Макроэкономическая оценка влияния образования на объёмы производства в регионах России
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 25
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (30), Июнь 2009
Цитировать:
Корицкий А.В. Макроэкономическая оценка влияния образования на объёмы производства в регионах России // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 6. – С. 68-77.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12858120
Цитирований: 25 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматривается расширенная неоклассическая модель производства, используемая для оценки влияния факторов производства на объемы регионального валового продукта в России. Эмпирическая оценка параметров модели производится с помощью «взвешенной» линейной регрессии. Проведенные расчеты свидетельствуют о существенном (от 43 до 65%) вкладе образования в объясненную вариацию валового регионального продукта в расчете на одного работника по регионам России в 1999-2006 гг.
Ключевые слова: человеческий капитал, образование, экстерналии образования
Экономисты все большее внимание уделяют анализу влияния образования на темпы и уровни экономического развития стран. При этом используются два подхода: расширенный неоклассический подход и «новая теория роста». Одним из главных вопросов является вопрос: на что влияет образование, на уровень производства и доходов или на темпы роста экономики? Доказано, что повышение среднего уровня образования в стране (или регионе) увеличивает объем выпуска продукции в масштабе от 3 до 6% на одного занятого в экономике при использовании расширенного неоклассического подхода, приводит к ускорению экономического роста более чем на 1 процентный пункт в соответствии с оценками на основе новой теории роста.
Уровень образования зависит от уровня экономического развития стран, причем для развитых стран (стран-членов ОЭСР) критически важным для роста является развитие высшего (третичного) образования. Выявлено также, что образование дает дополнительные косвенные выгоды, стимулируя инвестиции в физический капитал, собственное технологическое развитие страны и адаптацию разработанных в других странах технологий. Имеются также доказательства того, что для экономического роста имеет значение все: тип, качество и эффективность образования, причем распределение ресурсов по уровням образования не только прямо влияет на экономический рост, но и увеличивает влияние образовательного потенциала на развитие.
Возникают не только прямые, но и косвенные (внешние) эффекты (или экстерналии образования), так как выгоды от получаемого в индивидуальном порядке образования могут «переливаться» к другим людям: в промышленности, в городе, в регионе и стране в целом. Возникает социальная отдача образования на макроуровне, отличная от частной, существование и значительные масштабы которой дают экономическое обоснование для общественной поддержки образования. Чем больше социальная отдача образования по сравнению с частной, тем более эффективными являются общественные расходы на образование.
В «новой» экономике специально выделяют эндогенные детерминанты роста, которые определяются внутри модели. Обеспечивается теоретический фундамент для понимания того, как образование может влиять на экономический рост. Во-первых, человеческий капитал прямо включается как фактор затрат в производственную функцию, причем в этом случае человеческому капиталу предоставляется возможность иметь экстернальные эффекты, так как он исключается из предположения о постоянной отдаче от масштаба производства. Во-вторых, факторы, ведущие в эндогенному росту (в особенности технологические изменения), прямо увязываются с запасом человеческого капитала в стране (в регионе или городе). Такую связь вполне естественно предположить, так как человеческий капитал либо прямо создает новые знания и технологии, или потому, что он является ключевой компонентой затрат в исследовательском секторе, который генерирует новые знания и технологии.
В экономике России тоже проявляются эффекты влияния человеческого капитала на заработную плату на индивидуальном уровне, о чем свидетельствуют работы В. Гимпельсона и А. Лукьяновой, а также Т. Горбачевой, и Р. Капелюшникова. Рассматриваются факторы дифференциации заработной платы (месячных заработков и часовых ставок) по уровню образования, стажу, возрасту и профессиональному статусу в 2005 году. В результате расчета стандартного уравнения Минцера экономическая отдача высшего образования составила около 82% (по сравнению со средним общим образованием), то есть примерно 16% на год образования. Исследователями также выявлена связь среднего уровня образования, доходов и заработной платы населения регионов России, то есть на макроуровне.
Естественно предположить, что должна существовать связь среднего уровня образования с объемами производства и уровнями потребления населения регионов России. Для выявления такой связи воспользуемся расширенной неоклассической моделью, то есть включим в производственную функцию Кобба-Дугласа дополнительную независимую переменную, характеризующую уровень накопления человеческого капитала – средний уровень образования занятого в экономике регионов населения. При этом зададим экспоненциальную зависимость выпуска от уровня человеческого капитала, сохранив степенную зависимость выпуска от затрат физического капитала и труда. Такая форма зависимости используется в работах Р. Холла и Ч. Джонса (1996 и 1998) и Ф. Каселли (2005), использовавших данные о средних доходах и образовательных достижениях населения ряда стран (или регионов), а не переписей населения или социологических опросов, что позволяет рассчитать социальную норму отдачи образования.
То есть в настоящей работе используется комбинация производственной функции Кобба-Дугласа и уравнения Дж. Минцера (аналогичную функцию использовали М. Билс и П. Кленов):
,
где – коэффициент, характеризующий общую факторную производительность; – запас физического капитала в i-м регионе; – численность занятого населения в экономике i-го региона; – запас человеческого капитала на одного занятого, измеренный средним числом лет образования одного занятого в экономике i-го региона.
Соответствующее уравнение регресии записывается в виде:
.
После пересчета показателей на одного занятого в экономике региона первая формула может быть записана в виде:
,
где – средний доход одного занятого в экономике i-го региона; – средняя фондовооруженность труда одного занятого в экономике i-го региона; – средняя продолжительность обучения одного занятого в экономике i-го региона.
Соответствующее уравнение регрессии записывается в виде:
.
Показатель «средняя продолжительность обучения одного занятого» в экономике региона рассчитан на основе данных ежегодных единовременных обследований Роскомстата о распределении занятого населения по уровням образования. Он определяется как средневзвешенная величина числа лет обучения одного занятого, в качестве весов используются доли занятых с соответствующим уровнем образования. Сроки обучения по уровням образования были приняты следующие: высшее образование – 16 лет, незаконченное высшее – 14 лет, среднее специальное – 13 лет, профессионально-техническое – 12 лет, среднее общее – 11 лет, незаконченное среднее 9 лет, начальное и ниже – 4 года. Аналогичный показатель был использован И. Майбуровым.
В качестве зависимых переменных используются показатели «валовой региональный продукт», «валовой региональный продукт в расчете на одного занятого в экономике регионов». Все показатели взяты из статистических справочников «Российский статистический ежегодник» и «Регионы России: основные экономические показатели» за соответствующие годы.
Для учета различий в масштабах экономики регионов России использована «взвешенная» регрессия, что позволяет «усреднить по регионам» и уточнить оценки. В качестве «весов», отражающих различия в уровнях экономического развития регионов, использовалась переменная «среднемесячные доходы населения регионов России». Ее использование позволило повысить коэффициенты детерминации и качество подгонки регрессионных уравнений по сравнению с «простой» регрессией.
При расчете социальной нормы отдачи образования используются указанные зависимые переменные за период с 1999 по 2006 г., а также независимые переменные: средняя продолжительность образования (h) одного занятого в экономике региона, среднегодовая численность занятых в экономике регионов (L), объем основных фондов регионов (K) и фондовооруженность труда (k) (фондовооруженность труда одного работника, занятого в экономике региона, поделенная на среднюю фондовооруженность труда занятых в экономике всех регионов, включенных в расчет в t-м году).
В табл. 1 приведены результаты расчета регрессионных уравнений по вышеприведенной формуле с использованием зависимой переменной «валовой региональный продукт», независимых переменных: «основные фонды региона», «численность занятых в экономике региона» и «средняя продолжительность образования» одного занятого в экономике региона.
Таблица 1
Взаимосвязь валового регионального продукта, основных фондов, численности и среднего уровня образования занятых в экономике регионов России
Показатели регрессии
|
1999 г.
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Константа а
Станд.ошибка T – статистика P – уровень |
-7,258*
(0,639) 11,360 0,000 |
-9,490*
(0,673) -14,104 0,000 |
-8,355*
(0,647) -12,906 0,000 |
-8,067*
(0,769) -10,501 0,000 |
-7,291*
(0,625) -11,666 0,000 |
-7,294
(0,688) -10,605 0,000 |
-6,894*
(0,643) -10,725 0,000 |
-5,903*
(0,560) -10,546 0,000 |
Коэф. (B)
Станд.ошибка Коэф. (Beta) T – статистика P – уровень |
1,351*
(0,105) 0,952* 12,879 0,000 |
1,356*
(0,072) 0,928* 18,822 0,000 |
0,961*
(0,043) 0,732* 22,164 0,000 |
0,770*
(0,049) 0,591* 15,630 0,000 |
0,935*
(0,041) 0,749* 22,858 0,000 |
0,966*
(0,042) 0,777* 22,938 0,000 |
0,976*
(0,039) 0,804* 25,304 0,000 |
0,918*
(0,037) 0,756* 24,735 0,000 |
Коэф. b (B)
Станд.ошибка Коэф. b (Beta) T – статистика P – уровень |
-0,113
(0,107) -0,078 -1,050 0,297 |
-0,137
(0,078) -0,091 -1,750 0,084 |
0,170*
(0,054) 0,115* 3,165 0,002 |
0,374*
(0,059) 0,255* 6,374 0,000 |
0,190*
(0,048) 0,129* 3,941 0,000 |
0,148*
(0,050) 0,102* 2,940 0,004 |
0,124**
(0,050) 0,082* 2,463 0,016 |
0,204*
(0,047) 0,134* 4,298 0,000 |
Коэф. (B)
Станд.ошибка Коэф. (Beta) T – статистика P – уровень |
0,200*
(0,039) 0,144* 5,149 0,000 |
0,395*
(0,057) 0,191* 6,928 0,000 |
0,518*
(0,060) 0,211* 8,637 0,000 |
0,569*
(0,071) 0,222* 7,970 0,000 |
0,446*
(0,062) 0,159* 7,211 0,000 |
0,449*
(0,067) 0,154* 6,711 0,000 |
0,425*
(0,062) 0,149* 6,862 0,000 |
0,370*
(0,057) 0,144* 6,475 0,000 |
Коэф. Детерминации
F P – уровень Количество регионов |
0,974
923,868 0,000 77 |
0,971
915,38 0,000 87 |
0,976
1162,43 0,000 88 |
0,967
813,33 0,000 87 |
0,983
1612,76 0,000 87 |
0,982
1551,03 0,000 87 |
0,984
1657,24 0,000 87 |
0,985
1765,60 0,000 87 |
Коэффициенты детерминации всех уравнений довольно высоки, они колеблются в районе 97-98%, практически все коэффициенты при независимых переменных, за редким исключением, статистически значимы. Исключением являются коэффициенты при переменной «среднегодовая численность занятых» в экономике регионов за 1999-й и 2000-й годы, по-видимому, из-за высокой безработицы и относительной избыточности трудовых ресурсов в экономике России в эти годы. В последующие годы коэффициент при данной переменной несколько вырос и стал статистически значимым. Кроме того, до 2000-го года показатель «валовой региональный продукт» не рассчитывался для автономных округов, поэтому число регионов, по которым можно было проводить расчет в 1999-м году, было существенно меньшим, чем в последующие годы.
Нестандартизованные коэффициенты (B), характеризующие эластичность выпуска по переменной «основные фонды регионов» очень высоки, для первых двух лет рассматриваемого периода они выше единицы, для последующих лет близки к ней (см. табл. 1), то есть наблюдается тенденция снижения экономической значимости физического капитала в производстве ВРП. Вклад этой переменной, стандартизованный коэффициент (Beta), постепенно снижался с 95% в 1999-м году до 76% в 2006-м.
Вклад переменной «средняя продолжительность образования» одного занятого в экономике регионов (Beta), характеризующей человеческий капитал, колебалась от 14% до 22%, не обнаруживая явной тенденции ни к росту, ни к снижению на протяжении рассматриваемого периода. Социальная отдача образования, нестандартизованный коэффициент (B), колеблется в довольно широких пределах, с 20% в 1999-м году он вырос до 57% в 2002-м, и затем снизился до 35% в 2006-м году. Изменения коэффициента превосходят величину статистической ошибки.
В табл. 2 приведены результаты расчетов регрессионных уравнений относительно взаимосвязи валового регионального продукта в расчете на одного занятого в экономике регионов, основных фондов регионов в расчете на одного занятого и среднего уровня образования занятых в экономике регионов России. Коэффициенты детерминации также довольно велики, они колеблются от 77% в 1999-м году до 92% в 2006-м. Все коэффициенты при независимых переменных статистически значимы. Наблюдается явная тенденция к снижению во времени нестандартизованных коэффициентов при переменной «фондовооруженность труда» (коэффициентов эластичности выпуска по отношению к фондовооруженности труда) и относительная стабильность стандартизованных коэффициентов при этой переменной, характеризующих вклад этой переменной в валовой региональный продукт.
Вклад «человеческого капитала» в объясненную вариацию зависимой переменной также имеет тенденцию к снижению, с 65% в 1999-м году он снизился до 43% в 2006-м, в то время как социальная норма отдачи образования (нестандартизованный коэффициент (B)) явно существенно вырос в рассматриваемый период с 37% в 1999-м году до 74% в 2002-м, а затем снизился до 53% в 2006-м, причем прирост данного коэффициента заметно выше величины стандартной статистической ошибки.
Таблица 2
Взаимосвязь валового регионального продукта в расчете на одного занятого в экономике регионов, основных фондов регионов в расчете на одного занятого и среднего уровня образования занятых в экономике регионов России
Показатели
регрессии |
1999 г.
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Константа А
Станд.ошибка T – статистика P – уровень |
-7,087*
(0,770) -9,199 0,000 |
-10,406*
(0,745) -13,973 0,000 |
-9,363*
(0,626) -14,968 0,000 |
-9,119*
(0,755) -12,086 0,000 |
-8,594*
(0,575) -14,934 0,000 |
-12,353*
(0,724) -17,057 0,000 |
-8,005*
(0,561) -14,272 0,000 |
-7,044*
(0,503) -14,015 0,000 |
Коэф. (B)
Станд.ошибка Коэф. (Beta) T – статистика P – уровень |
1,271*
(0,126) 0,565* 10,122 0,000 |
1,307*
(0,082) 0,704* 15,960 0,000 |
0,946*
(0,046) 0,748* 20,492 0,000 |
0,742*
(0,052) 0,639* 14,313 0,000 |
0,913*
(0,044) 0,712* 20,795 0,000 |
1,081*
(0,053) 0,707* 20,262 0,000 |
0,976*
(0,041) 0,767* 24,094 0,000 |
0,906*
(0,040) 0,734* 22,831 0,000 |
Коэф. (B)
Станд.ошибка Коэф. (Beta) T – статистика P – уровень |
0,369*
(0,031) 0,657* 11,782 0,000 |
0,613*
(0,045) 0,606* 13,735 0,000 |
0,676*
(0,044) 0,561* 15,389 0,000 |
0,746*
(0,054) 0,611* 13,690 0,000 |
0,628*
(0,045) 0,482* 14,065 0,000 |
0,793*
(0,055) 0,501* 14,352 0,000 |
0,567*
(0,044) 0,413* 12,980 0,000 |
0,532*
(0,040) 0,430* 13,378 0,000 |
Коэф. Детерминации
F P – уровень Количество регионов |
0,770
123,733 0,000 77 |
0,837
215,03 0,000 87 |
0,887
333,27 0,000 88 |
0,833
209,72 0,000 87 |
0,907
411,01 0,000 87 |
0,902
387,50 0,000 87 |
0,921
486,60 0,000 87 |
0,922
495,02 0,000 87 |
В целом ведущим фактором, объясняющим примерно две трети вариации зависимой переменной, являлась в данный период фондовооруженность труда, но и человеческий капитал также давал существенный вклад в объясненную вариацию валового регионального продукта в расчете на одного занятого в экономике регионов России. Можно попытаться объяснить значительное изменение вклада факторов (физического и человеческого капиталов) в создание валового регионального продукта в пользу физического капитала интенсивным его накоплением в рассматриваемый период, а также изменением конъюнктуры мирового рынка сырья, сопровождавшимся значительным ростом цен на топливо и металлы, и, соответственно, изменением стоимостных объемов производства в пользу капиталоемких отраслей промышленности.
Итак, уровень образования населения, занятого в экономике регионов России, оказывает заметное положительное и статистически значимое влияние на уровни производства в этих регионах. Вклад данной переменной в объясненную вариацию «валового регионального продукта» в расчете на одного занятого в экономике регионов колеблется по годам от 40% до 65% (см. табл. 2). Социальная норма отдачи образования довольно высока, она колеблется от 36 до 79% (см. табл. 2), что существенно выше частных норм отдачи (от 6 до 12%), приводимых для разных стран в работе Г. Псахаропулоса и Х. Патриноса (2002).
При высокой отдаче инвестиций в образование довольно странно смотрится доля в ВВП расходов на образование в России, почти в два раза более низкая, чем в странах ЕС и ОЭСР (табл. 3).
Таблица 3
Общественные расходы на образование (по уровням обучения, в процентах от ВВП, 2004 г.)
Страна
|
Начальное, среднее и среднее специальное
|
Высшее
|
Все уровни обучения
|
ОЭСР (в среднем)
|
3,7
|
1,3
|
5,4
|
ЕС 19 (в среднем)
|
3,6
|
1,3
|
5,3
|
США
|
3,7
|
1,3
|
5,3
|
Россия
|
2,0
|
0,7
|
3,6
|
Швеция
|
4,7
|
2,1
|
7,4
|
Дания
|
4,9
|
2,5
|
8,4
|
Польша
|
3,7
|
1,2
|
5,4
|
Мексика
|
3,8
|
0,9
|
5,4
|
Она более чем в два раза ниже, чем в Швеции и Дании, находящихся в числе мировых лидеров по инновационности экономики. Даже в таких странах, как Польша и Мексика, не относящихся к числу самых развитых, она существенно выше. Еще контрастнее выглядят данные о расходах на образование в расчете на одного учащегося (табл. 4). По уровню расходов на одного учащегося Россия примерно в четыре раза отстает от стран ЕС и ОЭСР, в два раза от Польши и почти в три раза от Венгрии. От передовых инновационных экономик Швеции и Дании отставание в 5-6 раз. Между тем давно известно, что дешевое образование хорошим не бывает!
Таблица 4
Расходы на одного учащегося (или студента) (в долларах США в пересчете по ППС, 2005 г.)
Страна
|
Все среднее образование
|
Все высшее образование
|
ОЭСР (в среднем)
|
7276
|
11100
|
ЕС 19 (в среднем)
|
7236
|
10191
|
США
|
9938
|
22476
|
Россия
|
1615
|
2562
|
Швеция
|
8039
|
16218
|
Дания
|
8849
|
15225
|
Польша
|
2889
|
4412
|
Нидерланды
|
7541
|
13846
|
Венгрия
|
3692
|
7095
|
Решение задач создания в России инновационной экономики требует существенного роста инвестиций в человеческий капитал, в первую очередь увеличения государственных расходов на образование как минимум в два-три раза в ближайшие годы. Коммерциализация высшего и среднего специального образования не спасает положения, более того, есть опасность быстрого падения качества образования, так как руководство вузов и колледжей, как государственных, так и частных, в условиях ограниченного государственного финансирования стремится пополнить их бюджеты любой ценой, в том числе за счет снижения требовательности к уровню знаний учащихся. Конкуренция же между вузами за «платного» студента приводит к снижению требовательности на приемных экзаменах. В результате в вузах растет доля студентов, не только не способных к обучению, но и не желающих учиться. Растет также доля студентов, вынужденных, из-за низких доходов родителей, работать в процессе обучения на дневных отделениях вузов. Все это, как легко догадаться, ведет к долгосрочным негативным последствиям в масштабах всей экономики России.
Источники:
2. Barro R. (1997) Determinants of Economic Growth: A Cross-Country Empirical Study, Cambridge, MA MIT Press; Bassamini, A. and Scarpetta, S. (2001) The Driving Forces of Economic Growth: Panel Data Evidence for OECD Countries, OECD Economic Studies, 33, 9-56; Benhabib, J. and Spigel, M. (1997) The Role of Human Capital in Economic Development: Evidenc from Aggregate Cross-Country Data, Journal of Monetary Economics, 34, 143-73.
3. Hanushek, E.A. and Kimko, D. (2000) Schooling, Labor Force Quality, and the Growth of Nations, American Economic Reviev, 90, 1184-1208; Klenow, P. and Rodriquez-Clare, A. (1997) The Neoclassical Revival in Growth Economics: Has it Gone Too Far? NBER Macroeconomics Annual; Templ, I. (2001) Growth Effects of Education in OECD Counries, 33, 57-101.
4. Гимпельсон В., Лукьянова А. О бедном бюджетнике замолвите слово…: межсекторные различия в заработной плате // Вопросы экономики. 2006. №6.
5. Гимпельсон В., Горбачева Т., Ка пелюшников Р и др. Формирование заработной платы: взгляд сквозь призму профессий». Вопросы экономики. 2007. №10.
6. Корицкий А.В. Макроэкономическая оценка социальной нормы отдачи образования // Креативная экономика. 2007. №12. 2008. №1.; Корицкий А.В. Оценка влияния уровня образования работников, занятых в экономике регионов, на их доходы // Прикладная эконометрика. 2008. №2. Корицкий А.В. Социальная отдача и экстерналии образования в экономике России // Креативная экономика. 2008. №10.
7. Hall R. E., Jones Ch. I. Why do some countries produce so much more output per worker than others? NBER Working Paper Series, Working Paper 6564, May 1998; Caselli F, Accounting for Cross – Country ncome Differences, CEP Discussion Paper N 667, January 2005.
8. Bils M., Klenov P.J., Does Schooling Cause Growth or the Other Way Around?, NBER Working Paper Series, Working Paper 6393, February, 1998.
9. Майбуров И. Эффективность инвестирования в человеческий капитал в США и России // МэиМО, 2004, №4.
10. Psacharopoulos G., Patrinos H,A. Returns to Investment in Education: A Further Update. The World Bank, Policy Research Working Paper, 2881, September, 2002.
11. Education at a Glance 2008/ OECD Indicators/ (Электронный ресурс) – Электрон. дан. - Режим доступа: www.oecd.org/edu/eag2008.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 07:46:30