Образование и производительность труда: межстрановый анализ
Баркова Е.А.1, Киселев Е.А.1
1 Оренбургский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 7 (Июль 2024)
Цитировать:
Баркова Е.А., Киселев Е.А. Образование и производительность труда: межстрановый анализ // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 7. – С. 1817-1830. – doi: 10.18334/ce.18.7.121239.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68533908
Аннотация:
В статье ставилась задача на основе статистических методов выявить тесноту взаимосвязи уровня образования и производительности труда в группах стран с различным уровнем развития - высокоразвитых странах, со среднем уровнем развития и слаборазвитых странах. На основе анализа научных публикаций по данной проблематике были выдвинуты и обоснованы гипотезы относительно различного влияния начального и высшего образования на производительность труда в странах с различным уровнем экономического развития. На основе эмпирического анализа показано, что в рассматриваемых группах стран полученные зависимости между высшем образованием и производительностью труда значительно отличаются. Если в высокоразвитых странах обнаружена высокая корреляционная связь высшего образования и производительности труда, то в менее развитых странах корреляционная связь между рассматриваемыми показателями средняя. Это обусловлено недостаточной востребованностью людей с высшим образованием в слаборазвитых странах и в странах со средним уровнем развития в связи с менее развитым (по сравнению с высокоразвитыми странами) способом производства. Взаимосвязь между начальным образованием и производительностью труда во всех группах стран отрицательная. «Недостаточная» образованность населения может быть ограничительным фактором модернизации экономики, осуществления новых комбинаций и роста производительности труда.
Ключевые слова: человеческий капитал, уровень образования, экономический рост, производительность труда
JEL-классификация: I25, I26, O40
Введение. Четвертая промышленная революция создаёт условия для формирования постиндустриальной экономики. Изменяется роль и значение факторов экономического роста. Особое значение приобретают такие факторы, как технологические инновации, образование, воздействующее на качество человеческого капитала.
В то же время потенциал образования в ряде стран капитализируется не в полной мере. Несоответствие между достигнутым уровнем полученного образования и уровнем образования, необходимым для работы, является фактором, оказывающим негативное воздействие на производительность труда и уровень экономического развития. В связи с чем, актуальным становится вопрос о взаимосвязи уровня образования и экономического развития.
Цель исследования на основе статистических методов выявить тесноту взаимосвязи уровня образования и производительности труда в группах стран с различным уровнем развития - высокоразвитых странах, со среднем уровнем развития и слаборазвитых странах.
Новизна. Выявлена и обоснована взаимосвязь между уровнем образования и производительностью труда исходя из уровня экономического развития страны.
Методологическую основу исследования составили методы статистического анализа, общенаучные методы познания, включающие анализ, синтез, абстрагирование, методы сравнительного анализа.
При оценке взаимосвязи уровня образования и производительности труда были использованы данные об уровне образования, представленные показателями двумя показателями: доли людей с высшим образованием в общей численности населения и доли людей с образованием ниже среднего в общей численности населения, а также производительности труда, измеряемой показателем ВВП за производимый час.
В работе рассматривалась динамика выделенных показателей по различным группам стран за период с 2010 по 2021 гг., представленные OECD. В выборку вошли страны с различным уровнем экономического развития, по которым доступна полная статистическая информация за выбранный период. Основываясь на типологии стран, представленной В. Вольским [1, С. 24-61], были выделены три группы стран: высокоразвитые страны (США, Великобритания, Франция, Германия, Канада), страны со средним уровнем развития (Испания, Венгрия, Казахстан, Польша, Россия), экономически слаборазвитые страны (развивающиеся страны) (Южная Африка, Мексика, Боливия). В работе было проведено межстрановое сравнение взаимосвязи образования и производительности труда в выделенных группах стран.
Обсуждение. Согласно теории человеческого капитала образование формируя необходимые для работы профессиональные навыки, способствует росту инноваций и повышению производительности труда и ускорению экономического роста. Изучение работ зарубежных и отечественных экономистов позволяет выделить три канала, через которые образование влияет на производительность труда: оно повышает способность рабочего быстрее выполнять существующие задачи; среднее и высшее образование способствует передаче знаний об информации, продуктах и технологиях, созданных другими [2], и, повышает способность страны создавать новые знания, продукты и технологии [3].
Теоретические положения, описывающие взаимосвязь образования, производительности труда и экономического роста проверяются в эмпирических исследованиях отечественных и зарубежных экономистов. В таких работах используются различные подходы к количественной оценке уровня образования: доля государственных расходов на образование [4, pp. 24-25, 5, 6], продолжительность обучения [8, с. 115-116], коэффициенты охвата высшим, средним образованием, начальным образованием [9].
Распространенным методом оценки влияния образования на производительность труда и экономический рост состоит в построении уравнения регрессии [8, c. 116]. Направлениями эмпирических исследований являются;
- оценка влияния государственных расходов (инвестиций) в образование на производительность труда (С. Магабл, М. Алалавне, Аль-Калави) и экономический рост (М. Колосницына, Е. Ермолина, К. Грант) [5, 6, 9]
- анализ влияния начального и среднего образования на производительность труда (Р. Барро, Я. Ли) [2]
- оценка взаимосвязи высшего образования и производительности труда (Л. Маркес-Рамос, Л. Морель, Т. Агасисти) [10, 11]
Представленный в различных работах количественный анализ влияния этих переменных на производительность труда и экономический рост приводит к противоречивым выводам. В одних работах показана тесная связь между образованием и экономическим ростом [2, 10,11]. В других (в работах), напротив, приходят к выводу о слабой связи образования и экономического роста, поскольку страны различаются по множеству параметров [12, с. 87].
Взаимосвязь между образованием и уровнем экономического развития обусловлен действием ряда факторов:
- эффективностью распределения денежных средств, выделяемых на образование (Е. Шапкова-Кацевская) [13]
- соответствием уровня образования и уровня экономического развития страны (Беккер) [14, pp. 92-100];
- качеством сформировавшейся в стране системы образования (Э. Ханушек) [15, с.86-88];
- используемыми показателями уровня образования, например, инвестиции в образовании как вид инвестиций будут обладать мультипликативным эффектом, присущим инвестициям. Количество университетов в регионе может оказывать различное воздействие на производительность труда и темпы экономического роста, исходя из эффективности взаимодействия предприятий и университетов национальной экономики. При использовании в качестве показателя уровня образования продолжительности обучения предполагается, что один год образования приводит к одинаковому эффекту (приросту знаний) вне зависимости от системы образования [8, с. 116].
Обсуждение. Основой устойчивого темпа экономического роста в современных странах является рост производительности труда. Одним из факторов роста производительности труда при капитализме выступает качество рабочей силы, что предъявляет определённые требования к системе образования, её соответствию уровню развития производительных сил. Страны с высоким уровнем дохода, как правило, имеют более высокий уровень образования. Уровень образования индивида является одним из показателей профессиональных навыков, знаний и способности принимать решения.
Одним из способов измерения уровня образования общества является доля людей с высшим образованием в общей численности населения.
Анализ эмпирических данных, представленный в таблице 1, показывает, что в слаборазвитых странах (Колумбия, Южная Африка, Индонезия, Мексика, Чили) доля лиц с высшем образованием в общей численности населения ниже по сравнению с высокоразвитыми странами и странами со средним уровнем развития.
Среди группы стран со средним уровнем развития выделяются постсоветские страны (Россия, Казахстан). В этих странах доля лиц с высшим образованием высокая. Безработица среди лиц с высшим образованием также высокая.
Таблица 1 – Динамика показателей образования в странах с различным уровнем развития за период с 2010 по 2021 гг.
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Доля людей с высшим
образованием, %
| ||||||||||||
Колумбия
|
16,97
|
17,60
|
18,51
|
20,17
|
21,27
|
21,35
|
22,15
|
22,42
|
23,32
|
23,89
|
24,67
|
26,60
|
Южная Африка
|
6,40
|
6,56
|
8,68
|
11,42
|
11,80
|
10,10
|
12,46
|
14,82
|
14,29
|
14,49
|
14,85
|
н/д
|
Индонезия
|
9,66
|
10,28
|
11,46
|
11,93
|
12,45
|
13,73
|
15,07
|
16,13
|
17,34
|
17,47
|
18,11
|
18,66
|
Мексика
|
14,65
|
15,01
|
15,71
|
16,20
|
16,00
|
16,28
|
16,82
|
17,42
|
17,98
|
18,26
|
19,43
|
20,46
|
Чили
|
н/д
|
17,81
|
н/д
|
21,09
|
н/д
|
22,48
|
н/д
|
25,17
|
н/д
|
31,44
|
н/д
|
н/д
|
Казахстан
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
51,7
|
49
|
48,7
|
51,1
|
53,5
|
59,6
|
64,8
|
н/д
|
Россия
|
52,54
|
53,27
|
53,53
|
54,67
|
55,65
|
56,29
|
57,58
|
62,66
|
62,09
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
Польша
|
37,13
|
39,00
|
40,80
|
41,82
|
42,60
|
43,19
|
43,48
|
43,53
|
43,52
|
43,48
|
42,43
|
40,64
|
Венгрия
|
6,02
|
28,11
|
30,43
|
30,88
|
32,11
|
32,13
|
30,40
|
30,16
|
30,58
|
30,59
|
30,69
|
32,91
|
Германия
|
26,13
|
27,67
|
28,96
|
30,00
|
28,42
|
29,59
|
30,53
|
31,31
|
32,28
|
33,26
|
34,88
|
35,88
|
Франция
|
42,87
|
42,99
|
42,91
|
44,06
|
44,73
|
44,69
|
44,04
|
44,34
|
46,94
|
48,05
|
49,45
|
50,26
|
Италия
|
20,72
|
20,98
|
22,25
|
22,74
|
24,16
|
25,15
|
25,58
|
26,82
|
27,86
|
27,93
|
28,63
|
28,7
|
Велико
британия |
46,05
|
46,91
|
47,86
|
48,31
|
49,19
|
49,94
|
51,78
|
51,62
|
50,75
|
51,81
|
55,83
|
57,47
|
США
|
42,31
|
43,13
|
44,04
|
44,78
|
45,66
|
46,52
|
47,52
|
47,76
|
49,37
|
50,38
|
51,86
|
51,17
|
Доля людей с
образованием выше среднего, %
| ||||||||||||
Колумбия
|
57,23
|
55,91
|
54,66
|
52,68
|
51,24
|
50,11
|
47,95
|
46,68
|
45,26
|
43,57
|
41,52
|
39,30
|
Южная Африка
|
5.85
|
36.74
|
31.90
|
26.75
|
27.71
|
30.94
|
27.98
|
28.57
|
29.31
|
29.74
|
31.81
|
н/д
|
Индонезия
|
23,3
|
22,95
|
22,75
|
23,34
|
23,90
|
24,87
|
25,69
|
26,04
|
26,85
|
27,64
|
28,55
|
29,78
|
Мексика
|
17,43
|
18,13
|
18,28
|
18,59
|
19,10
|
19,38
|
19,82
|
20,24
|
21,17
|
21,53
|
22,16
|
22,35
|
Чили
|
н/д
|
39,87
|
н/д
|
40,32
|
н/д
|
42,39
|
н/д
|
42,28
|
н/д
|
н/д
|
40,53
|
н/д
|
Россия
|
42,43
|
42,22
|
42,50
|
42,03
|
41,80
|
41,23
|
40,92
|
38,54
|
38,47
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
Польша
|
66,05
|
65,63
|
65,08
|
64,38
|
63,52
|
63,03
|
62,61
|
62,19
|
61,53
|
60,62
|
60,37
|
59,97
|
Венгрия
|
61,17
|
60,64
|
60,07
|
59,99
|
59,74
|
58,97
|
59,65
|
59,97
|
59,76
|
58,99
|
58,37
|
56,99
|
Германия
|
59,20
|
58,69
|
58,18
|
57,85
|
59,85
|
59,15
|
58,18
|
57,94
|
57,61
|
56,82
|
54,85
|
54,18
|
Франция
|
41,76
|
41,85
|
41,68
|
42,74
|
43,78
|
43,45
|
43,53
|
43,17
|
42,46
|
42,53
|
41,77
|
41,54
|
Италия
|
40,37
|
41,09
|
41,53
|
41,87
|
42,40
|
42,34
|
42,42
|
42,25
|
42,46
|
42,56
|
42,58
|
42,72
|
Велико
британия |
36,88
|
37,42
|
37,11
|
37,26
|
36,95
|
35,42
|
34,98
|
35,42
|
33,51
|
32,87
|
32,26
|
31,56
|
США
|
47,31
|
46,81
|
46,26
|
45,71
|
45,35
|
44,91
|
44,48
|
44,29
|
43,39
|
42,47
|
41,67
|
41,39
|
Доля людей с образованием ниже среднего, %
| ||||||||||||
Колумбия
|
57,23
|
55,91
|
54,66
|
52,68
|
51,24
|
50,11
|
47,95
|
46,68
|
45,26
|
43,57
|
41,52
|
39,30
|
Южная Африка
|
57,29
|
56,11
|
58,53
|
60,62
|
59,53
|
57,02
|
58,21
|
55,94
|
55,30
|
54,46
|
52,35
|
н/д
|
Индонезия
|
69,69
|
68,90
|
68,25
|
67,27
|
66,42
|
64,57
|
62,98
|
62,10
|
60,75
|
59,95
|
57,05
|
57,26
|
Мексика
|
67,91
|
66,86
|
66,01
|
65,21
|
64,91
|
64,34
|
63,37
|
62,34
|
60,85
|
60,21
|
58,40
|
57,19
|
Чили
|
н/д
|
42,22
|
н/д
|
38,59
|
н/д
|
35,13
|
н/д
|
32,55
|
н/д
|
н/д
|
28,03
|
н/д
|
Россия
|
7,2
|
7,22
|
6,98
|
6,71
|
6,63
|
6,34
|
6,02
|
4,76
|
4,8
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
Польша
|
11,49
|
11,09
|
10,40
|
9,87
|
9,48
|
9,22
|
8,68
|
7,89
|
7,55
|
7,37
|
6,76
|
6,79
|
Венгрия
|
18,71
|
18,23
|
17,88
|
17,51
|
16,91
|
16,78
|
16,64
|
15,97
|
15,14
|
15,03
|
14,43
|
13,72
|
Франция
|
29,23
|
28,39
|
27,47
|
25,15
|
22,68
|
22,47
|
21,89
|
21,62
|
20,64
|
19,56
|
18,51
|
17,76
|
Германия
|
69,69
|
68,90
|
68,25
|
67,27
|
66,42
|
64,57
|
62,98
|
62,10
|
60,75
|
59,95
|
58,65
|
57,05
|
Италия
|
44,83
|
43,97
|
42,76
|
41,84
|
40,69
|
40,11
|
39,86
|
39,08
|
38,17
|
37,74
|
37,43
|
37,29
|
Велико
британия |
24,94
|
23,17
|
21,91
|
20,85
|
20,83
|
20,38
|
19,25
|
18,83
|
20,71
|
19,94
|
18,35
|
18,29
|
США
|
11,03
|
10,74
|
10,69
|
10,37
|
10,43
|
10,46
|
9,85
|
9,35
|
9,18
|
9,19
|
8,28
|
8,29
|
В слаборазвитых странах значительная доля рабочей силы - лица с образованием ниже среднего. Это обусловлено недостаточной востребованностью людей с высшим образованием в слаборазвитых странах в связи с менее развитым (по сравнению с высокоразвитыми странами) способом производства.
Развитие производительных сил сопровождается повышением уровня образования. Доля людей с образованием ниже среднего имеет тенденцию к снижению практически во всех странах. В некоторых странах в 2014 году наблюдается рост доли людей с образованием ниже среднего в общей численности населения. Наблюдаемая тенденция обусловлена перемещением в европейские страны низкоквалифицированной рабочей силы из африканских и азиатских стран.
Воздействуя на качество человеческого капитала, образование закладывает основу для последующего социально-экономического развития. Образование является ключевым фактором, способствующим созданию и освоению новых технологий, а также способности национальной экономики адаптироваться к изменениям. В ХХ веке модель школьного образования больше не эффективна для развития навыков, необходимых сотрудникам для того, чтобы эффективно использовать новые технологии на рабочем месте. В странах с низкими доходами система образования препятствует развитию человеческого капитала. Уровень производительности, необходимый для поддержания устойчивых темпов экономического роста, в этих странах будет носить спорадический характер.
Сопоставим уровень производительности труда (представленный показателем ВВП за отработанный час) в рассматриваемых странах (табл. 2). Уровень производительности труда значительно дифференцирован по группам стран. В таблице 2 явно выделяются три группы стран:
- высокоразвитые страны, в которых уровень производительности превышает 50 долларов за отработанный час (Франция, Германия, Канада, Великобритания, США);
- страны со среднем уровнем развития, в которых производительность труда составляет 30-40 долларов в час (постсоциалистические страны)
- слаборазвитые страны, в которых производительность труда не превышает 25 долларов за час (Южная Африка, Мексика, Колумбия)
Не только уровень производительности труда, но и темпы роста производительности труда в слаборазвитых странах значительно отстают от высокоразвитых стран.
Таблица 2. - ВВП за отработанный час в странах с различным уровнем развития за период с 2010 по 2021, долл.
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Колумбия
|
11,11
|
11,50
|
11,63
|
12,05
|
12,37
|
12,49
|
12,72
|
12,86
|
13,05
|
13,46
|
16,08
|
14,35
|
Южная Африка
|
20,23
|
20,30
|
20,52
|
20,51
|
20,53
|
22,55
|
19,94
|
19,86
|
19,8
|
21,27
|
23,77
|
н/д
|
Мексика
|
19,74
|
20,05
|
20,54
|
20,43
|
20,86
|
20,86
|
20,76
|
20,82
|
20,64
|
20,13
|
19,90
|
19,36
|
Россия
|
23,41
|
24,06
|
24,75
|
25,26
|
25,33
|
24,65
|
24,72
|
25,14
|
25,88
|
26,70
|
27,68
|
н/д
|
Польша
|
31,08
|
32,55
|
33,10
|
33,47
|
34,05
|
34,88
|
35,58
|
37,32
|
39,85
|
41,75
|
41,23
|
41,60
|
Венгрия
|
34,16
|
35,06
|
34,62
|
34,89
|
34,48
|
35,03
|
34,24
|
35,29
|
36.72
|
38,25
|
38,41
|
39,89
|
Франция
|
62,48
|
63,11
|
63,32
|
64,17
|
64,79
|
65,32
|
65,50
|
66,88
|
67,16
|
67,42
|
67,62
|
66,43
|
Германия
|
61,12
|
62,71
|
63,09
|
63,39
|
64,05
|
64,38
|
65,25
|
66,41
|
66,55
|
67,02
|
67,80
|
68,19
|
Канада
|
48,36
|
49,2
|
49,20
|
49,91
|
51,34
|
51,23
|
51,58
|
52,39
|
52,47
|
52,70
|
56,85
|
53,91
|
Велико
британия |
56,98
|
57,03
|
56,68
|
56,94
|
57,08
|
58,00
|
57,64
|
58,81
|
58,91
|
59,20
|
60,31
|
59,88
|
США
|
67,84
|
67,86
|
68,12
|
68,41
|
68,67
|
69,05
|
69,26
|
69,88
|
70,66
|
71,52
|
73,96
|
74,84
|
В слаборазвитых странах в структуре рабочей силы преобладают люди с образованием ниже среднего (табл 1). В таких странах не стимулируется и не воспроизводится самостоятельного технического мышления (по Кудрявцеву) [18, с.228], обеспечивающих решение задач, связанных с инновационной деятельностью. Отдача от высшего образования в таких странах предположительно будет низкой.
Для оценки взаимосвязи уровня образования и производительности труда рассчитаем коэффициенты корреляции показателей уровня образования и показателя производительности труда. Рассчитанные коэффициенты корреляции представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Коэффициенты корреляции показателей уровня образования и производительности труда
|
|
| |||
Доля людей с высшим образованием в
численности населения
|
Доля людей с образованием ниже среднего
в численности населения
| ||||
Производительность труда |
ВВП за отработанный час
|
Южная Африка
|
-0,09
|
-0,02
| |
Колумбия
|
0,85
|
-0,89
| |||
Мексика
|
-0,53
|
0,49
| |||
Франция
|
0,84
|
-0,95
| |||
Германия
|
0,9
|
0,07
| |||
Россия
|
0,04
|
-0,81
| |||
Польша
|
0,71
|
-0,92
| |||
Казахстан
|
0,035
|
н/д
| |||
Венгрия
|
-0,92
|
-0,92
| |||
Канада
|
0,99
|
-0,95
| |||
Великобритания
|
0,94
|
-0,79
| |||
США
|
0,97
|
-0,96
|
Низкий уровень образования является ограничительным фактором роста производительности труда и поддержания устойчивых темпов экономического роста. Как показывают данные таблицы 3, во всех странах связь между долей людей с образованием ниже среднего в общей численности населения и показателем производительности труда отрицательная.
Высшее образование играет значимую роль в экономическом развитии в развитых странах. В высокоразвитых странах корреляция между долей людей с высшим образованием и ВВП за отработанный час высокая и близка к единице, что подтверждает тезис о том, что чем больше людей с высшим образованием в этих странах, тем выше темпы роста производительности труда.
В слаборазвитых странах и в странах со средним уровнем развития связь между показателем производительности труда и долей людей с высшим образованием в численности населения различна, но практически во всех случаях коэффициент корреляции в этих странах ниже по сравнению с высокоразвитыми странами. Исключение составляет Колумбия: корреляционная связь доли людей с высшим образованием в общей численности населения и производительности труда сильная. Образовательная политика, проводимая в данной стране, направлена на создание тесного взаимодействия между наукой, образованием и реальным сектором [19, С. 33]. Можно предположить, что слабая связь отдельных стран со среднем уровнем развития является следствием слабым взаимодействием образования, науки и реального сектора.
Заключение
Таким образом, в рассматриваемых странах полученные зависимости между высшем образованием и производительностью труда значительно отличаются. Если в высокоразвитых странах обнаружена высокая корреляционная связь высшего образования и производительности труда, то в менее развитых странах корреляционная связь между рассматриваемыми показателями слабая. Это предположительно обусловлено недостаточной восстребованностью людей с высшим образованием в слаборазвитых странах и в странах со средним уровнем развития (по сравнению с высокоразвитыми странами) в связи с менее развитым способом производства. В связи с чем, по мере накопления статистических данных одним из направлений исследования может стать изучение взаимосвязи между уровнем образования и объемом разработанных и внедренных инноваций.
Взаимосвязь между начальным образованием и производительностью труда во всех группах стран отрицательная. «Недостаточная» образованность населения может быть ограничительным фактором модернизации экономики, осуществления новых комбинаций и роста производительности труда.
Источники:
2. Barro R.. Lee J. A New Data Set of Educational Attainment in the World, 1950–2010 // National Bureau of Economic Research. – 2010. – doi: 10.3386/w15902.
3. Grant C. The Contribution of Education to Economic Growth. Institute of Development Studies. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/5b9b87f340f0b67896977bae/K4D_HDR_The_Contribution_of_Education_to_Economic_Growth_Final.pdf (дата обращения: 10.06.2024).
4. Marquez-Ramos L., Mourelle E. Education and economic growth: an empirical analysis of nonlinearities // Applied Economic Analysis. – 2019. – № 79. – p. 21-45. – doi: 10.1108/AEA-06-2019-0005.
5. Колосницына М.Г., Ермолина Ю.Е. Государственные расходы на образование и экономический рост: межстрановый анализ // Вопросы статистики. – 2021. – № 3. – c. 70-85. – doi: 10.34023/2313-6383-2021-28-3-70-85.
6. Mbonigaba J., Wilfred A. Productivity effects of human capital: an empirical investigation of health and higher education in South Africa // Zbornik radova Ekonomskog fakultet au Rijeci. – 2019. – № 1. – p. 277-301. – doi: 10.18045/zbefri.2019.1.277.
7. Shaukat Ali М. Contributiion of Education Towards Labor Productivity: A Cross-Country Study // Pakistan Economic and Social Review. – 1985. – № 1. – p. 41-54.
8. Ханушек Э., Вессман Л. Роль образования в экономическом росте (часть 2) // Вопросы образования. – 2007. – № 3. – c. 115-185.
9. Gumus S., Kayhan S. The Relationship between Economic Growth and School Enrollment Rates: Time Series Evidence from Turkey // Educational Policy. – 2012. – p. 24-38.
10. Marquez-Ramos L. Education and economic growth: an empirical analysis of nonlinearities // Applied Economic Analysis. – 2019. – № 79. – p. 21-45. – doi: 10.1108/AEA-06-2019-0005.
11. Agasisti T., Bertolett A. Higher education and economic growth: A longitudinal study of European regions 2000–2017 // Socio-Economic Planning Sciences. – 2022. – p. 100940. – doi: 10.1016/j.seps.2020.100940.
12. Kondybayeva S.K., Sagynbayeva A.A., Manarbek G.M., Czerewacz-Filipowiczb K. The role of education in economic growth: an exploratory literature review // Экономика: стратегия и практика. – 2023. – № 3. – c. 25-39. – doi: 10.51176/1997-9967-2023-3-25-39.
13. Shapkova Kocevska K. Public expenditure on education and economic growth: evidence from North Macedonia // Journal of Liberty and International Affairs. – 2023. – № 1. – p. 22-34. – doi: 10.47305/jlia2391022shk.
14. Becker S., Hornung E., Woessmann L. Education and Catch-up in the Industrial Revolution // American Economic Journal: Macroeconomics. – 2011. – № 3. – p. 92-126. – doi: 10.1257/mac.3.3.92.
15. Ханушек Э., Вессман Л. Роль образования в экономическом росте (часть 1) // Вопросы образования. – 2007. – № 2. – c. 86-116.
16. Adult education level (indicator). Oecd. [Электронный ресурс]. URL: https://data.oecd.org/eduatt/adult-education-level.htm (дата обращения: 23.05.2024).
17. GDP per hour worked. Oecd. [Электронный ресурс]. URL: https://data.oecd.org/lprdty/gdp-per-hour-worked.htm#indicator-chart (дата обращения: 23.05.2024).
18. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления: процесс и способы решения технических задач. - М.: Педагогика, 1975.
19. Колумбия: проблемы стремительных реформ // Международное высшее образование. – 2017. – № 89. – c. 32-34.
Страница обновлена: 12.08.2024 в 18:22:44