Образование и производительность труда: межстрановый анализ

Баркова Е.А.1, Киселев Е.А.1
1 Оренбургский государственный университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 7 (Июль 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68533908

Аннотация:
В статье ставилась задача на основе статистических методов выявить тесноту взаимосвязи уровня образования и производительности труда в группах стран с различным уровнем развития - высокоразвитых странах, со среднем уровнем развития и слаборазвитых странах. На основе анализа научных публикаций по данной проблематике были выдвинуты и обоснованы гипотезы относительно различного влияния начального и высшего образования на производительность труда в странах с различным уровнем экономического развития. На основе эмпирического анализа показано, что в рассматриваемых группах стран полученные зависимости между высшем образованием и производительностью труда значительно отличаются. Если в высокоразвитых странах обнаружена высокая корреляционная связь высшего образования и производительности труда, то в менее развитых странах корреляционная связь между рассматриваемыми показателями средняя. Это обусловлено недостаточной востребованностью людей с высшим образованием в слаборазвитых странах и в странах со средним уровнем развития в связи с менее развитым (по сравнению с высокоразвитыми странами) способом производства. Взаимосвязь между начальным образованием и производительностью труда во всех группах стран отрицательная. «Недостаточная» образованность населения может быть ограничительным фактором модернизации экономики, осуществления новых комбинаций и роста производительности труда.

Ключевые слова: человеческий капитал, уровень образования, экономический рост, производительность труда

JEL-классификация: I25, I26, O40



Введение. Четвертая промышленная революция создаёт условия для формирования постиндустриальной экономики. Изменяется роль и значение факторов экономического роста. Особое значение приобретают такие факторы, как технологические инновации, образование, воздействующее на качество человеческого капитала.

В то же время потенциал образования в ряде стран капитализируется не в полной мере. Несоответствие между достигнутым уровнем полученного образования и уровнем образования, необходимым для работы, является фактором, оказывающим негативное воздействие на производительность труда и уровень экономического развития. В связи с чем, актуальным становится вопрос о взаимосвязи уровня образования и экономического развития.

Цель исследования на основе статистических методов выявить тесноту взаимосвязи уровня образования и производительности труда в группах стран с различным уровнем развития - высокоразвитых странах, со среднем уровнем развития и слаборазвитых странах.

Новизна. Выявлена и обоснована взаимосвязь между уровнем образования и производительностью труда исходя из уровня экономического развития страны.

Методологическую основу исследования составили методы статистического анализа, общенаучные методы познания, включающие анализ, синтез, абстрагирование, методы сравнительного анализа.

При оценке взаимосвязи уровня образования и производительности труда были использованы данные об уровне образования, представленные показателями двумя показателями: доли людей с высшим образованием в общей численности населения и доли людей с образованием ниже среднего в общей численности населения, а также производительности труда, измеряемой показателем ВВП за производимый час.

В работе рассматривалась динамика выделенных показателей по различным группам стран за период с 2010 по 2021 гг., представленные OECD. В выборку вошли страны с различным уровнем экономического развития, по которым доступна полная статистическая информация за выбранный период. Основываясь на типологии стран, представленной В. Вольским [1, С. 24-61], были выделены три группы стран: высокоразвитые страны (США, Великобритания, Франция, Германия, Канада), страны со средним уровнем развития (Испания, Венгрия, Казахстан, Польша, Россия), экономически слаборазвитые страны (развивающиеся страны) (Южная Африка, Мексика, Боливия). В работе было проведено межстрановое сравнение взаимосвязи образования и производительности труда в выделенных группах стран.

Обсуждение. Согласно теории человеческого капитала образование формируя необходимые для работы профессиональные навыки, способствует росту инноваций и повышению производительности труда и ускорению экономического роста. Изучение работ зарубежных и отечественных экономистов позволяет выделить три канала, через которые образование влияет на производительность труда: оно повышает способность рабочего быстрее выполнять существующие задачи; среднее и высшее образование способствует передаче знаний об информации, продуктах и технологиях, созданных другими [2], и, повышает способность страны создавать новые знания, продукты и технологии [3].

Теоретические положения, описывающие взаимосвязь образования, производительности труда и экономического роста проверяются в эмпирических исследованиях отечественных и зарубежных экономистов. В таких работах используются различные подходы к количественной оценке уровня образования: доля государственных расходов на образование [4, pp. 24-25, 5, 6], продолжительность обучения [8, с. 115-116], коэффициенты охвата высшим, средним образованием, начальным образованием [9].

Распространенным методом оценки влияния образования на производительность труда и экономический рост состоит в построении уравнения регрессии [8, c. 116]. Направлениями эмпирических исследований являются;

- оценка влияния государственных расходов (инвестиций) в образование на производительность труда (С. Магабл, М. Алалавне, Аль-Калави) и экономический рост (М. Колосницына, Е. Ермолина, К. Грант) [5, 6, 9]

- анализ влияния начального и среднего образования на производительность труда (Р. Барро, Я. Ли) [2]

- оценка взаимосвязи высшего образования и производительности труда (Л. Маркес-Рамос, Л. Морель, Т. Агасисти) [10, 11]

Представленный в различных работах количественный анализ влияния этих переменных на производительность труда и экономический рост приводит к противоречивым выводам. В одних работах показана тесная связь между образованием и экономическим ростом [2, 10,11]. В других (в работах), напротив, приходят к выводу о слабой связи образования и экономического роста, поскольку страны различаются по множеству параметров [12, с. 87].

Взаимосвязь между образованием и уровнем экономического развития обусловлен действием ряда факторов:

- эффективностью распределения денежных средств, выделяемых на образование (Е. Шапкова-Кацевская) [13]

- соответствием уровня образования и уровня экономического развития страны (Беккер) [14, pp. 92-100];

- качеством сформировавшейся в стране системы образования (Э. Ханушек) [15, с.86-88];

- используемыми показателями уровня образования, например, инвестиции в образовании как вид инвестиций будут обладать мультипликативным эффектом, присущим инвестициям. Количество университетов в регионе может оказывать различное воздействие на производительность труда и темпы экономического роста, исходя из эффективности взаимодействия предприятий и университетов национальной экономики. При использовании в качестве показателя уровня образования продолжительности обучения предполагается, что один год образования приводит к одинаковому эффекту (приросту знаний) вне зависимости от системы образования [8, с. 116].

Обсуждение. Основой устойчивого темпа экономического роста в современных странах является рост производительности труда. Одним из факторов роста производительности труда при капитализме выступает качество рабочей силы, что предъявляет определённые требования к системе образования, её соответствию уровню развития производительных сил. Страны с высоким уровнем дохода, как правило, имеют более высокий уровень образования. Уровень образования индивида является одним из показателей профессиональных навыков, знаний и способности принимать решения.

Одним из способов измерения уровня образования общества является доля людей с высшим образованием в общей численности населения.

Анализ эмпирических данных, представленный в таблице 1, показывает, что в слаборазвитых странах (Колумбия, Южная Африка, Индонезия, Мексика, Чили) доля лиц с высшем образованием в общей численности населения ниже по сравнению с высокоразвитыми странами и странами со средним уровнем развития.

Среди группы стран со средним уровнем развития выделяются постсоветские страны (Россия, Казахстан). В этих странах доля лиц с высшим образованием высокая. Безработица среди лиц с высшим образованием также высокая.

Таблица 1 – Динамика показателей образования в странах с различным уровнем развития за период с 2010 по 2021 гг.


2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Доля людей с высшим образованием, %
Колумбия
16,97
17,60
18,51
20,17
21,27
21,35
22,15
22,42
23,32
23,89
24,67
26,60
Южная Африка
6,40
6,56
8,68
11,42
11,80
10,10
12,46
14,82
14,29
14,49
14,85
н/д
Индонезия
9,66
10,28
11,46
11,93
12,45
13,73
15,07
16,13
17,34
17,47
18,11
18,66
Мексика
14,65
15,01
15,71
16,20
16,00
16,28
16,82
17,42
17,98
18,26
19,43
20,46
Чили
н/д
17,81
н/д
21,09
н/д
22,48
н/д
25,17
н/д
31,44
н/д
н/д
Казахстан
н/д
н/д
н/д
н/д
51,7
49
48,7
51,1
53,5
59,6
64,8
н/д
Россия
52,54
53,27
53,53
54,67
55,65
56,29
57,58
62,66
62,09
н/д
н/д
н/д
Польша
37,13
39,00
40,80
41,82
42,60
43,19
43,48
43,53
43,52
43,48
42,43
40,64
Венгрия
6,02
28,11
30,43
30,88
32,11
32,13
30,40
30,16
30,58
30,59
30,69
32,91
Германия
26,13
27,67
28,96
30,00
28,42
29,59
30,53
31,31
32,28
33,26
34,88
35,88
Франция
42,87
42,99
42,91
44,06
44,73
44,69
44,04
44,34
46,94
48,05
49,45
50,26
Италия
20,72
20,98
22,25
22,74
24,16
25,15
25,58
26,82
27,86
27,93
28,63
28,7
Велико
британия
46,05
46,91
47,86
48,31
49,19
49,94
51,78
51,62
50,75
51,81
55,83
57,47
США
42,31
43,13
44,04
44,78
45,66
46,52
47,52
47,76
49,37
50,38
51,86
51,17
Доля людей с образованием выше среднего, %
Колумбия
57,23
55,91
54,66
52,68
51,24
50,11
47,95
46,68
45,26
43,57
41,52
39,30
Южная Африка
5.85
36.74
31.90
26.75
27.71
30.94
27.98
28.57
29.31
29.74
31.81
н/д
Индонезия
23,3
22,95
22,75
23,34
23,90
24,87
25,69
26,04
26,85
27,64
28,55
29,78
Мексика
17,43
18,13
18,28
18,59
19,10
19,38
19,82
20,24
21,17
21,53
22,16
22,35
Чили
н/д
39,87
н/д
40,32
н/д
42,39
н/д
42,28
н/д
н/д
40,53
н/д
Россия
42,43
42,22
42,50
42,03
41,80
41,23
40,92
38,54
38,47
н/д
н/д
н/д
Польша
66,05
65,63
65,08
64,38
63,52
63,03
62,61
62,19
61,53
60,62
60,37
59,97
Венгрия
61,17
60,64
60,07
59,99
59,74
58,97
59,65
59,97
59,76
58,99
58,37
56,99
Германия
59,20
58,69
58,18
57,85
59,85
59,15
58,18
57,94
57,61
56,82
54,85
54,18
Франция
41,76
41,85
41,68
42,74
43,78
43,45
43,53
43,17
42,46
42,53
41,77
41,54
Италия
40,37
41,09
41,53
41,87
42,40
42,34
42,42
42,25
42,46
42,56
42,58
42,72
Велико
британия
36,88
37,42
37,11
37,26
36,95
35,42
34,98
35,42
33,51
32,87
32,26
31,56
США
47,31
46,81
46,26
45,71
45,35
44,91
44,48
44,29
43,39
42,47
41,67
41,39
Доля людей с образованием ниже среднего, %
Колумбия
57,23
55,91
54,66
52,68
51,24
50,11
47,95
46,68
45,26
43,57
41,52
39,30
Южная Африка
57,29
56,11
58,53
60,62
59,53
57,02
58,21
55,94
55,30
54,46
52,35
н/д
Индонезия
69,69
68,90
68,25
67,27
66,42
64,57
62,98
62,10
60,75
59,95
57,05
57,26
Мексика
67,91
66,86
66,01
65,21
64,91
64,34
63,37
62,34
60,85
60,21
58,40
57,19
Чили
н/д
42,22
н/д
38,59
н/д
35,13
н/д
32,55
н/д
н/д
28,03
н/д
Россия
7,2
7,22
6,98
6,71
6,63
6,34
6,02
4,76
4,8
н/д
н/д
н/д
Польша
11,49
11,09
10,40
9,87
9,48
9,22
8,68
7,89
7,55
7,37
6,76
6,79
Венгрия
18,71
18,23
17,88
17,51
16,91
16,78
16,64
15,97
15,14
15,03
14,43
13,72
Франция
29,23
28,39
27,47
25,15
22,68
22,47
21,89
21,62
20,64
19,56
18,51
17,76
Германия
69,69
68,90
68,25
67,27
66,42
64,57
62,98
62,10
60,75
59,95
58,65
57,05
Италия
44,83
43,97
42,76
41,84
40,69
40,11
39,86
39,08
38,17
37,74
37,43
37,29
Велико
британия
24,94
23,17
21,91
20,85
20,83
20,38
19,25
18,83
20,71
19,94
18,35
18,29
США
11,03
10,74
10,69
10,37
10,43
10,46
9,85
9,35
9,18
9,19
8,28
8,29
Составлено авторами по данным OECD [16]

В слаборазвитых странах значительная доля рабочей силы - лица с образованием ниже среднего. Это обусловлено недостаточной востребованностью людей с высшим образованием в слаборазвитых странах в связи с менее развитым (по сравнению с высокоразвитыми странами) способом производства.

Развитие производительных сил сопровождается повышением уровня образования. Доля людей с образованием ниже среднего имеет тенденцию к снижению практически во всех странах. В некоторых странах в 2014 году наблюдается рост доли людей с образованием ниже среднего в общей численности населения. Наблюдаемая тенденция обусловлена перемещением в европейские страны низкоквалифицированной рабочей силы из африканских и азиатских стран.

Воздействуя на качество человеческого капитала, образование закладывает основу для последующего социально-экономического развития. Образование является ключевым фактором, способствующим созданию и освоению новых технологий, а также способности национальной экономики адаптироваться к изменениям. В ХХ веке модель школьного образования больше не эффективна для развития навыков, необходимых сотрудникам для того, чтобы эффективно использовать новые технологии на рабочем месте. В странах с низкими доходами система образования препятствует развитию человеческого капитала. Уровень производительности, необходимый для поддержания устойчивых темпов экономического роста, в этих странах будет носить спорадический характер.

Сопоставим уровень производительности труда (представленный показателем ВВП за отработанный час) в рассматриваемых странах (табл. 2). Уровень производительности труда значительно дифференцирован по группам стран. В таблице 2 явно выделяются три группы стран:

- высокоразвитые страны, в которых уровень производительности превышает 50 долларов за отработанный час (Франция, Германия, Канада, Великобритания, США);

- страны со среднем уровнем развития, в которых производительность труда составляет 30-40 долларов в час (постсоциалистические страны)

- слаборазвитые страны, в которых производительность труда не превышает 25 долларов за час (Южная Африка, Мексика, Колумбия)

Не только уровень производительности труда, но и темпы роста производительности труда в слаборазвитых странах значительно отстают от высокоразвитых стран.

Таблица 2. - ВВП за отработанный час в странах с различным уровнем развития за период с 2010 по 2021, долл.


2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Колумбия
11,11
11,50
11,63
12,05
12,37
12,49
12,72
12,86
13,05
13,46
16,08
14,35
Южная Африка
20,23
20,30
20,52
20,51
20,53
22,55
19,94
19,86
19,8
21,27
23,77
н/д
Мексика
19,74
20,05
20,54
20,43
20,86
20,86
20,76
20,82
20,64
20,13
19,90
19,36
Россия
23,41
24,06
24,75
25,26
25,33
24,65
24,72
25,14
25,88
26,70
27,68
н/д
Польша
31,08
32,55
33,10
33,47
34,05
34,88
35,58
37,32
39,85
41,75
41,23
41,60
Венгрия
34,16
35,06
34,62
34,89
34,48
35,03
34,24
35,29
36.72
38,25
38,41
39,89
Франция
62,48
63,11
63,32
64,17
64,79
65,32
65,50
66,88
67,16
67,42
67,62
66,43
Германия
61,12
62,71
63,09
63,39
64,05
64,38
65,25
66,41
66,55
67,02
67,80
68,19
Канада
48,36
49,2
49,20
49,91
51,34
51,23
51,58
52,39
52,47
52,70
56,85
53,91
Велико
британия
56,98
57,03
56,68
56,94
57,08
58,00
57,64
58,81
58,91
59,20
60,31
59,88
США
67,84
67,86
68,12
68,41
68,67
69,05
69,26
69,88
70,66
71,52
73,96
74,84
Составлено авторами по данным OECD [17]

В слаборазвитых странах в структуре рабочей силы преобладают люди с образованием ниже среднего (табл 1). В таких странах не стимулируется и не воспроизводится самостоятельного технического мышления (по Кудрявцеву) [18, с.228], обеспечивающих решение задач, связанных с инновационной деятельностью. Отдача от высшего образования в таких странах предположительно будет низкой.

Для оценки взаимосвязи уровня образования и производительности труда рассчитаем коэффициенты корреляции показателей уровня образования и показателя производительности труда. Рассчитанные коэффициенты корреляции представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Коэффициенты корреляции показателей уровня образования и производительности труда




Доля людей с высшим образованием в численности населения
Доля людей с образованием ниже среднего в численности населения

Производительность труда
ВВП за отработанный час
Южная Африка
-0,09
-0,02
Колумбия
0,85
-0,89
Мексика
-0,53
0,49
Франция
0,84
-0,95
Германия
0,9
0,07
Россия
0,04
-0,81
Польша
0,71
-0,92
Казахстан
0,035
н/д
Венгрия
-0,92
-0,92
Канада
0,99
-0,95
Великобритания
0,94
-0,79
США
0,97
-0,96
Рассчитано авторами

Низкий уровень образования является ограничительным фактором роста производительности труда и поддержания устойчивых темпов экономического роста. Как показывают данные таблицы 3, во всех странах связь между долей людей с образованием ниже среднего в общей численности населения и показателем производительности труда отрицательная.

Высшее образование играет значимую роль в экономическом развитии в развитых странах. В высокоразвитых странах корреляция между долей людей с высшим образованием и ВВП за отработанный час высокая и близка к единице, что подтверждает тезис о том, что чем больше людей с высшим образованием в этих странах, тем выше темпы роста производительности труда.

В слаборазвитых странах и в странах со средним уровнем развития связь между показателем производительности труда и долей людей с высшим образованием в численности населения различна, но практически во всех случаях коэффициент корреляции в этих странах ниже по сравнению с высокоразвитыми странами. Исключение составляет Колумбия: корреляционная связь доли людей с высшим образованием в общей численности населения и производительности труда сильная. Образовательная политика, проводимая в данной стране, направлена на создание тесного взаимодействия между наукой, образованием и реальным сектором [19, С. 33]. Можно предположить, что слабая связь отдельных стран со среднем уровнем развития является следствием слабым взаимодействием образования, науки и реального сектора.

Заключение

Таким образом, в рассматриваемых странах полученные зависимости между высшем образованием и производительностью труда значительно отличаются. Если в высокоразвитых странах обнаружена высокая корреляционная связь высшего образования и производительности труда, то в менее развитых странах корреляционная связь между рассматриваемыми показателями слабая. Это предположительно обусловлено недостаточной восстребованностью людей с высшим образованием в слаборазвитых странах и в странах со средним уровнем развития (по сравнению с высокоразвитыми странами) в связи с менее развитым способом производства. В связи с чем, по мере накопления статистических данных одним из направлений исследования может стать изучение взаимосвязи между уровнем образования и объемом разработанных и внедренных инноваций.

Взаимосвязь между начальным образованием и производительностью труда во всех группах стран отрицательная. «Недостаточная» образованность населения может быть ограничительным фактором модернизации экономики, осуществления новых комбинаций и роста производительности труда.


Источники:

1. Наумов А.С., Дохов Р.А. и др. Типология зарубежных стран. / Учебно-методическое пособие. - М.: Типография «Пеликан», 2019. – 336 c.
2. Barro R.. Lee J. A New Data Set of Educational Attainment in the World, 1950–2010 // National Bureau of Economic Research. – 2010. – doi: 10.3386/w15902.
3. Grant C. The Contribution of Education to Economic Growth. Institute of Development Studies. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/5b9b87f340f0b67896977bae/K4D_HDR_The_Contribution_of_Education_to_Economic_Growth_Final.pdf (дата обращения: 10.06.2024).
4. Marquez-Ramos L., Mourelle E. Education and economic growth: an empirical analysis of nonlinearities // Applied Economic Analysis. – 2019. – № 79. – p. 21-45. – doi: 10.1108/AEA-06-2019-0005.
5. Колосницына М.Г., Ермолина Ю.Е. Государственные расходы на образование и экономический рост: межстрановый анализ // Вопросы статистики. – 2021. – № 3. – c. 70-85. – doi: 10.34023/2313-6383-2021-28-3-70-85.
6. Mbonigaba J., Wilfred A. Productivity effects of human capital: an empirical investigation of health and higher education in South Africa // Zbornik radova Ekonomskog fakultet au Rijeci. – 2019. – № 1. – p. 277-301. – doi: 10.18045/zbefri.2019.1.277.
7. Shaukat Ali М. Contributiion of Education Towards Labor Productivity: A Cross-Country Study // Pakistan Economic and Social Review. – 1985. – № 1. – p. 41-54.
8. Ханушек Э., Вессман Л. Роль образования в экономическом росте (часть 2) // Вопросы образования. – 2007. – № 3. – c. 115-185.
9. Gumus S., Kayhan S. The Relationship between Economic Growth and School Enrollment Rates: Time Series Evidence from Turkey // Educational Policy. – 2012. – p. 24-38.
10. Marquez-Ramos L. Education and economic growth: an empirical analysis of nonlinearities // Applied Economic Analysis. – 2019. – № 79. – p. 21-45. – doi: 10.1108/AEA-06-2019-0005.
11. Agasisti T., Bertolett A. Higher education and economic growth: A longitudinal study of European regions 2000–2017 // Socio-Economic Planning Sciences. – 2022. – p. 100940. – doi: 10.1016/j.seps.2020.100940.
12. Kondybayeva S.K., Sagynbayeva A.A., Manarbek G.M., Czerewacz-Filipowiczb K. The role of education in economic growth: an exploratory literature review // Экономика: стратегия и практика. – 2023. – № 3. – c. 25-39. – doi: 10.51176/1997-9967-2023-3-25-39.
13. Shapkova Kocevska K. Public expenditure on education and economic growth: evidence from North Macedonia // Journal of Liberty and International Affairs. – 2023. – № 1. – p. 22-34. – doi: 10.47305/jlia2391022shk.
14. Becker S., Hornung E., Woessmann L. Education and Catch-up in the Industrial Revolution // American Economic Journal: Macroeconomics. – 2011. – № 3. – p. 92-126. – doi: 10.1257/mac.3.3.92.
15. Ханушек Э., Вессман Л. Роль образования в экономическом росте (часть 1) // Вопросы образования. – 2007. – № 2. – c. 86-116.
16. Adult education level (indicator). Oecd. [Электронный ресурс]. URL: https://data.oecd.org/eduatt/adult-education-level.htm (дата обращения: 23.05.2024).
17. GDP per hour worked. Oecd. [Электронный ресурс]. URL: https://data.oecd.org/lprdty/gdp-per-hour-worked.htm#indicator-chart (дата обращения: 23.05.2024).
18. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления: процесс и способы решения технических задач. - М.: Педагогика, 1975.
19. Колумбия: проблемы стремительных реформ // Международное высшее образование. – 2017. – № 89. – c. 32-34.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:38