Правонарушения в Интернете

Афанасьева Ю.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (15), Март 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Одним из базисных нововведений, полученных двадцать первым веком в наследство от двадцатого, является Интернет. Способность “мировой электронной паутины” предоставлять полезную информацию и за считанные минуты передавать ее в любую точку земного шара привлекает все большее количество пользователей. Вместе с этим возрастает количество правонарушений, совершаемых в Интернете. Объектами правонарушений все чаще становятся результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Это объясняется несовершенством технических средств защиты и отсутствием четкого правового регулирования.

Ключевые слова: интернет, правовое регулирование



Одним из базисных нововведений, полученных двадцать первым веком в наследство от двадцатого, является Интернет. Способность “мировой электронной паутины” предоставлять полезную информацию и за считанные минуты передавать ее в любую точку земного шара привлекает все большее количество пользователей. Вместе с этим возрастает количество правонарушений, совершаемых в Интернете. Объектами правонарушений все чаще становятся результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Это объясняется несовершенством технических средств защиты и отсутствием четкого правового регулирования.

Уровень компьютерной преступности постоянно возрастает. Так, например, в США опрос 643 компаний и государственных организаций, показал, что за период с марта 1999 по март 2000гг. девять из десяти опрошенных организаций стали жертвами взлома компьютерных сетей и иных компьютерных преступлений. О несанкционированном использовании компьютеров заявили 62% респондентов, о краже конфиденциальной информации ‑ 30%. Кроме того, многие фирмы до сих пор не могут противостоять финансовому мошенничеству, повреждению баз данных, а также блокированию вэб-сайтов путем массированных “атак” на поддерживающие их серверы. Новым видом взлома и повреждения компьютерных сетей являются вирусы. Один только вирус – I love you – повредил 45 млн. компьютерных файлов и нанес экономический ущерб на 2.61 млрд. долларов. По приблизительным оценкам различных организаций только в 2000 году нападения хакеров нанесли урон компаниям, ведущим коммерческую деятельность в Сети, в общей сложности на 1,5 трл. долларов [i].

Раскрытие конфиденциальной информации (кража), как и противоправное использование товарных знаков и фирменных наименований, относится к недобросовестной конкуренции. При раскрытии конфиденциальной информации имеет место разглашение коммерческой тайны, которая в последнее время рассматривается как объект интеллектуальной собственности. Вот как определяет Гражданский кодекс РФ [ii] коммерческую тайну: “Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. . . ” (п.1 ст.139).

Всю конфиденциальную информацию можно условно подразделить на деловую и техническую. К первой относятся:

‑ финансовые сведения;

‑ данные о финансировании и ценах;

‑ списки клиентов;

‑ бизнес-планы;

‑ результаты маркетинговых исследований;

‑ различные организационные схемы.

Ко второй относятся:

‑ дизайн;

‑ заявки на патенты;

‑ статистические расчеты;

‑ данные о произведенных улучшениях;

‑ программное обеспечение.

Для эффективной работы фирмы необходимо постоянно поддерживать режим секретности. Для этого компании создают системы информационной безопасности. Такая система предусматривает составление перечня секретов компании, потенциально уязвимые каналы утечки сведений, выделение средств на их перекрытие, установление особого порядка доступа к конфиденциальной информации и работы с ней. При этом необходимо соблюдать определенный баланс при засекречивании информации: чрезмерность, как и пренебрежение конфиденциальностью, могут обернуться потерей прибыли для фирмы.

Система информационной безопасности компании просто необходима в современных условиях. Во-первых, успех на рынке в условиях жесткой конкуренции и при сокращении жизненного цикла научно-технических новшеств возможен только при условии сохранения режима конфиденциальности информации. Во-вторых, комплексная информация на сегодняшний день становится важной частью стратегического маркетинга любой компании, т.к. она включает в себя объекты, охраняемые не только авторским правом и патентами, но и режимом конфиденциальности. И, наконец, в-третьих, увеличивается доля научно-технических результатов, не имеющих патентной защиты и сохраняемых только на основе коммерческой тайны [iii].

Для поддержания режима секретности принимаются правовые меры (законы и подзаконные акты в области информационной безопасности, а на уровне предприятия локальные акты, например, инструкции, устанавливающие особый порядок работы с носителями информации, перечень сведений, составляющих коммерческую тайну), организационные меры (ограничение доступа к конфиденциальной информации, множительной технике) и технические меры (различные охранные системы).

В промышленно развитых странах в целях защиты конфиденциальной информации, в том числе коммерческой тайны, работодатели заключают трудовые договоры с сотрудниками. Основная цель заключения таких договоров ‑ защита прав работодателя. Положения договора устанавливают обязанность работников уведомлять работодателя обо всех созданных изобретениях, уступать права на служебные изобретения, оказывать содействие при получении патентной защиты и не разглашать конфиденциальную информацию не только в период работы, но и по ее окончании.

А как обстоят дела в России?

Закон Российской Федерации ”О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках ” [iv] выделяет следующие формы недобросовестной конкуренции в отношении конфиденциальной информации: получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца (ст.10). Для пресечения совершения этих противоправных действий предприятия могут заключать с работниками договоры о сохранении коммерческой тайны. В случае нарушения работником условий договора применяются дисциплинарные взыскания, если только совершенные противоправные деяния не влекут применения других видов ответственности, установленных российским законодательством. Например, уголовной ответственности, предусмотренной ст.183 Уголовного кодекса РФ [v]. Меры ответственности, указанные в этой статье, наступают в случае незаконного получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.

Стремительное развитие Интернета, отсутствие четкого законодательного регулирования действий в Сети и недостаточность судебной практики явились причиной возникновения сложной ситуации, связанной с неправомерным использованием средств индивидуализации при регистрации адресных наименований. Иногда неизвестные или малоизвестные компании используют фирменные наименования и товарные знаки всемирно известных фирм в качестве своего сетевого адреса. Таким образом, истинный владелец лишается возможности использовать свои исключительные права на фирменное наименование и товарный знак при регистрации доменного имени. Если законный владелец решит заняться электронной коммерцией, ему придется выкупать у “предприимчивых” конкурентов свои же собственные средства индивидуализации. Так, некая техасская компания заплатила 150 тыс. долларов за возможность использовать в Сети свое же фирменное наименование [vi].

Подобная ситуация возникает, из-за того, что нет ясности в вопросе о том, является ли адресное наименование (доменное имя) средством индивидуализации? Пока еще законодательство различных стран, российское в том числе, не дает четкого ответа на этот вопрос. Так, Гражданский кодекс РФ устанавливает открытый перечень средств индивидуализации юридического лица (ст.138), но не дает определения этого понятия.

Средства индивидуализации выполняют функцию идентификации продукции, работ и услуг юридического лица. Но и доменное имя также выполняет эту функцию ‑ владелец сетевого адреса указывает его на визитных карточках, в рекламе. Следовательно, можно сделать вывод о том, что и оно относится к средствам индивидуализации. Согласно п.1 ст.10 Гражданского кодекса РФ признаются недопустимыми действия граждан и юридических лиц, осуществляемые с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Следовательно, регистрация фирменного наименования и товарного знака в качестве сетевого адреса с целью последующей продажей его законному владельцу является нарушением Гражданского кодекса.

Случаи регистрации чужих средств индивидуализации в качестве сетевых адресов в некоторых зарубежных странах признаются судебной практикой нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности. Так, например, обстоит дело в Германии. Если юридическое лицо используют свое фирменное наименование и товарный знак при регистрации доменного имени, то оно пользуется такой же защитой, что и средства индивидуализации [vii].

В зарубежных странах применяются меры для пресечения мошенничества при регистрации доменных имен. В Пакистане владельцы товарных знаков обладают приоритетным правом регистрации их в качестве сетевых адресов. В Сингапуре чужие товарные знаки подлежат немедленному исключению из реестра [viii]. В США для пресечения неправомерного использования средств индивидуализации был принят закон от 29 ноября 1999 г. (American Inventors Protection Act) [ix]. Закон ужесточает меры против пиратов, регистрирующих в качестве сетевых адресов популярные товарные знаки и фирменные наименования и нарушающих, таким образом, права настоящих владельцев. Закон предусматривает наказание в виде штрафа от 1 тыс. до 100 тыс. долларов за каждый сетевой адрес, зарегистрированный с нарушениями прав истинного владельца. Запрещается использовать в качестве сетевых адресов собственные имена.

Несовершенство механизма регистрации адресных наименований является еще одной причиной недобросовестного использования средств индивидуализации. Основной недостаток такой регистрации заключается в том, что не проводится поиск во всем массиве уже зарегистрированных фирменных наименований и товарных знаков. В США, например, достаточным является утверждение заявителя, о том, что ему не известно о наличии уже зарегистрированного сетевого адреса с таким наименованием. После этого заявитель уплачивает регистрационный взнос в размере 100 долларов, срок действия регистрации составляет два с половиной года, включая возможность последующего ежегодного продления срока, при условии уплаты 50 долларов. Однако у законного владельца фирменного наименования и (или) товарного знака есть возможность защитить свои права: обратиться либо в регистрирующий орган с жалобой, либо с иском в суд.

Лицо, зарегистрировавшее спорное доменное имя должно быть уведомлено о поданной жалобе (иске). В качестве доказательства нарушения прав законный владелец предоставляет свидетельство о регистрации товарного знака и (или) фирменного наименования. В случае подачи жалобы в регистрирующий орган, владелец адресного наименования в течение 30 дней должен предъявить свидетельства, выданные до принесения жалобы, на принадлежащие ему средства индивидуализации. Исходя из представленных доказательств, регистрирующий орган выносит соответствующее решение.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:05:33