Особенности таможенного контроля за перемещением физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования

Дробот Е.В.1,2, Смолин В.С.3
1 Центр дополнительного профессионального образования, Россия, Выборг
2 Первое экономическое издательство, Россия, Выборг
3 Выборгская таможня

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)

Цитировать:
Дробот Е.В., Смолин В.С. Особенности таможенного контроля за перемещением физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 827-842. – doi: 10.18334/eo.10.3.110539.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44062023
Цитирований: 1 по состоянию на 07.08.2023

Аннотация:
В настоящее время, наверное, сложно найти человека, который хотя бы раз не пересекал бы таможенную границу. При этом любой человек, физическое лицо, везет с собой товары, которые в практике таможенного дела классифицируются как «товары для личного пользования». При перемещении этих товаров через таможенную границу важно знать, какие требования к ним предъявляются, какие действуют запреты и ограничения, чтобы не совершить административный проступок. В данной статье рассмотрены особенности организации таможенного контроля товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами. Проведен анализ данных таможенной статистики, характеризующих динамику перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе номенклатуры и количества перемещаемых товаров. Также рассмотрены основные административные правонарушения в области таможенного дела, совершаемых физическими лицами при перемещении товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС. Статья будет интересна специалистам в области таможенного дела и внешнеэкономической деятельности, а также всем, кто интересуется особенностями перемещения товаров через таможенную границу.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, запреты и ограничения, таможенный контроль, таможенное регулирование, товары для личного пользования

JEL-классификация: F13, F14, F15, K33, O24



Введение

Современный глобальный мир невозможно представить без поездок за рубеж. Сейчас перемещается всё и все: товары, транспортные средства и, конечно же, люди.

В практике таможенного дела в данном случае речь идет о физических лицах, которые, пересекая таможенную границу, перемещают товары для личного пользования.

Особенности перемещения товаров для личного пользования физическими лицами рассматриваются такими российскими экспертами, как А.С. Башарина, К.Д. Якунина [1] (Basharina, Yakunina, 2018), Гомон И.В., Борисова А.Д., Алексашкина Н.И., Петрухина К.А. [2] (Gomon, Borisova, Aleksashkina, Petrukhina, 2019), И.В. Греков [3] (Grekov, 2017), Е.В. Дробот, В.В. Спиридонова [4] (Drobot, Spiridonova, 2013), К.В. Конфино, А.С. Погарская [6] (Konfino, Pogarskaya, 2017), А.А. Костин, Е.И. Дорохова [7] (Kostin, Dorokhova, 2009), Е.В. Костылева [8] (Kostyleva, 2010), А.Н. Маскальская [11] (Maskalskaya, 2017), В.И. Ретивых, В.Н. Опарин [12] (Retivyh, Oparin, 2019), А.А. Торопцов [13] (Toroptsov, 2017).

Такие эксперты, как А.С. Жаборовский [5] (Zhaborovskiy, 2019), Н.П. Лазарева, С.Е. Усова, А.Д. Ерошенко [9] (Lazareva, Usova, Eroshenko, 2015), Т.Г. Магаа [10] (Magaa, 2019), Н.И. Туманова [14] (Tumanova, 2017) и Э.В. Фахретденова [15, 16] (Fakhretdenova, 2018), рассматривают правовые аспекты перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), в том числе связанные с административными правонарушениями и преступлениями.

В то же время интерес представляет анализ данных таможенной статистики, характеризующих динамику перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС, в том числе номенклатуры и количества перемещаемых товаров, а также исследование эффективности работы таможенных органов в сфере организации таможенного контроля за товарами для личного пользования, перемещаемыми физическими лицами. Именно данным вопросам посвящена наша статья.

Анализ динамики ввоза в Российскую Федерацию товаров для личного пользования физическими лицами

Проведем анализ динамики ввоза в Российскую Федерацию товаров для личного пользования физическими лицами в зоне действия Выборгской таможни через многосторонний автомобильный пункт пропуска (далее – МАПП) «Светогорск» в 2017–2019 гг.

МАПП «Светогорск» расположен в Выборгском районе, г. Светогорск, автомобильная дорога «Выборг – Иматра», в 55 км от г. Выборга, в 15 км от таможенной границы. По своему характеру, режиму работы и статусу МАПП «Светогорск» является грузопассажирским, автомобильным, постоянным, многосторонним пунктом пропуска, работающим круглосуточно [1]. На МАПП «Светогорск» система двойного коридора («красного» и «зеленого» коридоров) имеется только в отношении пассажирских автобусов. МАПП «Светогорск» пропускает транспортные потоки из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Восточной и Северной Финляндии. Перспективная пропускная способность МАПП к 2028 году составит 6000–6500 физ. ед./сут. [21].

В 2017–2019 гг. физическими лицами на ввоз товаров через МАПП «Светогорск» было оформлено 4 167 таможенных приходных ордеров (далее – ТПО). При этом общая сумма взысканных таможенных платежей за рассматриваемые три года составила 33 314 060 рублей. В 2019 году по сравнению с 2017 годом число ТПО выросло на 67,6%, а сумма взысканных таможенных платежей увеличилась почти на 100%. Это говорит о повышении эффективности работы таможенных органов в данном направлении.

Обусловлено это тем, что с 1 января 2019 г. существенно изменились стоимостные и весовые нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива, неделимых товаров для личного пользования), ввозимых в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже видами транспорта, отличными от воздушного, или в пешем порядке.

По 31 декабря 2018 г. включительно беспошлинный ввоз распространялся на товары, стоимость которых не превышала сумму, эквивалентную 1 500 евро, и (или) вес не превышал 50 кг. С 1 января 2019 г. начали действовать новые нормы: для беспошлинного ввоза стоимость товаров не должна превышать сумму, эквивалентную 500 евро, и (или) вес не должен превышать 25 кг (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1

Количество оформленных ТПО и суммы взысканных таможенных

платежей по МАПП «Светогорск» в 2017–2019 гг.

Показатель
2017 г.
2018 г.
2019 г.
Показатель 2019 г. к 2017 г., %
Итого за 3 года
Среднее значение
Количество оформленных приходных ордеров при ввозе, шт.
1121
1167
1879
67,60
4167
1389
Сумма взысканных таможенных платежей, тыс. руб.
8334,587
9591,766
15387,71
84,62
33314,06
11104,686
Источник: составлено авторами.

Рисунок 1. Динамика количества оформленных ТПО и суммы взысканных

таможенных платежей по МАПП «Светогорск» в 2017–2019 гг.

Источник: составлено авторами.

Основные группы товаров, за которые были взысканы таможенные платежи с физических лиц по ТПО в 2017–2019 гг., представлены в таблице 2. Это: бытовая химия, бытовая техника, мебель, металлоизделия, изделия из пластмасс, алкогольные напитки и пиво.

Таблица 2

Количество оформленных ТПО по МАПП «Светогорск» в 2017–2019 гг. в разрезе товарных групп

Группа товаров
2017 г.
2018 г.
2019 г.
Показатель 2019 г. к 2017 г., %
Итого за 3 года
Группа 22. Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус (пиво)
416
437
198
-52
1051
Группа 34. Мыло, поверхностно-активные органические вещества, моющие средства и пр. (бытовая химия)
150
347
753
+400
1250
Группа 39. Пластмассы и изделия из них
21
8
23
+9,5
52
Группа 73. Изделия из черных металлов
38
18
44
+15,8
100
Группа 84. Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части (двигатели, бытовая техника)
136
51
69
-49,2
256
Группа 85. Электрические машины и оборудование и пр. (бытовая техника)
40
40
227
+467
307
Группа 89. Суда, лодки и плавучие конструкции (катера)
10
16
9
-10
35
Группа 94. Мебель
243
176
327
+34,5
746
Прочие
67
74
229
+241
370
Всего
1121
1167
1879
+67,60
4167
Источник: составлено авторами.

Среди товаров, ввезенных физическими лицами в 2017–2019 гг. и оформленных по ТПО, наибольший удельный вес имели: пиво, бытовая химия и мебель (табл. 2, рис. 2–5).


Рисунок 2. Количество оформленных ТПО по МАПП «Светогорск» в 2017 г. в разрезе товарных групп
Источник: составлено авторами.

Рисунок 3. Количество оформленных ТПО по МАПП «Светогорск» в 2018 г. в разрезе товарных групп
Источник: составлено авторами.

Рисунок 4. Количество оформленных ТПО по МАПП «Светогорск» в 2019 г. в разрезе товарных групп
Источник: составлено авторами.

Рисунок 5. Количество оформленных ТПО по МАПП «Светогорск» в 2017–2019 гг. в разрезе товарных групп в сумме (накопленным итогом)
Источник: составлено авторами.

Если проводить анализ динамики сумм взысканных таможенных платежей по МАПП «Светогорск» в 2017–2019 гг. в разрезе товарных групп, то можно отметить, что больше всего было взыскано таможенных платежей в сумме за три года по следующим товарным группам (табл. 3):

1. Группа 89 (катера) – 8727,222 тыс. руб.

2. Группа 94 (мебель) – 6964,203 тыс. руб.

3. Группа 34 (бытовая химия) – 5845,753 тыс. руб.

Таблица 3

Суммы взысканных таможенных платежей по МАПП «Светогорск» в 2017–2019 гг. в разрезе товарных групп, тыс. руб.

Группа товаров
2017 г.
2018 г.
2019 г.
Показатель 2019 г. к 2017 г., %
Итого за 3 года
Группа 22. Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус (пиво)
511,795
594,706
291,107
-43
1397,609
Группа 34. Мыло, поверхностно-активные органические вещества, моющие средства и пр. (бытовая химия)
672,842
1577,664
3595,245
+434
5845,753
Группа 39. Пластмассы и изделия из них
162,731
121,875
191,434
+17,6
476,040
Группа 73. Изделия из черных металлов
347,524
203,774
636,725
+83,2
1188,042
Группа 84. Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части (двигатели, бытовая техника)
726,471
613,907
636,676
-12,3
1977,056
Группа 85. Электрические машины и оборудование и пр. (бытовая техника)
309,498
603,619
1657,022
+435
2570,140
Группа 89. Суда, лодки и плавучие конструкции (катера)
2505,139
3006,302
3215,780
+28,36
8727,222
Группа 94. Мебель
1799,723
1591,208
3573,272
+98,54
6964,203
Прочие
1298,859
1278,707
1590,451
+22,45
4168,017
Всего
8334,587
9591,766
15387,71
+84,62
33314,06
Источник: составлено авторами.

В 2019 г. по сравнению с 2017 г. общая сумма взысканных таможенных платежей по МАПП «Светогорск» в 2017–2019 гг. в разрезе товарных групп увеличилась более чем на 84%. Это обусловлено высокой стоимостью товаров групп 89 и 94, а также частотой перемещения товаров группы 34 и 85.

Анализ административных правонарушений в области таможенного дела, совершаемых физическими лицами при перемещении товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС

Правонарушения в сфере таможенного дела оказывают негативное влияние на внутреннюю экономику России и национальную безопасность страны. Возрастающее число административных правонарушений (далее – АП) в сфере таможенного регулирования ведет к необходимости совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Затрагивает это и таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования. Административные правонарушения, совершаемые физическими лицами при перемещении товаров для личного пользования, связаны не только с незнанием норм таможенного законодательства, но и с наличием умысла.

Так, физические лица для перемещения товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу/вывозу, используют все возможные способы затруднения обнаружения. Например, они скрывают недекларированный товар в запасных колесах и багажных отделениях, используют так называемые товары прикрытия, перевозят среди личных вещей товары, входящие в список запрещенных, упакованные в коробки из-под разрешенных товаров.

Работа по выявлению административных правонарушений в области таможенного дела на МАПП «Светогорск» организована эффективно. В 2019 году было возбуждено 775 дел об административном правонарушении в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, предусмотренных статьями 16.1 ч. 2, 16.2 ч.1, 16.3, 16.4 и 16.18.

Анализ динамики возбужденных дел об АП показывает, что в 2019 г. по сравнению с 2018 г. произошло их увеличение на 42%, или на 229 дел (табл. 8).

Данные о количестве возбужденных дел в разрезе статей КоАП России приведены в таблице 4.

Таблица 4

Количество возбужденных дел в разрезе статей КоАП России по МАПП «Светогорск» в отношении физических лиц, перемещающих товары для личного пользования

Статья КоАП РФ
2018 г.
2019 г.
Изменение (+/-; %)
Ч. 2 ст. 16.1
6
14
Увеличение более чем в 2 раза (+8; 133%)
Ч. 1 ст. 16.2
182
401
Увеличение более чем в 2 раза (+219; 120%)
Ст. 16.3
357
357
-
Ст. 16.4
1
1
-
Ст. 16.18
0
3
Увеличение более чем в 3 раза (300%)
ИТОГО
546
775
+229; 42%
Источник: составлено авторами.

Сравнительный анализ показывает, что количество дел, возбужденных по так называемым «контрабандообразующим» статьям, увеличилось более чем в 2 раза.

В 2019 году на таможенном посту МАПП «Светогорск» решение о неотнесении перемещаемых товаров к категории товаров для личного пользования принималось в отношении 94 товарных партий (в 2018 г. – 108). Во всех случаях возбуждены дела об административных правонарушениях, из них:

− возбуждено 66 дел об АП (ст. 16.1; 16.2) по товарам, перемещаемым физическими лицами, которые были признаны товарами не для личного пользования;

− возбуждено 28 дел об АП по товарам, перемещаемым физическими лицами, включенным в перечень сельскохозяйственной продукции и продовольствия, запрещенным к ввозу в Российскую Федерацию;

− по факту перемещения товаров без представления ветеринарных разрешений на ввоз в РФ возбуждено 357 дел об АП (2018 г. – 357);

− изъято и (или) возвращено на территорию сопредельного государства более 585 кг рыбы, 77,7 кг мяса и более 1572,5 кг молочной продукции запрещенной либо ограниченной к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС;

− уничтожено 29 товарных партий санкционных товаров (2018 г. – 25 партий).

Уменьшение решений о неотнесении перемещаемых товаров к категории товаров для личного пользования составило 16,7%.

Одной из причин такого снижения является изменение с 01.07.2019 года в Решении Совета Евразийской экономической комиссии № 107 от 20 декабря 2017 года, утвержденное Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 53 от 28 мая 2019 года, в части отнесения табачной и алкогольной продукции к товарам для личного пользования по выезду из РФ.

Таким образом, в основном физические лица совершают следующие правонарушения:

− сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу;

− недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию;

− несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз и (или) вывоз товаров;

− недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию;

− невывоз с таможенной территории Таможенного союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза;

− неосуществление физическими лицами обратного ввоза временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством обязательному обратному ввозу (табл. 5).

Таблица 5

Содержание статей КоАП России, по которым возбуждаются дела об административных правонарушениях в отношении физических лиц, перемещающих товары для личного пользования

Название статьи КоАП РФ
Гипотеза, диспозиция
Санкция
Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (часть 2)
Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу
Наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами АП, с их конфискацией или без таковой и конфискация товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискация предметов АП; на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
КоАП РФ Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (часть 1)
Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП
Наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами АП, с их конфискацией или без таковой либо конфискация предметов АП; на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
КоАП РФ Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации
Несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП
Наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб. с конфискацией товаров, явившихся предметами АП, или без таковой либо конфискация предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от 5 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 5 тыс. до 300 тыс. руб. с конфискацией товаров, явившихся предметами АП, или без таковой либо конфискация предметов АП
КоАП РФ Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния
Наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискация предмета АП
КоАП РФ Статья 16.18. Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (часть 1)
Невывоз с таможенной территории Таможенного союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза
Наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб. с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами АП, или без таковой либо конфискация предметов АП
КоАП РФ Статья 16.18. Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (часть 2)
Неосуществление физическими лицами обратного ввоза в Российскую Федерацию временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному обратному ввозу
Наложение административного штрафа на граждан в размере стоимости товаров, явившихся предметами АП
Источник: составлено авторами по данным [22].

Заключение

Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы.

Эффективность работы таможенных органов в области осуществления таможенного контроля за перемещением физическими лицами товаров для личного пользования повышается. Свидетельством тому является увеличение сумм взыскиваемых таможенных платежей.

Вместе с тем положительная динамика числа административных правонарушений позволяет сделать вывод о том, что физические лица либо недостаточно осведомлены о требованиях к перемещаемым товарам, о действующих запретах и ограничениях и о мерах ответственности, либо действуют умышленно.

Для уменьшения числа административных правонарушений, совершаемых физическими лицами при перемещении товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС, на наш взгляд, целесообразно повышать информированность и осведомленность граждан в области требований, предъявляемых к перемещаемым товарам.

[1] МАПП «Светогорск» специализируется на следующих направлениях деятельности:

1. Ввоз на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека; пищевых продуктов, материалов и изделий (Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2011 № 442) [17].

2. Ввоз на территорию Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 № 557) [18].

3. Убытие с территории Российской Федерации товаров (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4401, 4403, 4404, 4406) (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 521) [19].

4. Убытие из Российской Федерации за пределы единой территории ЕАЭС товаров, классифицируемых в товарной позиции 2709 и товарных подсубпозициях 2710 12 110 0 – 2710 19 680 9, 2710 20 110 0 – 2710 20 390 9 ТН ВЭД ЕАЭС (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1211) [20].


Источники:

1. Башарина А.С., Якунина К.Д. Особенности проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств для личного пользования // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 10 (26). С. 676–679.
2. Гомон И.В., Борисова А.Д., Алексашкина Н.И., Петрухина К.А. Перемещение физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 57-5. С. 5–8.
3. Греков И.В. Система управления рисками в «неторговом обороте» товаров для личного пользования физических лиц в РФ // Исследование проблем таможенного дела сборник статей аспирантов. Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия». – Москва, 2017. С. 35–42.
4. Дробот Е.В., Спиридонова В.В. Особенности перемещения товаров для личного пользования физическими лицами через таможенную границу // Экономические отношения. 2013. Том 1. № 1. С. 33–38.
5. Жаборовский А.С. О некоторых вопросах правового регулирования перемещения товаров для личного пользования физических лиц в международных почтовых отправлениях // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2019. № 2 (35). С. 89–96.
6. Конфино К.В., Погарская А.С. Современные аспекты таможенного декларирования товаров для личного пользования // Труд и социальные отношения. 2017. № 6. С. 144–158.
7. Костин А.А., Дорохова Е.И. Перемещение товаров через таможенную границу российской федерации физическими лицами: проблемы и пути их решения // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2009. № 2 (30). С. 113–118.
8. Костылева Е.В. Зарубежный опыт государственного регулирования трансграничного перемещения товаров физическими лицами // Вестник ТГУ. Выпуск 3 (83). 2010. С. 63–67.
9. Лазарева Н.П., Усова С.Е., Ерошенко А.Д. Административная ответственность физических лиц в случае недекларирования товаров, ввозимых для личного пользования // Государственное управление III тысячелетия: проблемы и перспективы сборник научных статей. Ответственный за выпуск О. А. Чернова. – Хабаровск, 2015. С. 79–88.
10. Магаа Т.Г. О некоторых вопросах привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела при перемещении товаров для личного пользования // Научные достижения и открытия современной молодёжи: сборник статей VIII международной научно-практической конференции. 2019. С. 268–270.
11. Маскальская А.Н. Особенности перемещения товаров для личного пользования // Основные тенденции развития российского законодательства: сборник материалов по итогам XII региональной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.В. Сафронова, Е.С. Щеблякова. 2017. С. 45–49.
12. Ретивых В.И., Опарин В.Н. Особенности перемещения товаров для личного пользования физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза // Вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты: материалы международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2019. С. 190–198.
13. Торопцов А.А. Особенности перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу // Аллея науки. 2017. Т. 3. № 16. С. 364–367.
14. Туманова Н.И. Правовые основы и особенности разработки системы, информирующей физических лиц о правилах перемещения товаров для личного пользования в Евразийском экономическом союзе // Лучшая научная статья 2016: сборник статей победителей V международного научно-практического конкурса. 2017. С. 261–265.
15. Фахретденова Э.В. Административные правонарушения и преступления в области перемещения физическими лицами товаров через таможенную границу ЕАЭС // Экономист года 2018: сборник статей VII международного научно-исследовательского конкурса. Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. 2018. С. 46–51.
16. Фахретденова Э.В. Организационно-правовые аспекты перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС // Экономические и правовые аспекты инновационного развития: сборник научных статей. Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. Пенза, 2018. С. 36–43.
17. Постановление Правительства РФ от 3 июня 2011 г. № 442 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов, материалов и изделий» // Гарант. [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/12186585/ (дата обращения 12.06.2020).
18. Постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 г. № 557 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)» // Гарант. [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/12187826/ (дата обращения 12.06.2020).
19. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 521 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия с территории Российской Федерации отдельных видов товаров» // Гарант. [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/12177271/ (дата обращения 12.06.2020).
20. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1211 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза отдельных категорий товаров автомобильным видом транспорта» // Гарант. [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/12181779/ (дата обращения 12.06.2020).
21. Строительство автомобильной дороги «Обход города Светогорска» и развитие МАПП «Светогорск» // Мегатех инжиниринг, 26.03.2010. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.megateh.com/строительство-автомобильной-дороги/ (дата обращения 12.06.2020).
22. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2020) // Гарант. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 12.06.2020).
23. Официальный сайт ФТС РФ. [Электронный ресурс]. – URL: http://customs.ru/ (дата обращения 24.05.2020).

Страница обновлена: 08.08.2024 в 15:07:19