государственный технологический университет, Russia

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 1 (January-March 2019)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=38228728
Cited: 36 by 30.01.2024

Abstract:
The influence of increasing motivational and resource contradictions on the economic growth of the economy and entrepreneurship is indicated. The significance of social justice as the most important growth factor is indicated. The problems of economic development of Russia and the possibility of their solution are considered. A chain of alternative concepts of enterprises that determine the choice of tools for their socio-economic development in a changing unstable market space is presented. The role and influence of motivational, communication and behavioral factors on ensuring a positive trend in the development of unstable enterprises (businesses) are indicated. It is important to develop tools for managing the interaction of the parties to the relationship on the principles of a socially just and balanced distribution of the benefits and benefits obtained between them with a priority focus on strengthening the social vector of development. It is pointed out the need to strengthen regulatory impacts from the state, focused on strengthening the social vector of development of subjects in the socio-economic system to stabilize their market position and strengthen competitiveness. A new understanding of the economic nature of a stable equilibrium of an unstable business entity in a developing system has been proposed. The influence of the presence of contradictions and their resolution on the implementation of positive transformations and ensuring economic growth is indicated. A model of managing a stable equilibrium of an unstable working entity in a socio-economic system oriented towards resolving motivational and resource contradictions in the interests of economic growth has been developed.

Keywords: economic growth, socio-economic system, unstable business entity, motivational and resource contradictions, motivational factor, communication and behavioral resource, social vector of development, sustainable balance

JEL-classification: O12, O49, O41



Введение

Развитие экономики страны требует переосмысления тех проблем, которые сформировались в последние десятилетия по причине неразрешенности противоречий, проявляющих свое отрицательное влияние на весь ход преобразований и на построение системы межсубъектных отношений в российской социально-экономической системе.

Экономический рост в жизнеобеспечивающих отраслях и его динамика характеризуют перспективы развития национального хозяйства. Он зависит от приоритетов, которые формирует правительство, затрагивающих все стороны социальной и экономической жизни общества. Экономический рост, его темпы, качество, состояние социального вектора и другие показатели зависят как от формируемого государством и бизнесом потенциала национального хозяйства, так и в значительной степени от возможностей эффективно реализовывать и рационально использовать имеющиеся и вовлекаемые извне ресурсы в системе институционального взаимодействия многих участников рыночных отношений.

Для того чтобы экономика могла быть конкурентоспособной на мировом рынке и обеспечивалось устойчивое равновесие субъектов в социально-экономической системе, необходимо создать такие условия внутри экономической системы, которые будут стимулировать творческую инициативу, предпринимательскую активность субъектов хозяйствования, мотивировать людей на самореализацию и высокопроизводительный труд во благо самих себя, общества и государства. Экономический и производственно-технологический скачок может стать возможным, если рядовой человек будет способен своим трудом обеспечить достойную жизнь и достаточный уровень своего благосостояния. Проблема низкого экономического роста – результат возрастающих мотивационно-ресурсных противоречий в социальной стратификации общества, нерешаемость насущных потребностей человека в удовлетворении его запросов на социальную справедливость. Неопределенность в представлениях бизнес-структур об источниках экономического роста как совокупности элементов, способных генерировать импульсы роста, воздействуя на сферу общественного производства прямо или косвенно для изменения системного качества во внешней и внутренней средах системы [1, c. 89, 97] (Mishulin, Styagun, 2012; p. 89, 97), не создает предпосылок для обеспечения устойчивого равновесия ее субъектов и изменения их маркетингового поведения в интересах развития всех звеньев этой системы.

Россия находится на переломном этапе своего развития, отражающем, с одной стороны, нарастание внешних угроз и не ослабевающего экономического давления [2] (Aganbegyan, 2016), а с другой, − проявление слабой внутренней политики в осуществляемых преобразованиях. Потенциал экономического роста не может рассматриваться в отрыве от интересов различных стратификационных классов и от необходимости обеспечения в процессе управления национальной экономикой и развитием предпринимательской сферы социальной справедливости как важнейшего фактора этого роста. Данные проведенного исследования Федеральным научно-исследовательским социологическим центром РАН свидетельствуют о том, что происходят серьезные изменения в общественном сознании. На первое место среди запросов, которые выдвигают россияне, выходит понятие «справедливость» [3]. Она ставится на первое место в иерархии ценностей (59 %) [4, с. 8] (Mironov, 2019; p. 8). Свободный рынок оценивается лишь 14 % граждан как приоритет в иерархии ценностей. Несправедливое распределение получаемых благ между различными стратификационными классами усиливает остроту проблемы обеспечения экономического роста национальной экономики и создает эффект торможения в преобразованиях практически в большинстве системообразующих сфер деятельности общества. Понимание значимости структурами различных ветвей власти и топ-менеджерами бизнеса сохранения и укрепления принципов социально-ориентированного управления развитием может создать предпосылки для ощутимого экономического скачка. Стратегический выбор пути развития общества всегда находится в руках государства и тех, кто принимает на себя принятие социально значимых ключевых стратегических решений и важнейших социально-экономических программ (национальных проектов).

Вырастает совокупность проблем в области взаимоотношений между элементами социально-экономической системы. Между ними выстраивается перекрестная цепь противоречий: между государством и бизнесом, между бизнесом и наемными работниками, между органами власти и населением, между хозяйствующими субъектами с разными «уровнями» собственников и др. [5, с. 1164] (Shchepakin, Khandamova, 2015; p. 1164). Проблема преодоления мотивационно-ресурсных противоречий внутри звеньев экономической системы − источник обеспечения экономического роста и благополучия общества. Субъекты хозяйствования оказываются перед выбором своего маркетингового поведения, поскольку размытость стратегических целей и задач государства и общества затрудняет им выбор социальных, мотивационных, поведенческих и иных векторов развития. Нарастающие противоречия порождают кризисные процессы и явления в системообразующих звеньях социально-экономической системы и требуют своего рассмотрения в рамках процессно-институционального подхода к антикризисному управлению развитием субъектов и системы в целом [6] (Shchepakin, Gubin, 2009).

Актуальность выбранной темы определяется тем, что непонимание хозяйствующими субъектами того, какими категориями должны руководствоваться, какими методами, средствами, ресурсами они должны формировать свое маркетинговое поведение в условиях изменяющегося рынка ограничивает их возможности (мотивационные, поведенческие, коммуникационные.) для достижения поставленных целей, удовлетворения потребностей потребителей наилучшим образом, а также не создает предпосылок для решения проблем общества в отношении сохранения здоровья нации, поддержания нужного уровня экологии и повышения конкурентоспособности бизнеса. Отсутствие понимания внутренних процессов в предпринимательской среде и в обществе, игнорирование возникающих и существующих противоречий разного характера и масштаба в социально-экономическом пространстве сдерживают рост конкурентоспособности национальной экономики и развитие бизнеса.

Цель исследования: разработка модели управления устойчивым равновесием субъектов предпринимательства в социально-экономической системе, расширяющей представление о процессах, явлениях и взаимосвязях элементов, а также об интерференции колебаний в изменяющихся и возникающих противоречиях во благо интересов взаимодействующих сторон и укрепления их социального вектора развития.

Методы исследования: анализа и синтеза, обобщения, категориального анализа, индукции и дедукции, системного подхода, статистического и экономического анализа, экспертных оценок, моделирования

Проблемы экономического роста в России и взгляд на их решение

Развитие социально-экономических систем может базироваться на реализации различных проблемно-ориентированных концепций, отражающих тот или иной этап функционирования экономики и внутреннего состояния самой системы. Имея те или иные характеристики, затрагивающие разные стороны общественного и экономического развития, они в совокупности могут формировать единое поле возможных решений в отношении выбора приоритетов, установления форм и временных горизонтов развития общества, методов и способ осуществления преобразований и изменений, затрагивающих основы существования системы. К таким концепциям могут быть отнесены: концепция динамичного развития, концепция экологизации экономики, концепция национальной безопасности, концепция международной интеграции, а также концепция рационального и справедливого управления ресурсами [7, с. 447–451] (Shchepakin, 2000; p. 447–451). Последняя включает в себя совокупность концепций, которые могут носить самостоятельный характер и определять состав и свойства движущих сил социально-экономического развития, а также отражать набор и характер методов регулирования развития систем и отдельных ее территорий и др. [7, с. 453] (Shchepakin, 2000; p. 453). Развитие экономических систем в общей ее тенденции идет по пути усиления социализации и гуманизации в системе выстраиваемых отношений между государством, обществом, бизнесом и работающими гражданами. Поэтому важным является появление тех концепций, которые сформировались в последние десятилетия применительно к предприятиям, реализующим свой предпринимательский потенциал в развивающихся социально-экономических системах. Эти концепции можно рассматривать каждую в отдельности или в совокупности в качестве отправного момента при идентификации тех проблем и сопутствующих им противоречий, которые должны решаться (или разрешаться) субъектами предпринимательства (предприятиями) в интересах обеспечения устойчивого равновесия социально-экономической системы и входящих в нее элементов (бизнес-структур, домашних хозяйств, различных субъектов социальной инфраструктуры, органов власти). Цепочку известных альтернативных концепций предприятия в контексте развивающихся теорий можно выстроить следующим образом:

а) ресурсный процессор (неоклассическая теория, А. Маршалл «Industry and Trade», 1919; теория ресурсной базы Б. Вернерфельта, 1990) [8] (Blaug, 1994); б) исторический процессор (эволюционная теория, Richard R. Nelson with S. G. Winter, 1982) [9]; в) имитационный процессор (инновационная теория, Й. A. Шумпетер, 1934) [10]; г) процессор рыночного пространства (теория позиционирования, М. Porter, 1980) [11]; д) процессор знаний (когнитивная теория, M. Polanyi, 1962) [12, с. 428–429] (Polanyi, 1962; p. 428–429); е) социальный процессор (трудовая теория стоимости, К.Маркс); ж) информационный процессор (информационная теория, М. Aoki, 1986) [13]; и) процессор стратегий (теория стратегического менеджмента, А. D. Chandler, 1962) [14]; к) процессор событий (теория событий, Рюнт-Шторм, 1998) [15] (Shtorm, 1967); л) культурный процессор (теория корпоративной культуры, E. Rhenman, 1973; R. Normann, 1977) [16] (Rhenman, 1973); л) процессор власти (A. Pettigrew, 1977) [17] (Pettigrew, 1977); м) процессор взаимовыгодных контрактов (теория трансакционных издержек, Ronald H. Coase, 1937) [18] (Coase Ronald, 1937); н) мотивационный процессор (теория интегрированной мотивации, М. Щепакин, 1996) [19, 20] (Shchepakin, 1996; Shchepakin, 1998); о) коммуникационный процессор (теория маркетингового коммуникационного поля, Э. Хандамова, 2006) [21] (Khandamova, 2006); п) маркетингового-поведенческий процессор (теория маркетингового поведенческого рационализма, М. Щепакин, 2015) [22–24] (Shchepakin, 2015; Khandamova, Shchepakin, Bazhenov, 2017; Shchepakin, Erok, Kuznetsova, 2016) и др.

Концепция формирования маркетингово-коммуникационных пространств в условиях развивающегося рынка обретает свойства связующего звена, поскольку в рамках этой концепции должны устанавливаться сбалансированные взаимодействия многих участников рынка (государства, бизнеса, работников, социальных структур и т.п.). Они должны нести в себе отражение справедливости как источника потенциала устойчивого равновесия субъектов и развития системы.

Чтобы достичь желаемого результата в развитии системы, необходимо в многофакторной модели экономического роста учитывать совокупность тех факторов, которые формируют реальные предпосылки для его достижения. Многофакторная модель экономического роста предполагает учет совокупности различных ресурсов и их рациональное соотнесение между собой в интересах активизации недоиспользуемых резервов и повышения эффективности национального хозяйства в целом. Но она не учитывает реального внутреннего состояния системы. К ресурсам непосредственного воздействия на экономический рост чаще всего относят природные ресурсы, трудовые ресурсы, предпринимательские способности, основной капитал, НТП и использование его достижений, совокупный спрос. При этом без внимания остаются другие ресурсы: мотивационный, коммуникационный, поведенческий, социально-нравственный. Это отчетливо просматривается в рамках новых теорий и вновь выявленных процессоров, дающих о себе знать в практике реальной экономики, поскольку в них аккумулируется энергия внутреннего потенциала человека, который в сложных социально-экономических условиях должен занимать активную позицию, тем самым обретая свойства человекоцентричного ресурса [25] (Shchepakin, Krivosheeva, 2015). Последний должен рассматриваться только в контексте мотиваций работников и формируемого государством социального вектора развития. Если нет этого вектора, если нет определенности и реальности в социальных установках общества, реализуемых в конкретных усилиях структур власти и воплощаемых в конкретных результатах, ощущаемых обществом и человеком, тогда не может быть перспектив на устойчивое равновесие и позитивный тренд в социально- экономическом развитии. Изменение подхода к управлению субъектами предпринимательства в условиях кризисной угрозы требует изменения концептуального подхода к установлению взаимосвязей между элементами системы в направлении достижения баланса их интересов [26] (Gubin, Marinchenko, 2017).

Современная теория анализа дохода концентрирует свое внимание на рассмотрении уровня совокупных расходов, определяемых взаимодействием сбережений и инвестиций в национальное хозяйство. Если растут реальные заработные платы работников, значит налицо улучшение состояния рабочей силы. Мотивации трудового ресурса будут сосредоточены на вложении имеющихся средств в развитие экономики и на пополнении ресурсов в инвестиционных программах государства. Уровень и динамика сбережений и инвестиций зависят от действия разных факторов. Рост доходов населения будет определять рост сбережений. В свою очередь рост инвестиций будет определяться многими переменными: геополитической ситуацией; рыночной конъюнктурой; ограничениями в системе межгосударственных отношений, складывающихся в результате введения тех или иных санкций; уровнем банковской процентной ставки; размерами налогообложения; ожидаемыми показателями рентабельности капиталовложений; средней нормой прибыли как рыночным регулятором системы хозяйствования. При этом ни одна рыночная теория в полной мере не раскрывает тех внутренних процессов, которые действуют в граничных зонах экономик различной рыночной ориентации. Упускаются из вида восприятие внешнего окружения человеком труда, а также игнорируется его внутреннее состояние, формирующее в нем ощущение социальной справедливости в отношении распределения благ в обществе и укрепления доверия к бизнесу и власти [27] (Shchepakin, Khandamova, Ivakh, Fedin, 2017).

Проблема рационального и социально-справедливого распределения ресурсов при построении моделей управления экономическим ростом бизнеса лежит в сфере коммуникационных отношений [28] (Shchepakin, Kuznetsova, 2015). Она не уходит с повестки дня. Предпринимательская сфера находится на этапе выбора своих предпочтений в отношении инновационных изменений, затрагивающих всю совокупность различных видов преобразований (производственно-технических, технологических, организационных, маркетинговых, коммуникационных, инновационных, поведенческих и иных). И в первую очередь они должны быть актуализированы в производственном сегменте национальной экономики.

Проблема развития бизнес-сферы в контексте развития экономики страны и обеспечения устойчивого равновесия социально-экономической системы, сводится к следующему: а) к формированию представлений у субъектов предпринимательства о том, каков механизм интерференции колебаний в изменяющихся и возникающих противоречиях, интегрируемых в социально-экономическом пространстве системы; последняя формирует (генерирует) импульсы для фокусирования социального вектора ее развития и составляющих систему субъектов в направлении обеспечения устойчивого равновесия системы; б) к выработке рациональных моделей маркетингового поведения субъектов, отвечающих на вызовы рынка и на требования разнохарактерных противоречий; в) к разработке инструментария управления взаимодействием участников отношений на принципах социально справедливого и сбалансированного распределения выгод между ними; г) к расширению представлений об экономической природе процессов, связанных с ростом конкурентоспособности субъектов и социально-экономической системы в целом.

К сожалению, проблема маркетингово-поведенческой адаптации российского бизнеса к реалиям рыночных вызовов, диктуемых интересами стран Запада, остается нерешенной в силу демонизации влияния ключевых игроков мирового сообщества и недооценки роли человекоцентричного ресурса субъектов российского предпринимательства.

Экономика в условиях текущего состояния внешних и внутренних факторов может расти за счет эффективного использования знаний и труда людей [29, с. 8]. Темпы роста ВВП в России ниже среднемировых – 1,5 % против 3,5 % в 2017. Доля государства в экономике возрастает, а доля малого и среднего бизнеса уменьшается. Так, доля малого бизнеса в экономике сохраняется на уровне 20 %. Хотя в США, Турции и Японии – она выше 50 %, в европейских странах – около 60 %, а в некоторых из них – в Италии – 70 % [4, с. 8] (Mironov, 2019; p. 8). Низкая доля вовлеченности людей в предпринимательство сдерживает темпы экономического роста, поскольку он ориентирован на внутренний рынок и внешнее давление в виде санкций на него мало влияет.

Состояние социальной сферы свидетельствует о том, что около 14 % людей в нынешнее время не могут себя прокормить самостоятельно, хотя в 2000 г. их доля составляла всего 10,7 %. Бедность работающих порождает рост внутренних противоречий и ослабляет их мотивацию на высокопроизводительный труд. Существует понятие «бедность по лишениям», когда в семье не хватает определенных товаров и услуг. Если применять такой подход к оценке бедности, тогда масштабы ее будут значительно выше и картина реального внутреннего состояния системы ухудшится. Чуть более 13 % населения страны имеют доход до одного официального прожиточного минимума. Низкообеспеченные люди (вторая группа бедных людей) имеет уровень дохода до двух прожиточных минимумов. В 2018 г. их доля превышала 28 %. Эти два самых низкообеспеченных слоя, живущих ниже социально приемлемого потребительского бюджета, составляют более 40 % (или 57 млн человек). Средний слой имеет доходы от двух до трех прожиточных минимумов (это примерно 23 %). Среднеобеспеченные (от 3 до 11 прожиточных минимумов) составляют 32 %. Высокообеспеченные (душевой доход свыше 120 тыс. руб.) составляют около 2 %. Они составляют порядка 3 млн человек против 57 млн бедных [30, с. 3] (Bobkov, 2019; p. 3). Если учитывать одновременно доходы и жилищную обеспеченность, то процент по первой группе возрастет до 40 %. По второму уровню число низкообеспеченных возрастет до 26 %. В неблагополучные попадут по двум этим измерителям еще большее число людей: доля бедных увеличится до 60 %, т. е. около 120 млн человек по этим двум критериальным стандартам не могут быть отнесены к среднему слою. К среднему слою населения могут быть отнесены только 10 % населения. Использование такого критерия как модальная зарплата (уровень оплаты труда, который получает самая большая по численности группа работников, т.е. самая распространенная в стране зарплата), изменяет усредненную картину реальных доходов. В 2016 г. средняя зарплата оценивалась в 32667 руб., а модальная – в 17559 руб. Аналогично к 2018 г. − вместо 42 тыс. руб. следует рассматривать модальную зарплату в размере 22 тыс. руб. Такое положение вещей ограничивает инициативу и не способствует мотивации людей на самореализацию в инновационных изменениях в отраслях (сферах), где они работают. Не случайно президент В. Путин призывает бороться с бедностью, и тем самым создавать потенциал для экономического роста и устойчивого равновесия российского общества.

Накопившиеся проблемы за последние десятилетия − результат неправильно ранее проведенной приватизации. Экономика России, ориентированная на преобразования во всех сферах ее жизнедеятельности, продолжает курс на ее либерализацию и сдерживание государственного воздействия на протекающие рыночные процессы. Усиление же роли государства в развивающейся экономике предусматривает ограничение рыночного саморегулирования. Такой путь развития ориентирован на резкое сокращение экономического неравенства и создание позитивных предпосылок для экономического и устойчивого развития страны. Господство рыночной экономики всегда увеличивает экономическое неравенство сторон социального партнерства. Сокращение неравенства становится инструментом политики экономического роста. Российская экономическая система отреагировала на происходящие изменения продуцированием социальных проблем. В первую очередь растущим неравенством доходов и углубляющимся расслоением населения по имущественному признаку. Создана искусственно в российской экономической системе ловушка неэффективности. «Самая главная трагедия сегодняшнего бытия − чудовищное расслоение, когда 10 % живут нормально, а 70 % − выживают» [31, c. 61] (Grinberg, 2012; p. 61). По нашему мнению, решение социальных проблем лежит в сфере предпринимательства и промышленной политики. Предпринимательский фактор формируется под воздействием интересов различных стратификационных классов и через соотношение сбережений и инвестиций определяет состояние вектора социальной справедливости в рыночных преобразованиях.

Сторонники свободного рынка утверждают, что попытки перераспределить доход чреваты негативными непредсказуемыми последствиями. Высокие налоги у наиболее производительных членов общества «отбивают у них охоту много работать, что уменьшает благосостояние общества в целом». Проблемы неравенства отражаются на производительности труда работающего человека, на получаемых им доходах и на уровне платежеспособного спроса.

Статистические данные свидетельствуют о скачкообразной динамике ВВП и об устойчивом росте коэффициента фондов (отношение средних доходов наиболее бедных 10 % населения и наиболее богатых 10 %) за последние 20 лет [32, с. 27] (Voeykov, 2015; p. 27). В России неровный экономический рост (с 2008 г.) сопровождался устойчивым ростом неравенства. Благополучное общество должно характеризоваться минимальным экономическим неравенством. Коэффициент Джини, равный 0,30 и меньше, характерен для стран с социальным рыночным хозяйством. а для таких стран, как Индия, Китай, Россия, он превышает 0,40 и даже 0,50. Неравенство в современной России достигло вопиющих размеров, ничем не оправданных [32, с. 29] (Voeykov, 2015; p. 29). Рост экономики страны прекратился, высокие зарплаты топ-менеджеров превышают среднюю оплату труда в сотни раз.

Результаты двадцати лет трансформаций в российской экономике свидетельствует о том, что введение свободных цен привело к определенной сбалансированности платежеспособного спроса и предложения, а также к росту доходов примерно на 30 %. Критично оценивая результаты трансформаций, следует отметить, что для большинства населения реальные показатели качества жизни, и в частности, объемов потребления, стали существенно хуже, а мера дифференциации еще выше, чем накануне реформ. Экономическая система в результате непопулярных преобразований отреагировала ростом слоя населения, который не способен обеспечить себя достаточными доходами от экономической деятельности. Дифференциация личных доходов – системное свойство рыночной экономики. Этот экономический феномен требует оценки, поскольку такая дифференциация выступает методологической координатой рыночной характеристики социально-экономической системы. Дифференциация как инструмент перераспределения доходов в пользу «активных» (в разных аспектах проявления) членов общества не отражает реалии социально справедливого распределения благ, поскольку не означает, что самые талантливые, самые предприимчивые, самые творчески активные люди, самые полезные в своей инновационной продуктивности работники получают большие доходы, чем те, кто удачно пристроился к тем или иным структурам, кто получил свои блага мошенническим и неправедным путем. Такое положение вещей способствует нарастанию мотивационно-ресурсных и иных противоречий в обществе, приводя его к неравновесному состоянию и создавая латентные (а может и явные) угрозы существованию самой системы. Преодолеть эти угрозы можно, если ориентироваться на формирование антикризисного компонента как инструмента управления экономической системой и ее субъектами в условиях изменяющегося рыночного пространства [33] (Shchepakin, Gubin, 2012).

Рыночное устройство экономики, подкрепляемое рациональным государственным воздействием на приоритетные сферы развития, превращает каждое экономическое явление в фактор усиления равновесия или неравновесия макроэкономики. Она, в свою очередь, динамично реагирует на изменения в состояниях элементов системы, которые предопределяют характер выстраиваемых между ними отношений. Движущим источником развития каждого экономического явления выступает заключенное в нем противоречие. Именно оно порождает изменения различного характера, затрагивающие поведение индивидов и субъектов хозяйствования и вынуждает их формировать соответствующий инструментарий управления функционированием и развитием [34] (Shchepakin, Khandamova, Krivosheeva, Kuznetsova, Kurenova, 2018).

Российская экономика в период текущих реформ ответила на произошедшие изменения сокращением производства и укорачиванием горизонта экономических решений и отказом от долгосрочных инвестиций и высокорисковых проектов. Не случайно возникают вопросы, которые связаны с перераспределением национального дохода и формированием возможностей для активизации инвестиционного процесса в национальную экономику. Должна возрастать доля государства в распределении валового национального продукта. Без этого трудно обеспечивать реализацию успешной модернизации экономики на принципах инновационности во всех составляющих различных видов деятельности и разных отраслевых сферах [35] (Shchepakin, Khandamova, Bzhennikova, Tolmacheva, Bazhenov, 2018).

В условиях кризиса происходит уменьшение покупательского спроса (а значит и инвестиций), основная часть доходов уходит на пополнение капиталов определенных стратификационных классов. Совокупный мотивационный ресурс на развитие экономики оказывается под угрозой, нарушается внутреннее равновесие (психологическое, моральное, материальное, духовное и иное). Нарушение баланса в осознании себя и своего места в окружающем мире каждым субъектом и элементом системы ведет к ослаблению их мотивационных позиций в системе формируемых в обществе отношений. Бизнес, также как и индивид, формирует свое поведение, сообразуясь с социальной доминантой общества в отношении выстраиваемых коммуникационных пространств. а они подвержены влиянию мотивационных компонент, присущих каждому звену (элементу) общества и их совокупности в структурно-организационных составляющих экономических и социальных общностей. Государство, бизнес, работники, домашние хозяйства, индивиды формируют единый мотивационный вектор (или иначе некую мотивационную общность) в отношении характера и направлений развития общества. Он должен подкрепляться регулятивными и управленческими воздействиями со стороны государства. Он должен изменять функциональные, организационные и личностные действия работников на всех уровнях общественного устройства.

Модель управления устойчивым равновесием субъектов в социально-экономической системе

Нами разработана модель управления устойчивым равновесием субъектов предпринимательства в социально-экономической системе (рис.), в которой обозначены взаимосвязи участников отношений, а также разноуровневый и по-разному проявляющийся характер и масштаб противоречий между ними. Интерференция противоречий (изменяющихся и возникающих) осуществляется таким образом, что их интеграционное воплощение (проявление) происходит внутри субъектов предпринимательства и в структурах институциональной сферы социально-экономической жизни общества и государства. Ключевым звеном в этом многомерном наборе противоречий являются противоречия по распределению ресурсов и благ, которые создают напряженность в обществе и тормозят его развитие в жизнеобеспечивающих сферах деятельности. Процесс разрешения противоречий замыкается чаще всего на этих противоречиях, поскольку они в большей мере влияют на обеспечение устойчивого равновесия субъектов в социально-экономической системе.

Нами предлагается следующее понимание экономической природы устойчивого равновесия субъекта в социально-экономической системе: это такое его положение в рыночном пространстве, при котором субъект, выведенный из состояния устойчивого равновесия посредством нарастания или возникновения противоречий внешнего или внутреннего порядка разного масштаба, характера и направленности, стремится вернуться в исходное конкурентоспособное положение, которое может характеризоваться как обладающее достаточным мотивационно-ресурсным и поведенческим потенциалом для эффективного функционирования и развития в условиях изменяющегося внутреннего состояния субъекта и нарастающего рыночного давления.

Колебательные процессы в системе поведенческих реакций субъектов рынка на формируемые и возникающие спонтанно вызовы со стороны разноуровневых участников взаимодействий и собственно рынка являются проявлением возникающих между ними противоречий разного характера и масштаба.

Отсутствие противоречий соответствует застою системы и ее загниванию, вплоть до разрушения. Противоречия крайне необходимы для стабилизации устойчивого равновесия, но они не должны носить агрессивный антагонистический характер в своем реальном воплощении.

Рисунок. Модель управления устойчивым равновесием субъектов в социально-экономической системе

Обозначения: – колебания разногласий (противоречий) разного характера, масштаба, содержания, формируемых между различными участниками отношений в МКП; МКП – маркетинговое коммуникационное поле; СЭС – социально-экономическая система

Источник: составлено авторами

Чем больше противоречий в разных звеньях системы, тем с большей вероятностью можно утверждать, что такая система имеет благоприятные условия и обладает способностью развиваться и удерживать свое состояние (социально-экономическое, техническое, нравственное, психологическое и иное) в зоне устойчивости. Противоречия выступают катализатором изменений, обретающих силу в процессе разрешения этих противоречий и выработки нужных решений по развитию и взаимодействию тех, кто являются движущими силами позитивных преобразований. Многочисленность противоречий в множественном наборе звеньев и элементов системы позволяет формировать (генерировать) такие импульсы (мотивационные, поведенческие, стимулирующие и др.) к действиям и поведению субъектов, которые стабилизируют внутреннее и внешнее состояние системы в направлении ее устойчивости. Противоречия – необходимый атрибут обеспечения устойчивого равновесия развивающейся системы, ориентированной на реализацию своего внутреннего потенциала в направлении достижения необходимого экономического роста. Вопрос только в том, что это за противоречия, какую сферу они затрагивают, с какой частотой, глубиной, а также периодичностью они разрешаются. Важным становится: разрешаются ли эти противоречия в течение определенного периода времени, или же нет. Нерешаемые противоречия в течение длительного времени дестабилизируют систему, создают «закостенелый» конфликт внутри системы, который очень трудно разрешить и тем более перевести в другое русло. Такие противоречия ослабляют внутреннее состояние системы и вносят разрушающие импульсы в ее устойчивое равновесие. Нарастает турбулентность в характере выстраиваемых коммуникаций и повышается неопределенность получения желаемого положительного результата в системе при ее функционировании или же развитии. Социально-экономическая система без противоречий разного характера не может устойчиво развиваться и всегда стоит перед чертой ее возможного разрушения (уничтожения).

Устойчивое равновесие субъектов в социально-экономической системе − это результат разрешения, в первую очередь, противоречий по распределению ресурсов и благ в обществе, сфокусированных в направлении реализации социального вектора развития, постоянно возникающих и сглаживаемых усилиями государства, бизнеса и общества в процессе достижения консенсуса, формируемого между ними в ходе переговорных процессов.

Заключение

1. Мотивационно-ресурсные и иные противоречия выступают катализатором обеспечения устойчивого равновесия субъектов в развивающейся социально-экономической системе, ориентированной на реализацию внутреннего потенциала этих субъектов в направлении достижения необходимого экономического роста и удовлетворения разнохарактерных потребностей граждан. Противоречия обретают инновационно-преобразовательную силу в процессе их разрешения и выработки необходимых мер по развитию и взаимодействию многих участников отношений, мотивированных на рациональное использование ресурсов и позитивные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества.

2. Необходимого экономического роста можно достичь, перераспределяя доходы между различными стратификационными классами посредством изменения налогового законодательства и увеличения «давления» на те группы богатых, которые имеют сверхдоходы. Смысл демократических преобразований в обществе состоит в том, чтобы не подавлялись отдельные интересы социальных групп, а наоборот, чтобы они учитывались при формировании соответствующей экономической и социальной политики государства.

3. Рост экономики и предпринимательства начинается с создания и расширения возможностей социально-экономической системы в целом и входящих в нее экономических агентов влиять на конечные результаты их деятельности. Обеспечение позитивных преобразований в национальной экономике связано как с рациональным управлением ресурсами на всех уровнях управления, так и с формированием и использованием различных потенциалов субъектов рыночных отношений (предпринимательства, работников, индивидов, структур власти, общества), обеспечивающих создание предпосылок для эффективного функционирования различных звеньев экономической системы и их устойчивого развития. Государство должно ограничить свободное рыночное саморегулирование и ориентироваться на политику рационализации использования внутреннего ресурсного потенциала, нацеливающую экономическое развитие на инновационный путь, предусматривающий расширение влияния науки, технического прогресса и образования по российским образцам (а не западным).

4. Вектор социальной справедливости должен интегрировать возможности, способности и свойства человеческого ресурса в направлении формирования нового качества труда на базе принимаемых обществом социальных гарантий, демократических преобразований форм собственности, поддержания баланса интересов стратификационных классов через механизм регулирования соотношения доходов и устранения «двойных стандартов» в соблюдении законов и социальных норм общества, ориентированного на гуманистическое партнерство классов. Социальная составляющая определяет позиции индивидов в отношении мотивов их поведения и способов достижения поставленных целей. Экономический рост может быть обеспечен в процессе государственного управления распределением доходов в направлении достижения баланса интересов различных агентов рыночного пространства и увеличения социальности осуществляемых преобразований.

5. Предложено новое понимание экономической природы устойчивого равновесия субъекта в социально-экономической системе, отражающее такое его положение в рыночном пространстве, при котором противоречия (разного характера и масштаба) внутри и вне этого субъекта дают толчок для возврата его в исходное конкурентоспособное положение, достигаемое за счет реализации имеющегося (или включаемого со стороны) мотивационно-ресурсного и поведенческого потенциала в интересах эффективного функционирования и развития бизнеса и социально-экономической системы; процесс обретения устойчивого равновесия субъектом сопровождается изменением его поведения (в том числе маркетингового) в маркетинговом коммуникационном поле в условиях изменяющегося внутреннего состояния субъекта и нарастающего рыночного давления.

6. Разработана модель управления устойчивым равновесием субъекта в социально-экономической системе, ориентированная на реализацию социального вектора развития посредством разрешения противоречий (разного характера, масштаба, направленности), подверженных интерференции в ходе переговорных процессов между участниками отношений (государство, общество, собственники ресурсов, бизнес-структуры, потребители, домашние хозяйства, социальные структуры, органы власти разных уровней, индивиды) в интересах экономического роста и достижения социального благополучия общества.


References:

(2018). Pravitelstvo chuda. Chto nuzhno sdelat novym ministram, chtoby izmenit Rossiyu? [The government of a miracle. What do the new Ministers need to do to change Russia?]. Argumenty i fakty: delovaya sreda. (16). 8. (in Russian).
Aganbegyan A. (2016). Zaplaniruem rost [We will plan for growth]. Argumenty i fakty. Delovaya sreda. (46). 13. (in Russian).
Blaug M. (1994). Neoklassicheskaya teoriya deneg, protsenta i tsen [The neoclassical theory of money, interest and prices] M.: Delo. (in Russian).
Bobkov V.N. (2019). Ekzortsist Golikova izgonit bednyh ikh strany [Exorcist Golikova banish the poor of their country]. Argumenty nedeli. (56(649)). 3. (in Russian).
Coase Ronald H. (1937). The Nature of the Firm Economica. 4 (16). 386-405.
Grinberg R.S. (2012). Svoboda i spravedlivost. Rossiyskie soblazny lozhnogo vybor [Freedom and justice. The Russian temptation of a false choice] M.: Magistr. (in Russian).
Gubin V.A., Marinchenko M.A. (2017). Kontseptualnaya model upravleniya subektom predprinimatelstva v usloviyakh krizisnoy ugrozy [Conceptual model of management by business entities in the conditions of crisis threat]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (10-2(87)). 425-430. (in Russian).
Khandamova E.F. (2006). Kommunikatsionnoe pole – sfera aktivizatsii chelovecheskogo faktora v interesakh ustoychivogo razvitiya [The communications field is the sphere of activization of the human factor in sustainable development] Economic and institutional research. 42-53. (in Russian).
Khandamova E.F., Shchepakin M.B., Bazhenov Y.V. (2017). Managing the competitive position of the enterprise by activating the tools of its marketing behavior Экономика и предпринимательство. (3-2(80)). 1168-1175.
Mironov S. (2019). Slabaya vnutrennyaya politika – nasha «akhillesova pyata» [Weak domestic policy – our "Achilles heel"]. Argumenty nedeli. (5(649)). 8-9. (in Russian).
Mishulin G.M., Styagun A.V. (2012). Ekonomicheskiy rost: faktory, istochniki, mekhanizmy [Economic growth: factors, sources, mechanisms] M.: ZAO «Izdatelstvo sovremennaya ekonomika i pravo». (in Russian).
Pettigrew A. (1977). Strategy formulation as a political process International Studies of Management and Organization. (1,2). 78-87.
Polanyi M. (1962). Personal Knowledge. Towards a Post-Critical Philosophy London: Routledge&Kegan Paul Ltd.
Rhenman E. (1973). Organization Theory for Long-Range Planning London: John Wiley.
Schepakin M.B. (1996). Motivatsiya i povedenie lyudey i organizatsiy v usloviyakh rossiyskogo rynka [The motivation and behavior of people and organizations in the Russian market] The enterprise in market conditions. 18-24. (in Russian).
Schepakin M.B. (1998). Motivatsionnye aspekty organizatsionno-povedencheskogo menedzhmenta [Motivational aspects of organizational and behavioral management] Problems and prospects of Russian management at the threshold of the XXI century. 131-144. (in Russian).
Schepakin M.B. (2000). Predprinimatelstvo v transformiruyuschikhsya i razvivayuschikhsya obschestvenno-ekonomicheskikh sistemakh [Entrepreneurship in transforming and developing socio-economic systems] M.: Ekonomicheskaya demokratiya. (in Russian).
Schepakin M.B. (2015). Upravlenie povedeniem khozyaystvuyuschego subekta v usloviyakh izmeneniy razlichnogo kharaktera [Behaviour management of the economic entity in conditions of changes of a different nature]. Economics and management of management systems. 17 (3-2). 308-318. (in Russian).
Schepakin M.B., Erok A.D., Kuznetsova O.A. (2016). Sinkhronizatsiya marketingovogo povedeniya subektov pri postroenii modeley ekonomicheskogo rosta biznesa [Synchronization of subjects' market behavior when building a model of business economic growth]. Economics. (12-2(77)). 743-758. (in Russian).
Schepakin M.B., Gubin V.A. (2009). Ponyatiyno-soderzhatelnye aspekty protsessno-institutsionalnogo podkhoda k antikrizisnomu upravleniyu promyshlenno-ekonomicheskoy sistemoy [Conceptual and substantive aspects of process-institutional approach to crisis management of industrial-economic system]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU»: seriya «Ekonomika». (3(79)). 26-35. (in Russian).
Schepakin M.B., Gubin V.A. (2012). Teoretiko-metodologicheskie aspekty upravleniya ekonomicheskoy sistemoy v usloviyakh krizisnoy ugrozy [Theoretical-methodological aspects of economic system management in the conditions of crisis threat]. Sustainable Development Economics. (1). 64-67. (in Russian).
Schepakin M.B., Khandamova E.F. (2015). Upravlenie resursami khozyaystvuyuschikh subektov v usloviyakh obostreniya vneshnikh i vnutrennikh protivorechiy v rynochnom prostranstve [Resource management of accounting entities in the conditions of the aggravation external and internal contradictions in market space]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (6-3). 1163-1168. (in Russian).
Schepakin M.B., Khandamova E.F., Ivakh A.V., Fedin S.V. (2017). Upravlenie konkurentnoy pozitsiey predpriyatiya na osnove povysheniya doveriya k biznesu [Management of competitive position of the enterprise on the basis of the credibility of the business]. Vestnik of Astrakhan State Technical University. (2). 7-21. (in Russian).
Schepakin M.B., Krivosheeva E.V. (2015). Model aktivizatsii chelovekotsentrichnogo resursa v usloviyakh marketingovoy adaptatsii predpriyatiya [The model development for activating human-centred resource in marketing adaptation of enterprise]. St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. (1(211)). 205-213. (in Russian).
Schepakin M.B., Kuznetsova O.A. (2015). Formirovanie kontseptsii ratsionalnogo i sotsialno spravedlivogo upravleniya resursami v razvivayuschikhsya sotsialno-ekonomicheskikh sistemakh [Formation the concept of rational and socially equitable management resource in developing socio-economic systems]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (12-3(65-3)). 238-245. (in Russian).
Shchepakin M., Khandamova E., Bzhennikova J., Tolmacheva O., Bazhenov Y. (2018). The Impact of Supply Chain Management on Mar-keting Frontiers in Competitive Business Building International Journal of Supply Chain Management. 7 (5). 865-876.
Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Krivosheeva E.V., Kuznetsova O.A., Kurenova D.G. (2018). Managing The Marketing Behavior of Manufacturing Enterprise on the Factor «competitiveness» Espacios. 39 (31). 18.
Shtorm R. (1967). Teoriya veroyatnosti i matematicheskaya statistika [Probability theory and mathematical statistics] M.. (in Russian).
Voeykov M.I. (2015). Ekonomicheskoe neravenstvo i ekonomicheskoe razvitie Rossii [Economic inequality and economic development of Russia]. Alternativy. (1(86)). 16-31. (in Russian).
Справедливость: как она понимается и как реализуется в современной РоссииWciom.ru/. Retrieved from https://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/grusha2016/doklady/3.4_rimskiy.pdf

Страница обновлена: 01.05.2025 в 12:32:57