Демографический потенциал национальной модели экономического роста
Суханова Т.В.1, Щербаков Е.М.2, Присэкарь И.Р.3
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм»
3 Пензенский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Скачать PDF | Загрузок: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 2 (Февраль 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80433106
Аннотация:
Обоснованы процессы трансформации мирового хозяйства, определяющие внешние условия обеспечения экономического роста как приоритетной цели стабилизационной политики государства. Рассмотрены компоненты демографического потенциала национальной модели экономического роста с позиции динамики количественных значений показателей воспроизводства и естественного движения населения Российской Федерации. Выявлены основные демографические тенденции, характеризующие рождаемость и смертность, естественный прирост и естественную убыль населения в масштабах национальной экономики и территориально-федеральном разрезе. Проанализированы показатели функционирования социального института семьи, участвующего в формировании и развитии трудового потенциала национальной экономики. Исследована структура, определены объемы и направления основных миграционных потоков, отражающих территориальную и межстрановую мобильность граждан, компенсирующую естественную убыль населения РФ. Раскрыта целесообразность активизации определенных направлений социальной политики государства с учетом сложившихся демографических тенденций, определяющих потенциал роста национальной экономики в долгосрочной перспективе. Содержание статьи ориентировано на исследователей национальной модели экономического роста, реализуемой под влиянием внешних угроз
Ключевые слова: демографический потенциал, экономический рост, устойчивое развитие, миграция
JEL-классификация: E24, J24, O15
Введение
Экономический рост, выступающий приоритетной целью государственной политики долгосрочного устойчивого развития, обеспечивается в сложных условиях неблагоприятного воздействия факторов внешней среды [1]. Современная мировая экономическая система, характеризуемая комплексом динамических трансформаций, вызывает геополитические риски, формирует внешние вызовы и обуславливает глобальные угрозы национальной безопасности.
Трансформационные процессы мирового хозяйства, выражаемые масштабным изменением климата, переходом на «зеленые» технологии выпуска и переработки отходов производства и потребления, цифровизацией и урбанизацией, старением, бедностью и имущественной дифференциацией населения, инфляцией и активизацией роли национальных денежных знаков, санкционным давлением и политический напряженностью выступают ограничениями в реализации национальной модели экономического роста. Открытый характер функционирования российской экономики в мировом пространстве актуализирует целесообразность изучения потенциала экономического роста с позиции использования внутренних (трудовых) ресурсов с учетом сложившихся миграционных и демографических тенденций.
Цель настоящего исследования заключается в обосновании факторов формирования демографического потенциала, востребованного при реализации в долгосрочной перспективе национальной модели экономического роста. В качестве результата выполненного исследования, характеризующимся признаком научной новизны, выступает обоснование структурных компонентов демографического потенциала национальной модели экономического роста, являющегося внутренним, стратегическим ресурсом устойчивого развития в условиях протекающей трансформации мирового пространства.
В основу проведения кабинетного исследования положена рабочая гипотеза о том, что демографический потенциал определяет возможности достижения устойчивых темпов экономического роста в условиях глобальной трансформации мирового хозяйства.
Основная часть
Трансформационные процессы, происходящие на уровне современного мирового хозяйства, существенно осложняют внешние условия достижения экономического роста страны, актуализируя дальнейший поиск и научное обоснование факторов, способных обеспечить устойчивые темпы увеличения производства валового внутреннего продукта (ВВП) и качественные характеристики уровня жизни граждан [5].
По оценочным официальным статистическим данным индекс физического объема ВВП РФ во 2 квартале 2024 г. по сравнению со 2 кварталом 2023 г. составил 104, 1 %, а индекс промышленного производства – 104, 8%. При этом ВВП в текущих ценах оценивается во 2 квартале 2024 г. в размере 46 269,3 млрд. руб. Отмеченные промежуточные значения экономического роста достигнуты при благоприятной сложившейся конъюнктуре национального рынка труда, характеризуемой в сентябре 2024 г. уровнем безработицы 2,4 % и средней номинальной величиной оплаты труда по найму в размере 84 324 руб. [11].
В течение девяти месяцев 2024 г. инвестиции, выступающие катализатором дальнейшего экономического роста, возросли на 8,6 % и составили 23 984,7 млрд. руб. При этом оборот розничной торговли и объема платных услуг населению увеличились на 7,5 % и 3,4 % и составили соответственно 4 824,6 млрд. руб. и 1 481,0 млрд. руб. Увеличение потребительского спроса домашних хозяйств обусловлено ростом номинальной и реальной заработной платы на 18,0 % и 9,0 %, а также повышением реальных денежных доходов с учетом регистрируемого темпа инфляции на 8,6 % [11].
Вместе с тем основой формирования количественных и развития качественных характеристик демографического потенциала национальной модели экономического роста выступает численность населения, постоянно проживающего на территории субъектов РФ, которая на 1 октября 2024 г. была 145,8 млн. человек (01.01.2024 г. – 146150,8 тыс. человек) [11]. С января по октябрь 2024 г. население России сократилось на 316, 3 тыс. человек, что составляет 0,2 %. В том же периоде 2023 г. население уменьшилось на 192,4 тыс. человек (на 0,1 %). При этом за счет миграционного фактора отмеченная естественная убыль населения компенсирована на 28,5 % [11].
Демографический потенциал национальной модели экономического роста может быть охарактеризован динамикой количественных значений показателей воспроизводства и естественного движения населения [3]. Сравнительный анализ количественных значений основных демографических показателей, представленных в таблице 1, показывает, что в целом по РФ сократилось число родившихся на 33 тыс. человек, а число умерших, напротив, выросло на 56, 8 тыс. человек. В качестве негативного демографического явления отмечается нарастание естественного сокращения (убыли) населения на 89,8 тыс. человек. Если в январе – сентябре 2023 г. естественная убыль составила 352,3 тыс. человек, то в том же периоде 2024 г. этот показатель увеличился до 442,1 тыс. человек. При этом количество умерших было больше количества родившихся в 1,5 раза (1,4 раза – в 2023 г.), а в 57 регионах России разница составила 1,5 – 2,6 раза. Вместе с тем, естественный прирост населения отмечен в 13 регионах, а в 2023 г. – в 15 регионах РФ [11].
Таблица 1
Демографические компоненты
национальной модели экономического роста
в январе – сентябре, человек [11]
|
Родившиеся
|
Умершие
|
Естественный
прирост (+), убыль (-) в 2024 г.
| ||
2024 г.
|
2023 г.
|
2024 г.
|
2023 г.
| ||
Российская
Федерация, тыс. человек
|
920,2
|
953,2
|
1 362,3
|
1 305,3
|
-442,1
|
Центральный
федеральный округ
|
235 529
|
241 551
|
368 886
|
356 058
|
-133 357
|
Северо-Западный
федеральный округ
|
78 839
|
81 812
|
130 090
|
125 297
|
-51 251
|
Южный
федеральный округ
|
100 352
|
102 815
|
160 590
|
155 302
|
-60 238
|
Северо-Кавказский
федеральный округ
|
94 588
|
92 869
|
54 478
|
53 083
|
+40 110
|
Приволжский
федеральный округ
|
164 678
|
175 044
|
291 298
|
276 122
|
-126 620
|
Уральский
федеральный округ
|
86 083
|
89 164
|
111 037
|
105 091
|
-24 954
|
Сибирский
федеральный округ
|
105 071
|
111 951
|
169 502
|
160 647
|
-64 431
|
Дальневосточный
федеральный округ
|
55 029
|
58 016
|
76 461
|
73 913
|
-21 432
|
Демографический потенциал отражают коэффициент рождаемости и коэффициент смертности, приходящиеся на 1 000 человек населения страны. За девять месяцев 2024 г. коэффициент рождаемости в РФ сократился с 8,7 до 8,4, а коэффициент смертности, напротив, возрос с 11,9 до 12,5 по отношению к январю-сентябрю 2023 г. Наименьший коэффициент рождаемости, достигший критического значения 7,6, был зарегистрирован в Северо-Западном федеральном округе [11]. Негативные демографические тенденции, отражающие усиление разрыва между рождаемостью и смертностью, отмечаются практически во всех федеральных округах, кроме Северо-Кавказского федерального округа.
Таблица 2
Коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста на 1 000 человек населения в январе – сентябре, человек [11]
|
Родившихся
|
Умерших
|
Естественный
прирост (+), убыль (-) в 2024 г.
| ||
2024 г.
|
2023 г.
|
2024 г.
|
2023 г.
| ||
Российская
Федерация
|
8,4
|
8,7
|
12,5
|
11,9
|
-4,1
|
Центральный
федеральный округ
|
7,8
|
8,0
|
12,3
|
11,8
|
-4,5
|
Северо-Западный
федеральный округ
|
7,6
|
7,9
|
12,6
|
12,1
|
-5,0
|
Южный
федеральный округ
|
8,1
|
8,3
|
12,9
|
12,5
|
-4,8
|
Северо-Кавказский
федеральный округ
|
12,3
|
12,1
|
7,1
|
6,9
|
+5,2
|
Приволжский
федеральный округ
|
7,7
|
8,3
|
13,7
|
12,9
|
-6,0
|
Уральский
федеральный округ
|
9,4
|
9,7
|
12,1
|
11,5
|
-2,7
|
Сибирский
федеральный округ
|
8,5
|
9,0
|
13,7
|
12,9
|
-5,2
|
Дальневосточный
федеральный округ
|
9,4
|
9,8
|
13,0
|
12,5
|
-3,6
|
Устойчивость функционирования семьи как ведущего института современной рыночной экономики позволяет сформировать необходимую материальную базу для рождения и воспитания детей на основе традиционных культурных ценностей российского общества [6]. В связи с выполнением семьей социально-экономических функций показатели числа браков и разводов могут рассматриваться как характеристики демографического потенциала национальной модели экономического роста [7].
В Российской Федерации в рассматриваемом периоде с января по сентябрь 2024 г. по сравнению с январем – сентябрем 2023 г. сократилось количество официально зарегистрированных семей (-34 510) и количество разводов (-32 092) [11]. Данная особенность текущей демографической ситуации характерна для всех федеральных образований, что отражает снижение привлекательности семейных отношений у молодежных групп населения и укреплении семейных «уз» у зарегистрированных ранее браков.
Таблица 3
Показатели функционирования семьи как социально-демографического института современного общества, тысяч [11]
|
Количество браков
|
Количество разводов
| ||
2024 г.
|
2023 г.
|
2024 г.
|
2023 г.
| |
Российская
Федерация
|
689 761
|
724 271
|
475 039
|
507 131
|
Центральный
федеральный округ
|
289 917
|
203 757
|
120 594
|
125 463
|
Северо-Западный
федеральный округ
|
75 252
|
78 358
|
47 111
|
48 660
|
Южный
федеральный округ
|
80 895
|
84 750
|
55 943
|
59 104
|
Северо-Кавказский
федеральный округ
|
25 557
|
26 181
|
32 208
|
41 206
|
Приволжский
федеральный округ
|
126 830
|
133 889
|
83 323
|
89 290
|
Уральский
федеральный округ
|
62 910
|
65 863
|
44 941
|
47 152
|
Сибирский
федеральный округ
|
86 515
|
88 159
|
58 742
|
62 636
|
Дальневосточный
федеральный округ
|
41 885
|
43 314
|
32 177
|
33 620
|
Произошло также сокращение и ряда показателей международной (межстрановой) миграции. Например, совокупный миграционный прирост уменьшился с + 88 671 человек в 2023 г. до + 83 544 человек в 2024 г., в том числе миграционный прирост в результате взаимодействия со странами СНГ снизился на с + 83 547 человек до + 76 935 человек. Однако, миграционный прирост населения из стран дальнего зарубежья, напротив, вырос с + 5 124 человек, до + 6 609 человек [11].
В межстрановом разрезе государств – членов СНГ наибольший миграционный прирост в январе – сентябре 2024 г. зафиксирован с Узбекистаном (+ 18 044 человек), а миграционное снижение (- 395 человек) отмечено с Азербайджаном. В разрезе стран дальнего зарубежья максимальный миграционный прирост отмечен с Индией (+ 2 127 человек), а миграционный отток зафиксирован в Израиль (- 87 человек), Канаду (-39 человек), Грецию (-1 человек), США (- 125 человек) и Финляндию (- 257 человек) [11].
Миграционный прирост, отражающий привлекательность для проживания, зарегистрирован в таких территориальных образованиях, как Центральный федеральный округ (+ 71 473 человек), Северо-Западный федеральный округ (+ 26 201 человек), Южный федеральный округ (+ 32 406 человек), Приволжский федеральный округ (+ 853 человек), Уральский федеральный округ (+ 10 880 человек). Вместе с тем, отдельные территории отличаются миграционной убылью, в их числе Северо-Кавказский федеральный округ (- 3 292 человека), Сибирский федеральный округ (- 12 185 человек) и Дальневосточный федеральный округ (- 508 человек) [11].
Общее число прибывших на территорию РФ уменьшилось на 57,9 тыс. человек (на 14%), а за счет иммигрировавших из стран СНГ на 59,1 тыс. человек (на 16,1 %). Увеличение объема миграционного обмена по сравнению с 2023 г. происходило с Узбекистаном (в 9,3 раза), Киргизией (в 1,7 раза) и Туркменией (в 2,6 раза) [11].
Миграционные потоки отражают привлекательность территории для проживания с позиции безопасности жизнедеятельности, развития рыночной инфраструктуры, возможности трудоустройства и карьерного роста, формирования денежных доходов [9]. Миграционный прирост за счет привлекательности территории увеличивает демографический потенциал федерального округа, а миграционный отток, напротив, способствует его снижению [10].
В структуре миграционного потока выделяются категории беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, получивших убежище. По данным МВД с сентября по октябрь 2024 г. по сравнению с сентябрем – октябрем 2023 г. в РФ снизилось число беженцев (-22 человека), вынужденных переселенцев (-22 человека) и лиц, получивших временное убежище (-14 168 человек) [11].
Практически во всех федеральных округах, за исключением Южного и Дальневосточного, размещены беженцы, вынужденные переселенцы и лица, получившие убежище. По оперативным данным МВД России наибольшая доля беженцев приходится из Афганистана (61,8 %), вынужденных переселенцев из Украины (31,0 %), а лиц, получивших временное убежище из Украины (75,3 %) [11].
Таким образом, кабинетное исследование, проведенное на основе сравнительного анализа оперативных статистических данных, позволяет выделить группу факторов, влияющих на процесс формирования демографического потенциала, востребованного при реализации национальной модели устойчивого экономического роста [4]:
1. Численность постоянно проживающего населения.
2. Воспроизводство населения страны.
3. Естественное движение населения.
4. Межстрановая миграция.
Влияние данных факторов дифференцировано в масштабах национальной и региональной социально-экономических систем. В ходе исследования выявлено, что в национальной экономике и ее территориально-региональном разрезе сложились негативные демографические тенденции, снижающие потенциал экономического роста в долгосрочной перспективе, выражаемые в процессах:
· Сокращения численности населения страны.
· Падения рождаемости и увеличения смертности.
· Неполном воспроизводстве трудовых ресурсов.
· Снижения привлекательности семейных отношений у молодежной категории населения.
· Уменьшения миграционного обмена, участвующего в минимизации естественного сокращения численности населения.
Проанализированные демографические процессы характеризуют проблему неполного воспроизводства трудовых ресурсов, снижающего потенциал экономического роста [2].
Выводы
Национальная модель экономического роста, базирующаяся на вовлечении демографического потенциала в процесс создания валового внутреннего продукта, определяет целесообразность активизации мер государственной социальной поддержки семьи, материнства и детства, охрану и восстановление здоровья, профилактику травматизма, популяризацию спорта и здорового образа жизни с целью преодоления ряда негативных тенденций:
· Сокращения численности населения.
· Падения рождаемости и роста смертности.
· Снижения продолжительности жизни.
· Сокращения миграционного обмена.
Активизация социально-демографической политики, ориентированной на использование традиционных духовных, нравственных и культурных ценностей позволит укрепить «устои» семьи как института российского общества, обеспечивающего формирование и развитие трудового потенциала национальной экономической системы. К числу приоритетных мер государственной политики относятся: развитие системы здравоохранения по обеспечению доступности и качества предоставления медицинских услуг; совершенствование механизма ипотечного кредитования для молодых семей; оказание всесторонней поддержки семьям с детьми; культурно-нравственное воспитание молодого поколения в рамках обучающих программ среднего, профессионального и высшего образования.
Источники:
2. Суханова Т.В. Экономический рост и его роль в достижении целей устойчивого развития современного общества // Приднепровский научный вестник. – 2019. – № 1. – c. 013-020.
3. Суханова Т.В. Демографические аспекты экономического роста России // Креативная экономика. – 2020. – № 5. – c. 745-762. – doi: 10.18334/ce.14.5.110141.
4. Суханова Т.В., Евченко А.А. Социально-экономические индикаторы достижения национальных целей устойчивого развития // Образование и наука в современном мире. Инновации. – 2020. – № 3. – c. 95-102.
5. Суханова Т.В. Макроэкономические показатели национального развития в условиях глобальных вызовов и ограничений // Уральский научный вестник. – 2021. – № 2. – c. 7-12.
6. Суханова Т.В. Демографические тенденции – индикатор достижения национальных целей развития в новой экономической реальности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2021. – № 2. – c. 147-157.
7. Суханова Т.В., Соколова Е.А. Демографический вызов новой экономической реальности как отражение глобальных проблем современности // Креативная экономика. – 2022. – № 7. – c. 2891–2904.
8. Суханова Т.В. Миграционные формы взаимодействия национальных рынков труда в условиях трансформации мировой экономики // Экономика труда. – 2023. – № 7. – c. 967-978. – doi: 10.18334/et.10.7.118268.
9. Суханова Т.В. Индикаторы функционирования национального рынка труда в условиях трансформации мировой экономической системы // Экономика труда. – 2024. – № 4. – c. 431-440. – doi: 10.18334/et.11.4.120860.
10. Суханова Т.В., Зверева А.В., Колодкин А.А. Трансформация национальной модели рынка труда в условиях глобальных вызовов мирового экономического пространства // Экономика труда. – 2024. – № 11. – c. 1723-1734. – doi: 10.18334/et.11.11.121893.
11. Социально-экономическое положение России. Январь-ноябрь 2024 года. Выпуск 11. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-11-2024.pdf (дата обращения: 06.01.2025).
Страница обновлена: 13.03.2025 в 15:51:23