Архитектура подсистемы «Расчёт начальной (максимальной) цены контракта» как инструмент снижения рисков нарушений в государственных закупках
Соболева В.О.1![]()
1 Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 7 (Июль 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83028122
Аннотация:
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта представляет собой ключевой элемент контрактной системы в сфере государственных закупок. Нарушения, допускаемые при расчёте начальной (максимальной) цены контракта, системно влияют на эффективность расходования бюджетных средств и являются предметом усиленного государственного контроля. Актуальность исследования обусловлена высокой долей нарушений, выявляемых контрольными органами на различных этапах формирования начальной (максимальной) цены контракта, а также недавним законодательным закреплением ответственности за такие нарушения путем включения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьи 7.30.1. Целью настоящего исследования стало выявление уязвимых этапов расчёта и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, формирование на этой основе комплексной карты риска и вынесение предложений по оптимизации противодействия. На основе анализа отчётов контрольно-счётных органов за 2013–2025 годы, экспертного опроса практических работников системы госзакупок и стохастического моделирования методов Монте-Карло была построена карта риска, демонстрирующая наиболее «слабые» места в процессе расчёта и обоснования начальной (максимальной) цены контракта в системе государственных закупок. В качестве решения предлагается внедрение новой подсистемы Единой электронной системы – «Расчет начальной (максимальной) цены контракта». Ее целевая архитектура представлена таким образом, чтобы снизить количество ошибок и уменьшить нагрузку на работников контрактных служб и обеспечить сбор информации о нарушениях при расчете начальной (максимальной) цены контракта для контрольных органов.
Ключевые слова: начальная (максимальная) цена контракта; государственные закупки; карта риска; риск-мониторинг; метод сопоставимых рыночных цен; экономическая безопасность
JEL-классификация: H50, H57, H59
Тезисы (Highlights):
Источники:
2. Бакулина А.А., Карпова С.В. Проблемы ценообразования системы государственных закупок в условиях стимулирования конкуренции // Практический маркетинг. – 2020. – № 7(281). – c. 3-9. – doi: 10.24411/2071-3762-2020-10032.
3. Боярский С.Г., Зотов А.В. Проблемы определения начальной «максимальной» цены контракта при проведении государственных закупок лекарственных препаратов // Проблемы стандартизации в здравоохранении. – 2017. – № 9-10. – c. 42-48. – doi: 10.26347/1607-2502201709-10042-048.
4. Вадрецкий И.С. Механизм образования теневого сектора в сфере государственных закупок // Вестник экономической безопасности. – 2020. – № 1. – c. 244-289. – doi: 10.24411/2414-3995-2020-10046.
5. Волкова А.А., Никитин Ю.А., Плотников В.А., Сергеев К.А. Государственные закупки: вопросы совершенствования ценообразования // Экономика и управление. – 2019. – № 8(166). – c. 76-82. – doi: 10.35854/1998-1627-2019-8-76-82.
6. Геллер А.Я. Формирование системы контроля заказчика на основе построения организационно функциональной модели процесса закупки // Индустриальная экономика. – 2022. – № 2. – c. 215-222. – doi: 10.47576/2712-7559_2022_5_2_215.
7. Автоматизированная система поддержки обоснования начальной (максимальной) цены контракта. ГКУ МО «Центр поддержки контрактной системы». [Электронный ресурс]. URL: https://gku.mosreg.ru/download/document/11439369 (дата обращения: 30.04.2025).
8. Горбунова Т.П. Пути повышения эффективности закупочной деятельности в условиях цифровизации // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2024. – № 5(179). – c. 105-109. – doi: 10.34773/EU.2024.5.17.
9. Городничев М.Г., Егорова Л.В., Измайлов А.М., Казанская А.Ю., Кандрашина Е.А., Ковалев Е.Е., Кравцов Л.Г., Кудринская И.В., Небылова Я.Г., Тамьяров А.В. Подходы и методы расчета начальной (максимальной) цены контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд // Управление образованием: теория и практика. – 2021. – № 1(41). – c. 302-318. – doi: 10.25726/x2557-6158-3472-f.
10. Ивашина Н.А., Трофимовская А.В. Возможности управления рисками на этапе планирования процедур закупок // Управление закупками в условиях изменений: международный и региональный опыт: Сборник статей по итогам Национальной научно-практической конференция. Москва, 2022. – c. 23-30.
11. Информация о результатах деятельности органов аудита в сфере закупок. Вид информации: Результаты контрольной деятельности. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/audit/search/results.html (дата обращения: 30.04.2025).
12. Информация о результатах деятельности органов аудита в сфере закупок. Вид информации: Результаты экспертно-аналитической деятельности. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/audit/search/results.html (дата обращения: 30.04.2025).
13. Карпова Г.А., Фалинский И.Ю., Соболева В.О. Роль государственных закупок в достижении экономических целей в области национальной безопасности страны // Ученые записки Международного банковского института. – 2024. – № 3(49). – c. 50-69.
14. Ключевой функционал модуля ЕИС «Риск-мониторинг» и его применение при планировании проверок в сфере закупок на 2022 год. Управление Федерального казначейства по Республике Коми. [Электронный ресурс]. URL: https://komi.roskazna.gov.ru/upload/iblock/f57/5.PREZENTATSIYA-_BEA_VKS_TOFK_13_07_2021_210_14_07_2021_ver1_.pdf (дата обращения: 30.04.2025).
15. Костыря Ю.С., Новиков В.В. Применение риск-ориентированного подхода в государственных закупках // Индустриальная экономика. – 2024. – № 6. – c. 63-68. – doi: 10.47576/2949-1886.2024.6.6.010.
16. Костюкова Е.И., Бобрышев А.Н. К вопросу о методике обоснования начальной (максимальной) цены контракта в инфляционной экономике // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – № 1(448). – c. 4-14.
17. Кочергин А.В. Развитие методов ценообразования в государственных закупках // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 2. – c. 254-256.
18. КонтрактМенеджер – комплексное решение для управления закупками и контрактами. Криста. [Электронный ресурс]. URL: https://www.krista.ru/products/contractmanage/ (дата обращения: 30.04.2025).
19. Неизвестных В.В. Актуальные проблемы контрактной системы в сфере государственных закупок (на примере транспорта) // Форум молодых ученых. – 2023. – № 10(86). – c. 125-128.
20. Оценка этапов расчета НМЦК. Google Формы. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSf_6IRw-ZqCKBJyycSzRWwL3DXaKYo_8FnDAa0M5WN8ZO4kJQ/viewform (дата обращения: 30.04.2025).
21. Пахомов Ю.Г., Пахомова Л.М. Проблемные вопросы определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в рамках контрактной системы // Ars Administrandi (Искусство управления). – 2014. – № 3. – c. 16-25.
22. Ровбель Р.Л. Анализ проблем и возможностей использования референтного ценообразования органами государственной власти и местного самоуправления в сфере закупок и жилищного строительства // Управленческие науки. – 2018. – № 2. – c. 44-51. – doi: 10.26794/2404-022X-2018-8-2-44-51.
23. Ровбель Р.Л. Разработка альтернативного алгоритма для внедрения в процесс формирования начальной максимальной цены контракта с учетом инструментария оценочной деятельности в государственных и корпоративных закупках // Теория и практика общественного развития. – 2018. – № 10(128). – c. 63-67. – doi: 10.24158/tipor.2018.10.10.
24. Семенов А.И. Этапы реализации цепочек создания высокотехнологичной продукции // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 9. – c. 314-316.
25. Цыганова М.С., Буреш С.В., Чернушенко Д.А. Разработка инструментария анализа данных о государственных закупках по федеральным законам № 44-фз и № 223-фз (на базе аналитической платформы Loginom) // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2020. – № 6(99). – c. 59-72. – doi: 10.23859/1994-0637-2020-6-99-5.
26. Шашкин А.Б. Особенности расчета начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2024. – № 2(261). – c. 20-24. – doi: 10.51522/2307-0382-2024-261-2-20-24.
27. Эйсымонт И.М. Особенности расчета начальных (максимальных) цен контрактов при осуществлении государственных закупок // Общество: политика, экономика, право. – 2022. – № 9(122). – c. 99-105. – doi: 10.24158/pep.2023.9.13.
28. Assessing Public Procurement Regulatory Systems in 180 Economies. World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/121001523554026106/Benchmarking-Public-Procurement-2017-Assessing-Public-Procurement-Regulatory-Systems-in-180-Economies.pdf (дата обращения: 30.04.2025).
29. Camboni R., Atmaca S., Podkolzina E. Setting Reserve Prices in Repeated Procurement Auctions. Journal of Economic Analysis & Policy. [Электронный ресурс]. URL: https://economia.unipd.it/sites/economia.unipd.it/files/20220289.pdf (дата обращения: 30.04.2025).
30. Fazekas M., Tóth I.J., King L.P. An Objective Corruption Risk Index Using Public Procurement Data // European Journal on Criminal Policy and Research. – 2016. – № 3. – p. 369-397. – doi: 10.1007/s10610-016-9308-z.
31. Public Procurement for Innovation: Good Practices and Strategies. Organisation for Economic Co-operation and Development. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/en/publications/public-procurement-for-innovation_9789264265820-en.html (дата обращения: 30.04.2025).
32. The Python Software Foundation. The Python Standard Library. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.python.org/3/library/index.html (дата обращения: 30.04.2025).
Страница обновлена: 20.10.2025 в 12:31:34
Download PDF | Downloads: 3
Architecture of the “Calculation of the initial (maximum) contract price” subsystem as a tool for reducing violation risks in public procurement
Soboleva V.O.Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 8, Number 7 (July 2025)
Abstract:
The justification of the initial (maximum) contract price (IMCP) is a key element of the contract system in public procurement. Violations committed during the calculation of the initial (maximum) contract price systematically affect the efficiency of budget expenditures and are subject to increased state control. The relevance of this study is determined by the high proportion of violations detected by supervisory authorities at various stages of forming the initial (maximum) contract price, as well as by the recent introduction of liability for such violations through the inclusion of Article 7.30.1 in the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation. The article aims to identify vulnerable stages in the calculation and justification of the initial (maximum) contract price, create a comprehensive risk map, and propose measures for optimization. Based on the analysis of audit reports from 2013 to 2025, expert surveys of public procurement practitioners, and stochastic modeling using the Monte Carlo method, a risk map was developed. The risk map highlights the weakest points in the process of calculating and justifying the initial (maximum) contract price in the public procurement system. As a solution, the implementation of a new subsystem of the Unified Electronic System — «Initial (Maximum) Contract Price Calculation» — is proposed. Its target architecture is designed to reduce errors, decrease the workload of procurement specialists, and ensure the collection of information on violations in IMCP calculation for supervisory authorities.
Keywords: initial (maximum) contract price, public procurement, risk map, risk monitoring, comparable market price method, economic security
JEL-classification: H50, H57, H59
Highlights:
References:
Adzhavenko N.V., Aleksandrova V.N. (2023). Automating purchases through risk monitoring Current trends in management and production development in the context of digitalization. 59-64.
Assessing Public Procurement Regulatory Systems in 180 EconomiesWorld Bank. Retrieved April 30, 2025, from https://documents1.worldbank.org/curated/en/121001523554026106/Benchmarking-Public-Procurement-2017-Assessing-Public-Procurement-Regulatory-Systems-in-180-Economies.pdf
Bakulina A.A., Karpova S.V. (2020). Problems of pricing of the public procurement system in the conditions of stimulating competition. Practical Marketing. (7(281)). 3-9. doi: 10.24411/2071-3762-2020-10032.
Boyarskiy S.G., Zotov A.V. (2017). The problem of determining the initial maximum contract price in public procurement of medicines. Problemy standartizatsii v zdravookhranenii. (9-10). 42-48. doi: 10.26347/1607-2502201709-10042-048.
Camboni R., Atmaca S., Podkolzina E. Setting Reserve Prices in Repeated Procurement AuctionsJournal of Economic Analysis & Policy. Retrieved April 30, 2025, from https://economia.unipd.it/sites/economia.unipd.it/files/20220289.pdf
Eysymont I.M. (2022). Features of calculating the initial (maximum) prices of contracts in the implementation of public procurement. Society: politics, economics, law. (9(122)). 99-105. doi: 10.24158/pep.2023.9.13.
Fazekas M., Tóth I.J., King L.P. (2016). An Objective Corruption Risk Index Using Public Procurement Data European Journal on Criminal Policy and Research. 22 (3). 369-397. doi: 10.1007/s10610-016-9308-z.
Geller A.Ya. (2022). Formation of the customer's control system based on the construction of an organizational and functional model of the procurement process. Industrialnaya ekonomika. 5 (2). 215-222. doi: 10.47576/2712-7559_2022_5_2_215.
Gorbunova T.P. (2024). Ways to improve the efficiency of procurement activities in the context of digitalization. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskiy zhurnal. (5(179)). 105-109. doi: 10.34773/EU.2024.5.17.
Gorodnichev M.G., Egorova L.V., Izmaylov A.M., Kazanskaya A.Yu., Kandrashina E.A., Kovalev E.E., Kravtsov L.G., Kudrinskaya I.V., Nebylova Ya.G., Tamyarov A.V. (2021). Approaches and methods for calculating the initial (maximum) price of contracts for the supply of goods, performance of work, provision of services for state and municipal needs. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. (1(41)). 302-318. doi: 10.25726/x2557-6158-3472-f.
Ivashina N.A., Trofimovskaya A.V. (2022). Risk management capabilities at the procurement planning stage Procurement management in a changing environment: international and regional experience. 23-30.
Karpova G.A., Falinskiy I.Yu., Soboleva V.O. (2024). The role of public procurement in ensuring the achievement of national economic goals. Uchenye zapiski Mezhdunarodnogo bankovskogo instituta. (3(49)). 50-69.
Kochergin A.V. (2018). Development of pricing methods in public procurement. Innovation and Investment. (2). 254-256.
Kostyrya Yu.S., Novikov V.V. (2024). Application of risk-based approach in public procurement. Industrialnaya ekonomika. (6). 63-68. doi: 10.47576/2949-1886.2024.6.6.010.
Kostyukova E.I., Bobryshev A.N. (2016). On procedure for justifying the initial (maximum) contract price in an inflationary economy. Economic analysis: theory and practice. (1(448)). 4-14.
Neizvestnyh V.V. (2023). Current problems of the contract system in the field of public procurement (based on the example of transport). Forum molodyh uchenyh. (10(86)). 125-128.
Pakhomov Yu.G., Pakhomova L.M. (2014). Problematic issues of determining the initial (maximum) contract price, the price of a contract concluded with a single supplier (contractor, contractor) within the framework of the contract system. Ars Administrandi (Iskusstvo upravleniya). (3). 16-25.
Public Procurement for Innovation: Good Practices and StrategiesOrganisation for Economic Co-operation and Development. Retrieved April 30, 2025, from https://www.oecd.org/en/publications/public-procurement-for-innovation_9789264265820-en.html
Rovbel R.L. (2018). Analyzing the problems and opportunities of reference pricingfor the use by state government and local self-government bodies in procurement activities and housing development. Management Sciences. 8 (2). 44-51. doi: 10.26794/2404-022X-2018-8-2-44-51.
Rovbel R.L. (2018). The development of an alternate algorithm to be introduced into the initial maximum pricing of contract in view of assessment tools in the government and corporate procurement. Theory and practice of social development. (10(128)). 63-67. doi: 10.24158/tipor.2018.10.10.
Semenov A.I. (2019). Stages of realization of chains of creation of high-tech products. Innovation and Investment. (9). 314-316.
Shashkin A.B. (2024). Features of calculating the initial (maximum) contract price when purchasing medicines included in the list of vital and essential medicines. Vedomosti ugolovno-ispolnitelnoy sistemy. (2(261)). 20-24. doi: 10.51522/2307-0382-2024-261-2-20-24.
The Python Software FoundationThe Python Standard Library. Retrieved April 30, 2025, from https://docs.python.org/3/library/index.html
Tsyganova M.S., Buresh S.V., Chernushenko D.A. (2020). Data analysis instrumentation development for public procurements under 44 and 223 federal laws (based on loginom analytical platform). Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. (6(99)). 59-72. doi: 10.23859/1994-0637-2020-6-99-5.
Vadretskiy I.S. (2020). The mechanism of formation of the shadow sector in the field of public procurement. Economic Security Bulletin. (1). 244-289. doi: 10.24411/2414-3995-2020-10046.
Volkova A.A., Nikitin Yu.A., Plotnikov V.A., Sergeev K.A. (2019). Public procurement: the issues of improving the pricing. Economics and management. (8(166)). 76-82. doi: 10.35854/1998-1627-2019-8-76-82.
