Основной капитал как решающий фактор развития инновационной продукции

Ловтаков А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (69), Сентябрь 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17896950

Аннотация:
Аннотация Рассматриваются некоторые факторы влияния на креативность личности. Анализируются различные точки зрения исследователей данной области, приведены эмпирические и статистические показатели. Выявлены факторы, положительно и негативно влияющие на креативность личности, и факторы, не оказывающие на нее существенного влияния.

Ключевые слова: творческая энергия, инновационная деятельность, творческое мышление, творческие способности, генерация идей, креативность личности, нестандартные задачи, творческий процесс



На текущем этапе развития общества капитальные вложения начинают играть все более важную роль в развитии и продвижении инновационных товаров. Это обусловлено, прежде всего, тем, что на текущий момент все остальные факторы, необходимые для развития инновационной продукции, являются доступными.

Что двигает инновации?

К факторам, влияющим на развитие инноваций, можно отнести трудовые ресурсы, изобретательскую способность и капитал.

В последнее время трудовые ресурсы стали более доступны, например, в США каждый год выпускаются свыше 30 000 научных исследователей и 15 000 инженеров. Это означает, что не только количество изобретателей, но и непосредственных исполнителей является достаточным. На рынке нет недостатка также в управленцах и предпринимателях: более 150 000 менеджеров ежегодно выпускаются из университетов США. Все это свидетельствует о том, что на рынке на текущий момент хватает не только квалифицированной рабочей силы, но и управленцев и ученых. Из этого следует, что трудовых ресурсов достаточно и проблема поиска кадров необходимого качества и количества не стоит.

Теперь об изобретательской способности, каковая не всегда подразумевает сам процесс изобретения, во многих случаях она применяется для улучшения или дополнения уже существующего товара либо копирования товара конкурентов. Из-за большого количества научных исследователей в разработке новых изобретений нет недостатка, только в 2008 году в США было запатентовано более 180 000 изобретений. Более того, у всех крупных компаний, занимающихся производством, существуют свои специальные отделы разработок и исследований, которые занимаются тем, что изобретают новые изделия, улучшают уже существующую продукцию и методы производства, копируют товары конкурентов [4].

Первые два фактора находятся в свободном доступе на рынке, а качество этих факторов зависит только от финансовых возможностей предпринимателей, которые создают инновационной предприятие. Ведь чем больше денег будет поступать в отдел исследований и разработок (покупка нового оборудования, наем высококлассных специалистов), тем быстрее и качественнее будут разработки.

На данный момент при наличии одного из факторов, влияющих на развитие инновационной продукции, важнейшим фактором становится капитал, который обеспечивает предпринимателя двумя другими факторами, а также возможностью их улучшения.

Больше знаний – быстрее развитие

В качестве типичной и характерной для множества процессов развития в науке и технике Ричардом Фостером была создана концепция S-образной (сигмоидальной) кривой. Кривая описывает зависимость между вложениями ресурсов в технологию или процесс и соответствующей этим вложениям «отдачей», то есть повышением продуктивности, качества и т.п. Практический смысл S-образной кривой, заключается в том, что в любой области усилия на разработку, затраты времени и просто капиталовложения приносят на начальном этапе развития или исследования лишь небольшую пользу. Затем по мере роста знаний и накопления опыта эти вложения и усилия становятся все более эффективными, вследствие чего скорость развития значительно увеличивается. После некоторой критической точки развития общий процесс роста замедляется, а затем и почти прекращается, что свидетельствует о достигнутой «зрелости» технологии или изделия. В дальнейшем рост прекращается вообще.

В качестве очень характерного примера можно привести кривую роста скорости развития одномоторных винтовых самолетов практически за всю историю авиации. Самолет братьев Райт в первом полете (1903 год) достиг скорости около 35 миль/час. Через семь лет, в 1910 году, Гордон Беннет победил на авиагонках в Белмонт-Парке, разогнав машину до 60 миль/час. По мере накопления опыта и знаний скорость самолетов медленно возрастала: 139,66 миль/час (1914 год), 145,7 миль/час (1922 год) и т.д. В 1925 году лейтенант Джеймс Дулитл на самолете CurtissR3C-2 достиг 232,67 миль/час. В 1939 году рекорд скорости составил 463,9 миль/час. Следующий рекорд скорости на одномоторном поршневом самолете был установлен на гонках в Рено почти через тридцать лет и составил 520 миль/час. В 1989 году эта цифра возросла, но лишь на 9 миль/час, что наглядно свидетельствует о том, что все возможности повышения скорости одномоторных поршневых самолетов практически исчерпаны и никакого дальнейшего технологического прогресса в этой области ожидать нельзя. Продукт достиг своего совершенства, и любые капиталовложения в развитие бессмысленны [3].

Появление и использование реактивных двигателей привело, естественно, к качественному скачку и последующему улучшению характеристик самолетов, что также описывается S-образной кривой. При сопоставлении этих кривых отчетливо проявляется разрывность характеристик при переходе, то есть при принципиальном обновлении или смене технологий.

Приведенный пример роста скорости одномоторных винтовых самолетов демонстрирует одновременно две характерные особенности практически всех процессов, связанных с инновациями и коммерциализацией научных достижений. Речь идет о том, что параметры выходят на некоторый предел, а при смене технологий наблюдается разрыв в непрерывных кривых развития. В начальный период развития любой технологии инвестиции связаны со значительным риском и неопределенностью, но зато открывают в случае удачи большие перспективы роста и, соответственно, высокий уровень прибыльности. На среднем участке кривой возникает большая определенность ожиданий, что приводит к уменьшению шансов значительного роста и быстрых успехов. Конечная часть кривой соответствует полному исчерпанию возможностей используемой технологии, но таит в себе возможности перехода к новой S-образной кривой. На практике это означает конец развития технологии и подготовку к существенному рывку в техническом развитии. Следующий этап начинается с появления новых методов или устройств, что означает, например, переход от винтовых самолетов к реактивным, от электронных ламп к транзисторам.

На каждом из участков S-образной кривой необходимы существенные капиталовложения. На начальном этапе эти вложение приносят небольшую отдачу – это связано, прежде всего, с необходимостью создать условия для изготовления первоначальной продукции, то есть нанять персонал, обустроить рабочие места, создать прототипы. На среднем участке кривой продукция, по сути, модифицируется и улучшается, это, в принципе, все тот же самый товар, но доработанный производителем. На конечном этапе кривой, необходимо создать принципиально новый товар, который будет превосходить по своим характеристикам предыдущий [4].

Все отрезки этой кривой требуют определенных инвестиций в основной капитал. Наименьшая потребность в капитале наблюдается на среднем участке кривой, когда товар уже существует, но еще не изжил себя и требует лишь модификаций без применения новых технологий. На начальном и конечном этапе затраты наиболее высоки, что связано с необходимостью либо создавать, либо применять абсолютно новую технологию, что влечет за собой высокую степень риска.

Выводы

Концепция S-образной кривой ярко показывает, что без значительных капитальных вложений не только невозможно создание новой продукции и применение новых технологий, но и последующая модификация самого товара маловероятна. Естественно, что без кадрового ресурса и изобретательской способности инновационному предприятию не обойтись, но от величины и объема капиталовложений будет зависеть не только создание новой продукции, но также скорость ее модификации и перехода к новым технологиям.


Источники:

1. Мельников О.Н. От «материалистичности» к «человечности» экономики // Российское предпринимательство, 2012, № 2 // http://www.creativeconomy.ru/articles/22783/.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач [Текст]. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
3. Беседин А.Л. Менеджмент и маркетинг в системе современного творческого обучения [Текст]. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2005.
4. Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений [Текст]. – М.: Мир, 1969.
5. Краткий словарь инновационных терминов. [Электронный ресурс] // http://sfu-kras.ru.
6. Мурашов М. Шесть мифов о креативности [Электронный ресурс] // http://www.marketer.ru/node/976/.
7. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия [Текст]. – М.: Эксмо, 2005.
8. Амабайл Т. Как погубить творческий подход? [Текст] // Мысль, 2006, № 3.
9. Шубаева В.Г. Формирование и управление развитием творческого потенциала предпринимательских структур [Текст]. – СПб.: 2008.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 06:41:46