Социально-экономическая ответственность управления творческой энергией личности
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4 (16), Апрель 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Мельников О.Н. Социально-экономическая ответственность управления творческой энергией личности // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 4. – С. 108-112.
Аннотация:
Однажды, ссылаясь на высказывание древнего философа Парменида о том, что мысль и предмет есть суть одно и то же, мы утверждали, что сегодня она приобретает особое звучание и практическое значение для развития каждой фирмы, корпорации, страны и цивилизации в целом. Попытаемся это обосновать более подробно.
Ключевые слова: творческая энергия, бизнес, творческая личность, человек
Однажды, ссылаясь на высказывание древнего философа Парменида о том, что мысль и предмет есть суть одно и то же, мы утверждали, что сегодня она приобретает особое звучание и практическое значение для развития каждой фирмы, корпорации, страны и цивилизации в целом. Попытаемся это обосновать более подробно.
Максимизация получения прибыли – одна из основных задач предпринимателя. Путей ее решения достаточно много. Но основным источником прибыли была и остается практическая, творческая деятельность человека как основного субъекта рыночных отношений. Деятельность!.. Она же ‑ труд, работа... Это не просто синонимы, это понятия, имеющие глубокие социально-экономические корни преобразования окружающего мира в духовный и предметный.
Деятельность человека, под которой мы всегда понимаем вполне осознанные и целенаправленные действия – есть генерирование его творческой энергии, направленное на достижение, прежде всего, того или иного экономического или социального результата, которые взаимно влияют друг на друга и тесно между собой связаны. То есть, любое экономическое событие обязательно несет в себе определенную долю социального эффекта. И обратно. Отсюда возникает вопрос: «Если любые действия сотрудника фирмы, которые должны приносить ей необходимые экономические результаты, несут в себе социальный эффект, который является источником и, видимо, регулятором «здоровья» фирмы, как этим можно управлять и использовать его для максимизации получаемой прибыли?». Рассмотрим этот непростой и далеко не праздный вопрос.
Итак, любая деятельность человека направлена на изменение материального или духовного мира для удовлетворения своих потребностей, которые направлены в конечном итоге на сохранение человека как одного из биовидов на Земле. Результатом этого является его воздействие на окружающий мир через использование имеющейся у него творческой энергии, которая переходит в другие виды энергии, необходимые для обеспечения жизнестойкости и жизнеспособности человека. То есть деятельность человека (труд, работа) – есть генерирование социальной составляющей творческой энергии для достижения заданных экономических результатов.
На предприятиях, как в любых организациях, путь достижения экономических результатов указывается в различного рода должностных инструкциях, в маршрутных или операционных технологических картах, в других документах управленческого характера, разрабатываемых для этого специальными службами (отделами труда и заработной платы, технологическими подразделениями, отделами кадров и т.д.). Но все эти документы указывают только путь генерирования (отдачи) творческой энергии сотрудников. И ни один из этих документов не несет в себе ответственности за их исполнение, т.е. в них, как, впрочем, и в других управленческих документах, отсутствует информация об обеспечении необходимого аккумулирования творческой энергии исполнителями. Эту работу в лучшем случае, в достаточно хаотичном порядке выполняют службы социального, образовательного, психологического и других видов социально-психологического обеспечения (если таковые вообще имеются на предприятии или фирме).
Можно утверждать, что с переходом экономического развития общества на информационный виток спирали, настал момент, когда максимизация достижения экономических результатов лежит в управлении социальными процессами как внутри фирмы, предприятия, корпорации, консорциума и т.д., так и общества в целом
Для обеспечения максимальной отдачи (генерирования) творческой энергии каждым сотрудником (или корпоративной структурой) фирмы необходимо не просто грамотно, а чрезвычайно целенаправленно управлять социальной компонентой формирования (аккумулирования) их творческой энергии. Естественно, что это достаточно большой комплекс социальных задач, набор которых для каждой фирмы может быть достаточно индивидуальным. Но без их решения ни одной фирме никогда не удастся добиться высокой отдачи творческой энергии от отдельных сотрудников и коллектива в целом, что и обеспечивает получение требуемых экономических результатов.
Сегодня мы уже можем констатировать тот факт, что разрушив практически все социальные институты, существовавшие в нашей стране до девяностых годов и практически ничего не создав взамен, мы получили резкое, если не сказать катастрофическое падение экономических результатов последнего десятилетия. Отсюда становится ясным, что добиться генерирования творческой энергии всех субъектов новых экономических отношений возможно только через строительство новых социальных инструментов в стране, стержневой основой которых является, как это не парадоксально звучит, идеология. Только идеологическое обеспечение, являющееся основным социальным инструментом любого государства, способно решать как корпоративные так и государственные экономические задачи. Отсюда следует, что сегодня отечественное предпринимательство столкнулось не просто с нежеланием, а с социальным неумением людей трудиться в новых экономических условиях. Люди, которые многие годы генерировали социальную составляющую творческой энергии совершенно в других социально-экономических условиях не способны изменить ее вектор в один момент. Поэтому на каждой фирме, как и в государстве в целом, должны создаваться абсолютно новые социальные механизмы аккумулирования творческой энергии каждым из сотрудников, тогда можно будет добиться повышения экономической результативности их функционирования.
Рассмотрим объективно существующую связь между социальной составляющей творческой энергии сотрудников фирмы и достижением ими заданных экономических показателей (прибыль, рентабельность, производительность, оперативность реагирования на изменение рыночной конъюнктуры и т.д.), являющихся результатом генерирования этой энергии.
Так. разрабатывая бизнес-план первое на что рассчитывает фирма ‑ это на творческие возможности каждого из его исполнителей. Можно до деталей предусмотреть методику выполнения бизнес-плана, заложенную в его структуре. Но, если "гениально" спланированная работа будет поручена людям с недостаточной творческой энергетикой, то поставленной цели можно не добиться. Как решить эту задачу? Вот в чем вопрос!
Ответ достаточно очевиден и одновременно чрезвычайно не прост. Нужно подобрать хороший творческий коллектив и все проблемы будут решены. Да, это очевидный вариант. Но многие предприниматели столкнулись именно с этой проблемой ‑ а где взять этих людей и как сформировать творческий коллектив. Понятно, что, чем профессиональней подготовка каждого специалиста, тем выше надежда, что выполнение разработанного бизнес-плана будет максимально эффективной. Но, к сожалению, это далеко еще не решение проблемы.
Оказывается, что социальная составляющая творческой энергии каждого из сотрудников фирмы, аккумулирование которой происходит из социальных источников государства и общества в целом, имеет свою "социальную окраску", вектора которой подчас направлены абсолютно в разные стороны. Вот почему на западных фирмах после многих лет совместной работы многие сотрудники фирм и компаний считают себя "семьей". Да, да ‑ производственной семьей, способной быстро и эффективно социально решать любые экономические проблемы. Но, надо сказать, во-первых, что это там складывалось десятилетиями, а, во-вторых, этому способствовал уклад всей социально-общественной жизни государства.
И несколько слов для тех, кто часто спрашивает меня о том, почему мы, зная о том, что каждый из сотрудников владеет таким мощнейшим инструментом или даже целым арсеналом как творческая энергия, не можем его измерить его потенциал и уровень накопления (аккумулирования). Ответ, как всегда, очевиден.
Человек, являясь элементом бесконечности, не способен ее чувствовать. В своей земной жизни оно может мыслить только конечными элементами. Ведь что такое измерение? Это обязательное присутствие пограничного эффекта, или "точки отсчета". Творческая энергия бесконечна, поэтому мы ее не можем "чувствовать". Она проявляется только косвенно через преобразования ее в другие виды энергии (без чего, кстати, мы не можем жить и сохранять себя как биовид).
Я совершенно сознательно заявляю, что нет ни рождения, ни смерти! Есть только преобразования одного вида энергии и материи в другой. Но так как человек не может мыслить категориями бесконечности, он, вполне естественно, измеряет свою жизнь категориями рождения и смерти. Эти рассуждения справедливы и для всех других как социальных, так и экономических и прочих явлений в нашей жизни.
Задумайтесь, и вы поймете, что все что бы мы не делали ‑ есть преобразование одного вида энергии в другой. Вот почему неразрывно связаны между собой наши духовные и материальные преобразования. Перекос в одной сфере обязательно негативно скажется на другой. Вот почему бесконечно ответственны перед каждым человеком (как биовидом) любые социальные изменения, управляемые как на государственном, так и на корпоративном (внутрифирменном) уровнях. Это всегда затрагивает его естественный запас жизнеспособности, заложенный природой, который она же и заставляет его защищать.
Ответственность государства и предпринимателей, объективно управляющих и работающих с социальной составляющей творческой энергии людей, чрезвычайно высока. Сохранение человека как биовида возможно только при обеспечении роста его социальной составляющей творческой энергии, которая обеспечивает повышение его запасов жизнеспособности через решение экономических возможностей его существования.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:38:13