Общие принципы
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (15), Март 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Контроллинг можно рассматривать как механизм саморегулирования, осуществляющего обратную связь в контуре управления предприятием. Реализация основных функций контроллинга предполагает наличие развитого информационного обеспечения поддержки принятия решений в целях оптимального использования имеющихся на предприятии возможностей, объективной оценки его сильных и слабых сторон.
Ключевые слова: контроллинг
Контроллинг можно рассматривать как механизм саморегулирования, осуществляющего обратную связь в контуре управления предприятием. Реализация основных функций контроллинга предполагает наличие развитого информационного обеспечения поддержки принятия решений в целях оптимального использования имеющихся на предприятии возможностей, объективной оценки его сильных и слабых сторон.
К основным функциям и задачам информатизации контроллинга можно отнести:
‑ информационную поддержку процессов разработки стратегических целей и задач предприятия;
‑ информационную и консультативую поддержку процессов принятия управленческих решений;
‑ создание условий для функционирования общей информационной системы управления предприятием;
‑ рационализацию управленческого процесса и координацию действий подразделений предприятия.
Обеспечение эффективной деятельности современного предприятия требует создания единой корпоративной информационной системы, ориентированной на комплексное управление финансами, персоналом, снабжением, сбытом и процессом производства. Единая корпоративная информационная система – это средство достижения основных целей бизнеса: повышение качества выпускаемой продукции, увеличение объёма и рентабельности производства и сбыта продукции, занятие устойчивых позиций на рынке и лидерство в конкурентной борьбе.
Предъявляемые к корпоративным информационным системам требования не зависят от формы собственности и сферы деятельности предприятия, её программные компоненты должны соответствовать используемым бизнес-процессам. При выборе программно-аппаратных платформ, средств коммуникации и отдельных бизнес-приложений обязательны непротиворечивые, согласованные технологии, а также единая технология эксплуатации и обслуживания системы.
Основными требованиями, предъявляемыми к информационной системе, являются:
1. Открытость системы.
2. Соответствие основным принципам документирования бизнеса:
‑ регламентация автоматизированного документооборота;
‑ единство учёта, контроля и хранения документов;
‑ единство содержательного и формального учёта;
‑ единство аналитического и синтетического учёта;
‑ мультивалютность и настраиваемость на нормативы.
Обеспечение единого информационного пространства включает в себя:
а) распределённость пользователей в пространстве;
б) функционирование системы в режиме реального времени;
в) расширенные телекоммуникационные возможности;
г) внутрисистемную информационную связанность;
д) множественность интерфейсов.
Настраиваемость на конкретные пользовательские приложения реализуется через информационное обеспечение управления бизнесом в части:
‑ формирования стратегии и тактики развития;
‑ прогнозирования состояния внешней и внутренней среды;
‑ консолидации информации филиалов и дочерних предприятий;
‑ порт-фолио менеджмент активов и пассивов;
‑ администрирования электронного документооборота, прав и полномочий.
Надежность, защищённость и безопасность осуществляется с помощью единого регламента документирования, сопровождения и модификации ‑ многоуровневой и многоаспектной системы анализа и подготовки к принятию решения с гибким, развитым графическим пользовательским интерфейсом.
Автоматизация без реинжиниринга бизнес-процессов и модернизации существующей системы управления, как правило, не приносит желаемых результатов и неэффективна. Цель использования программных приложений ‑ это не только сокращение бумажных документов и рутинных операций, но и переход на новые формы ведения документооборота, учёта и отчётности.
Ключевым моментом в информатизации контроллинга является принятие высшим руководством идеологии и принципов контроллинга, а также концепции его информатизации. Только при активном содействии руководства можно изначально правильно оценить и провести весь комплекс работ по информатизации контроллинга с минимальными потерями в сроках и затратах.
В процессе комплексной автоматизации могут меняться традиционно сложившиеся функции отделов информационных технологий. Специалисты заказчика являются инициаторами и исполнителями подготовки предложений по совершенствованию и развитию существующей системы, что позволяет лучше приспособить систему к своим требованиям, которые должны быть основательно продуманы. Чрезмерная, как и неполная, автоматизация не всегда приводит к положительному результату. Индивидуальность и чёткая направленность на решение проблем конкретного предприятия ‑ необходимые постулаты комплексной автоматизации. Главное не просто автоматизировать процессы бизнеса, а получить наибольшую отдачу от инвестиций в информационные технологии, т.е. необходимо понять как и что изменить в бизнес-процессах, чтобы внедрение информационных технологий дало наибольший эффект.
В настоящий момент на российском рынке представлены как зарубежные комплексные информационные системы, в частности, R/3 компании SAP AG, BAAN 4 компании BAAN, Oracle Applications компании Oracle, так и отечественные: “Галактика” компании “Галактика”, “Флагман” компании “ИНФОСОФТ”, “М-2” фирма “Клиент-Серверные-Технологии”, “Алеф” фирма “Alaf Consalting and Soft”. Более детально основные преимущества и недостатки внедрения и функционирования этих систем будут рассмотрены в следующем выпуске журнала “Контроллинг в России”.
Подводя итог, отметим, что выбор и внедрение комплексной системы информатизации контроллинга невозможен без привлечения квалифицированных специалистов в предметных областях (финансовом планировании, бухгалтерском учёте, делопроизводстве т.д.), технологов, системных аналитиков, специалистов в области программно-аппаратного обеспечения. Необходимо, в первую очередь, выявить основные проблемы бизнеса, определиться с объектами управления и выбрать систему информационной поддержки, обеспечивающую достижение максимально высокого соотношения качества функционирования системы информационной поддержки управления к затратам на обеспечение качества.
Статья написана в соавторстве с доктором технических наук, профессором Карминским А.М. и специалистом “Газпробанка” Жевага А.А.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:29:47