Творческая энергия личности как основной показатель инновационных процессов в экономике
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (11), Ноябрь 2007
Цитировать:
Мельников О.Н., Насибян С.С. Творческая энергия личности как основной показатель инновационных процессов в экономике // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 11. – С. 24-30.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9591945
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Креативность как процесс – это поиск нового, неизвестного или неизведанного в окружающем человека мире. Психологи определяют творчество как деятельность, порождающую новые материальные и духовные ценности. При этом отмечается, что отличительными чертами творческой деятельности являются неповторимость, оригинальность, общественно-историческая уникальность. В творчестве выражается глубокое личностное начало, без которого немыслим сам предмет творчества. В широком смысле в нем раскрывается потребность личности в самовыражении, самоактуализации и расширении своих созидательных возможностей.
Ключевые слова: творческая энергия, креативность, творчество
Креативность как процесс – это поиск нового, неизвестного или неизведанного в окружающем человека мире. Психологи определяют творчество как деятельность, порождающую новые материальные и духовные ценности [1]. При этом отмечается, что отличительными чертами творческой деятельности являются неповторимость, оригинальность, общественно-историческая уникальность. В творчестве выражается глубокое личностное начало, без которого немыслим сам предмет творчества. В широком смысле в нем раскрывается потребность личности в самовыражении, самоактуализации и расширении своих созидательных возможностей.
Психологи считают, что творческая деятельность как конкретного индивида, так и коллектива в целом складывается из творческого выражения, творческой позиции и творческой продукции.
В творческом выражении человек отвечает на вызовы окружения, стремясь при этом выразить свои взгляды, мотивы и чувства в повседневной деятельности.
Творческая позиция означает открытый, гибкий и самостоятельный способ реагирования на окружающую действительность.
Творческая продукция – это то, что человек в течение творческого процесса создает, или такое сочетание ранее известных вещей, которое для него является новым.
Отвечая на вопрос о том, что характерно для творческой личности, специалисты в области человеческих взаимоотношений подчеркивают:
1) чувство нового, способность каждого человека оценивать ситуации и видеть возможности их развития.
2) самобытность каждого из субъектов творческой деятельности и их склонность к риску. У таких людей отмечается уверенность в развитии необычных идей, их мысль гибка и способна к трансформации.
3) самостоятельность, терпимость к неустойчивым ситуациям и способность выдвигать альтернативные предложения и оценки независимо от авторитетов.
4) широкий диапазон мышления, так как творческий человек способен быстро предложить множество идей, а также выдвигать комплексные решения. Он умеет отделить существенное от несущественного и всегда реалистичен.
Творческий человек принимает и передает информацию. Он занимает прямую непредвзятую позицию, обладает позитивным любопытством и умеет слушать. Очень важными качествами творческого человека являются воля, четкость собственных взглядов и мотивации целей.
С этими выводами психологов нельзя не согласиться. Однако анализ выдвигаемых ими заключений говорит о том, что указанные качества, безусловно, необходимые для творческого человека, не отвечают экономической сути интеллектуально-креативной деятельности специалистов любых, в том числе финансовых организаций. Наблюдающаяся сегодня интеллектуализация экономики является объективным процессом значительного расширения зоны использования творческой, или созидательной энергии современного специалиста, которая, в частности, определяет технологию производства финансовых услуг, приближаясь к использованию таких ее видов, которые приносят максимальный эффект от использования экономических, психологических, социальных факторов, определяющих поведение клиентов.
Чрезвычайно важным является то, что если созидательные (креативные) действия приводят к экономическим изменениям в организациях и в обществе в целом, то на уровень или степень проявления творческой энергии решающее влияние оказывают сложившиеся в конкретный момент времени социальные отношения как в конкретных коллективах, так и на региональном и государственном уровнях.
Рассмотрим методологический подход к управлению интеллектуально-креативными ресурсами компании. Это требует четкого определения такого понятия, как интеллектуальная и творческая (креативная) энергия.
Энергию интеллекта, или интеллектуальную энергию следует рассматривать как энергию поглощения и переработки человеком (личностью) внешней информации, необходимой для накопления знаний (основного капитала [2]), которые затем подвергаются «внутренней» переработке, в результате чего они превращаются в умения, навыки и опыт, которые затем в той или иной степени могут быть использованы на практике (а могут быть и не использованы!).
Созидательные же действия (или творческая энергия) ‑ это внешнее проявление интеллектуальных способностей человека, направленных на целевое изменение материальных или нематериальных (духовных, неосязаемых, в том числе информационных) объектов. Схематично творческую энергию личности можно представить в виде триады объективных показателей, присущих любому человеку [3].
Созидательная (экономически направленная) деятельность человека, проявляемая им через генерирование креативных (творческих) действий, характеризуется и зависит от триединства следующих факторов:
а) экономических показателей созидательных действий каждого работника организации (Кэ1);
б) ресурсной направленности способностей работников на выполнение работ в материальной, духовной (интеллектуальной) или управленческой сферах деятельности (Кэ2);
в) биосоциального уровня подготовки работников к проявлению созидательных действий (Кэ3).
В отношении работников финансовой сферы данный подход может быть представлен в следующем виде. Они должны обладать природной («генной») склонностью к ведению учетно-финансовых операций (Кэ3), требующей особого склада мышления, свойственного «физикам» и «математикам» (Кэ2), способным свободно оперировать факторами и понятиями на уровне математической логики, но свободно понимать и принимать рациональные финансово-экономические решения (Кэ1). По-видимому, это объясняет тот факт, что во главе подавляющего большинства российских банков, инвестиционных фондов, страховых компаний и других финансовых организаций сегодня находятся специалисты, пришедшие в этот бизнес из научно-технической сферы, отличающейся повышенными знаниями в области точных наук.
Известно, что чтобы осуществить необходимые изменения, следует использовать тот или иной вид энергии, существующий в природе. Однако это может произойти только в результате совершения созидательных, или креативных действий со стороны человека, то есть как последствие затрат его творческой энергии. Порожденные таким воздействием и зафиксированные изменения (ΔN = Nнов – Nстар) являются объектом всех последующих хозяйственных операций с экономическими объектами. Подчеркнем, что именно этот показатель отражает удовлетворение потребностей субъектов рынка.
Работу интеллекта человека, проявляемую им через генерирование своих созидательных действий, можно оценивать через коэффициент творческой энергии Кэ. ‑ экономический показатель, который выражается в максимальных изменениях (ΔNmax), вносимых работником в продукты своего труда, которые он предлагает к продаже как результат собственных умственных усилий, в минимальное (конкурентоспособное) время tmin: [4]
Управление интеллектуально-креативными ресурсами является прерогативой топ-менеджмента предприятия, который должен обеспечить формирование рационального поведения работников в интересах выполняемых ими бизнес-задач. Целью же данного процесса является создание у сотрудников максимально заинтересованного отношения к труду.
Однако экономический показатель творческой энергии Кэ1 зависит как от показателя рациональности выбора области проявления творческой энергии, т.е. правильности выбранного места приложения Данная зависимость будет выглядеть следующим образом:
Кэ1 = f (Кэ2 , Кэ3). (1)
Если конкретный человек на конкретном месте не блещет способностями, то это может быть и потому, что он занимается не своим делом, так как каждому типу интеллекта соответствует тип задач, с которыми он лучше всего справляется [5]. Поэтому одним из ответственных показателей указанной триады является коэффициент, который определяет преобладание у человека вектора способностей к работе либо в духовной (Кд), либо в материальной (Км), либо в организационно-управленческой (Ку) сфере деятельности:
Кэ2 = Кд + Км + Ку. (2)
Биосоциальный показатель творческой энергии человека может быть представлен в виде суммы векторов: биологической (генной) и социальной составляющих творческой энергии, т.е.
Кэ3 = К ген + К соц, (3)
где Кген‑ вектор генной (биологической) составляющей коэффициента творческой энергии человека, определенный ему природой («механик», «химик», «музыкант» и т.п.);
Ксоц ‑ вектор социальной составляющей коэффициента творческой энергии личности, определяемый в основном направлением его деятельности («финансист», «механик», «музыкант» и т.п.), а также уровнем образования.
Рост социальной составляющей творческой энергии Ксоц. на практике выражается, прежде всего, через увеличение образовательных (в том числе повышения квалификации и т.п.) векторов развития личности. Поэтому сегодня центральной в политике государства, фирм, корпораций и особенно компаний, занимающихся, в частности, развитием кредитно-финансового бизнеса, становится задача разработки целевых программ по повышению образовательного уровня своих сотрудников. Навыки, опыт, умение, рост квалификационных знаний, социальная стабильность, здоровый образ жизни – вот то, что способно увеличивать творческую, или созидательную отдачу специалистов финансовой сферы.
Концептуально модель процессов преобразования окружающего мира в духовный и материальный (предметный), а также отражение этих преобразований в духовной и материальной сферах деятельности человека можно представить в виде процесса использования индивидуальной творческой энергии.
Так как биологическая (генная) творческая энергия «заложена» в каждом человеке природой, совершенно ясно, что у каждого человека она будет различной: у кого-то больше, у кого-то меньше, но не менее важно и то, что она имеет характер некоего векторного пространства.
У одних людей может быть более развит вектор творческих способностей, направленный на материальное преобразование окружающего мира (т.е. создание материальных экономических продуктов – в основном это люди находят свое место в сфере материального производства). У других ‑ более развит вектор, направленный на духовное преобразование окружающего мира, т.е. на создание духовных, или интеллектуальных экономических продуктов. Это ученые в различных областях знаний, специалисты финансовой сферы и т.д.
Сегодня в полном масштабе в Исландии, Эстонии, Англии и ряде других стран ведутся исследования с целью разработки генного паспорта человека. По всей видимости, это одно из первых подтверждений наличия гена творческой энергии, которая пока может оцениваться только косвенными, а не прямыми параметрами.
Такими параметрами могут быть, например, социальные или экономические показатели, достигнутые конкретным человеком в результате его практической деятельности. То есть, творческая энергия ‑ это интегральный показатель биологической (генной) и социально-экономической активности любого человека. Последнее является очень важным фактором при подходе к определению интеллектуально-креативных характеристик топ-менеджеров, работающих в кредитно-финансовой сфере, поскольку не столько от уровня их интеллектуального капитала, сколько от умения творчески разрешать сложные финансовые проблемы зависит успешность функционирования банков, страховых компания, инвестиционных фондов и других организаций, работающих в финансовой сфере.
Источники:
2. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.: Машиностроение, 2004, 400 с.
3. Мельников О.Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функция затрат творческой энергии субъектов рынка. – М.: ИД «МЕЛАП», 2000. – 170 с.
4. Дружинин Е., Кортеева Н. Менеджер-инноватор: от идеи к ее реализации // Управление персоналом. – 2000, № 1. – С. 48-53.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:50:30