Интеллектуальный капитал и корпоративная творческая энергия
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (13), Январь 2008
Цитировать:
Каплун К.Я. Интеллектуальный капитал и корпоративная творческая энергия // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 1. – С. 56-62.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959341
Аннотация:
Актуальность тем исследования интеллектуального капитала, творческой энергии, нематериальных активов, вопросов их оценки обусловлена смещением внимания экономики в сторону неосязаемых ценностей, поскольку во множестве случаев большую экономическую и финансовую ценность имеют вещи, которые нельзя пощупать и зачастую даже очень сложно измерить.
Ключевые слова: творческая энергия, интеллектуальный капитал, интеллектуально-креативные ресурсы, нематериальные активы
Актуальность тем исследования интеллектуального капитала, творческой энергии, нематериальных активов, вопросов их оценки обусловлена смещением внимания экономики в сторону неосязаемых ценностей, поскольку во множестве случаев большую экономическую и финансовую ценность имеют вещи, которые нельзя пощупать и зачастую даже очень сложно измерить.
В настоящее время происходит увеличение доли интеллектуальных (духовных) затрат, по сравнению с материальными, при производстве экономического продукта [1]. Действительно, как стоимость многих высокотехнологичных товаров совершенно несопоставима со стоимостью материалов и составных частей, из которых они сделаны, так и стоимость современных высокотехнологичных компаний зачастую лишь в меньшей степени определяется стоимостью осязаемого имущества компании: материального, финансового или денежного.
Если рассматривать современную компании с позиции собственника или инвестора, то традиционные финансовые показатели в недостаточной степени описывают положение дел компании, а главное ее перспективы, так как помимо показателей движения денежных средств, перспективы развития компании зависят и от интеллектуальных (духовных) затрат. Эти затраты могут быть абсолютно никак не видны через призму финансовых показателей. Например, фирма, еще не выпустив товар на рынок, может создать вокруг него информационное поле, которые в последующем окажет решающее влияние на продажи. Отсюда появляется задача оценки интеллектуальных (духовных) затрат, а также результатов этих вложений, выраженных в знаниях, технологиях, репутации компании. Следует отметить, что измерение нематериальных результатов не было бы актуальным, если бы они не являлись источниками доходов компании.
В 1995 году шведская компания Scandia впервые включила в годовой отчет раздел об интеллектуальном капитале, положив начало новой практике. В разделе отчета "Интеллектуальный капитал" были приведены оценки следующих статей: человеческий капитал; клиентский капитал; структурный капитал; организационный капитал; инновационный капитал; процессный капитал [2]. Это неосязаемое имущество компании, являющееся источником выгоды (прибыли, преимуществ), называют также нематериальными активами.
В настоящее время существует несколько взглядов на взаимоотношение понятий интеллектуальный капитал и нематериальные активы, а также способы разделения имущества компании на осязаемое и неосязаемое. Объединяет все методы и подходы две задачи: управление и измерение стоимости компании. Под термином стоимость здесь могут подразумеваться понятия ценности, рыночной стоимости компании, стоимости бренда, гудвил. Нами будет применять для обобщения этих экономических понятий термин стоимость.
Несмотря на наличие многообразия взглядов на интеллектуальный капитал (ИК), различные варианты отождествления, группировки и разделения его составляющих все компоненты ИК очень тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. По наиболее обобщенной схеме [3] интеллектуальный капитал складывается из:
- человеческого капитала;
- структурного, или организационного капитала;
- клиентского капитала.
Если рассмотреть суть этого разделения, то можно сказать что интеллектуальный капитал определяется людьми, системой их взаимоотношений внутри компании, а также отношениями компании с внешним миром (клиентами и партнерами). Таким образом, в управления следует исходить из того, что источником изменения стоимости компании является человек, а эффективность управления определяется принятием решений и их реализацией людьми. Именно люди создают такие отношения, которые могут являться источником прибыли компании, они же нанимают других людей, талант и опыт которых, также является нематериальным активом.
Здесь стоит упомянуть подход к управлению предпринимательской деятельностью, как функцией затрат творческой энергии субъектов рынка [4]. Представление о творческой энергии выходят далеко за рамки оценки стоимости компании. Творческая энергия вводится как основополагающее понятие во взаимодействии человека с окружающим миром, причем как с материальной, так и с духовной его составляющей. В основе этого подхода лежит представление о творческой энергии личности, а все экономические процессы рассматриваются с точки зрения передачи, преобразования и накопления этой энергии.
Творческая энергия личности является интегральным показателем биологической и социально-экономической активности человека, и выступает как оценка уровня вклада личности (или другого субъекта рынка) в процесс изменения мира [4]. Основываясь на этом определении можно предположить, что стоимость компании также является оценкой (величиной равной или явно зависимой) корпоративной творческой энергии. В действительности, цена (ценность) компании, которую определяет рынок это и есть оценка способности компании изменять окружающий мир, обеспечивая его востребованными продуктами и услугами.
Применение понятия энергия в рамках экономики открывает ряд возможностей, обусловленных физическим (или философским) определением [5] понятия энергия и прямыми логическими следствиями. В частности, энергия объекта зависит от рассматриваемой системы, а значение энергии в общем случае зависит от выбранной системы координат. Таким образом, энергия может быть универсальным основополагающим понятием, применимым для денежных и индексных оценок. Эта физическая (или скорее философская) установка как раз позволяет сопоставлять понятие энергии со всей широтой понятий, которые мы включили в понятие стоимость.
Энергия системы определяется взаимодействием и движением частей системы. Отсюда корпоративная творческая энергия определяется действиями людей и связями между ними. В свою очередь, человек, являющийся носителем творческой энергии расходует ее (совершая действия) на достижение целей компании, т.е. на движение самой компании. Таким образом, корпоративная творческая энергия определяется эффективностью использования творческой энергии личностей, входящих в корпорацию. Такая сложная математическая аналогия демонстрирует очень простой принцип: ценность (стоимость) компании определяется ценностью (талантом, знаниями, навыками) людей входящих в компанию и эффективностью их взаимодействия внутри этого коллектива, что собственно сочетается с классификацией нематериальных активов, приведенной выше.
Творческая энергия личности складывается из двух составляющих: Кбио (био-генная составляющая) и Ксоц (социально экономическая составляющая) [4]. Человек, обладая биологически заданной творческой энергией, может ее увеличивать через взаимодействие с другими людьми, обществом. Следовательно, творческая энергия человека проявляется в его взаимодействии с внешним миром. Помимо этого, к процессам проявления творческой энергии можно отнести процессы, связанные с интеллектуальной деятельностью, протекающие "внутри" личности. Таким образом, творческая энергия тратиться, преобразуется и накапливается во взаимодействии человека:
- с предметным миром (человек создает объекты материального мира, например, производит ювелирные украшения);
- с духовным, интеллектуальным миром (человек учиться, приобретает знания, вырабатывает навыки, занимается исследованиями);
- с другими людьми (человек обучая других людей, оказывает им поддержку). Можно выделить следующие своеобразные "носители" творческой энергии личности.
1. Знания. Существуют два определения, хорошо применимые к нашей задаче:
- знание — это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека [6];
- знание - это закономерности предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области [7]. 2. Навыки и умения. Умения людей определяют их способность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать [8]. Умения и навыки могут формироваться как путем практики применения знаний, так и независимо от знаний. Когда речь идет о талантах исполнителей, художников, то их навыки (например, качественного исполнения, создания впечатляющих образов) зачастую могут быть никак не подкреплены теорией (знаниями). Талант художника, или дизайнера не может быть алгоритмизирован и положен на бумагу, однако этот талант, точно так же как и знания, может быть носителем творческой энергии. С точки зрения теории знаний, к навыкам и умениям можно отнести и неявные (личностные) знания.
3. Эмоции. Эмоциональный настрой человека является фактором, определяющим эффективность использования и знаний и навыков, а также их приобретения. Люди передают свои эмоции при общении. Сотрудник, говорящий правильные слова, но испытывающий тоску, раздражение и злость будет неэффективным в обслуживании клиента. Эмоции являются носителем творческой энергии т.к. именно на них зарабатывают индустрия шоу-бизнеса, искусства, развлечения. Более того, если говорить о руководителях и лидерах, то по мнению ряда исследователей, например Гоулмана, факторы личности, формирующие так называемый эмоциональный интеллект, оказывают доминирующее влияние на успехи руководителя [9].
4. Ценности и установки. Ценности - термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъектные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступают ориентирами деятельности человека [6]. Установки, подходы, система ценностей личности также являются носителем творческой энергии. Влияние ценностей и установок на творческую энергию личности можно продемонстрировать на примере такой личной установки, как ответственность за результат. Наличие такой установки у работника будет отличать его поведение в критических ситуациях, т.е. в ситуациях, когда действия работника не предопределены инструкцией.
Вспомним знаменитую миниатюру Райкина, когда, отвечая на претензии клиента, портной спрашивает: "К пуговицам претензии есть?". Формально, работник, пришивавший пуговицы, в данной ситуации выполнил свою работу. На уровне ценностей он действовал исходя из ответственности за выполнение должностных инструкций. Однако клиент в итоге, остался не доволен, а экономический эффект от такого поведения сотрудника, скорее всего будет отрицательным.
Если, даже будучи простым портным, пришивавшим пуговицы, сотрудник исходил бы из ответственности за конечный результат деятельности своей компании, т.е. за то чтобы клиент остался доволен костюмом и купил его, то он бы действовал по-другому, например, позвал директора или коллег, участвовавших в изготовлении костюма.
Следовательно, при обладании необходимыми знаниями, навыками и продуктивным эмоциональным настроем, результативность деятельности коллектива может быть резко снижена "пробелами" на уровне ценностей. В условиях рынка, компании, не заботящиеся о влиянии на уровень ценностей людей (корпоративную культуру), оказываются в проигрышном положении.
Если сопоставить приведенный перечень носителей творческой энергии личности с классификацией нематериальных активов по Андриессену и Тиссену, то прослеживается их сходство с четырьмя ключевыми составляющими связки нематериальных активов компании: технологии и явные знания; процессы; навыки и скрытые знания; коллективные ценности и нормы [2].
С точки зрения энергетического взгляда на экономические процессы, цель управления предпринимательской деятельностью заключается в достижении максимальной творческой энергии у всех участников деятельности. Исходя из этого, встает задача эффективного использования всех носителей творческой энергии.
Если деятельность компании не противоречит ценностям общества, то ее долгосрочный успех и процветание возможен, когда каждый ее сотрудник считает достижение цели компании своей личной ответственностью, испытывает по этому поводу радость и вдохновение, мастерски делает свою работу, и преумножает знания в компании.
Таким образом, с точки зрения максимизации творческой энергии личности, задача управления и измерения творческой энергии предприятия, делится на следующие пласты: знания; навыки и умения; эмоции; подходы. Это подразумевает изучение и выработку инструментов воздействия на эти пласты, как в масштабе отдельной личности, так и в масштабе коллектива (компании).
Из сказанного сделаем следующие выводы:
1. Измерение корпоративной творческой энергии можно рассматривать как один из подходов к определению стоимости компании, ее ценности на рынке, стоимости нематериальных активов, интеллектуального капитала, других значений. 2. Управление неосязаемой стоимостью предприятия есть процесс максимизации творческой энергии компании.
3. Управление творческой энергией предприятия включает в себя создание условий для эффективного использования личностей, как носителей творческой энергии, а также управление процессами ее обмена и накопления в коллективе.
4. Понятие управление творческой энергией предприятия обобщает множество задач, существующих в современном менеджменте, среди которых создания бренда, управления знаниями, корпоративная культура и многие другие.
5. Разработка методик измерения эффективности "энергетических" процессов - первый значительный шаг на пути к формированию инструментов управления корпоративной творческой энергией.
Источники:
2. Андриссен Д., Тиссен Р., "Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов / Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2004.
3. Просвирина И.И., Интеллектуальный капитал: новый взгляд на нематериальные активы // Финансовый менеджмент. – 2004. – №4 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.dis.ru/fm/arhiv/2004/4/9.html.
4. Мельников О. Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функции затрат творческой энергии субъектов рынка / 2-е изд., дополн. и перераб. – М.: Мелап, 2004.
5. Савельев И. В. Курс общей физики. – М.: Наука, 1970. – Т. 1.
6. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.rubricon.com).
7. Гаврилова Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем: Учебник. – СПб.: Питер, 2000.
8. Педагогическая энциклопедия. – М.:1968.
9. Дениэл Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – 2-е изд. – М: Альпина Бизнес Букс, 2007.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:35:40