Роль и ответственность социальных отношений в управлении творческой энергией субъектов рынка

Мельников О.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (7), Июль 2007

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13288672
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Однажды, ссылаясь на высказывание древнегреческого философа Парменида о том, что мысль и предмет есть суть одно и то же, мы утверждали, что сегодня она приобретает особое звучание и практическое значение для развития каждой фирмы, корпорации, страны и цивилизации в целом. Попытаемся это обосновать более подробно.

Ключевые слова: предпринимательство, творческая энергия, социальные отношения



Однажды, ссылаясь на высказывание древнегреческого философа Парменида о том, что мысль и предмет есть суть одно и то же, мы утверждали, что сегодня она приобретает особое звучание и практическое значение для развития каждой фирмы, корпорации, страны и цивилизации в целом. Попытаемся это обосновать более подробно.

Известно, что разумная максимизация получения прибыли – одна из основных задач предпринимателя. Путей ее решения достаточно много. Но основным источником прибыли была и остается практическая, творческая деятельность человека как основного субъекта рыночных отношений. Деятельность!.. Она же ‑ труд, работа... Это не просто синонимы, это понятия, имеющие глубокие социально-экономические корни преобразования окружающего мира в духовную и предметную среду, необходимую для обеспечения жизнестойкости и жизнеспособности человека к продолжению своего рода, то есть к сохранению себя как биовида.

Любая деятельность человека, под которой мы всегда понимаем вполне осознанные и целенаправленные действия – есть генерирование его творческой энергии, т.е. созидательных действий, направленных на достижение того или иного экономического или социального результата, которые, в свою очередь, взаимно влияют друг на друга и тесно между собой связаны. Другими словами, любое экономическое событие обязательно несет в себе определенную долю социального эффекта. Как и обратно. Каждое социальное явление связано с экономической жизнью и общества в целом, и каждой организации в отдельности.

Отсюда возникает вопрос: «Если созидательные действия сотрудника фирмы, приносящие ей необходимые экономические результаты, имеют социальные корни, являются источником и регулятором «рыночного здоровья» фирмы, то каким образом этим можно управлять и использовать их для максимизации получаемой прибыли?». Рассмотрим этот непростой и далеко не праздный вопрос.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что любая деятельность человека направлена на изменение материального или духовного мира для удовлетворения своих потребностей, устремленных на сохранение человека как одного из биовидов млекопитающих, живущих на Земле. Результатом этого является преобразование окружающего мира в предметный через использование имеющейся у него творческой энергии. При этом она переходит в другие виды энергии, использование которых необходимо ему для обеспечения своей жизнестойкости и жизнеспособности.

То есть деятельность человека (прежде всего, воплощенная в его труде) – есть генерирование (проявление) генно-социальной составляющей его творческой энергии (созидательных действий), для достижения требуемых экономических результатов [1].

Пути использования этой энергии с целью достижения экономических результатов указываются в различного рода:

‑ должностных инструкциях;

‑ маршрутных или операционных технологических картах;

‑ в других документах управленческого характера.

Все они разрабатываются специальными службами предприятий (отделами труда и заработной платы, технологическими подразделениями, отделами или управлениями кадров и т.д.).

Но все эти документы указывают только путь генерирования (отдачи) творческой энергии сотрудников. И ни один из них не несет в себе информации о степени креативной ответственности за их исполнение, т.е. в них, как, впрочем, и в других управленческих документах, отсутствует информация о необходимости обеспечения генерирования творческой энергии исполнителями в пределах экономически оправданного уровня.

Для обеспечения максимальной отдачи творческой энергии каждым сотрудником или корпоративной структурой (т.е. ее генерирования) необходимо не просто грамотно, а чрезвычайно целенаправленно управлять социальной компонентой формирования (т.е. аккумулирования, или накопления) их творческой энергии.

Естественно, что это достаточно большой комплекс социальных задач, набор которых для каждой фирмы может быть достаточно индивидуальным. Сегодня это сводится к решению вопросов переобучения, повышения квалификации, мероприятий внутрифирменного значения, направленных на воспитание корпоративного духа в коллективе организации и т.п. Но даже без этого минимума социальных инструментов ни одной фирме не удается добиться высокой отдачи созидательных действий от отдельных сотрудников и коллектива в целом, что может поставить под сомнение достижения фирмой требуемых экономических результатов.

Сегодня мы уже можем констатировать тот факт, что, разрушив практически все социальные институты, существовавшие в нашей стране до девяностых годов, мы получили резкое, если не сказать катастрофическое падение экономических результатов в течение последних 10-15 лет. Отсюда становится ясным, что добиться генерирования требуемого уровня творческой энергии всеми субъектами внедряемых в стране экономических отношений возможно только через строительство новых социальных инструментов национального уровня, стержневой основой которых является, как это не парадоксально звучит, идеология.

Только идеологическое обеспечение, являющееся основным (стержневым) социальным инструментом любого государства, способно решать как корпоративные, так и государственные экономические задачи. Отсюда следует, что сегодня отечественное предпринимательство столкнулось не просто с нежеланием, а с социальным неумением людей трудиться в новых экономических условиях.

Люди, которые многие годы генерировали социальную составляющую творческой энергии в других социально-экономических условиях, не способны изменить ее вектор в один момент. Поэтому на каждой фирме, как и в государстве в целом, должны создаваться абсолютно новые социально-идеологические механизмы аккумулирования творческой энергии каждым из сотрудников, тогда можно будет добиться повышения экономической результативности их функционирования.

Рассмотрим объективно существующую связь между социальной составляющей творческой энергии сотрудников фирмы и достижением ими заданных экономических показателей (например, производительности труда, оперативности реагирования на изменение рыночной конъюнктуры и т.д. и т.п.), являющихся результатом генерирования этой энергии.

Так, разрабатывая бизнес-план первое на что рассчитывает фирма ‑ это на творческие возможности каждого из его исполнителей. Можно до деталей предусмотреть технологию организации выполнения бизнес-плана, заложенную в его структуре. Но, если "гениально" спланированная работа будет поручена людям с недостаточной творческой энергетикой, то поставленной цели можно не добиться. Как решить эту задачу? Вот в чем вопрос!

Ответ достаточно очевиден и одновременно чрезвычайно не прост. «Нужно подобрать хороший творческий коллектив, ‑ скажет опытный руководитель, ‑ и все проблемы будут решены». Да, это очевидный вариант. Но многие предприниматели столкнулись именно с этой проблемой ‑ а где взять этих людей и как сформировать творческий коллектив. Понятно, что, чем профессиональней подготовка каждого специалиста, тем выше надежда, что выполнение разработанного бизнес-плана будет максимально эффективной. Но, к сожалению, это далеко еще не решение проблемы.

Оказывается, что социальная составляющая творческой энергии каждого из сотрудников фирмы, аккумулирование которой происходит из социальных источников государства и общества в целом, имеет свою "социальную окраску", вектора которой подчас направлены абсолютно в разные стороны. Вот почему на западных фирмах после многих лет совместной работы многие сотрудники фирм и компаний считают себя "семьей". Да, да ‑ производственной семьей, способной быстро и эффективно социально решать любые экономические проблемы. Но, надо сказать, во-первых, что это там складывалось десятилетиями, а, во-вторых, этому способствовал уклад всей социально-общественной жизни государства.

И несколько слов для тех, кто часто спрашивает меня о том, почему мы, зная о том, что каждый из сотрудников владеет таким мощнейшим инструментом или даже целым арсеналом как творческая энергия, не можем напрямую измерить потенциал и уровень ее накопления (аккумулирования). Ответ, как всегда, очевиден.

Человек, являясь элементом бесконечности, не способен ее чувствовать. В своей земной жизни он может мыслить только конечными элементами. Ведь что такое измерение? Это обязательное присутствие пограничного эффекта, или "точек отсчета" начального и конечного состояний. Но творческая энергия как объективная субстанция ‑ бесконечна, поэтому мы ее не можем "чувствовать", она как бы присутствует сама собой. Она проявляется только косвенно через преобразования ее в другие («конечные») виды энергии, используемые человеком (без чего, кстати, он не можем жить и сохранять себя как биовид). Что мы и можем учесть, оценивая уровень творческой энергии через значимость этих преобразований (инноваций) для жизнедеятельности человека [2].

С этих позиций я совершенно сознательно заявляю, что в природе нет ни рождения, ни смерти! Есть только преобразования одного вида энергии и материи (которые, в частности, присущи человеку и позиционируют его в окружающем его мире) в другой. Но так как человек не может мыслить и оперировать на практике категориями бесконечности, он, естественно, измеряет свою жизнь конечными категориями рождения и смерти. Как, впрочем, и все, что он делает как в духовной, так и в материальной сфере в процессе своей жизни. А каждая инновация – это есть шаг от старого состояния к новому. Поэтому эти рассуждения справедливы для всех других социальных, экономических и прочих явлений нашей жизни.

Задумайтесь, и вы поймете, что все, что бы мы не делали ‑ есть преобразование одного вида энергии в другой. Вот почему неразрывно связаны между собой наши духовные и материальные преобразования, которые имеют в своей основе единую креативную (творческую) природу. Без духовной энергии не может развития материального (предметного) мира, а без материальной энергии – не может быть духовного развития человека. Перекос в одной сфере обязательно негативно скажется на другой.

Вот почему бесконечно ответственны перед каждым человеком (как биовидом) любые социальные изменения, управляемые как на государственном, так и на корпоративном (внутрифирменном) уровнях. Это всегда затрагивает его естественный запас жизнеспособности, заложенный природой, который она же и заставляет его защищать.

Интересной в этом плане представляется дискуссия, которая состоялась 10 июля 2007 года на заседании Столыпинского клуба в Москве на тему «Бизнес и политика», в которой автор принял посильное участие. Обсуждался вопрос: «Должен ли бизнес идти в политику?».

В ходе дискуссии образовались два полюса. Один – за то, что бизнес не должен идти в политику, другая сторона считала, что должен. И почти единодушно утверждали, что «дворник» не должен больше никогда идти во власть. Но все забыли, что социальная составляющая у каждой общественной группы своя и она через политику помогает развиваться каждой из групп. То есть все они должны быть представлены в политике.

Другое дело, что никакая из них не должна иметь однозначного перевеса. Должен всегда быть социальный баланс сил. А то действительно, как было образно кем-то сказано в процессе этой дискуссии: «Либо страна может стать страной Чавеса (победа левых), либо страной Чубайса (победа правых)». И то, и другое, как показывает практика, приводит к негативным результатам. А этого не должно быть. Для нормального развития всех социальных слоев (а это необходимо для процветания экономики) в политике должны принимать участие все – и политики, и бизнесмены, и «дворники».

Таким образом, ответственность государства и предпринимателей, объективно управляющих экономикой и развитием социальной составляющей творческой энергии экономически активных людей, способствующей все более эффективному проявлению их созидательных действий и обеспечивающей повышение запаса жизнеспособности человека и общества в целом, чрезвычайно высока.


Источники:

1. Мельников О.Н. Методологические подходы к управлению интеллектуально-креативным потенциалом личности как основным экономическим активом организации // Креативная экономика, 2007. – № 6, С. 20-29
2. Мельников О.Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функции затрат творческой энергии субъектов рынка. – М.: МЕЛАП, 2000. – 170 с. – С. 49-51.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:35:30