Творческая энергия – миф или реальность?

Мельников О.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (20), Август 2008

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11394924
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Сегодня все чаще и чаще можно слышать, как в самых различных случаях используется словосочетание «творческая энергия». Что это красивые, яркие, ласкающие слух лингвистические изыски или существующий, но не признанный вид физической энергии, или это энергия для продолжения рода, или мощное понятие, достойное получить статут «экономической категории»?

Ключевые слова: творческая энергия, творчество, термин, определение термина, теория творчества



Сегодня все чаще и чаще можно слышать, как в самых различных случаях используется словосочетание «творческая энергия». Что это красивые, яркие, ласкающие слух лингвистические изыски или существующий, но не признанный вид физической энергии, или это энергия для продолжения рода, или мощное понятие, достойное получить статут «экономической категории»?

Прекрасный вопрос, на который требуется серьезный ответ. Для начала обратимся к многочисленным высказываниям специалистов, работающих в самых различных областях деятельности. Итак!

«Микеланджело сумел передать любовь Отца к своему творению и в то же время невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога Микеланджело подчеркивает не чудесное начало, а гигантскую творческую энергию, которая упорядочивает бесконечный хаос, подчиняет мир...

Это замечание касается божественной (или духовной) природы творческой энергии, которая правит миром. А вот о Микеланджело, как о человеке: «Поступки, отмеченные незаурядной смелостью, сменяются приступами слабодушия. Высочайшие творческие взлеты чередуются с периодами неуверенности и сомнении, с бесчисленными перерывами в работе над произведениями гораздо более скромных масштабов. Неисчерпаемые силы, беспримерная творческая энергия ‑ и такое количество незавершенных работ».

А это уже о том, что творческая энергия личности циклична, что вполне объяснимо, поскольку она требует создания определенных социальных и экономических условий для своего проявления.

«Жизнь ‑ это творение. Человек творит каждую секунду. Он создает свое будущее, посредством творческого мышления. И если этой энергии не хватает, то он становится не способным решать даже самые простые задачи [1]. То есть наличие творческой энергии – это объективное явление, обеспечивающее существования человека, как биовида.

А вот совсем вроде бы с других позиций:

«Изначально сексуальная энергия - это энергия творчества и созидания. Поэтому Аюрведа определяет семя или шукру как концентрированную творческую энергию. Эта энергия не должна растрачиваться без необходимости, потому что от нее зависит творческий потенциал человека.

Творческий потенция используется как в процессе зачатия детей, так и в любом другом процессе творения. Из истории известно, что именитые творческие люди, например, Микеланджело, Леонардо да Винчи, придерживались целибата [2], и таким образом преобразовывали энергию шукры в творческий потенциал.

Жизнь ‑ это постоянный процесс творения. Человек творит что-то каждую секунду. Посредством творческого мышления человек создаёт будущее. Мы постоянно анализируем ситуацию и создаём планы. План созревает, меняется, трансформируется.

Правильно планировать и осуществлять задуманное возможно только при достаточном количестве энергии, которая возникает посредством трансформации (т.е. изменения – перехода от старого к новому – О.М.). Если этой энергии не хватает, человек не способен правильно планировать, решать какие-либо проблемы или следовать своему плану. Как следствие, задуманное не осуществляется. Поэтому могут быть самые лучшие идеи, но из-за недостатка творческого потенциала просто не хватит сил для их воплощения, поскольку потенциал находится именно в этой энергии, которая называется оджас. Оджас ‑ это творческая энергия, тонкая часть шукры, которая вырабатывается из семени. Оджас непосредственно связан с общим состоянием здоровья и способностью человека к развитию, к духовной жизни» [3].

Эту достаточно объемную цитату я привел только потому, чтобы показать многофакторность влияния, которое испытывает на себе личность (каждый человек) при проявлении своей творческой энергии и то, что она является абсолютно объективной субстанцией его существования.

«Творчество обладает волшебной изменчивостью: сейчас у него один облик, через миг – другой. Оно как ослепительное видение, которое является всем, но которое трудно описать: все расходятся в представлениях о том, что же они увидели в этой сверкающей вспышке», ‑ пишет Кларисса Пинкола Эстес. И продолжает: «Одни говорят, что творческая жизнь заключается в идеях, другие – в свершениях. Но, похоже, что в большинстве случаев она заключается в самом бытии. Ведь творчество – не виртуозность, хотя сама по себе виртуозность тоже прекрасна. Творчество – это любовь, столь огромная любовь к чему-то или кому-то – к человеку, образу, идее, земле или человечеству – что, когда она нас переполняет, остается только одно – творить».

И далее: «Если мы жаждем творческой энергии, если нам недостает изобретательности, воображения, идей, если нам трудно сосредоточиться на своем личном восприятии, выразить его или настоять на нем, значит, что-то разладилось в шлюзе, соединяющем реку и водохранилище. Может быть, ваш творческий поток течет по отравленной местности, которая убивает все живые образы, прежде чем они успевают достичь зрелости

…даже когда наша творческая энергия проходит долгий период вынашивания, мы все равно ждем исхода, чувствуем внутри биение и толчки новой жизни, которая ворочается и поет в нас. Мы не впадаем в отчаяние. Нам чужды метания и безнадежность» [4].

А вот, что собрал в своей работе А. Блэйк (Дарлингворф, 1980), обобщая мысли великого русского философа Георгия Ивановича Гурджиева, который был свободным человеком (что является обязательным условием для максимального проявления творческой энергии) и завещал жить свободно и бдительно, и его великого ученика и последователя из Англии Джона Годолфина Беннета:

«Именно творческая энергия позволяет человеку упражнять свою волю, то есть "делать".

Человеку доступна творческая энергия, чего животные лишены», ‑ это хотелось бы подчеркнуть особо и добавить то, что именно обладание этим видом энергии помогло человеку начать свою хозяйственную деятельность и поэтому сохраниться на Земле, как биовиду.

«Сексуальной (да и не только – О.М.) активностью управляет творческая энергия человека, которая выше жизни и даже выше сознания. В самой природе творческой энергии… заложены спонтанность и непредсказуемость.

…благодаря присутствию в нас сознания мы можем как-то изменить те условия (в том числе социальные и экономические – О.М.), в которых проявится наша творческая энергия. …Благодаря ей мы получаем возможность видеть, что с одной стороны мы сами производим творческий акт, с другой же ‑ он нам дается, ощущение, которое многие замечают на собственном опыте.

…Творческая энергия человека не может найти удовлетворения, не получив свободы творить. Она может быть удовлетворена в сотворении рода человеческого, как и найти свое воплощение в любом другом акте творчества. Однако любая творческая деятельность подвержена опасностям, возникающим отчасти благодаря ограниченности нашей личности, отчасти же ‑ со стороны ограничений, налагаемых на нас ситуациями, в которых мы оказываемся. Отклонения, обусловленные особенностями нашей личности, или появившиеся в результате попадания в чуждую нам среду могут вести человека к насилию и разрушительности, моральному разложению, или просто бесполезной растрате энергии. Энергия творчества, не найдя для себя задачей, соразмерной ее собственной мощи, расходуется бесцельно, и нам следует рассмотреть, каким образом это происходит» [5].

Из этих заключений мы видим насколько глубокие корни имеет творческая энергия в жизни человека и общества. И поскольку человек – это биосоциальное существо, творческая энергия, являясь плодом проявления его биоэнергии, воздействует на окружающую среду (впрочем, как и она на него), изменяя ее в своих, прежде всего, в социально-экономических интересах.

Правда, в силу объективных обстоятельств (человек не может сразу создавать материальный мир, основанный на высоких технологиях, в начале он всегда проходит стадию «грязных», материало- и энергоемких технологий) он нарушает, а затем пытается выравнивать экологический природный баланс. Об истоках нашей творческой энергии, как социально-экономическом явлениия нашей жизни, я писал в статье «Методологические подходы к управлению интеллектуально-креативным потенциалом личности как основным экономическим активом организации» [6].

В ней я показал, что «только творческая энергия позволяет человеку использовать другие виды энергии окружающего мира для создания искусственной, или предметной среды своего обитания с целью создания условий сохранения своего существования, как биологического вида живой природы. Чем выше творческая энергия каждого из субъектов, тем в более мощные потоки других видов энергии она может быть преобразована, тем полнее будет удовлетворяться нужда в восполнении человеком его биологической энергии, обеспечивающей его жизнестойкость.

С развитием цивилизации создаваемый предметный мир все больше и больше «вытесняет» мир естественной природы, являясь не только продуктом труда, но и концентратором затрат его творческой энергии, которая в конечном итоге является объектом экономических, в том числе рыночных (обменных), и социальных отношений».

[1] http://www.sunhome.ru/religion/11413 - Йога. Оджас.·

[2] Целибат - обет безбрачия, как правило, принятый по религиозным соображениям

[3] http://www.philosophy-veda.ru/?url=36 – Творческая энергия / Малоизученные философские идеи Аюрведы.·

[4] http://www.oculus.ru/stat.php?id=112&gl=16 - Кларисса Пинкола Эстес. Бегущая с волками.

[5] http://www.medicus.ru/venerology/pats/?cont=article&art_id=1286 А. Блейк. О сексе.

[6] Мельников О.Н. Методологические подходы к управлению интеллектуально-креативным потенциалом личности как основным экономическим активом организации // Креативная экономика. – 2007. ‑ № 6. – С. 20-29.


Источники:

1. http://www.sunhome.ru/religion/11413 – Йога. Оджас.
2. http://www.philosophy-veda.ru/?url=36 – Творческая энергия / Малоизученные философские идеи Аюрведы.
4. Мельников О.Н. Методологические подходы к управлению интеллектуально-креативным потенциалом личности как основным экономическим активом организации // Креативная экономика. – 2007. № 6. – С. 20-29.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:42:40