Негативные эффекты цифровизации

Карев А.В.1
1 Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 3 (Июль-сентябрь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42918056
Цитирований: 4 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
В работе исследуются некоторые негативные эффекты цифровизации в ракурсе информационных и коммуникационных систем. Автор считает, что электронная среда способствует появлению большого количества посредников в которой сложнее проследить взаимосвязи и определить первичный источник информации. По мнению автора уже в самом ближайшем будущем будет расслоение общества в зависимости от уровня доступности к электронным средствам, которыми уже сегодня далеко не все владеют в достаточной степени и не могут вследствие этого эффективно пользоваться.

Ключевые слова: негативные эффекты, цифровизация, информационные и коммуникационные системы



О том, что люди XXI века будут страдать от обилия выбора, отмечал ещё Э. Тоффлер: «Люди будущего будут страдать не от отсутствия выбора, но от парализующего его многообразия. Они окажутся жертвами этой странной сверхиндустриальной дилеммы: переизбытка выбора», («Шок будущего»).

Это впрямую касается информации: ограниченное количество информации и предопределённые модели поведения людей в обществе, господствовавшие столетия, ушли в прошлое. Сегодня мы имеем свободный доступ к информации и гораздо меньше ограничений, чем прежде. Но и выросло время, которое человек тратит на восприятие и обработку доступной ему информации, что часто влияет на скорость принятия решений.

Многовариантность развития предполагает, что на поиск решения требуется существенно больше времени, чем раньше, – в современном информационном мире стало сложно ориентироваться. Это приводит к задержке получения искомых ответов и принятия решений.

Значительное время в жизни современного человека забирают различные электронные сервисы: от средств мобильной связи до различных приложений в компьютерной сфере и сети Интернет. Правда, стабильность работы коммуникационных средств может иногда нарушаться отключением мессенджеров.

«Развитие электронных средств коммуникации создаёт базу для «неформального» увеличения продолжительности рабочего дня посредством привязки сотрудников к электронным сервисам и обеспечения круглосуточного доступа по каналам электронной связи» [1, с. 36]. Сегодня вас могут вызвать на связь и контролировать в любое время суток и почти в любой точке земного шара: рабочий день становится практически неограниченным.

Вместе с тем сегодня компании активно используют клиентов в процессе создания, обработки заказа и проведения платежей, а также в ряде других сервисов компании. Тем, кто выбирает и оплачивает товары на электронных сайтах, постоянно приходится сталкиваться с подобными ситуациями.

Другой очень распространённый сегодня способ использования времени клиента и внимания клиента – это электронное автоматизированное телефонное меню, которое вынуждает клиента прослушать информацию или рекламу прежде, чем он будет соединён с оператором или специалистом компании.

И этими способами не ограничивается использование клиентов компании в реализации её собственных сервисов: даже использование краудсорсинга в определённых условиях способно дать определённые результаты при практически нулевых затратах. Возможность самому влиять на ход данных процессов притягивает потребителя, но и предполагает его ответственность.

«Сильные побочные эффекты от внедрения сильных информационных и коммуникационных систем проявляются в сфере торговли: взаимодействия Интернет-магазина и розницы» [3, с. 116]. С одной стороны, внедрение методов электронной торговли и развитие Интернет-магазинов обеспечивает более низкие цены, широкое предложение, удобство доступа и мобильность. С другой стороны, эта бурно растущая сфера торговли оказывает негативное влияние на традиционные сферы торговли, прежде всего, путём ценового демпинга [4, с. 93]. Особенно сильное взаимное влияние часто испытывают компании, которые имеют в своём составе все каналы сбыта, включая электронные: именно они оказывают влияние на цены и объёмы продаж в оптовых и розничных каналах [5].

Использование мобильных сервисов представляет определённую угрозу, прежде всего там, где определённые приложения и средства коммуникации используются в финансовой сфере, поскольку никакая защита не гарантирует стопроцентной надёжности. Проблема защиты данных для обеспечения легитимного доступа к ним становится сегодня одной из ключевых.

«С развитием электронных систем не только расширяется доступ к информации, но и возрастают возможности манипуляции информацией и её потребителями, причём в самом широком масштабе» [2, с. 15].

Сегодня нередко «достоверность» и доступность информации определяет цена сделки по выводу её в верхние позиции поиска Яндекса или другой поисковой системы, которые, в свою очередь, также меняются, поскольку за них идёт постоянная борьба. Как следствие – получение (или не получение) различной информации в зависимости от времени осуществления поиска.

Электронная среда способствует появлению посредников: в ней сложнее проследить взаимосвязи и определить первичный источник информации.

Доступ к всё усложняющимся электронным технологиям является уделом узкого круга специалистов. Даже простой поиск в Интернете осуществляется различными людьми по-разному.

Поэтому серьёзную проблему уже в самом ближайшем будущем будет представлять расслоение общества в зависимости от уровня доступности к электронным средствам, которыми уже сегодня далеко не все владеют в достаточной степени и не могут вследствие этого эффективно пользоваться.


Источники:

1. Горидько Н.П., Нижегородцев Р.М. Точки роста региональной экономики и регрессионная оценка отраслевых инвестиционных мультипликаторов. Экономика региона. 2018. Т. 14. № 1. С. 36.
2. Каргина А.В., Нижегородцев Р.М., Секерин В.Д. Формирование и развитие инновационных систем: концепции, модели, перспективы. Друкеровский вестник. 2018. № 2 (22). С. 15.
3. Карев А.В., Нижегородцев Р.М. Формирование цифровой бизнес-среды и вопросы экономической безопасности. Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. № 1. С. 116.
4. Актуальные проблемы государственного регулирования цен в условиях нестабильной экономики Лев М.Ю. Москва, 2012.
5. Государственная ценовая политика как фактор экономической безопасности в системе мер по стимулированию экономического роста Гельвановский М.И., Колпакова И.А., Лев М.Ю., Биляк С.А. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2015. № 6. С. 91-98.

Страница обновлена: 25.10.2024 в 08:46:08