Демографический потенциал национальной модели экономического роста

Суханова Т.В.1, Щербаков Е.М.2, Присэкарь И.Р.3
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм»
3 Пензенский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 2 (Февраль 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80433106

Аннотация:
Обоснованы процессы трансформации мирового хозяйства, определяющие внешние условия обеспечения экономического роста как приоритетной цели стабилизационной политики государства. Рассмотрены компоненты демографического потенциала национальной модели экономического роста с позиции динамики количественных значений показателей воспроизводства и естественного движения населения Российской Федерации. Выявлены основные демографические тенденции, характеризующие рождаемость и смертность, естественный прирост и естественную убыль населения в масштабах национальной экономики и территориально-федеральном разрезе. Проанализированы показатели функционирования социального института семьи, участвующего в формировании и развитии трудового потенциала национальной экономики. Исследована структура, определены объемы и направления основных миграционных потоков, отражающих территориальную и межстрановую мобильность граждан, компенсирующую естественную убыль населения РФ. Раскрыта целесообразность активизации определенных направлений социальной политики государства с учетом сложившихся демографических тенденций, определяющих потенциал роста национальной экономики в долгосрочной перспективе. Содержание статьи ориентировано на исследователей национальной модели экономического роста, реализуемой под влиянием внешних угроз

Ключевые слова: демографический потенциал, экономический рост, устойчивое развитие, миграция

JEL-классификация: E24, J24, O15



Введение

Экономический рост, выступающий приоритетной целью государственной политики долгосрочного устойчивого развития, обеспечивается в сложных условиях неблагоприятного воздействия факторов внешней среды [1]. Современная мировая экономическая система, характеризуемая комплексом динамических трансформаций, вызывает геополитические риски, формирует внешние вызовы и обуславливает глобальные угрозы национальной безопасности.

Трансформационные процессы мирового хозяйства, выражаемые масштабным изменением климата, переходом на «зеленые» технологии выпуска и переработки отходов производства и потребления, цифровизацией и урбанизацией, старением, бедностью и имущественной дифференциацией населения, инфляцией и активизацией роли национальных денежных знаков, санкционным давлением и политический напряженностью выступают ограничениями в реализации национальной модели экономического роста. Открытый характер функционирования российской экономики в мировом пространстве актуализирует целесообразность изучения потенциала экономического роста с позиции использования внутренних (трудовых) ресурсов с учетом сложившихся миграционных и демографических тенденций.

Цель настоящего исследования заключается в обосновании факторов формирования демографического потенциала, востребованного при реализации в долгосрочной перспективе национальной модели экономического роста. В качестве результата выполненного исследования, характеризующимся признаком научной новизны, выступает обоснование структурных компонентов демографического потенциала национальной модели экономического роста, являющегося внутренним, стратегическим ресурсом устойчивого развития в условиях протекающей трансформации мирового пространства.

В основу проведения кабинетного исследования положена рабочая гипотеза о том, что демографический потенциал определяет возможности достижения устойчивых темпов экономического роста в условиях глобальной трансформации мирового хозяйства.

Основная часть

Трансформационные процессы, происходящие на уровне современного мирового хозяйства, существенно осложняют внешние условия достижения экономического роста страны, актуализируя дальнейший поиск и научное обоснование факторов, способных обеспечить устойчивые темпы увеличения производства валового внутреннего продукта (ВВП) и качественные характеристики уровня жизни граждан [5].

По оценочным официальным статистическим данным индекс физического объема ВВП РФ во 2 квартале 2024 г. по сравнению со 2 кварталом 2023 г. составил 104, 1 %, а индекс промышленного производства – 104, 8%. При этом ВВП в текущих ценах оценивается во 2 квартале 2024 г. в размере 46 269,3 млрд. руб. Отмеченные промежуточные значения экономического роста достигнуты при благоприятной сложившейся конъюнктуре национального рынка труда, характеризуемой в сентябре 2024 г. уровнем безработицы 2,4 % и средней номинальной величиной оплаты труда по найму в размере 84 324 руб. [11].

В течение девяти месяцев 2024 г. инвестиции, выступающие катализатором дальнейшего экономического роста, возросли на 8,6 % и составили 23 984,7 млрд. руб. При этом оборот розничной торговли и объема платных услуг населению увеличились на 7,5 % и 3,4 % и составили соответственно 4 824,6 млрд. руб. и 1 481,0 млрд. руб. Увеличение потребительского спроса домашних хозяйств обусловлено ростом номинальной и реальной заработной платы на 18,0 % и 9,0 %, а также повышением реальных денежных доходов с учетом регистрируемого темпа инфляции на 8,6 % [11].

Вместе с тем основой формирования количественных и развития качественных характеристик демографического потенциала национальной модели экономического роста выступает численность населения, постоянно проживающего на территории субъектов РФ, которая на 1 октября 2024 г. была 145,8 млн. человек (01.01.2024 г. – 146150,8 тыс. человек) [11]. С января по октябрь 2024 г. население России сократилось на 316, 3 тыс. человек, что составляет 0,2 %. В том же периоде 2023 г. население уменьшилось на 192,4 тыс. человек (на 0,1 %). При этом за счет миграционного фактора отмеченная естественная убыль населения компенсирована на 28,5 % [11].

Демографический потенциал национальной модели экономического роста может быть охарактеризован динамикой количественных значений показателей воспроизводства и естественного движения населения [3]. Сравнительный анализ количественных значений основных демографических показателей, представленных в таблице 1, показывает, что в целом по РФ сократилось число родившихся на 33 тыс. человек, а число умерших, напротив, выросло на 56, 8 тыс. человек. В качестве негативного демографического явления отмечается нарастание естественного сокращения (убыли) населения на 89,8 тыс. человек. Если в январе – сентябре 2023 г. естественная убыль составила 352,3 тыс. человек, то в том же периоде 2024 г. этот показатель увеличился до 442,1 тыс. человек. При этом количество умерших было больше количества родившихся в 1,5 раза (1,4 раза – в 2023 г.), а в 57 регионах России разница составила 1,5 – 2,6 раза. Вместе с тем, естественный прирост населения отмечен в 13 регионах, а в 2023 г. – в 15 регионах РФ [11].

Таблица 1

Демографические компоненты

национальной модели экономического роста

в январе – сентябре, человек [11]


Родившиеся
Умершие
Естественный прирост (+), убыль (-) в 2024 г.
2024 г.
2023 г.
2024 г.
2023 г.
Российская Федерация, тыс. человек
920,2
953,2
1 362,3
1 305,3
-442,1
Центральный федеральный округ
235 529
241 551
368 886
356 058
-133 357
Северо-Западный федеральный округ
78 839
81 812
130 090
125 297
-51 251
Южный федеральный округ
100 352
102 815
160 590
155 302
-60 238
Северо-Кавказский федеральный округ
94 588
92 869
54 478
53 083
+40 110
Приволжский федеральный округ
164 678
175 044
291 298
276 122
-126 620
Уральский федеральный округ
86 083
89 164
111 037
105 091
-24 954
Сибирский федеральный округ
105 071
111 951
169 502
160 647
-64 431
Дальневосточный федеральный округ
55 029
58 016
76 461
73 913
-21 432
Сокращение числа родившихся, увеличение числа умерших и нарастание темпов естественной убыли населения актуально для Центрального федерального округа, Северо-Западного федерального округа, Южного федерального округа, Приволжского федерального округа, Уральского федерального округа, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Максимального объема естественное сокращение численности населения зарегистрировано в Центральном федеральном округе (- 133 357 человек). Однако, в единственном в Северо-Кавказском федеральном округе отмечено увеличение числа родившихся и рост темпов естественного прироста населения.

Демографический потенциал отражают коэффициент рождаемости и коэффициент смертности, приходящиеся на 1 000 человек населения страны. За девять месяцев 2024 г. коэффициент рождаемости в РФ сократился с 8,7 до 8,4, а коэффициент смертности, напротив, возрос с 11,9 до 12,5 по отношению к январю-сентябрю 2023 г. Наименьший коэффициент рождаемости, достигший критического значения 7,6, был зарегистрирован в Северо-Западном федеральном округе [11]. Негативные демографические тенденции, отражающие усиление разрыва между рождаемостью и смертностью, отмечаются практически во всех федеральных округах, кроме Северо-Кавказского федерального округа.

Таблица 2

Коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста на 1 000 человек населения в январе – сентябре, человек [11]


Родившихся
Умерших
Естественный прирост (+), убыль (-) в 2024 г.
2024 г.
2023 г.
2024 г.
2023 г.
Российская Федерация
8,4
8,7
12,5
11,9
-4,1
Центральный федеральный округ
7,8
8,0
12,3
11,8
-4,5
Северо-Западный федеральный округ
7,6
7,9
12,6
12,1
-5,0
Южный федеральный округ
8,1
8,3
12,9
12,5
-4,8
Северо-Кавказский федеральный округ
12,3
12,1
7,1
6,9
+5,2
Приволжский федеральный округ
7,7
8,3
13,7
12,9
-6,0
Уральский федеральный округ
9,4
9,7
12,1
11,5
-2,7
Сибирский федеральный округ
8,5
9,0
13,7
12,9
-5,2
Дальневосточный федеральный округ
9,4
9,8
13,0
12,5
-3,6

Устойчивость функционирования семьи как ведущего института современной рыночной экономики позволяет сформировать необходимую материальную базу для рождения и воспитания детей на основе традиционных культурных ценностей российского общества [6]. В связи с выполнением семьей социально-экономических функций показатели числа браков и разводов могут рассматриваться как характеристики демографического потенциала национальной модели экономического роста [7].

В Российской Федерации в рассматриваемом периоде с января по сентябрь 2024 г. по сравнению с январем – сентябрем 2023 г. сократилось количество официально зарегистрированных семей (-34 510) и количество разводов (-32 092) [11]. Данная особенность текущей демографической ситуации характерна для всех федеральных образований, что отражает снижение привлекательности семейных отношений у молодежных групп населения и укреплении семейных «уз» у зарегистрированных ранее браков.

Таблица 3

Показатели функционирования семьи как социально-демографического института современного общества, тысяч [11]


Количество браков
Количество разводов
2024 г.
2023 г.
2024 г.
2023 г.
Российская Федерация
689 761
724 271
475 039
507 131
Центральный федеральный округ
289 917
203 757
120 594
125 463
Северо-Западный федеральный округ
75 252
78 358
47 111
48 660
Южный федеральный округ
80 895
84 750
55 943
59 104
Северо-Кавказский федеральный округ
25 557
26 181
32 208
41 206
Приволжский федеральный округ
126 830
133 889
83 323
89 290
Уральский федеральный округ
62 910
65 863
44 941
47 152
Сибирский федеральный округ
86 515
88 159
58 742
62 636
Дальневосточный федеральный округ
41 885
43 314
32 177
33 620
Миграция выступает важнейшим фактором, определяющим демографический потенциал экономического роста [8]. В течение января – сентября 2024 г. за счет увеличения потока прибывших в РФ отмечен прирост населения на 125 828 человек благодаря миграционному фактору. В территориальных границах РФ миграционный прирост населения составил в январе-сентябре 2024 г. + 42 284 человека. Однако, отмечается снижение данного показателя, который в январе-сентябре 2023 г. был + 71 213 человек [11].

Произошло также сокращение и ряда показателей международной (межстрановой) миграции. Например, совокупный миграционный прирост уменьшился с + 88 671 человек в 2023 г. до + 83 544 человек в 2024 г., в том числе миграционный прирост в результате взаимодействия со странами СНГ снизился на с + 83 547 человек до + 76 935 человек. Однако, миграционный прирост населения из стран дальнего зарубежья, напротив, вырос с + 5 124 человек, до + 6 609 человек [11].

В межстрановом разрезе государств – членов СНГ наибольший миграционный прирост в январе – сентябре 2024 г. зафиксирован с Узбекистаном (+ 18 044 человек), а миграционное снижение (- 395 человек) отмечено с Азербайджаном. В разрезе стран дальнего зарубежья максимальный миграционный прирост отмечен с Индией (+ 2 127 человек), а миграционный отток зафиксирован в Израиль (- 87 человек), Канаду (-39 человек), Грецию (-1 человек), США (- 125 человек) и Финляндию (- 257 человек) [11].

Миграционный прирост, отражающий привлекательность для проживания, зарегистрирован в таких территориальных образованиях, как Центральный федеральный округ (+ 71 473 человек), Северо-Западный федеральный округ (+ 26 201 человек), Южный федеральный округ (+ 32 406 человек), Приволжский федеральный округ (+ 853 человек), Уральский федеральный округ (+ 10 880 человек). Вместе с тем, отдельные территории отличаются миграционной убылью, в их числе Северо-Кавказский федеральный округ (- 3 292 человека), Сибирский федеральный округ (- 12 185 человек) и Дальневосточный федеральный округ (- 508 человек) [11].

Общее число прибывших на территорию РФ уменьшилось на 57,9 тыс. человек (на 14%), а за счет иммигрировавших из стран СНГ на 59,1 тыс. человек (на 16,1 %). Увеличение объема миграционного обмена по сравнению с 2023 г. происходило с Узбекистаном (в 9,3 раза), Киргизией (в 1,7 раза) и Туркменией (в 2,6 раза) [11].

Миграционные потоки отражают привлекательность территории для проживания с позиции безопасности жизнедеятельности, развития рыночной инфраструктуры, возможности трудоустройства и карьерного роста, формирования денежных доходов [9]. Миграционный прирост за счет привлекательности территории увеличивает демографический потенциал федерального округа, а миграционный отток, напротив, способствует его снижению [10].

В структуре миграционного потока выделяются категории беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, получивших убежище. По данным МВД с сентября по октябрь 2024 г. по сравнению с сентябрем – октябрем 2023 г. в РФ снизилось число беженцев (-22 человека), вынужденных переселенцев (-22 человека) и лиц, получивших временное убежище (-14 168 человек) [11].

Практически во всех федеральных округах, за исключением Южного и Дальневосточного, размещены беженцы, вынужденные переселенцы и лица, получившие убежище. По оперативным данным МВД России наибольшая доля беженцев приходится из Афганистана (61,8 %), вынужденных переселенцев из Украины (31,0 %), а лиц, получивших временное убежище из Украины (75,3 %) [11].

Таким образом, кабинетное исследование, проведенное на основе сравнительного анализа оперативных статистических данных, позволяет выделить группу факторов, влияющих на процесс формирования демографического потенциала, востребованного при реализации национальной модели устойчивого экономического роста [4]:

1. Численность постоянно проживающего населения.

2. Воспроизводство населения страны.

3. Естественное движение населения.

4. Межстрановая миграция.

Влияние данных факторов дифференцировано в масштабах национальной и региональной социально-экономических систем. В ходе исследования выявлено, что в национальной экономике и ее территориально-региональном разрезе сложились негативные демографические тенденции, снижающие потенциал экономического роста в долгосрочной перспективе, выражаемые в процессах:

· Сокращения численности населения страны.

· Падения рождаемости и увеличения смертности.

· Неполном воспроизводстве трудовых ресурсов.

· Снижения привлекательности семейных отношений у молодежной категории населения.

· Уменьшения миграционного обмена, участвующего в минимизации естественного сокращения численности населения.

Проанализированные демографические процессы характеризуют проблему неполного воспроизводства трудовых ресурсов, снижающего потенциал экономического роста [2].

Выводы

Национальная модель экономического роста, базирующаяся на вовлечении демографического потенциала в процесс создания валового внутреннего продукта, определяет целесообразность активизации мер государственной социальной поддержки семьи, материнства и детства, охрану и восстановление здоровья, профилактику травматизма, популяризацию спорта и здорового образа жизни с целью преодоления ряда негативных тенденций:

· Сокращения численности населения.

· Падения рождаемости и роста смертности.

· Снижения продолжительности жизни.

· Сокращения миграционного обмена.

Активизация социально-демографической политики, ориентированной на использование традиционных духовных, нравственных и культурных ценностей позволит укрепить «устои» семьи как института российского общества, обеспечивающего формирование и развитие трудового потенциала национальной экономической системы. К числу приоритетных мер государственной политики относятся: развитие системы здравоохранения по обеспечению доступности и качества предоставления медицинских услуг; совершенствование механизма ипотечного кредитования для молодых семей; оказание всесторонней поддержки семьям с детьми; культурно-нравственное воспитание молодого поколения в рамках обучающих программ среднего, профессионального и высшего образования.


Источники:

1. Суханова Т.В. Экономический рост и охрана окружающей среды – приоритетные цели устойчивого развития общества // Экономические отношения. – 2019. – № 1. – c. 373-382. – doi: 10.18334/eo.9.1.39932.
2. Суханова Т.В. Экономический рост и его роль в достижении целей устойчивого развития современного общества // Приднепровский научный вестник. – 2019. – № 1. – c. 013-020.
3. Суханова Т.В. Демографические аспекты экономического роста России // Креативная экономика. – 2020. – № 5. – c. 745-762. – doi: 10.18334/ce.14.5.110141.
4. Суханова Т.В., Евченко А.А. Социально-экономические индикаторы достижения национальных целей устойчивого развития // Образование и наука в современном мире. Инновации. – 2020. – № 3. – c. 95-102.
5. Суханова Т.В. Макроэкономические показатели национального развития в условиях глобальных вызовов и ограничений // Уральский научный вестник. – 2021. – № 2. – c. 7-12.
6. Суханова Т.В. Демографические тенденции – индикатор достижения национальных целей развития в новой экономической реальности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2021. – № 2. – c. 147-157.
7. Суханова Т.В., Соколова Е.А. Демографический вызов новой экономической реальности как отражение глобальных проблем современности // Креативная экономика. – 2022. – № 7. – c. 2891–2904.
8. Суханова Т.В. Миграционные формы взаимодействия национальных рынков труда в условиях трансформации мировой экономики // Экономика труда. – 2023. – № 7. – c. 967-978. – doi: 10.18334/et.10.7.118268.
9. Суханова Т.В. Индикаторы функционирования национального рынка труда в условиях трансформации мировой экономической системы // Экономика труда. – 2024. – № 4. – c. 431-440. – doi: 10.18334/et.11.4.120860.
10. Суханова Т.В., Зверева А.В., Колодкин А.А. Трансформация национальной модели рынка труда в условиях глобальных вызовов мирового экономического пространства // Экономика труда. – 2024. – № 11. – c. 1723-1734. – doi: 10.18334/et.11.11.121893.
11. Социально-экономическое положение России. Январь-ноябрь 2024 года. Выпуск 11. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-11-2024.pdf (дата обращения: 06.01.2025).

Страница обновлена: 13.03.2025 в 15:51:23