Концептуальная модель формирования конкурентоспособности приграничного региона
Дробот Е.В.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 13
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (4), Декабрь 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289204
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматриваются подходы к определению конкурентоспособности регионов, предлагается концептуальная модель формирования конкурентоспособности приграничного региона.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, прямые иностранные инвестиции, приграничный регион
С середины 1970-х гг. понятие конкурентоспособности стало одним из центральных. Критерий конкурентоспособности, приоритеты конкурентоспособности выдвигаются в качестве важнейших ориентиров государственного регулирования.
Расчетам и исследованию конкурентоспособности, конкурентных отношений на макро- и микроуровне традиционно уделяется достаточно внимания. Однако в современных условиях повышаются требования к региональной инфраструктуре в области науки и техники, образования, коммуникаций, информации, к обеспечению правопорядка на региональном уровне. Поэтому значительно повышается роль благоприятных условий экономической среды применительно к отдельно взятым регионам страны. А, следовательно, растет интерес к исследованию региональной конкурентоспособности, факторов ее формирующих (в частности, в рамках межрегионального анализа конкурентных преимуществ).
На первый план выходят проблемы:
- выявления комплекса характеристик, определяющих успех наиболее преуспевающих регионов страны;
- разработки программ повышения конкурентоспособности регионов за счет повышения как собственно региональной конкурентоспособности, так и конкурентоспособности отдельных отраслей, фирм-производителей и выпускаемой продукции.
Особый интерес для исследователя представляют регионы приграничного типа, поскольку они обладают своей ярко выраженной спецификой, обусловленной дополнительными потенциальными возможностями аккумуляции трудовых ресурсов, инвестиций, совершенствования инфраструктуры.
Что же собой представляет конкурентоспособность региона?
Л.С. Шеховцева определяет конкурентоспособность региона как продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая реализуется в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике [1].
По мнению А.З. Селезнева, конкурентоспособность региона – это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику [2].
Резюмируя вышеизложенные определения, хотелось бы обратить внимание на то, что при оценке конкурентоспособности региона необходимо, во-первых, выбрать базу для сравнения (другие регионы), во-вторых, установить период для сравнения (с целью анализа динамики), а, в-третьих, обосновать факторы конкурентного преимущества региона.
Так, например, Р.А. Фатхутдинов конкурентные преимущества региона определяет следующими группами факторов:
- конкурентоспособностью страны, в которую входит регион;
- природно-климатическими, географическими, экологическими и социально-экономическими параметрами региона;
- предпринимательской и инновационной активностью в регионе;
- уровнем соответствия (отставания или опережения) параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам;
- уровнем международной интеграции и кооперирования региона [3].
С точки зрения определения специфики конкурентоспособности регионов приграничного типа особое значение приобретает оценка условий конкуренции.
Методология оценки условий конкуренции разработана М. Портером и основывается на «национальном ромбе» (детерминантах конкурентного преимущества) [4, c. 174-176].
Детерминанты конкурентного преимущества Майкла Портера это: параметры факторов производства и инфраструктура; параметры спроса на продукцию фирм страны; родственные и поддерживающие фирму отрасли; стратегия фирм, их структура и соперничество [4, c. 175].
Данная система была разработана М. Портером для оценки потенциала конкурентоспособности стран.
Представляется возможным адаптация предложенной М. Портером модели к анализу региональной конкурентоспособности.
На наш взгляд, конкурентное преимущество получают регионы:
- тех стран, которые позволяют наиболее быстро накопить специализированные ресурсы и навыки;
- если в стране имеется более доступная и точная информация о потребностях в товарах и технологиях [1];
- если возможны постоянные капиталовложения (решающим фактором конкурентоспособности региона могут служить прямые иностранные инвестиции (ПИИ), поскольку именно они способствуют обновлению и совершенствованию региональной инфраструктуры в условиях нехватки и дороговизны отечественных финансовых ресурсов. Например, П. Фишер отмечает, что «богатая сырьевая база есть основа для интеграции многих важнейших отраслей, таких как машиностроение, химическая, производство транспортного оборудования, целлюлозно-бумажная и полиграфия» [5]. Такое разъяснение размещения ПИИ является частью теории места расположения потенциального ПИИ-проекта, разработанной в 1980-е гг. немецким исследователем П. Тешем [6]. В соответствии с данной теорией, качество места расположения потенциального ПИИ-проекта играет большую роль в привлечении прямых иностранных инвестиций [7]) и т.д.
Представляется, что регионы приграничного типа будут иметь более высокий потенциал конкурентоспособности в связи с тем, что именно в этих регионах могут быть созданы лучшие условия для привлечения инвестиций, для развития информационных технологий (например, за счет получения приграничным регионом статуса «особой экономической зоны») и т.д.
В заключении хотелось бы обратиться к критериям региональной конкурентоспособности. Мнения большинства специалистов здесь сводятся к тому, что единственная разумная концепция конкурентоспособности – это производительность [8, 9]. Представляется, что основная цель каждого региона должна состоять в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни для своих граждан. Возможность реализации этой цели зависит от производительности, которая достигается использованием трудовых ресурсов и капитала. Однако в современных условиях, когда в центре экономики находится человек, когда ориентация на личные достижения и потребности лежит в основе хозяйственной жизни общества, в качестве критерия конкурентоспособности необходимо также рассматривать степень удовлетворения социальных и экономических потребностей населения региона, выраженную в показателях уровня и качества жизни.
Итак, производительность (как показатель эффективности использования всех видов экономических ресурсов, включая уровень технико-технологического развития, который на региональном уровне может быть измерен с помощью показателя ВРП) и уровень (качество) жизни, мы предлагаем рассматривать в качестве критериев конкурентоспособности региона, оказывающих основополагающее влияние на рост его экономического благосостояния (рис.).
Следовательно, концептуальная модель формирования конкурентоспособности приграничного региона формируется под влиянием факторов конкурентного преимущества, к которым можно отнести лучший доступ к информационным и технологическим ресурсам, развитие инфраструктуры, приток прямых иностранных инвестиций, а также двух критериев: ВРП и уровня (качества) жизни населения региона.
Рисунок. Концептуальная модель формирования конкурентоспособности приграничного региона
[1] М. Портер отмечает, что «информационная технология оказывает мощное влияние на конкурентное преимущество … либо с точки зрения издержек, либо с точки зрения дифференциации» [4, c. 99].
Источники:
2. Селезнев, А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России / А.З. Селезнев. – М. : Юристъ, 1999. – С. 384.
3. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. – М. : Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2002. – С. 253.
4. Портер, М.Э. Конкуренция / М.Э. Портер ; пер. с англ. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2003. – С. 174 – 176.
5. Фишер, П. Стратегия привлечения инвестиций в про¬мышленность России / П. Фишер // http://search.rambler.ru/cgi-bin/rambler_search
6. Tesch P. Die Bestimmungsgr nde des internationalen Handels und der Direktinvestitionen. — Berlin, 1980.
7. Гумерова, Г.И. Факторы, влияющие на привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику региона (согласно теории П. Теша) / Г.И. Гумерова, Э.Ш. Шаймиева // Региональная экономика : теория и практика. – 2008. - № 9 (66). – С. 36 – 43.
8. Горбашко, Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности / Е.А. Горбашко. – СПб. : Издательство СПб ГУЭФ, 1998. – С. 20.
9. Куренков, Ю. Конкурентоспособность России в мировой экономике / Ю. Куренков, В. Попов // Вопросы экономики. - 2001. - № 6. - С. 37.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:09