Обеспечение эффективного информационно-методологического функционирования продовольственного рынка региона
Дохолян С.В.1, Вартанова М.Л.2
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, Россия, Москва
2 Московский психолого-социальный университет
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 1 (Январь-Март 2017)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29774224
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Исследование продовольственного регионального рынка необходимо сопроводить информационно-экономическими факторами, которые позволят полноценно оценить состояние данного конкретного рынка, а через совокупность отдельных рынков и состояние продовольственного рынка в целом. Наличие четко отлаженной информационно-методической системы определяет эффективность процесса управления. Такая система включает в себя сбор данных, его оперативную обработку, принятия оптимальных решений субъектами, участвующими в продовольственном обеспечении региона.
Ключевые слова: сельское хозяйство, производство, агропромышленный комплекс, эффективность, регионы, сельскохозяйственное производство, информационно-методологическое обеспечение, продовольственный региональный рынок
Введение
Преобразования, которые происходили в экономике страны, вызвали множество проблем. Они требуют концептуального обобщения и обоснования методов их практического решения. Важной проблемой, требующей своего решения, несмотря на то, что с периода трансформации прошло более двадцати лет, является формирование регионального продовольственного рынка, который призван решать задачи снабжения населения продовольствием, участвовать в обеспечении продовольственной безопасности государства.
В основе продовольственной безопасности России, учитывая ее обеспеченность природными ресурсами, лежит «максимальное самообеспечение основными продуктами питания как стержневой элемент поддержания национального суверенитета. Механизм обеспечения продовольственной безопасности включает систему социально-экономических и институционально-правовых норм по предотвращению угроз, ведущих к потере обеспеченности населения основными продуктами питания» [3] (Vartanova M.L., 2014). По мнению Дохоляна С.В., «региональная экономика отраслевая структура в значительной степени определяет экономическую эффективность, и социальные показатели региона строить прогнозы развития отрасли на основании только лишь финансово-экономических показателей не представляется разумным число элементов» [7] (Dokholyan S.V., 2008).
При этом, «функционирование рынка, тем более продовольственного, требует создания конкурентной среды. Конкуренция, до определенного предела, выступает одним из главных инструментов по обеспечению стабильного положения субъектов и организации дальнейшего развития рынка» [9] (Dokholyan S.V., Vartanova M.L., 2016). И это объясняется, прежде всего, «ролью конкуренции как основного и объективного механизма отбора производителей по конечным результатам их деятельности; как средство, которое обеспечивает взаимосвязь и взаимное регулирование производства и потребления; как элемент по оценке качества и стоимости товара; как форма увеличения ассортимента и номенклатуры товара и способ расширения границ товарного рынка» [9] (Dokholyan S.V., Vartanova M.L., 2016).
Конкуренция служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности, влияет на характер и формы взаимоотношений между субъектами рынка. В статье авторы попытались подробно рассмотреть конкуренцию и как элемент рынка, при помощи которого уравновешивается спрос и предложение, и как тип отраслевого рынка, где рассматривается степень зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников [9] (Dokholyan S.V., Vartanova M.L., 2016).
Кроме того, «не все регионы России могут продемонстрировать наличие хоть какого-нибудь конкурентного преимущества высокого порядка. Это относится только к экономически неразвитым территориям, которые (следуя общей тенденции) еще не перешли от индустриального к постиндустриальному этапу развитию» [7] (Dokholyan S.V., 2008).
Таким образом, каждый субъект РФ в рамках своей продовольственной политики должен: «во-первых, проанализировать существующие и потенциальные конкурентные преимущества; во-вторых, в качестве приоритетных отраслей промышленности выбрать те, которые имеют задел по конкурентным преимуществам высшего порядка; в-третьих, при отсутствии используемых и потенциальных преимуществ высшего порядка региону следует выбирать» [7] (Dokholyan S.V., 2008).
«Региональные власти стремятся к регулированию розничных цен на базовые социально-значимые продукты питания. Сдерживание цен в условиях бюджетных ограничений осуществляется путем административного фиксирования торговых наценок и марки перерабатывающих предприятий» [9] (Dokholyan S.V., Vartanova M.L., 2016). Такое сдерживание цен ведет, во-первых, к скачкообразному повышению цен, так как административный контроль в современных условиях не может эффективно удерживать цены в заданных рамках в течение длительного периода. Во-вторых, скачкообразные повышения цен ведут к периодическим потребительским паникам и дефицитам. «Все это искажает рыночный сигнал для субъектов рынка и соответственно негативно сказывается на развитии всей продовольственной цепи» [9] (Dokholyan S.V., Vartanova M.L., 2016).
Продовольственный рынок региона имеет «межотраслевой характер, объединяет вокруг себя многие отрасли экономики и социальной сферы, в тоже время информирует о состоянии сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности и розничной торговли» [4] (Vartanova M.L., 2016).
Основы методологического исследования эффективности функционирования продовольственного рынка
Как многоаспектный и многосложный элемент агропромышленного комплекса, да и всей национальной экономики, продовольственный рынок должен иметь свою методологию исследования. Как известно, каждый научный объект и предмет, который необходимо изучить, требует своего метода познания. В общем подходе к методологии она включает в себя общефилософский метод познания, который связывает между собой основные принципы научного мышления, к которым относятся индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, сравнение, эксперимент и др.
Раскрывая суть этих методов, необходимо отметить, что «они позволяют выстроить логическую систему прогнозирования, необходимую для получения конкретных результатов, осуществить диалектический процесс познания: от абстрактного к конкретному, от явления к сущности, от простого к сложному и от них к практике» [11].
Как отмечается в экономической литературе, методология представляет собой «учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки – это учение о принципах построения, методах, формах организации и способах научного познания» [1].
«Методологию можно представить как систему, призванную реализовать три взаимосвязанные функции» [4] (Vartanova M.L., 2016). Первая из них состоит в получении, создании нового знания, которое реализуется на основе общенаучных методов и общефилософских форм и принципов познания. Вторая функция состоит в структурировании нового знания в виде новых понятий, законов, категорий, теоретических идей, гипотез, теорий. Третья функция состоит в том, чтобы организовать использование полученных знаний в общественной жизни и практической деятельности.
Принцип, который составляет основу общей методологии, опирается на диалектический подход. Диалектический подход позволяет рассматривать исследуемые проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии.
Следует отметить, что «при разработке любой методологии выявляются некоторые общие, универсальные для данной проблематики решения, которых можно вычленить, а затем сгруппировать в удобной форме для понимания и использования. Новая или совершенствуемая методология позволяет выработать определенный механизм или инструментарии, который обладает свойствами системности, логической и научной целостности, владеет единой терминологией, может объяснить реальное состояние предмета или процесса, позволяет адекватно действительности решать вопросы» [4] (Vartanova M.L., 2016). Что касается продовольственного рынка, то методологические аспекты можно рассмотреть в следующих формах:
– выявление закономерностей и объективных процессов, которые происходят на продовольственном рынке, перенесение этих особенностей в рамки научных концепции и методов. Создание представительной модели продовольственного рынка, которая бы позволила осуществить теоретические изыскания и методическую работу по освоению новых аспектов рынка продовольствия, разрабатывать стратегию развития, прогнозировать возможные процессы и явления на рынке;
– разрешение вероятных конфликтов и рисков субъектов продовольственного рынка, придав приоритетность экономической целесообразности и повышению эффективности использования рыночных принципов, при этом не исключая правовые нормы. Правовая защита в большей степени должна касаться конечного потребителя;
– улучшение законодательных актов и процедур, которыми руководствуются субъекты на продовольственном рынке. Эта задача состоит в оценке последствий принятия новых законов и правил, которые могут оказать влияние на институциональную составляющую;
– в методологию исследования продовольственного рынка должен быть встроен продовольственный комплекс как материальная база продовольственного рынка, его изучение и анализ должны быть органично связаны, что позволит обеспечить устойчивое развития самого продовольственного комплекса и устранить «провалы рынка».
На наш взгляд, указанные проблемы предопределяют необходимость разработки дополнительных способов исследования продовольственного рынка, которые бы эффективно дополняли существующие методы [2] (Boger I.B., 2012).
Оценку интенсивности конкуренции на продовольственном рынке необходимо сопровождать информационным обеспечением, где должны быть данные по отдельным товарным группам, а также и об общих объемах производства, о структуре производства и его объемах в разрезе производителей, нужны также и данные о количестве предприятий – производителей отдельных товарных групп.
«Преимуществами высокого порядка являются уникальная продукция и технология, высококвалифицированные специалисты, а также известная торговая марка и хорошая репутация предприятия [7] (Dokholyan S.V., 2008).
Методическую базу оценки степени интенсивности конкуренции составят показатели, определяющие характер распределения рыночных долей между хозяйствующими субъектами отрасли, и показатели оценки степени экономической концентрации.
Значения параметров концентрации позволяют дать характеристику уровня распределения объемов производства или продаж товара между хозяйствующими субъектами, выявить степень неравномерности в распределении сегментов рынка между ними, оценить потенциал участников, а также возможности влияния любого из них на общие положения обращения товаров на продовольственном рынке.
Оценка исходящей информации, которая позволяет провести анализ уровня интенсивности конкуренции, позволит выработать управленческие решения о необходимости и характере вмешательства в процессы формирования конкурентных отношений на региональном или федеральном уровне.
В практической деятельности сопоставление характеристик различных типов конкуренции с параметрами рынка не каждый раз дает четкого и однозначного определения состояния рынка вследствие его неоднородности и нестабильности. Поэтому исследование рынка необходимо сопроводить информационно-экономическими факторами, которые позволят полноценно оценить состояние данного конкретного рынка, а через совокупность отдельных рынков и состояние продовольственного рынка в целом.
Наличие отлаженной информационно-методической системы определяет эффективность процесса управления. Такая система включает в себя сбор данных, его оперативную обработку, принятие оптимальных решений субъектами, участвующими в продовольственном обеспечении региона. К ним можно отнести хозяйствующие единицы, органы исполнительной власти, участников инфраструктурного обеспечения.
Оценить региональные особенности состояния продовольственного рынка возможно по следующим параметрам:
– состояние производственного процесса в отраслях АПК и тенденции его развития, в том числе продовольственных товаров;
– объем, структура, уровень и динамика отдельных индикаторов потребления продуктов питания;
– состояние распределения и перераспределения валового продукта;
– политика, проводимая по отношению к доходам населения и в области ценообразования;
– состояние показателей общеэкономической конъюнктуры;
– образование межрегиональных связей по товарообмену;
– природно-климатические, демографические, социальные, логистические и другие параметры.
В качестве исходной информационной базы при оценке этих особенностей можно использовать также региональную вариацию соотношения спроса и предложения и других пропорций продовольственного рынка, динамику основных параметров развития данного рынка, уровень воздействия внешних и внутренних факторов на формирование особенностей регионального продовольственного рынка.
В состав частных показателей, характеризующих региональные особенности продовольственного рынка, можно включить их перечень с формулами их расчета.
Использование информационно-методической базы для реализации аналитической работы связано с определенными особенностями деятельности продовольственного рынка. А эта специфичность выражается в том, что эффективность функционирования данного рынка проявляется не в создании продуктов, а в удовлетворении покупательского спроса в продуктах питания. Высокий или низкий уровень состояния создается в большинстве факторов опосредованно, через сопряжения отраслей и сфер деятельности, через воздействие на так представляемую скорость протекания воспроизводственного цикла, через увеличение производительности труда.
Методологии, которые предлагаются для оценки результативности продовольственного рынка носят дискуссионный характер, что объясняется тем, что продовольственный рынок одновременно содержит, вернее, аккумулирует в себе три эффекта. Он может быть эффективен как собственно рынок, как экономическая система и как социальное устройство.
Исходя из этого, система показателей, которая используются для более полной характеристики эффекта (или проблем) функционирования продовольственного рынка, должна включать в себя показатели рыночной, экономической и социальной эффективности.
Анализ и оценку результативности деятельности продовольственного рынка может быть осуществлен по различным параметрам, охватывающим разные уровни. Например, результативность функционирования отдельных видов рынка (мясо, молок, хлеб, сахар и т.д.), эффективность работы отдельных хозяйствующих субъектов, подкомплексов и отрасли.
Каждый из выделенных аспектов имеет свои особенности, характеризуется специфическими требованиями к вопросам исследования их действенности и результативности, тем не менее, такой подход не исключает создание общих принципов анализа и оценки результативности рынка.
Оценка эффективности деятельности продовольственного рынка осуществляется по отношению к трудовым и материальным ресурсам. Эти параметры определяют достижение того или иного эффекта и обеспечение эффекта текущих затрат. Экономическую результативность деятельности рынка продовольственных товаров можно оценить по показателям, характеризующим рынки различных товаров, к которым относятся: валовая добавленная стоимость, товарооборот (валовой и чистый) и прибыль.
Показатели товарооборота информируют о социальном эффекте, характеризуя объем и ассортимент приобретенных потребителями товаров, то есть удовлетворенный спроса, а экономический эффект выражается в объеме выручки от реализации товаров.
Показатель валовой добавленной стоимости демонстрирует, как работают участники производственной деятельности, каких результатов они добиваются, одновременно свидетельствует о вкладе этих субъектов в образование валового регионального продукта или валового внутреннего продукта страны.
Показатели прибыли характеризуют эффективность деятельности хозяйствующих субъектов или отраслей экономики. Показатели товарооборота информируют о социальном эффекте, характеризуя объем и ассортимент приобретенных потребителями товаров, то есть удовлетворенный спрос, а экономический эффект выражается в объеме выручки от реализации товаров.
Показатель валовой добавленной стоимости демонстрирует, как работают участники производственной деятельности, каких результатов они добиваются, одновременно свидетельствует о вкладе этих субъектов в образование валового регионального продукта или валового внутреннего продукта страны. Показатели прибыли характеризуют эффективность деятельности хозяйствующих субъектов или отраслей экономики.
Заключение
Таким образом, оценка социальной эффективности функционирования рынка является актуальной проблемой. Ее оценить однозначно трудно из-за разносторонности социальных вопросов, которые приходится решать населению с участием продовольственного рынка. Трудности, которые обусловливают оценку социальной эффективности, можно свести к следующим причинам:
– социальный эффект проблематично выразить только количественными показателями;
– социальный эффект зависит не от одного показателя, на него влияют совокупность факторов, которые нельзя интегрировать и измерить в определенных единицах;
– аспекты социального эффекта проявляются не на месте рыночных отношений, а за его пределами.
При этом в перечень показателей социального эффекта функционирования продовольственного рынка, используемых для его оценки, входят: количество высвобожденного времени населения от сокращения времени на поиск и приобретение товаров; степень удовлетворения покупательского спроса; улучшение условий труда работников; сокращение числа претензий покупателей к качеству товаров и сервису; экологическая защита» [4] (Vartanova M.L., 2016).
Подводя итог, нужно отметить, что «анализ состояния и определение тенденций развития рынка являются достаточно трудоемкими процессами» [4] (Vartanova M.L., 2016), которые требуют соответствующей методологии, сбора данных и информационного обеспечения, экономико-математических расчетов.
Проведение эффективной продовольственной и производственной политики, основанной на грамотном прогнозировании, и формирование региональной стратегии «позволит сохранить и укрепить субъектную независимость региона, контролировать материально-финансовые потоки, а также даст толчок к долгосрочному экономическому росту» [7] (Dokholyan S.V., 2008).
В современных условиях, находясь в состоянии незащищенности в продовольственной сфере, общество не сможет полноценно развиваться, двигаясь к постиндустриальной ступени своего развития. Именно качество жизни характеризует развитие государства и народа.
Источники:
2. Богер И.Б. Информационно-методическая система маркетинга регионального продовольственного рынка // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 2. – С. 216-220.
3. Вартанова М.Л. Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2014. – № 12. – С. 4-9.
4. Вартанова М.Л. Информационное обеспечение функционирования регионального продовольственного рынка как составляющая часть продовольственной безопасности государства // Наука в современном мире: Сборник материалов XXVII Международной научно-практической конференции. Москва, 2016. – С. 75-82.
5. Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность страны и пути выхода из мирового продовольственного кризиса. / Монография. - М.: ИД «БИБЛИО-ГЛОБУС», 2016. – 220 с.
6. Вартанова М.Л. Системный подход и основные экономические модели в обеспечении продовольственной безопасности регионов Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2016. – № 10.
7. Дохолян С.В. Повышение конкурентоспособности экономики региона на основе новых подходов к формированию отраслевой структуры промышленности // Российское предпринимательство. – 2008. – № 8-2. – С. 130-134.
8. Дохолян С.В. Конкурентоспособность региона: вопросы теории и методологии. / Монография. - М.: Перо, 2013. – 156 с.
9. Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Обеспечение эффективности функционирования продовольственного рынка региона в условиях конкурентной среды // Российское предпринимательство. – 2016. – № 17. – С. 2153-2178. – doi: 10.18334/rp.17.17.36538.
10. Дохолян С.В., Фарманов Р.Ф. Рациональное использование производственных ресурсов на предприятиях АПК. / Монография. - Махачкала: ИД , 2011. – 168 с.
11. Трясцин М.М. Теоретико-методологические вопросы стратегии развития агропромышленного комплекса в рыночных условиях: Научно-практическое издание. – Пермь, 2007
12. Ушачев И.Г. Стратегические направления обеспечения продовольственной безопасности России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2002. – № 5. – С. 7-11.
Страница обновлена: 29.10.2024 в 06:26:05