Внедрение инновационных подходов в управление качеством и цифровизация грузоперевозок в межстрановом взаимодействии
Хаиров Б.Г.1, Хаирова С.М.2, Пильник Н.Б.2, Граматчикова В.Е.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
2 Сибирский государственный Автомобильно-дорожный университет (Сиб АДИ), Россия, Омск
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 4 (Апрель 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45838252
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Качество продукции/услуг, качество процессов, уровень конкурентоспособности компании, с соответственной организацией процессов менеджмента важны для устойчивого развития предприятий транспортной отрасли. Требуются разного рода улучшения как в технико-технологическом, так и организационно-управленческом решении проблем на основе новых подходов и технологий.
Цель статьи заключается в обосновании внедрения инновационных подходов, методов управления качеством на предприятиях сферы транспорта для включения их в цепи поставок межстранового взаимодействия при условии цифровизации грузоперевозок.
Для изучения возможности внедрения инновационных подходов в управление качеством и анализа возможности цифровизации грузоперевозок в межстрановом взаимодействии применялись методы и инструменты менеджмента качества; методы системного, структурного, сравнительного и морфологического анализа, научная абстракция.
Доказано, что внедрение инновационных подходов, методов по управлению качеством с учетом их специфики в транспортной отрасли позволит ускорить процесс включения отечественных транспортных комплексов и систем в международные цепи поставок. В статье на основе анализа отечественного и зарубежного опыта модернизации транспортной сферы, в том числе на основе цифровизации грузоперевозок, обоснована роль данной отрасли в межстрановом взаимодействии.
В статье определено, что концепция инновационной логистики позволяет моделировать процессы в цепи поставок в глобальных логистических системах на основе цифровой трансформации транзитного потенциала субъектов экономики при перемещении грузов. Это позволит предприятиям транспортной сферы при решении проблемы включения в международные цепи поставок определять ключевые показатели результативности, которые будут выбираться, дополняться и адаптироваться в зависимости от потребностей и особенностей, как самой транспортной системы страны, так и вектором развития межстранового взаимодействия.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости внедрения в цепях поставок инструментов концепции «Производство мирового класса», методы которой возможно применять в различных сочетаниях, что позволит обеспечить прозрачность действий партнеров.
Ключевые слова: межстрановое взаимодействие, управление качеством, инновационные подходы в управлении, международные цепи поставок, цифровизация грузоперевозок
Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации
JEL-классификация: O33, F15, L91, R49
Введение
В транспортной сфере первыми решают проблемы цифровизации грузоперевозок крупные компании, чаще 4/5-PL-провайдеры. Крупные компании обращаются к информационным технологиям: на транспорте используют Big Data; в процессах цифровизации задействован общественный транспорт городов, что позволяет в реальном времени оценивать проблемные места в городе и обрабатывать огромный поток информации, на основе аналитики которой появляется возможность формировать персональные коммуникации.
Огромный рост торговли в контейнерах привел к серьезным транспортным проблемам в городских портах, связанным с негативным воздействием как на эффективность, так и на загрязнение, например, таким как многоцелевая проблема маршрутизации грузовиков между терминалами, а также проблема выбросов вредных веществ). Управленческие идеи обсуждаются на основе анализа компромиссов. Алгоритм встроен в облачную систему поддержки принятия решений для учета контекстных данных, включая данные о трафике и текущее положение грузовых автомобилей. Это позволяет портам использовать возможности оцифровки и оптимизации при решении экологических проблем [1] (Heilig, Lalla-Ruiz, Voß, 2017).
Существующие ограничения на пути развития международных цепей поставок связывают с различиями политических систем стран, а также их уровнями социального и экономического развития. Во время собеседований с использованием платежной карты старшими руководителями из семи компаний (производителей, операторов, поставщиков технологий) автомобильной промышленности Великобритании во время 14 всесторонних интервью исследователями А. Зиаи, Бигдели, О.Ф. Бустинза, Ф. Вендрелл-Херреро, Т. Бейнс измерялось восприятие риска и готовность принимать стратегические решения «сделай или купи». В итоге внедрение передовых услуг оценивается как стратегия высокого риска, особенно в отсутствие ими собственных технологических знаний. Предлагается формировать стратегические партнерства в рамках сетей цепей поставок (ЦП), которые снизят риски и позволят сдержать внешних конкурентов посредством формирования барьеров для них [2] (Ziaee Bigdeli, Bustinza, Vendrell-Herrero, Baines, 2018). Система качества транспортных услуг подразумевает под собой совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающую осуществление общего руководства качеством. Включение в процессы формирования глобальных логистических систем и достижение международного уровня требуют разработки рациональных схем движения ресурсов в продвижении международной логистики и формирования условий для цифровой трансформации экономики страны с учетом перечисленных факторов [3] (Khairova, Khairov, 2016).
Однако технологические инновации технического характера не всегда приводят к желаемому результату, так как они не обеспечены соответственными технологическими инновациями в системе документооборота, финансовых взаимоотношений, которые позволяют оптимизировать информационные и финансовые потоки, возникающие в межстрановом взаимодействии транспортных систем. Технологии логистических инноваций также должны быть стандартизированы.
Цель исследования заключается в выборе ключевых направлений развития транспортной сферы – внедрения инноваций в технологии, обеспечивающие безопасность и эффективность транспортной системы, что может быть решено при внедрении инновационных подходов, методов управления качеством на предприятиях сферы транспорта для включения их в международные цепи поставок межстранового взаимодействия при условии цифровизации грузоперевозок.
Научная новизна состоит в обосновании возможности оптимизации ресурсов международных цепей поставок на основе применения методов концепции управления производством мирового класса и внедрения инновационных подходов в управление качеством на предприятиях сферы транспорта для ускорения процесса цифровизации в межстрановом взаимодействии.
Гипотеза исследования заключается в обосновании необходимости стандартизации технологий логистических инноваций. Декомпозиция причин возникновения проблем (внешних и внутренних) воспринимается как изменение структуры информации, целей развития, использование инновационных подходов в управлении качеством грузоперевозок, техники управления. Внешние причины связаны с барьерами при формировании международных цепей поставок, требующих альтернативных решений проблем как на внутреннем, так и на международных рынках, отсутствием единой концепции цифровизации грузоперевозок.
Обзор литературы и исследований
Стратегию экономического развития стран связывают с внедрением кластерного подхода и логистических технологий. Отмечается, что систему цепей поставок формируют кластеры, представляющие систему потоков [4, 5] (Khairov, Novikov, Prokofyeva, Protsenko, Khairova, 2017; Borisova, 2017).
В статье Л. Хейлиг, Э. Лалла-Руис, С. Восс отмечено, что рост торговли в контейнерах привел к серьезным транспортным проблемам в городских портах, связанным с негативным воздействием как на эффективность, так и на загрязнение, и здесь управленческие идеи реализуются на основе анализа компромиссов. Алгоритм встроен в облачную систему поддержки принятия решений для учета контекстных данных, включая данные о трафике и текущее положение грузовых автомобилей. Это позволяет портам использовать возможности оцифровки и оптимизации при решении экологических проблем [1] (Heilig, Lalla-Ruiz, Voß, 2017).
С.А. Уваров, характеризуя термин «логистический потенциал», представил его как сумму элементов логистической системы, позволяющих формировать как региональные, так и межрегиональные поставки. Логистическая система устойчива, если:
Σ (x′i + y′i + zi + z′i) < Σ (xi + yi) ,
где «xi – элементы макрологистической окружающей среды, положительно воздействующие на логистическую систему;
x′i – элементы макрологистической окружающей среды, отрицательно воздействующие на логистическую систему;
yi – элементы микрологистической окружающей среды, позволяющие логистической системе оказывать влияние на окружающую среду;
y′i – элементы микрологистической окружающей среды, не позволяющие логистической системе оказывать влияние на окружающую среду;
zi – энергия, которая затрачивается логистической системой на противодействие внешним воздействиям;
z′i – элементы, разрушающие логистическую систему изнутри» [6].
С точки зрения И. Богородова определяющими при выборе стратегии развития субъекта экономики с позиций логистического управления транспортно-логистическим потенциалом Сибирского региона являются: уровень рынка логистических посредников; развитие розничной сети; транспортная инфраструктура территории.
Результативное развитие логистической инфраструктуры на уровне национальной экономики формирует потенциал, отражающий мощь логистической системы, который оценивать лучше количественно, а оценка рынка логистических посредников должна отражать структуру рынка.
Технологическая инфраструктура нового индустриального общества, соответствующая технологическому укладу с непрерывным изменением технологии не сможет функционировать без цифровизации, которая стремительно становится частью как производственного процесса, так и процесса управления транспортными потоками.
На первый план выходит проблема евразийской интеграции неслучайно, ибо этот тип партнерства может стать ключом к решению проблем цифровизации, а значит, и ключом к некоторому технологическому прорыву и нашей страны, и наших партнеров.
Разноуровневые поставщики, представленные на территории страны, ограничивают ресурсный потенциал межрегиональных/национальных цепей поставок. Соответствовать требованиям быстроменяющейся конъюнктуры рынка смогут международные цепи поставок, организованные межгосударственными объединениями в рамках территорий нескольких стран, например Таможенный союз в рамках Евразийского экономического союза.
Ж. Родриг, У. Андерсон считают препятствием процессам интеграции неготовность международных транспортных инфраструктур реализовать функционирование соответствующих товарных потоков [7] (Hesse, Rodrigue, 2004). А.А. Гильяно предполагает, что совершенствование транспортной инфраструктуры ускорит трансграничное перемещение товаров и услуг.
Ряд авторов [8] (Şule Önsel Ekicia, Özgür Kabakb, Füsun Ülenginc, 2019) считают, что логистические показатели страны имеют решающее значение для национальной и международной торговли и, следовательно, оказывают непосредственное влияние на экономическое развитие. Ввиду ограниченности ресурсов политикам необходимо руководство для определения факторов, на которые необходимо обратить внимание, чтобы добиться немедленного и значительного улучшения эффективности логистики в своих странах. Поэтому правительства должны сосредоточиться на технологической готовности, высшем образовании и обучении, инновациях, размере рынка и инфраструктуре, чтобы способствовать улучшению логистических показателей в своих странах.
В статье [9] (Grant, 2019) дается оценка двум цитируемым «классическим» статьям по управлению промышленным маркетингом, относящимся к аутсорсингу интеграции и сторонним логистическим услугам. Авторы предлагают пересмотр общих тематических тем, связанных с обеими статьями, сторонними поставщиками логистических услуг (3PL), аутсорсингом и основной компетенцией. Необходимо, считают исследователи, для конкурентного преимущества отношений, интеграции участников цепочки поставок объединить продукты и услуги в качестве ценностного предложения. В статье [10] (Amat-Lefort, Marimon, Mas-Machuca, 2020) рассмотрели возможность адаптации GAP-модели к конкретному параметру совместного потребления услуг заказчика и поставщика с анализом взаимодействия потребителей с цифровой платформой. Качество обслуживания становится основой достижения клиентоудовлетворенности, лояльности, доходности и эффективности бизнеса. Поэтому исследование проблем цифровизации и межстранового взаимодействия требуется рассматривать комплексно на основе выработки позиции по формированию логистического потенциала страны как синергии логистических потенциалов регионов и компаний, которую возможно получить при внедрении инновационных подходов во все процессы управления, включая функцию управления качеством.
Исследователи в своей работе [11] (Abdullah Mohammed Aldakhil, Abdelmohsen A. Nassani, Usama Awan, Muhammad Moinuddin Qazi Abro, Khalid Zaman, 2018) в общих результатах акцентировали внимание на необходимости интегрированной модели цепочки поставок для поддержки повестки дня в области экологической устойчивости.
Отдельные ученые проводят исследования, направленные на доказательство необходимости формирования цепей поставок по отраслевому признаку. Известно исследование цепочки поставок продуктов питания, которая помогает улучшить логистику и эффективность поставок в молочной промышленности стран с развивающейся экономикой [12] (Sachin Kumar Mangla, Yogesh Kumar Sharma, Pravin, Patil, Gunjan Yadav, Jingjing Xu, 2019).
Будущее логистических транспортных баз будет заключаться в поиске эффективных потоков материалов для удовлетворения потребностей деловых партнеров. Менеджерам цепочек поставок и операциям баз снабжения необходимо будет интегрировать технологии, обеспечивающие большую автоматизацию, цифровизацию, гибкость и улучшенные коммуникации между заинтересованными сторонами [13] (Judith Molka-Danielsena, Per Engelsetha, Hao Wangb, 2018).
Удовлетворенность граждан частично опосредует отношения между качеством информации/онлайн-услуг (но не качеством системы). Обновленную модель успеха ИС дополняют путем дифференциации между онлайн- и офлайн-качеством обслуживания и введением понятия воспринимаемой ценности [14] (Thompson Teob, 2020).
Результаты отдельных исследований показывают, что как отличительные возможности, так и гибкость логистики и гибкость взаимоотношений оказывают существенное положительное влияние на уровень качества логистических услуг, которые предлагает производитель, что, в свою очередь, повышает его ценность и удовлетворяет отношениями с его клиентом. Однако прямое влияние гибкости логистики на удовлетворенность отношениями сильнее в неопределенной среде, в то время как прямое и полное влияние гибкости отношений на удовлетворенность отношениями сильнее в стабильной среде [15] (Kangkang, Jack Cadeaux, Hua Song, 2017).
Однако при наличии большого числа работ по данному направлению недостаточно исследованы проблемы согласования инновационных подходов в управлении качеством и процессах цифровизации грузоперевозок в межстрановом взаимодействии.
Материалы и методы
В исследовании на основе методов сравнительного и морфологического анализа определено, что цифровая трансформация межстранового взаимодействия требует зрелости в определении текущего состояния и желаемого с точки зрения основных сфер – ключевых для формирования устойчивых цепей поставок в глобальной экономике, а именно – внедрения инновационных технологий и методов в управление качеством грузоперевозок, формирующих логистический потенциал региона.
Анализ отечественного и зарубежного опыта модернизации транспортной сферы, в том числе на основе цифровизации грузоперевозок
Информационные технологии логистических услуг помогают субъектам совместно создавать связанные преобразования в организационных процессах/проектах, формируя ценность отношений посредством инноваций в сфере услуг. Три управленческих урока развития совместного обслуживания клиентов на основе анализа социальных последствий, создания технической и логистической стоимости. Как пример, компания DARTESS, являющаяся поставщиком логистических услуг (Франция), действующая на основе цифровых технологий и обмена информацией для управления инновациями в логистике [16] (Chameeva, Jaegler, Tesson, 2019).
Управляемость на основе оптимизации деятельности Департамента транспорта позволит стране достичь улучшения процессов регулирования. Совершенствование транспортной инфраструктуры предполагает внедрение инновационных инструментов финансирования инвестиционных проектов на основе государственно-частного и многостороннего партнерства, способствующих технической оснащенности инфраструктурных проектов, направленных на достижение мобильности и доступности перевозок. Обеспечение безопасности возможно при ускоренном внедрении автоматизации практически всех управленческих решений в отрасли, что позволит проводить анализ и корректировку принятых решений, исключая негативное (субъективное) влияние человеческого фактора. Цифровизация грузоперевозок повысит эффективность перевозок с опасными грузами (TDG) на основе их безопасности, надежности [17] (Molero, Santarremigia, Poveda-Reyes, Mayrhofer, Awad-Núñez, Kassabji, 2019). Так, в Сингапуре в проекте «Умная мобильность» в качестве подходов к цифровизации транспорта рассматривают автономные колонны грузовиков и беспилотные поезда [18].
Во Франции в рамках профильной стратегии презентованы планы по развитию транспортной инфраструктуры, которые содержат программы инвестиций в будущее (LAP), поддерживающие НИОКР. В космической сфере это способствовало финансированию разработки пусковых установок нового поколения и новых телекоммуникационных спутников. Программа «Транспортное средство будущего» мобилизовала автомобильные, морские и железнодорожные перевозки с целью технологического структурирования соответствующих отраслей. Исследования по интеллектуальным транспортным средствам ускорили создание системы электрических заправок для автомобилей и в модернизации паромного парка во Франции.
В транспортной сфере Австралии технологические инновации направлены на сокращение ее отрицательного влияния на экологию, что предусматривает расширенный доступ государственного и частного секторов экономики в случае совместных действий к большим массивам данных.
В Великобритании стратегии динамичного развития транспортной инфраструктуры предусматривают уровень покрытия сетями Wi-Fi пассажирского транспорта. Качество соединения требуется для внедрения интеллектуальных технологий на автомагистралях [19] (Dmitriev, 2019).
В российской экономике предприятия для своей конкурентоспособности на рынке должны применять множество систем, теорий и методологий. Прогрессивные знания, представленные в продукции и оборудовании, определяют сегодня экономический рост стран.
В основном задача этих направлений сводится к тому, чтобы предложить рынку что-то новое, отличающееся от имеющегося, что к тому же уже востребовано. Добиться удовлетворенности клиентов помогает оптимизация процессов с помощью внедрения успешных инноваций, не только технологических, но и организационно-управленческих. Результаты интеллектуальной деятельности становятся залогом нововведений.
Интересна разработка «Газпром-нефти» – «Цифровой бензовоз», который стал гаджетом – площадкой для испытаний современных систем удаленного контроля и управления доставкой. Решения в области сохранности качества, безопасности транспортировки топлива формируют систему цифрового контроля. Порядка 600 машин компании и партнеров оснащены комплексами онлайн-мониторинга перевозки для дистанционного фиксирования до 20 параметров. Несанкционированный доступ к перевозимым нефтепродуктам ограничивает электронная пломбировка люков каждой секции автоцистерны. Системы видеонаблюдения из четырех камер, расположенных на бензовозах, фиксируют транспортную ситуацию во время движения, а также наблюдают за водителем в кабине. В день камеры записывают 22 000 часов видео, для их анализа используются нейросети. Цифровые технологии на транспорте позволяют увеличить результативность контроля и безопасность доставки нефтепродуктов потребителям.
Непрерывный процесс изменений условий развития предприятий транспортной сферы требует адаптации служб департаментов качества, так как внимание к качеству потребителей возрастает. Открытый рынок способствует мнению потребителей о качестве как одной из основных характеристик продукции/услуг; меняется вектор экономического давления от отношения «затраты – цена» к соотношению «срочность – качество».
Актуальной задачей в международных цепях поставок становится оптимизация финансовых потоков, что возможно осуществить на основе цифровой трансформации бизнес-процессов.
Развитие международной торговли предполагает проведение оценки барьеров для формирования международных цепей поставок для поиска альтернативных решений проблем как на внутреннем, так и на международных рынках. Оптимизации логистических издержек международной деятельности способствует развитие глобальной логистики:
1. Признание транснациональными корпорациями глобальной логистики как стратегического элемента на основе международных цепей поставок.
2. Интеграция международных партнеров на основе цифровой трансформации бизнес-процессов.
3. Цифровизация международной интеграции на основе внедрения безбумажных информационно-компьютерных технологий и телекоммуникационных систем; гибких производств.
Динамичность, гибкость и адаптация компаний к меняющимся требованиям рыночной среды повысят конкурентоспособность цепей поставок на основе их интеграции с международными логистическими посредниками в глобальных системах дистрибуции и формирования новых международных цепей поставок.
Усложнение рыночных отношений в условиях санкций, применяемых к экономикам отдельных стран, оказывает влияние на уровень конкуренции и трансформации глобальных логистических систем (ГЛС):
1. В международной практике информационные потоки импортных и экспортных операций формируют финансовые отношения логистических посредников.
2. Организационно-экономические отношения усложняются за счет снижений глобальных логистических цепей и каналов в условиях цифровой трансформации бизнес-процессов.
3. Сокращение материальных запасов в глобальных дистрибутивных сетях порождает мнение о риске устойчивости логистических цепей.
Данные тенденции ГЛС подрывают их надежность, для сохранения устойчивости требуется организация интеграционных процессов с динамической внешней средой.
При планировании всех цепей поставок в глобальном масштабе требуются решения, учитывающие разницу между национальными и международными цепями поставок:
1. Искусственное ограничение мирового производства определенным числом промышленных зон увеличивает время поставок.
2. В результате таможенной очистки, консолидирования товаров требуется страхование от нестабильности сроков исполнения заказов в глобальной цепи поставок.
3. При организации международных перевозок варианты выбора таможенного оформления могут быть комплексными и меняться в зависимости от спроса.
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза унифицирует таможенное законодательство стран-участниц. Выбор методов транспортировки зависит от вариантов затрат.
Аналитики Machina Research прогнозируют глобальный рост сферы M2M-технологий: к 2022 году планируется 18 миллиардов «связей» между приборами, при этом объем мирового рынка составит $1,2 триллиона. Российский M2M-рынок представлен банковским сектором и сотовыми операторами. Азия на рынке M2M занимает 42%, в Европе – 28%, Северной Америке – 18%, Латинской Америке – 8%. Большими рынками считаются Швеция (23%), Норвегия (15%), Новая Зеландия (14%), Финляндия (11%). Развитие международного M2M-рынка возможно при автоматизации бизнес-процессов, планировании ресурсов (ERP) и оптимизации управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) на основе M2M-решений в логистике отраслей [20].
Внедрение современных моделей управления качеством на предприятиях транспортной отрасли
Развитие интегрированных международных цепей поставок на основе их цифровизации становится ведущим фактором в поиске преимуществ в конкурентной борьбе наряду с повышением качества транспортных услуг.
Управление качеством в транспортной сфере направлено на достижение нужного уровня качества организационных, экономических, технических рекомендаций на любом этапе управления, если строго соблюдать требования исполнения остальных функций и функции контроля, направленных на реализацию требуемого качества услуг перевозки.
Качество услуг транспортировки отражает результат эффективной работы цепи создания добавленной стоимости, что зависит от всех ее участников, их владения навыками управления качеством для достижения необходимого уровня. Не исключены недостатки самих систем, поэтому на практике требуется решать задачи следующего характера: оценить качество путем мониторинга состояния информационного обеспечения; выявить эталон уровня планирования качества; укомплектовать материально-технические ресурсы в соответствии с требованиями компаний-заказчиков; повысить квалификацию кадров и усовершенствовать систему морального поощрения.
Важным фактором при этом является наличие у компании эффективной, бережливой и гибкой практики.
Комплексная система управления качеством цепей поставок представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Комплексная система управления качеством цепей поставок
Источник: составлено авторами.
Межстрановое взаимодействие на основе формирования международных цепей поставок предполагает внедрение предприятиями транспортной отрасли в ЦП концепции «Производство мирового класса» (World Class Manufacturing – WCM), обеспечивающей прозрачность границ территорий партнеров, в которой методы используются в различных комбинациях. Кайдзен направлен на непрерывные улучшения действий и процессов. Важный метод – всеобщее управление качеством (Total Quality Management – TQM). «Точно в срок» (Just in Time – JIT) является необходимым составляющим метода бережливого производства (Lean Manufacturing – LM). Для оценки эффективности системы управления требуется бэнчмаркинг. Также применяются методы: Human Resource Development (HRD) – развитие человеческих ресурсов; управление потоком операций (Workflow); реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Re-Engineering – BPR).
Основные принципы WCM: устранение потерь, совершенствование. Методы управления производства мирового класса позволят оптимизировать ресурсы международных цепей поставок, работающих как одна команда. «Точно в срок» и полный контроль качества поставки позволят сформировать систему «0 случаев задержки поставок товара и 0 дефектов».
Поставки в срок – требование долгосрочных отношений производителя и поставщика, что в перспективе повлияет на их инновационную деятельность и обмен информацией.
Подход управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management – BPM) улучшает качество услуг по всей ЦП, оптимизируя потоки и бизнес-процессы благодаря их прозрачности, мониторингу и регламентации. BPM определяет уровни непрерывного улучшения бизнес-процессов компании.
Отсутствие количественных/качественных оценок отражает ситуацию хаоса. Уровень контроля дает характеристику без качественной оценки управляемым бизнес-процессам, их оптимизация в соответствии с нормативами не требуется. Ограничение издержек производства посредством стандартизации и документирования планируется на уровне оптимизации: разрабатывается система метрик, проводятся оперативный контроль, анализ производства, оптимизация планирования. Бизнес-процессы адаптируются к условиям внешней среды; стандарты качества компании увязывают стратегические, оперативные планы с учетом обратной связи для перехода на уровень мирового класса; текущий контроль основан на управлении изменениями/хаосом. Управление качеством процессов по всей цепи формализует процессы с перспективой их развития.
Заключительный уровень мирового класса соответствует стадии скрытых потребностей пользователей, что определяет рынок в перспективе.
Информационная концепция системы класса ERP содержит системы планирования производственных ресурсов, финансовое планирование и управление персоналом, что позволяет улучшить бизнес-процессы, моделируя их на основе методик, стандартов и систем менеджмента качества [21] (Plakhotnikova, Vertakova, 2019).
CSRP (концепция синхронизации ресурсного планирования с требованиями конечного потребителя) направлена на интеграцию информации о требованиях покупателей с планированием производства синхронно в режиме реального времени. Стратегическое партнерство с контрагентами (CPFR) обеспечивает снижение затрат при планировании совместных действий производителя и поставщика. Внедрение метода в производство возможно на основе бизнес-целей сотрудничества, управления процессом выполнения заказов и оценки/анализа их эффективности с помощью показателей (Key Performance Indicators – KPI).
Дискуссия
Концепция «Производство мирового класса» может помочь при решении экономических задач предприятий с инновационным портфелем, разрабатывающих параллельно инновационные идеи на концептуальной стадии, когда продукт становится товаром для производства в промышленных масштабах, требующих экономических расчетов. Увеличение темпов роста прибыли, выручки, основного и интеллектуального капитала является критерием целесообразности при оценке показателей эффективности на вложенный капитал при выборе альтернативных вариантов инновационных проектов.
Интересны результаты Ольборгского исследования Дании 258 проектов (90 млрд долларов в 20 странах на 5 континентах): из 10 инфраструктурных проектов в транспортной сфере в 9 наблюдалось превышение затрат из-за недооценки транспортных расходов; на 28% реальная стоимость различных типов проектов была значительно выше сметной.
Внедрение технологических инноваций предполагает взаимосвязанность уровней управления эффективностью бизнеса и критериев по оценке качества готовой продукции [22] (Khairova, Gramatchikova, 2019), представленных подходами методологии WMS, включающей методы TQM; BPR.
С помощью имитационного моделирования, не исключая оценку экономической эффективности инвестиционного проекта, желательно провести анализ его чувствительности к влиянию различных изменяющихся факторов, формирующих финансовый результат: стоимость привлекаемого капитала, тенденции изменения переменных/постоянных затрат, требуемый объем инвестиций.
Таким образом, управление и информатизация послужили основой реинжиниринга бизнес-процессов (BPR), обладающего специфическими средствами обработки проблемной информации, которыми пользуются как менеджеры, так и разработчики информационных систем.
При реализации реинжиниринга важно обращать внимание на информационную составляющую, так как концепция требует специальных средств представления и обработки информации, внедрения инновационных информационных технологий, которые будут понятны исполнителям. Также специалисты, занимающиеся реинжинирингом, должны понимать составляющие моделирования бизнес-процессов: IDEF0, BPMN и др.
Развитие кластеров на основе цифровой трансформации бизнес-процессов успешно в экономиках таких стран, как Япония, Финляндия, Германия, США, Китай, Индия и ряда других стран.
Заключение
По результатам проведенного анализа выбранной для исследования проблемы сделан вывод, что занять лидирующие позиции в международной конкуренции возможно, если контрагенты цепей поставок будут готовы за счет своей работы оказывать положительное влияние на результаты работы компаний-контрагентов с целью достижения глобальной цели – повышения конкурентоспособности на основе удовлетворения потребителей.
Цифровизация позволит сделать международные цепи поставок более гибкими, конкурентоспособными в нарождающемся «цифровом мире». Международные цепи поставок, имеющие цифровые технологии, могут пользоваться возможностями конвергенции всех видов потоков для принятия более информированных решений, осуществлять преобразования для «быстрой реализации» в аспектах гибкости, качества, безопасности, операционной эффективности, формирования синергетического эффекта новых бизнес-возможностей. Суть современного бизнеса: не продать любыми средствами произведенные товары, а помочь потребителю принять оптимальные решения. Международные цепи поставок, фокусирующиеся на цифровизации, в перспективе должны нацеливаться на большую вовлеченность компаний-заказчиков в данный процесс, так как лидерами в конкурентной борьбе станут те ЦП, которые нацелены на успешного потребителя своих услуг, улучшая тем самым бизнес-процессы на основе цифровой трансформации.
Проект цифровой трансформации международных цепей поставок желательно дополнить использованием модели «цифровой зрелости» для определения текущего состояния и желаемого с точки зрения основных сфер – ключевых для формирования устойчивых цепей поставок в глобальной экономике.
В статье определено, что концепция инновационной логистики позволяет моделировать процессы в цепи поставок на основе цифровой трансформации с целью лучшего использования транзитного потенциала и перемещения грузов в глобальных логистических системах. Это позволит предприятиям транспортной сферы при решении проблемы включения в международные цепи поставок определять ключевые показатели результативности, которые будут выбираться, дополняться и адаптироваться в зависимости от потребностей и особенностей как самой транспортной системы страны, так и вектора развития межстранового взаимодействия.
В итоге оптимальными для управления качеством цепей поставок транспортной системы страны и их включения в международные ЦП являются такие методы: информационной системы класса ERP для управления финансовой, хозяйственной работой компании; производства мирового класса, позволяющий сформировать бездефектную систему; CPFR, удовлетворяющие спрос потребителей на основе снижения затрат на товарно-материальные запасы, их перевозку с помощью планирования совместных действий производителя и поставщика; управления эффективностью бизнеса, позволяющий организовать производственную систему, настроенную на повышение своего потенциала, прозрачность, регламентация бизнес-процессов которой повышает качество производимой продукции; синхронизации ресурсного планирования с требованиями конечного потребителя на основе конфигурации/отслеживания выполнения заказа в онлайн-режиме, улучшающей качество товара, увеличивая лояльность.
Доказано, что внедрение инновационных подходов, методов по управлению качеством с учетом их специфики в транспортной отрасли позволит ускорить включение отечественных транспортных комплексов и систем в международные цепи поставок. В статье на основе анализа отечественного и зарубежного опыта модернизации транспортной сферы, в том числе на основе цифровизации грузоперевозок, обоснована роль данной отрасли в межстрановом взаимодействии.
Источники:
2. Ziaee Bigdeli, A., Bustinza, O.F., Vendrell-Herrero F., Baines T. Network positioning and risk perception in servitization: evidence from the UK road transport industry // International Journal of Production Research. – 2018. – № 6. – p. 2169-2183. – doi: 10.1080/00207543.2017.1341063.
3. Хаирова С.М., Хаиров Б.Г. Количественные методы оценки эффективности функционирования механизма управления финансовыми потоками // Вестник сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2016. – № 3(49). – c. 172-180.
4. Khairov B.G., Novikov D.T., Prokofyeva T.A., Protsenko I.O., Khairova S.M. Reflexive governance of import substitution mechanism in clusters // European Research Studies Journal. – 2017. – № 3B. – p. 470-483. – doi: 10.35808/ersj/722 .
5. Борисова В.В. Логистические кластеры как инструмент экологического развития территории // Вестник факультета управления СПбГЭУ. – 2017. – № 1-1. – c. 359-361.
6. Heilig L., Lalla-Ruiz E., Voß S. Multi-objective inter-terminal truck routing // Transportation Research Part E Logistics and Transportation Review. – 2017. – p. 178-202. – doi: 10.1016/j.tre.2017.07.008.
7. Уваров С.А. Управление логистической инфраструктурой: проблемы становления и развития. Yuzhno-sakh. [Электронный ресурс]. URL: http://www.yuzhno-sakh/ru/files/prodresyrs/logist/doklad_2_yvarov (дата обращения: 14.08.2020).
8. Hesse M., Rodrigue J.-P. The transport geography of logistics and freight distribution // Journal of Transport Geography. – 2004. – № 3. – p. 171-184.
9. Şule Önsel Ekicia, Özgür Kabakb, Füsun Ülenginc Improving logistics performance by reforming the pillars of Global Competitiveness Index // Transport Policy. – 2019. – p. 197-207. – doi: 10.1016/j.tranpol.2019.06.014.
10. David B.Grant Outsourcing integration and third party logistics services: An appreciation of two ‘classic’ articles in industrial marketing management // Industrial Marketing Management. – 2019. – p. 21-26.
11. Natalia Amat-Lefort, Frederic Marimon, Marta Mas-Machuca Towards a new model to understand quality in collaborative consumption services // Journal of Cleaner Production. – 2020. – p. 121855. – doi: 10.1016/j.jclepro.2020.121855.
12. Abdullah Mohammed Aldakhil, Abdelmohsen A. Nassani, Usama Awan, Muhammad Moinuddin Qazi Abro, Khalid Zaman Determinants of green logistics in BRICS countries: An integrated supply chain model for green business // Journal of Cleaner Production. – 2018. – p. 861-868. – doi: 10.1016/j.jclepro.2018.05.248.
13. Sachin Kumar Mangla, Yogesh Kumar Sharma, Pravin P., Patil, Gunjan Yadav, Jingjing Xu Logistics and distribution challenges to managing operations for corporate sustainability: Study on leading Indian diary organizations // Journal of Cleaner Production. – 2019. – p. 117620. – doi: Logistics and distribution challenges to managing operations for corporate sustainability: Study on leading Indian diary organizations.
14. Judith Molka-Danielsena, Per Engelsetha, Hao Wangb Large scale integration of wireless sensor network technologies for air quality monitoring at a logistics shipping base // Journal of Industrial Information Integration. – 2018. – p. 20-28. – doi: 10.1016/j.jii.2018.02.001.
15. Thompson S.H. Teob Online service quality and perceived value in mobile government success: An empirical study of mobile police in China Changlin Wanga // International Journal of Information Management. – 2020.
16. Kangkang Y., Jack Cadeaux, Hua Song Flexibility and quality in logistics and relationships // Industrial Marketing Management. – 2017. – № 3. – p. 211-225. – doi: 10.1016/j.indmarman.2016.09.004.
17. Chameeva T., Jaegler A., Tesson P. Value Co-Creation in Wine Logistics: The Case of Dartess // IEEE Engineering Management Review. – 2019. – № 1. – p. 115-125. – doi: 10.1109/EMR.2019.2898631.
18. Molero G.D., Santarremigia F.E., Poveda-Reyes S., Mayrhofer M., Awad-Núñez S., Kassabji A. Key factors for the implementation and integration of innovative ICT solutions in SMEs and large companies involved in the multimodal transport of dangerous goods // European Transport Research Review. – 2019. – № 1. – doi: 10.1186/s12544-019-0362-8.
19. Howe Teo R, Singopures Smart Mobility 2030: Big Data and Car-Life Societe. Nsck.gov.sg. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsck.gov.sg/public/download.ashx?id=1005 (дата обращения: 14.08.2020).
20. Дмитриев А.В. Цифровые технологии прослеживаемости грузов в транспортно-логистических системах // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2019. – № 1. – c. 20-27. – doi: 10.17747/2618-947X-2019-1-20-26.
21. Рынок логистического аутсорсинга: итоги 2017–2018 и прогноз до 2022 года. - М.: Исследовательское агентство M.A. Research, 2019. – 11 (450) c.
22. Плахотникова М.А., Вертакова Ю.В. Информационные технологии в менеджменте. / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. – 326 c.
23. Хаирова С.М., Граматчикова В.Е. Внедрение инновационных подходов в управление качеством на предприятиях строительного комплекса // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, инновации: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Омск, 2019. – c. 629-634.
24. Lakshmanan T.R., Anderson W.P. Transportation Infra-structure, Freight Services Sector and Economic Growth. Researchgate.net. [Электронный ресурс]. URL: http://researchgate.net/profile/T_Lakshmanan/publication.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 11:57:30