Новые инфраструктурные факторы развития Иркутской области и сопредельных регионов
Плеслов А.А.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
Скачать PDF | Загрузок: 16
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 4 (Апрель 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье исследованы процессы и факторы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Рассмотрены тенденции практики поиска механизма регионального развития в рамках реализации целенаправленной государственной политики. Статья дает целостное представление о взаимосвязи возможностей социально-экономического развития регионов с государственной стратегией пространственного развития России предусматривающей реализацию целевых программ, способных привести к структурным изменениям в сферах производства, транспорта, расселения, природопользования и экологии. При этом первыми должны реализовываться инфраструктурные проекты (энергетика, транспорт, связь), создающие необходимые всеобщие условия для любой экономической деятельности на территории региона. Статья посвящена выявлению возможностей регионального развития на базе инфраструктурных факторов как необходимого условия для расширенного промышленного производства на базе интенсивного освоения природных ресурсов на всей территории региона, что позволяет перейти от экспортно-сырьевой к инновационной и высокотехнологичной экономике, позволяющей расширить размещение импортозамещающих производств, стимулировать выпуск конкурентоспособной продукции и создать тысячи новых рабочих мест. В статье представлен материал представляющий интерес для широкого круга лиц, проявляющих профессиональный интерес к проблемам региональной экономики.
Ключевые слова: бюджетный федерализм, транспортная инфраструктура, инфраструктурный комплекс, инфраструктурные проекты, субъекты РФ, регионы-доноры, регионы- реципиенты, инфраструктурные факторы развития региона, опорные территории развития, стратегия пространственного развития России
JEL-классификация: M13, O18, R30, M20
Тезисы (Highlights):
- • Одним из проблемных вопросов постоянно находящихся в повестке дня руководства страны в течение почти тридцати последних лет, является выравнивание диспропорций в развитии экономики регионов РФ.
- • Существующие проблемы регионального развития являются отражением исторически сложившейся пространственной неоднородности экономики России.
- • Проблемы формирования федерального и региональных бюджетов, а также дотаций и других трансфертов — проблемы не только экономические, но и политические.
- • Фактически все регионы РФ с точки зрения бюджетных отношений делятся на регионы-доноры и регионы-реципиенты т.е. дотационные регионы.
- • Действующая в РФ система бюджетного федерализма не стимулирует процессы регионального развития.
- • Перелом негативных тенденций и создание возможностей регионального развития могут быть реализованы только в рамках государственной стратегии пространственного развития России.
- • Первыми должны реализовываться инфраструктурные проекты (энергетика, транспорт, связь), создающие необходимые всеобщие условия для любой экономической деятельности на территории региона.
- • Инфраструктура обеспечивает единство экономического пространства, комплексность развития и функционирования хозяйства страны на различных его уровнях .
- • Главная задача на ближайшие шесть и более лет сформулирована как реализация стратегии пространственного развития России, основой которой является обеспечение «связанности» страны для чего необходимо буквально «прошить» всю территорию России современными коммуникациями на базе транспортной инфраструктуры.
- • Особым образом Президент России подчеркнул необходимость опережающей модернизации БАМа и Транссиба для формирования евразийских сквозных транспортных коридоров и создания условий для развития прилегающих к этим магистралям регионов.
- • Железнодорожный транспорт является мощным инфраструктурным фактором комплексного развития прилегающих территорий, особенно если это заранее предусмотрено концепцией развития самой магистрали.
- • При целенаправленном опережающем развитии железнодорожного транспорта на территории региона обеспечивается: развитие основных производств; территориальное разделение труда и специализация региона; регулярная устойчивая связь населенных пунктов; создание новых рабочих мест для трудоспособного населения; интенсивное заселение примагистральных территорий.
- • Перспективы социально-экономического развития регионов РФ неразрывно связаны с возможностями реализации Стратегии пространственного развития страны, которая по прямому указанию Президента России является первоочередной задачей Правительства.
Источники:
Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 30.07.2014, №21, ст.674
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 30.08.1998, №154, ст.673
Распоряжение Правительства РФ от 17 июня 2008 года № 877-р. «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.08.2008, №2, ст. 508
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р. «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года».// Собрание законодательства Российской Федерации, 11.08.2010, №15, ст. 2097
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р. «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации, 13.01.2010, №24, ст.3549
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа2015 г. N 2193-р «Об утверждении Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона» //Собрание законодательства Российской Федерации, 13.01.2010, №24, ст.3549
Стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года. Irkobl.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://irkobl.ru/sites/economy/socio-economic/project2030.
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) от 01.03.2013. Официальный сайт Министерства экономического развития. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/resources/ ef7a9238-9f2d-4fe2-bc81-6e4606601ca2.
Основные проекты. Модернизация БАМа и Транссиба. Официальный сайт Открытого акционерного общества «Российские железные дороги». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rzd/.
Проекты. Байкало-Амурская магистраль. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rzd/.
Проекты. Транссибирская магистраль. Российские железные дороги. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rzd/.
Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года (основные положения). Российские железные дороги. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rzd/.
14. Акиндинова Н., Кузьминов Я., Ясин Е. Экономика России: перед долгим переходом // Вопросы экономики. – 2016. – № 6. – С. 5-35.
Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/ACTIVITY/sections.
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/orders/#.
Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru.
Послание Президента Федеральному Собранию 01.03.2018г. Сайт Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957.
19. Плеслов А.А. Новые формы территориальной организации предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2016. – № 23. – С. 3405-3412. – doi: 10.18334/rp.17.23.37176.
20. Плеслов А.А. Факторный анализ взаимодействия предприятий малой промышленной группы // Российское предпринимательство. – 2017. – № 4. – С. 706-713. – doi: 10.18334/rp.18.4.37368.
21. Плеслов А.А. Организационно-экономические факторы создания и развития индустриальных парков // Российское предпринимательство. – 2017. – № 5. – С. 749. – doi: 10.18334/rp.18.5.37606.
22. Плеслов А.А. Факторы и возможности развития малого предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2018. – № 2. – С. 485-495.
Российский статистический ежегодник. 2016. / Стат.сб. - М.: Росстат, 2016. – 725 с.
Российский статистический ежегодник. 2017. / Стат.сб. - М.:Росстат, 2017. – 686 с.
Страница обновлена: 24.10.2024 в 20:44:10