Перспективы развития приграничных регионов Венгрии в условиях постковидного восстановления экономики

Федоренко Р.В.1, Неделька Э.2
1 Самарский государственный технический университет, Россия, Самара
2 Университет Шопрона

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать:
Федоренко Р.В., Неделька Э. Перспективы развития приграничных регионов Венгрии в условиях постковидного восстановления экономики // Экономические отношения. – 2021. – Том 11. – № 4. – С. 743-758. – doi: 10.18334/eo.11.4.113724.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47403303
Цитирований: 1 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
Пандемия COVID-19 привела к существенному снижению экономической активности Венгрии и значительному сокращению уровня ВВП. Закрытие границ и карантинные меры привели к существенному сокращению международной торговли, что особенно важно для экономики Венгрии, характеризующейся высоким уровнем открытости. Однако, наблюдаемое в течение 2021 года восстановление мировой экономики дает возможность ускоренного восстановления для компаний, ориентированных на внешние рынки. В статье на основе анализа данных о прогнозном и фактическом уровне ВВП Венгрии, исследования тенденций внешнеторговой деятельности и оценки, принятых венгерскими властями по поддержке населения и местных предприятий, определены перспективы восстановления экономики страны. Важным драйвером экономического восстановления должен стать экспорт продукции, что приведет к ускорению экономического развития приграничных регионов Венгрии.

Ключевые слова: Венгрия, открытая экономика, приграничные регионы, экспорт

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Фонда «За русский язык и культуру» в Венгрии в рамках научного проекта № 21-510-23002.

JEL-классификация: F13, F14, F15, F64



Введение

Пандемия COVID-19 привела к масштабному снижению экономической активности по всему миру. Вводимые правительствами разных стран локдауны привели к остановке производственных и торговых процессов, в результате чего по итогам 2020 года произошло существенное снижение уровня мирового валового продукта.

Влияние пандемии на экономические процессы исследовалось в работах таких ученых, как Л.М. Григорьев, В.А. Павлушина, Е.Э. Музыченко [1] (Grigoriev, Pavlushina, Muzychenko, 2020), Е.В. Дробот, И.Н. Макаров, В.С. Назаренко [2] (Drobot, Makarov, Nazarenko at al., 2020), Е.В. Максимова, В.В. Морозова [3] (Maksimova, Morosova, 2020), Хмелева Г.А. [4] (Khmeleva, 2021), Н.С. Грачевой [5] (Gracheva, 2020).

Общемировые локдауны 2020 года поставили вопрос о перспективах существующих глобализационных процессов. Ряд исследователей в своих работах поднимали вопрос о неизбежности изменений доковидной тенденции постоянно развивающейся глобализации. Среди таких работ можно выделить публикации О.Б. Иванова [6] (Ivanov, 2020), Н.А. Ивановой [7] (Ivanova, 2021), А. Кхан, Н. Кханб М. Шафик [8] (Khan, A., Khan, N., Shafiq, 2021).

Помимо исследований, проводимых на мега- и макроуровнях экономики, ряд российских и зарубежных ученых занимались вопросами влияния пандемии на функционирование мезо- и микроуровней экономики. Результаты таких исследований были опубликованы в работах Е.В. Лисовой [9] (Lisova, 2020), Е.В. Дробот и др. [10] (Drobot et al., 2020), М.А. Холоповой, Д.И. Колесникова, К.К. Курченко [11] (Holopova, Kolesnikov, Kurchenko, 2020), Н. Саиф, Дж. Руан, Б. Обренович [12] (Saif, Ruan, Obrenovic, 2021).

Борьба с пандемией оказала существенное влияние на процессы международной торговли. Закрытие границ, дополнительные требования к обеспечению безопасности международных грузоперевозок, локальные локдауны, приводящие к срыву внешнеторговых поставок, выступали существенным негативным фактором развития международного товарообмена. Влияние COVID-19 на функционирование открытых экономик, функционирование международных логистических цепей и экономику приграничных регионов изучалось в работах исследователей по всему миру. К ним можно отнести публикации С.С. Асановой, Р.В. Федоренко, Г.А. Хмелевой [13] (Asanova, Fedorenko, Khmeleva, 2020), Е.А. Гимельштейн, Д.Ф. Годвана [14] (Gimelshtein, Godvan, 2020), Л.Х. Саидмуродова, Р.М. Аминджанова [15] (Saidmurodova, Aminjanova, 2020), П. Мариани [16] (Mariani, 2021), Е. Опиловска [17] (Opilowska, 2021), Х. Бом [18] (Bohm, 2021), Р. Силва-Собриньо, А. Зилли [19] (Silva-Sobrinho, Zilly, 2021).

В данном исследовании в качестве основного объекта изучения была выбрана экономика Венгрии. Особое внимание авторы уделили особенностям экономического развития приграничных регионов страны. Основная гипотеза исследования заключается в том, что степень открытости экономики Венгрии оказала влияние на скорость экономического восстановления страны.

Эмпирической базой исследования послужили данные Всемирного банка, Центрального статистического управления Венгрии, Международного валютного фонда, РБК.

Воздействие пандемии COVID-19 на экономику Венгрии

До наступления всемирного кризиса, вызванного пандемией новой коронавирусной инфекции, экономика Венгрии демонстрировала высокие экономические показатели, превышающие среднеевропейский уровень. За период 2015–2019 гг. экономический рост в среднем был выше 4%, инфляция была относительно низкой, уровень безработицы опустился до 3%, обновив исторические минимумы. Прогнозы экономического развития Венгрии на период 2020–2025 гг. предполагали высокие темпы роста и увеличение уровня ВВП страны на 25% за пятилетний период [20].

Разразившийся из-за пандемии кризис привел к тому, что данные прогнозы оказались неактуальны. Вместо предсказанного роста около 5% в 2020 году произошло значительное снижение уровня ВВП.

Начало пандемии прошло для Венгрии сравнительно легко и не оказало существенного воздействия на экономику страны. Две первые волны пандемии в Венгрии были относительно умеренными и не принесли столь масштабных негативных последствий, которые наблюдались в других странах Евросоюза, в частности в Италии или Испании. Уже в марте 2020 года правительством Венгрии были введены жесткие меры сдерживания эпидемии, которые позволили продолжительное время удерживать заболеваемость на приемлемом для национальной системы здравоохранения уровне.

Летом 2020 года первоначальные жесткие ограничения были смягчены, что привело к более сильному негативному влиянию второй и в особенности третьей волны пандемии. Во время второй волны, пришедшейся на октябрь-ноябрь 2020 года, Венгрия вышла на среднеевропейский уровень по числу заболевших на 1 млн человек. Весной 2021 года в Венгрии бушевала третья волна эпидемии, что привело к закрытию школ и большей части малых и средних предприятий. К апрелю 2021 г. в Венгрии был достигнут пиковый уровень числа ежедневно регистрируемых заболевших (рис. 1).

Рисунок 1. Количество зарегистрированных заболевших на 1 млн чел., в день

Figure 1. The number of registered cases per 1 million people, per day

Источник: данные International Monetary Fund.

Помимо вынужденного локдауна в качестве ключевой меры борьбы с новой инфекцией правительство Венгрии выбрало ускорение темпов вакцинации. В отличие от ряда других стран Евросоюза, правительство не стало ограничиваться вакцинами, закупленными в ЕС, и одобрило применение еще четырех вакцин, что позволило Венгрии стать лидером в мире по числу доступных вакцин. В результате такой стратегии уже к концу мая больше половины взрослого населения было вакцинировано хотя бы первой дозой, и количество ежедневно регистрируемых заболеваний резко пошло на спад.

Строгие ограничительные меры, принятые в начале пандемии и в большей или меньшей степени действовавшие в течение всего 2020 года, не могли не оказать негативного влияния на экономику Венгрии. Уровень ВВП по итогам 2020 года обрушился более чем на 5%, что оказалось незначительно лучше падения экономик 15 наиболее развитых стран Евросоюза (рис. 2). Из рисунка видно, что падение ВВП оказалось даже большим, чем среднее для стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Рисунок 2. Изменение ВВП на душу населения, %

Figure 2. Change in GDP per capita, %

Источник: данные International Monetary Fund.

К наиболее важным факторам снижения уровня ВВП в 2020 году относятся принятые меры по ограничению мобильности населения, временное закрытие заводов и прочих крупных предприятий, за исключением индустрии здравоохранения и пищевой промышленности. Была полностью остановлена индустрия туризма, предприятия общественного питания и индустрия развлечений также были вынуждены существенно сократить объемы своей работы. Развитие пандемии на глобальном уровне привело к нарушению международных цепочек поставок, элементами которых были венгерские предприятия, снижению уровня мирового потребления и сокращению инвестиций.

Венгерские власти отреагировали на вызовы пандемии масштабными финансовыми вливаниями в экономику страны. Основная поддержка была направлена на малые и средние предприятия, кроме того, существенное внимание было уделено решению проблемы сохранения рабочих мест в условиях вынужденного простоя предприятий. Многие работодатели и самозанятые получили различные налоговые льготы, что потребовало от правительства мобилизации дополнительных источников финансирования и перераспределения ресурсов из существующего бюджета. В качестве источников дополнительного финансирования послужили фонды ЕС и временно повышенные налоги для крупных компаний розничной торговли и предприятий банковской сферы.

Все финансирование было сведено в два созданных для борьбы с последствиями пандемии фонда – противоэпидемический и фонд экономической защиты.

Противоэпидемический фонд был создан для управления дополнительным финансированием отрасли здравоохранения. В 2020 году с помощью этого фонда осуществлялись дополнительные закупки медицинского оборудования и принадлежностей, выплачивалась повышенная заработная плата и премии медицинскому персоналу.

Фонд экономической защиты был создан с целью смягчения для граждан и предприятий страны экономических последствий пандемии и вызванных ею ограничений. Фонд оказывал поддержку наиболее пострадавшим отраслям, таким как туризм, сфера услуг и пр. Основным инструментом поддержки явились прямые адресные субсидии самозанятым и владельцам малых и средних предприятий.

Благодаря принятым мерам экономика Венгрии в 2021 году начала быстро адаптироваться к вызванным пандемией COVID-19 ограничениям. Данные о реальном ВВП в начале года значительно превзошли ожидания: к примеру, промышленность и строительство выросли на 2%.

Данные первого квартала 2021 года позволяют прогнозировать быстрое восстановление экономики Венгрии. Ожидается, что рост составит около 6% по итогам 2021 года, хотя общая неопределенность остается достаточно высокой.

Основными источниками восстановления экономики Венгрии являются восстановление внутреннего спроса до доковидных уровней потребления, обусловленное сохранением накопленных сбережений домохозяйств и продолжающими рост зарплатами частного сектора. Важным источником экономического роста должно стать восстановление показателей чистого экспорта за счет улучшения внешнего спроса и увеличения внешнеторговых поставок.

Характеристика внешнеторговой деятельности Венгрии в условиях пандемии

Показатели внешнеэкономической деятельности Венгрии в 2020 году продемонстрировали значительное снижение как в отношении международного товаропотока, так и в отношении торговли услугами. Коллапс туристических потоков и повсеместные ограничительные меры привели к значительному снижению как импорта, так и экспорта Венгрии в 2020 году (рис. 3).

Рисунок 3. Показатели внешнеторговой деятельности Венгрии в 2016–2020 гг.

Figure 3. Indicators of foreign trade activity of Hungary in 2016–2020

Источник: Данные Всемирного банка [21].

Экспорт в 2020 году сократился почти на 3%, однако торговый баланс остался практически неизменным благодаря аналогичному сокращению немедицинского импорта и репатриации прибыли транснациональными корпорациями.

В 2019 году Венгрия экспортировала товаров на международный рынок на более чем 121 млрд долларов, что соответствует 33-му месту в списке мировых экспортеров. На протяжении 2015–2019 гг. венгерский экспорт демонстрировал стабильный рост, увеличившись с 111 млрд долларов в 2014 году до 121 млрд долларов в 2019 году.

Основу венгерского экспорта составляют такие товары, как автомобили (12,6 млрд долларов), запасные части (7,2 млрд долларов), лекарства и медицинские изделия (3,68 млрд долларов), видеодисплеи (3,57 млрд долларов).

Ключевыми торговыми партнерами – покупателям венгерских товаров являются Германия (объем экспорта – 32,6 млрд долларов), Румыния (6,21 млрд долларов), Италия (5,91 млрд долларов), Словакия (5,91 млрд долларов) и Австрия (5,33 млрд долларов). Основная доля экспорта приходится на торговлю с сопредельными странами, что подчеркивает важность развития приграничных регионов страны [22].

Удачное географическое положение страны, находящейся на восточной границе Шенгенской зоны ЕС и на пересечении двух ключевых транспортных коридоров Трансъевропейской сети, позволяет Венгрии активно встраиваться в международные цепи поставок и строить собственную экономику с ориентацией на рынки развитых европейских стран.

Венгерская экономика чрезвычайно открыта. В ответ на тенденции мирового рынка Венгрия еще в 2014 году ввела новую внешнеэкономическую политику и направила основное внимание на увеличение объемов экспорта и притока прямых иностранных инвестиций в страну.

Для характеристики открытости региональной экономики используют показатели доли внешнеторгового оборота в валовом региональном продукте. Для общей характеристики тенденций международной торговли широкое распространение получил коэффициент открытости, представляющий собой долю внешнеторгового оборота (FTT) в валовом региональном продукте (GRP) региона i в период t:

.

Чем больше коэффициент открытости, тем более интегрированным в мировое экономическое пространство является регион [23] (Khmeleva, Fedorenko, 2019).

На рисунке 4 представлены результаты расчета доли внешнеторгового оборота Венгрии в ВВП страны.

Рисунок 4. Коэффициент открытости экономики Венгрии, %

Figure 4. Coefficient of openness of the Hungarian economy,%

Источник: составлено автором по данным Центрального статистического управления Венгрии [24].

После мирового финансового кризиса 2008 года, приведшего к резкому снижению объемов внешней торговли Венгрии в 2009 году, на протяжении последующего десятилетия наблюдалось полуторное преимущество показателя внешнеторгового оборота над объемом ВВП страны.

Глобальная стратегия экономического развития Венгрии предполагает ориентацию местных предприятий преимущественно на внешние рынки. Удачное географическое месторасположение и наличие развитой транспортно-логистической инфраструктуры позволяют приграничным регионам Венгрии поставлять свою продукцию на рынки развитых европейских стран, обладающие высокой покупательной способностью.

Результатом становится ускоренное экономическое развитие приграничных регионов. Следует отметить, что для Венгрии, как и для большинства небольших европейских стран, характерно сосредоточение центральных офисов крупнейших предприятий в столичном регионе. Так, за 2020 год из 47,5 млрд форинтов ВВП Венгрии на регион Центральная Венгрия, объединяющий Будапешт и столичный округ Пешт, пришлось 22,5 млрд форинтов, или около 47% от общенационального объема. Вместе с тем оставшаяся часть объемов ВВП оказывается распределена крайне неравномерно (рис. 5).

Рисунок 5. Ранжирование нестоличных округов Венгрии по уровню ВВП, млн форинтов

Figure 5. Ranking of non-capital districts of Hungary by GDP level, million forints

Источник: составлено автором по данным Центрального статистического управления Венгрии [25].

Среди пяти лидирующих на протяжении последних лет регионов четыре являются приграничными со странами, ранее отмеченными нами в качестве ключевых торговых партнеров Венгрии, – Австрией, Румынией и Словакией.

Закрытие границ в 2020 году привело к заметному сокращению экономической активности в приграничных регионах, конкретные последствия которого еще предстоит изучить после публикации официальной статистики за данный период. Однако своевременная поддержка со стороны государства позволила сохранить подавляющее число предприятий, а начавшееся в 2021 году восстановление экономики ЕС дало возможность для венгерских компаний, ориентированных на экспорт, вернуться на рынки с более высокой покупательской способностью. В результате восстановление экономики приграничных регионов происходит с опережающими средние по Венгрии темпы.

Венгрия осуществляет планомерную поддержку экспортной деятельности малых и средних предприятий, а также создает условия для уверенного развития крупных компаний, в особенности ориентированных на внешние рынки. На протяжении многих лет Венгрия привлекает транснациональные корпорации, выступая аутсорсером ряда бизнес-процессов для компаний Германии, Австрии, Италии и пр.

Венгерские предприятия получают льготные кредиты и кредитное страхование для экспортных операций с венгерскими товарами и услугами, в стране успешно функционирует агентство по развитию экспорта, посольства и консульства Венгрии вовлечены в работу по поиску потенциальных зарубежных партнеров и инвесторов.

Потери глобального производства и нехватка товаров в отдельных секторах заставят государства пересмотреть политику в сторону дальнейшего укрепления внутреннего производства. По мере выхода из кризиса крупные международные компании будут реструктуризировать и удешевлять производство. Европейские компании, столкнувшиеся с вызванным карантинными мерами срывом поставок из стран Азии в 2020 году, все чаще рассматривают возможности перераспределения части производственных мощностей в границах европейского континента, что создает дополнительные потенциальные точки роста для открытой венгерской экономики.

Кроме ориентации на страны ЕС, правительство Венгрии в 2020–2021 гг. уделяло серьезное внимание и восточному направлению потенциального внешнеторгового сотрудничества. Проводя политику открытости на восток, венгерские власти диверсифицируют состав потенциальных инвесторов и направления экспортных потоков, большая часть из которых в настоящее время приходится на рынок ЕС. Серьезным потенциалом обладает и возможное расширение российско-венгерского сотрудничества в промышленном секторе на территории Венгрии. Локализуя производство в Венгрии, российские компании могут получить выход на рынки стран Европейского союза [26].

Восстановление объемов внешней торговли для Венгрии является краеугольным камнем экономического развития, поскольку страна обладает способностью поставлять на мировые рынки значительные объемы продукции, обеспечить достаточный внутренний спрос на которую пока почти невозможно. При этом наличие развитой логистической инфраструктуры в приграничных регионах обеспечивает возможность быстрого вывода местных товаров на рынки развитых стран Европы, высокий спрос в которых обеспечивается общеевропейским восстановительным ростом экономики. Таким образом, при реализации прогнозных сценариев восстановления объемов внешней торговли Венгрии в ближайшие годы приграничные регионы страны получат дополнительный импульс к собственному развитию.

Заключение

Базовым прогнозом на 2021 год является ускоренное восстановление венгерской экономики. С учетом превзошедших ожидания властей результатов первого квартала прогнозируемый экономический рост на 2021 год составляет около 6%, что позволит восстановить потери ВВП 2020 года. Однако данный сценарий предполагает сохранение высоких темпов вакцинации, соответствующее снижение числа новых заболеваний и отсутствие стрессовых нагрузок на местные системы здравоохранения. Предполагается, что национальный локдаун и остановка большей части предприятий не повторится.

Основными драйверами экономического роста Венгрии на период 2021–2022 гг. должны стать улучшение внешнего спроса и наращивание объемов экспортных поставок, а также увеличение внутреннего производства, обусловленное восстановлением уровня местного потребления.

Однако неопределенность остается существенной. Темпы экономического роста Венгрии зависят от глобального рынка и темпов восстановления европейской экономики. Можно предполагать, что в ближайшие годы вклад приграничных регионов в экономическое развитие Венгрии будет неуклонно возрастать.


Источники:

1. Григорьев Л.М., Павлюшина В.А., Музыченко Е.Э. Падение в мировую рецессию 2020 // Вопросы экономики. – 2020. – № 5. – c. 5–24. – doi: 10.32609/0042– 8736–2020–5-5–24.
2. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Манасян С.М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 8. – c. 2135–2150. – doi: 10.18334/epp.10.8.110790.
3. Максимова Е.В., Морозов В.В. COVID-19 и глобализация // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 5. – c. 86–90.
4. Хмелева Г.А. Феномен постковидного синдрома в мировой и российской экономике (на примере инноваций отраслей образования и медицинских услуг) // Экономические отношения. – 2021. – № 3. – c. 603–618. – doi: 10.18334/eo.11.3.112805.
5. Грачева Н.С. Налоговые льготы как инструмент стимулирования экономической деятельности в период пандемии Covid-19 // Перо науки. – 2020. – № 22. – c. 19-23.
6. Иванов О.Б. Глобальные риски и новые вызовы человеческой цивилизации // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2020. – № 2. – c. 7–20. – doi: 10.24411/2071–6435–2020–10009.
7. Иванова Н.А. Переосмысление глобализированных цепочек поставок как одно из последствий пандемии Covid-19 на мировом рынке // Транспортное дело России. – 2021. – № 2. – c. 11–12. – doi: 10.52375/20728689_2021_2_11.
8. Khan A., Khan N., Shafiq M. The Economic Impact of COVID-19 from a Global Perspective // Contemporary Economics. – 2021. – № 15 (1). – p. 64-75. – doi: 10.5709/ce.1897-9254.436.
9. Лисова Е.В. Воздействие COVID-19 на социально-экономическую деятельность регионов // Путеводитель предпринимателя. – 2020. – № 2. – c. 119– 125. – doi: 10.24182/2073–9885–2020–13–2-119–125.
10. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Манасян С.М., Назаренко В.С., Бахмутская В.С. Малый и средний бизнес в России: как жить во время и после кризиса? // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2413–2430. – doi: 10.18334/ce.14.10.110897.
11. Холопова М.А., Колесников Д.И., Курченко К.К. Эволюция бизнес-моделей в условиях эпидемии Covid-19: тенденции и перспективы // Финансовая экономика. – 2020. – № 4. – c. 214-216.
12. Saif N.M.A., Ruan J., Obrenovic B. Sustaining Trade During Covid-19 Pandemic: Establishing a Conceptual Model Including Covid-19 Impact // Sustainability. – 2021. – № 10. – doi: 10.3390/su13105418.
13. Асанова С.С., Федоренко Р.В., Хмелева Г.А. Влияние COVID-19 на экспортный потенциал Самарской области в медицинской промышленности // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1525–1540. – doi: 10.18334/eo.10.4.110992.
14. имельштейн Е.А., Годван Д.Ф. Логистика на карантине: пандемия Covid-19 и мировой логистический кризис // Логистика - евразийский мост: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2020. – c. 277-279.
15. Саидмуродов Л.Х., Аминджанов Р.М. Малая открытая экономика Республики Таджикистан в условиях влияния пандемии Covid-19: анализ и прогнозы // Экономика Таджикистана. – 2020. – № 3. – c. 19-29.
16. Mariani P. The EU Market in Times of a Global State of Emergency: Internal and External Trade Barriers in the Age of Pandemics // Legal Issues of Economic Integration. – 2021. – № 8 (1).
17. Opilowska E. The Covid-19 crisis: the end of a borderless Europe? // European Societies. – 2021. – № 23. – p. S589-S600. – doi: 10.1080/14616696.2020.1833065.
18. Bohm H. The influence of the Covid-19 pandemic on Czech-Polish cross-border cooperation: From debordering to re-bordering? // Moravian Geographical Reports. – 2021. – № 29 (2). – p. 137-148. – doi: 10.2478/mgr-2021-0007.
19. Silva-Sobrinho R., Zilly A. Coping with COVID-19 in an international border region: health and economy // Revista Latino-Americana de Enfermagem. – 2021. – № 29. – doi: 10.1590/1518-8345.4659.3398.
20. Hungary: 2021 Article IV Consultation-Press Release; and Staff Report. International Monetary Fund. [Электронный ресурс]. URL: www.imf.org/en/Search#q=hungary&sort=relevancy (дата обращения: 15.10.2021).
21. Hungary Exports by country and region 2019. [Электронный ресурс]. URL: wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/HUN/Year/LTST/TradeFlow/Export/Partner/all/ (дата обращения: 15.10.2021).
22. Trading Economics: Hungary. [Электронный ресурс]. URL: tradingeconomics.com/hungary/gdp (дата обращения: 15.10.2021).
23. Khmeleva G.A., Fedorenko R.V. International Economic Integration of Certain Regions: The Case of the Samara Region // Modern Economy, Smart Development: Tudomanyos konferencia a Magyar Tudomany Unnepe alkalmabol, Edited by: Dr. RESPERGER Richard Boritoterv. 2019. – p. 72.
24. Summary tables (STADAT) - Time series of annual data - National accounts, GDP. General economic indicators. [Электронный ресурс]. URL: www.ksh.hu/stadat_annual_3_1 (дата обращения: 15.10.2021).
25. Summary tables (STADAT) Regional statistics. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ksh.hu/stadat_annual_6_3 (дата обращения: 15.10.2021).
26. РБК+ "Венгрия" Журнал РБК №1-2/2021. [Электронный ресурс]. URL: https://plus.rbc.ru/ (дата обращения: 12.10.2021).

Страница обновлена: 14.08.2024 в 07:22:50