Преступления в сфере государственных закупок

Сочнева Е. Н.1, Карабанько Г. Ю.2
1 Красноярский государственный аграрный университет
2 Сибирский федеральный университет

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 15, Номер 3 (Июль-сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Данная научная статья посвящена анализу преступлений, совершаемых в сфере государственных и муниципальных закупок, представляющих собой значительную угрозу для экономической безопасности государства и эффективного расходования бюджетных средств. Данные правонарушения постоянно видоизменяются под воздействием изменения законодательства и организационных условий. В работе систематизированы преступления в сфере закупок, а также выявляются ключевые факторы, способствующие их совершению. По результатам исследования сформулированы предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, усилению механизмов контроля и надзора, повышению прозрачности закупочных процедур и развитию цифровых инструментов для минимизации коррупционных рисков. Материалы статьи могут быть интересны тем, кто исследует вопросы преступлений в сфере госзаказа, и полезны специалистам в области уголовного права, антикоррупционной деятельности, а также органам государственной власти и правоохранительным структурам

Ключевые слова: преступления, государственные закупки, противодействие, контроль, прозрачность

JEL-классификация: F52, H56, H12



Введение

Институт закупок товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных нужд по-прежнему остается важнейшим инструментом поддержания, реализации и развития национальной экономики. Сегодня – это ключевой механизм обеспечения потребностей государства. По данным Единой информационной системы, объем рынка госзаказа в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2024 году равнялся 10,92 трлн рублей, что составило около 27 % от расходной части федерального бюджета [7]. Столь внушительные финансовые показатели невольно заставляют задуматься над рациональностью расходования бюджетных средств, направляемых на удовлетворение приоритетных интересов государства, общества, личности. Однако эта сфера остается высоко уязвимой для коррупционных и иных криминальных проявлений. По итогам ФАС России выявила 17 637 нарушений законодательства в области государственного заказа в 2024 году [13].

Государственные закупки представляют собой сложную систему правоотношений, направленную на эффективное расходование бюджетных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Объем финансовых потоков в этой сфере огромен, что делает ее привлекательной для различных видов злоупотреблений и криминальных посягательств. Преступления в сфере госзакупок наносят серьезный ущерб как экономике, приводя к неэффективному расходованию средств, снижению качества товаров и услуг, искажению конкуренции, так и обществу в целом, подрывая доверие к государственным институтам, способствуя росту теневой экономики.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска и совершенствования эффективных механизмов противодействия преступности в этой сфере, особенно в условиях активного внедрения цифровых технологий и меняющейся экономической ситуации.

Многие авторы, например, Г. Б. Добрецов, И. И. Зырянова, А. Н. Вдовина, А. Г. Русаков и др., анализируют вопросы преступлений в системе государственных закупок и меры борьбы с ними [1; 3; 14-15]. Однако, проблема не теряет актуальности, что связано с постоянным видоизменением законодательства, и, как следствие, появлением новых видов правонарушений.

Таким образом, на основании вышеизложенного целью статьи является анализ преступлений в сфере государственных закупок, включая их типизацию, выявление причин и оценку эффективности применяемых мер борьбы.

Основная часть.

Правовое регулирование государственных закупок в Российской Федерации осуществляется преимущественно на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [17-18]. Эти законы призваны обеспечить прозрачность, конкуренцию и эффективность закупок.

Несмотря на развитую законодательную базу, система государственных закупок обладает рядом характеристик, создающих предпосылки для совершения преступлений. Рассмотрим их подробнее.

¾ Большие объемы финансовых средств: высокая стоимость контрактов стимулирует попытки незаконного обогащения.

¾ Сложность процедур: многоэтапность и наличие дискреционных полномочий у участников процесса могут создавать «серые зоны» для манипуляций.

¾ Асимметрия информации: заказчик часто обладает большей информацией о предмете закупки, когда прописывает её в техническом задании, чем потенциальные поставщики, что может использоваться для недобросовестных целей, например, для запутывания остальных участников закупки и, как следствие, аукцион выигрывает «свой поставщик». Или намеренно вносит в Единую информационную систему (ЕИС) данные, которые имеют недопустимый вид (смешение языков при написании наименования заявки).

¾ Наличие конфликта интересов: возможность сращивания интересов должностных лиц заказчика и представителей поставщиков. Например, если руководитель заказчика одновременно является представителем участника закупки, это свидетельствует о возникновении конфликта интересов. Такое обстоятельство приводит к ограничению конкуренции при проведении закупки, поскольку интересы заказчика и участника фактически представляет одно лицо.

¾ Недостаточный контроль: несмотря на наличие надзорных органов, охват и глубина контроля не всегда на должном уровне.

Ниже на рис. 1 представлены причины коррупции в госзакупках:

Рисунок 1 Причины высокого уровня коррупции в системе государственных закупок.

Источник: составлено авторами по данным Торгово-промышленной палаты [12]

Преступления в сфере госзакупок многообразны и могут совершаться на различных стадиях закупочного процесса (планирование, размещение извещения, подача заявок, рассмотрение заявок, заключение и исполнение контракта). К наиболее распространенным видам относятся следующие.

1. «Картельный сговор» (антиконкурентное соглашение). Участники торгов (поставщики) договариваются между собой о результатах аукциона или конкурса с целью поддержания высоких цен или получения контракта определенным участником. Это может проявляться в отказе от конкуренции, подаче «пустых» заявок, согласовании цен. Ответственность предусмотрена ст. 178 УК РФ [16]. Так, 30 июня 2025 Волгоградское УФАС возбудило дело против ООО «Дом-Строй», ООО «Дорстрой-34» и ООО «Астрол-ДСК» за картельный сговор на торгах по ремонту дорог (1,6 млрд рублей). Компании, по версии УФАС, искусственно завышали цены. «Дорстрой-34», ранее известная как «Астрол-СК», регулярно выигрывала крупные городские контракты [5]. Картели, по мнению экспертов, ведут к завышению цен на 15-20% [9].

2. «Злоупотребление должностными полномочиями» (ст. 285 УК РФ) и «Превышение должностных полномочий» (ст. 286 УК РФ) [16]. Должностные лица заказчика могут использовать свое положение вопреки интересам службы для предоставления преимуществ аффилированным лицам или компаниям. Это может выражаться в необоснованном отклонении заявок конкурентов, изменении условий контракта в пользу поставщика после торгов, приемке некачественных товаров или услуг. Анализ практики функционирования контрактной системы в Российской Федерации выявляет определённую специфику в структуре коррупционных проявлений. В частности, нарушения, связанные с фальсификацией результатов этапа приёмки-передачи товаров, работ или услуг и контроля их соответствия установленным требованиям, демонстрируют статистически значимое преобладание по сравнению с аналогичными показателями в мировой практике [1].

Иллюстрацией данной проблематики может служить инцидент, зафиксированный в 2017 году. В рамках исполнения государственных контрактов, заключенных на реконструкцию музейных объектов, расположенных в городе Торжке и Калининском районе Тверской области, должностные лица – Алымчев и Макаров – при содействии (или в сговоре с) руководителя подрядной строительной организации Корнилова, осуществили формальную приёмку и последующую оплату работ. Примечательно, что фактически заявленные работы на общую сумму, превышающую 37,2 миллиона рублей, не были выполнены. Это противоправное деяние повлекло за собой причинение значительного материального ущерба государственному бюджету, подтверждая уязвимость этапа [10].

3. Преступления, связанные с получением взятки (ст. 290 УК РФ) и дачей взятки (ст. 291 УК РФ) [16]. Речь идет о передаче должностному лицу заказчика денежных средств или иных выгод за совершение действий (или бездействие) в интересах взяткодателя (например, за обеспечение победы в торгах, за приёмку работ). Должностное лицо организации-заказчика, обладающее полномочиями или оказывающее влияние на процесс выбора исполнителя (подрядчика или поставщика), неправомерно получает от контрагента материальное вознаграждение. Данная материальная выгода, часто именуемая в публицистике как «откат», представляет собой скрытый процент от общей стоимости заключенного контракта. Величина и характер такого неправомерного стимулирования не являются фиксированными параметрами. Они обуславливаются комплексом факторов, среди которых ключевую роль играют должностное положение коррупционера в структуре организации; степень его вовлеченности и участия в фальсификации или манипулировании закупочными процедурами; наличие и объем рычагов влияния, а также круг аффилированных связей, позволяющих обеспечить благоприятный для контрагента исход тендера. Например, в Саратовской области следователями Следственного Комитета завершено расследование уголовного дела о подкупе члена комиссии по осуществлению госзакупок и провокации взятки. По данным следствия, 30 декабря 2022 года обвиняемый получил от индивидуального предпринимателя, действовавшего в рамках оперативно-розыскных мероприятий, денежные средства в сумме 500 тыс. рублей. Деньги предназначались за подписание протоколов подведения итогов электронных аукционов и определения поставщика по поданным предпринимателем заявкам на участие в открытых электронных аукционах на приобретение жилых помещений (квартир), находящихся в многоквартирных жилых домах на территории муниципального образования город Балашов, в муниципальную собственность, и, как следствие, обеспечение заключения с индивидуальным предпринимателем муниципальных контрактов на приобретение указанных жилых помещений [11].

4. Преступления, квалифицируемые по статье «Мошенничество» (ст. 159 УК РФ) [16]. Хищение бюджетных средств путем обмана или злоупотребления доверием. Может проявляться в завышении стоимости товаров/работ/услуг, поставке некачественной или фальсифицированной продукции, невыполнении работ при их оплате. Характерным прецедентом, является судебное разбирательство, завершившееся в 2022 году в Красногвардейском районном суде Санкт-Петербурга. По его итогам, бывший руководитель ЗАО «Театрально-декорационные мастерские», Александр Шимберг, был признан виновным в совершении мошенничества в особо крупном размере и приговорен к лишению свободы на срок четыре года с отбыванием в исправительной колонии общего режима. В ходе расследования и судебного процесса было установлено, что фигурант дела, А. Шимберг, представил Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» пакет дополнительных соглашений. Эти документы содержали заведомо ложные сведения относительно выполнения определенного объема работ по реконструкции здания Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова. Суть противоправного деяния заключалась в том, что заявленные в документации работы фактически не были осуществлены. В результате подобной манипуляции гражданин Шимберг неправомерно завладел денежными средствами в размере 2,4 миллиона рублей, что повлекло за собой причинение значительного материального ущерба государственной собственности [8].

5. Следующий тип правонарушений связан с коммерческим подкупом (ст. 204 УК РФ) [16]. Под ним понимается незаконная передача денег или выгод лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации (например, в компании-поставщике, участвующей в закупке), за совершение действий в интересах подкупающего. К примеру, по данным следствия, летом 2020 года главный врач больницы в г. Канск Красноярского края заключил 8 контрактов с фирмой, торгующей медицинскими изделиями. Он получил 480 тысяч рублей (10% от 4,8 млн рублей) за контракты на поставку одноразовых костюмов, а в 2022 году — 640 тысяч рублей (10% от 6,5 млн рублей) за поставку неработающего медицинского оборудования у той же фирмы. Таким образом, организация, торгующая медицинской техникой на постоянной основе взаимодействовала с больницей в качестве поставщика медицинских изделий, которые, в реальности, были списаны по браку или некондиции и не могли использоваться по назначению [6].

6. Еще одним видом правонарушения является фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности (ст. 303 УК РФ) [16]. В контексте госзакупок это может проявляться в подделке документов (актов приемки, сертификатов, счетов, банковских гарантий), используемых для обоснования оплаты или приемки работ/услуг. Так, в рамках регулирования контрактной системы в Российской Федерации, Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает требование к заказчикам относительно обеспечения заявок на участие в конкурентных процедурах и исполнения заключенных контрактов. Данное положение, закрепленное в статьях 44 и 96 указанного Закона, предусматривает возможность выбора одного из двух равнозначных способов гарантирования обязательств для потенциальных поставщиков. Это может быть как внесение денежных средств (залог) - внесение определенной суммы денежных средств на указанный заказчиком счет, так и банковская гарантия - предоставление независимого обязательства кредитной организации выплатить заказчику определенную сумму при неисполнении участником или исполнителем своих обязательств [17]. Одним из значительных вызовов для стабильности системы обеспечения являлась проблема фиктивности гарантийных документов. Показательным в этом отношении является аналитическое наблюдение, озвученное заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы Екатериной Соловьевой 19 августа 2011 года. Согласно ее заявлению, существенная доля (порядка 80%) банковских гарантий, предъявляемых участниками торгов в рамках государственных контрактов, характеризовалась признаками недостоверности или прямого фальсифицирования. Данный факт подчеркивает актуальность мер по верификации подлинности финансовых инструментов в системе публичных закупок [2;19].

7. Манипулирование техническим заданием и закупочной документацией. Оно подразумевает такое формирование требований к предмету закупки, чтобы им соответствовал только один конкретный поставщик или круг аффилированных лиц. В качестве примера можно привести «громкое» дело, бывшего руководителя отделения Пенсионного фонда России по Красноярскому краю Дениса Майбороды. По версии следствия он отдал конкурсные процедуры по покупке объектов недвижимости заранее аффилированным лицам. При этом цены на объекты были завышены на 25 и 75 млн. рублей. Суд назначил фигуранту дела 12,5 лет колонии строгого режима и штраф в 1,3 миллиона рублей, а также запрет на занятия должностей в органах власти на 14 лет. [20].

Все указанные типы преступлений в сфере госзакупок совершаются под воздействием следующих факторов.

Первый фактор – это несовершенство законодательства. Наличие пробелов или избыточной сложности норм может создавать возможности для их обхода или использования в преступных целях.

Второй фактор - слабость внутриведомственного контроля. Недостаточный уровень контроля со стороны руководителей заказчиков за деятельностью своих сотрудников, ответственных за закупки.

Третий фактор – непрозрачность отдельных этапов закупки. Несмотря на общую тенденцию к цифровизации, некоторые этапы (например, формирование начальной максимальной цены контракта, оценка заявок по неценовым критериям) могут оставаться недостаточно прозрачными.

Четвертый фактор – низкий уровень профессиональной подготовки и этики участников закупочного процесса. Отсутствие необходимых компетенций у сотрудников контрактных служб или, наоборот, использование специальных знаний для совершения преступлений.

Пятый фактор - коррупционные связи и лоббирование интересов. Наличие устойчивых связей между представителями бизнеса и должностными лицами, способствующих незаконному продвижению интересов определенных компаний.

Шестой фактор - неэффективность правоприменительной практики. Сложность выявления, документирования и доказывания преступлений в этой сфере, а также недостаточная строгость наказания в некоторых случаях.

Противодействие преступности в сфере госзакупок требует комплексного подхода, сочетающего правовые, организационные, технологические и профилактические меры. Конкретными мерами считаем следующие.

1. Совершенствование законодательной базы: устранение пробелов и противоречий, упрощение процедур без ущерба для прозрачности, усиление ответственности за нарушения.

2. Повышение прозрачности и открытости: максимальное использование Единой информационной системы (ЕИС) для закупок малого объёма, чтобы полностью захватить все сервисы, используемые для государственного заказа, регламентирующие закупки до 600 тыс. руб.; раскрытие информации на всех этапах закупки, включая обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК), протоколы оценки заявок, ход исполнения контракта.

3. Цифровизация и использование современных технологий: использование искусственного интеллекта и систем анализа больших данных (Big Data) для выявления аномалий и признаков сговора или манипуляций. Это подразумевает следующие шаги.

Во-первых, профилирование участников, т.е. создание динамических «профилей доверия» для каждого поставщика и заказчика. Искусственный интеллект будет анализировать: историю участия - количество побед/поражений, участие в «массовых» торгах, где конкуренции нет, отказ от контрактов, исполнение обязательств, сроки поставок; финансовые манипуляции - где есть не только отчетность, но и анализ банковских операций, наличие связей с аффилированными лицами, «транзитных» компаний в цепочке платежей; репутация и медиа-след - анализ новостей, судебных дел, жалоб, упоминаний в соцсетях.

Во-вторых, профилирование тендеров. Искусственный интеллект предсказывает вероятность сговора или коррупции для каждого нового тендера на основе: сложности и уникальности технического задания, то есть чем менее стандартный товар/услуга, тем выше риск. Искусственный интеллект может сравнивать техническое задание с базами аналогичных закупок. Также он может работать с главным спорным элементом госзакупок - начальной максимальной ценой контракта (НМЦК) [4]. Искусственный интеллект может осуществлять автоматическое сравнение НМЦК с рыночными аналогами, ценами на бирже с учетом инфляции и региональных особенностей, а также характеристик рынка, количества потенциальных поставщиков, уровня конкуренции в данной сфере и другими факторами.

В-третьих, анализ документации. Конкретные меры представлены в табл. 1.

Таблица 1. Мероприятия в рамках анализа документации

№ n/n
Наименование мероприятия
Конкретные действия
1
Поиск «скрытых» условий
Искусственный интеллект не просто ищет ключевые слова, а выявляет конструкции, которые могут ограничивать конкуренцию (например, чрезмерно детализированные, но бессмысленные требования, отсылки к специфическим, но нетиповым сертификатам, используемым только одним производителем).
2
Анализ «зеркальности» заявок
Выявление случаев, когда заявки разных участников имеют идентичные формулировки, ошибки, стилистические особенности.
3
«Регуляторный детектор»
Автоматическая проверка соответствия техзадания и условий контракта всем существующим нормам, ГОСТам, СНИПам (строительным нормам и правилам) и антимонопольному законодательству. Искусственный интеллект способен моментально выявить, если в ТЗ появились пункты, противоречащие закону или необоснованно сужающие круг участников.
4
Генерация «идеального технического задания»
Искусственный интеллект может предложить оптимальные формулировки для технического задания на основе анализа тысяч успешных и честных закупок, минимизирует возможности для лазеек.
5
Смарт-контракты
Автоматическая оплата по факту выполнения условий (например, получения товара, подтверждения актов выполненных работ) при условии, что это подтверждено независимыми источниками данных (датчики, GPS, независимая экспертиза, также фиксируемая в блокчейне). Это исключает возможность «откатов» за подписание фиктивных актов.
Источник: составлено авторами.

4. Усиление контроля и надзора: активизация работы контролирующих органов (ФАС, Счетная палата, органы внутреннего государственного финансового контроля, прокуратура, МВД, ФСБ), координация их деятельности. В Российской Федерации система закупок находится под пристальным надзором специализированных государственных органов финансового контроля, призванных обеспечивать соблюдение принципов законности, целесообразности, эффективности и прозрачности при расходовании бюджетных средств. Со стороны государственного (муниципального) заказчика в отношении поставщика также осуществляется скрупулезная оценка добросовестности и полноценности исполнения поставщиком договорных обязательств. Включает аудит соответствия поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг заявленным стандартам качества, техническим требованиям и объему, предусмотренному государственным контрактом. Производится мониторинг соблюдения всех фаз и сроков реализации договорных отношений, включая своевременность и корректность оформления приемочных документов.

5. Оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные меры: совершенствование методов выявления, документирования и расследования преступлений, повышение квалификации правоохранительных органов. Например, развитие методов цифровой криминалистики, под этим подразумеваю не только обучение специалистов правоохранительных органов (следователей, оперативников) сбору, анализу и представлению в суде цифровых доказательств, т.е. переписок в мессенджерах, электронной почты, данных с облачных хранилищ, информации из социальных сетей, но и приобретение и использование специализированного оборудования для извлечения данных с поврежденных носителей, обхода шифрования и восстановления удаленной информации. Преступления в госзакупках часто носят латентный характер, сопряжены с высокими технологиями, отмыванием денег и организованной преступностью, что требует специализированных знаний и методов.

Необходимо отметить, что в условиях продолжающейся цифровизации закупочных процессов возникают новые вызовы и открываются новые перспективы. С одной стороны, электронные процедуры повышают прозрачность и оставляют цифровые следы, облегчая выявление нарушений. С другой стороны, появляются новые формы преступлений, связанные с киберугрозами, использованием информационных систем для маскировки незаконных действий или манипуляций с данными.

Перспективы борьбы с преступностью в сфере госзакупок связаны, в первую очередь, с дальнейшим развитием и эффективным использованием цифровых инструментов анализа, интеграцией информационных систем различных ведомств, а также с повышением уровня правовой и цифровой грамотности всех участников закупочного процесса.

Заключение

Преступления в сфере государственных закупок представляют собой серьезную угрозу для национальной экономики и общественной безопасности. Их совершение обусловлено комплексом правовых, организационных и социально-экономических факторов. Борьба с этими проявлениями требует системного подхода, включающего совершенствование законодательства, повышение прозрачности, активное внедрение и использование цифровых технологий для выявления аномалий, усиление контрольных и надзорных функций, а также повышение профессионального уровня и этических стандартов участников закупочной деятельности. Только комплексные и скоординированные усилия государства, бизнеса и общества позволят снизить уровень преступности в этой жизненно важной для государства сфере.


Источники:

1. Добрецов Г.Б. Актуальные проблемы управления закупочной деятельностью 2025 года. / Учебное пособие (Рабочая тетрадь) / Выпуск 7/2025. Серия: Актуальные вопросы закупочной деятельности. Часть 1. - Красноярск, 2025.
2. Добрецов Г.Б. Законодательство России о размещении государственных и муниципальных заказов (общая чаcть). / учебное пособие для обучающихся по образовательной программе повышения квалификации \"Управление государственными и муниципальными заказами\" / ([2-е изд.]). - Красноярск, 2011.
3. Добрецов Г.Б., Вдовина А.Н. Применение электронных документов и их образов при осуществлении публичных закупок // Российское конкурентное право и экономика. – 2024. – № 3. – c. 52-63.
4. Добрецов Г.Б., Сочнева Е.Н. Экономико-статистические основы закупок. / рабочая тетрадь. - Красноярск, 2024.
5. Дорожный картель на полтора миллиона рублей вскрыли в Волгограде. Новости Волгограда от 30.06.2025 г. [Электронный ресурс]. URL: https://novostivolgograda.ru/news/2025-06-30/dorozhnyy-kartel-na-poltora-milliarda-rubley-vskryli-v-volgograde-5425270 (дата обращения: 25.06.2025).
6. Енисей -главные новости Красноярского края. [Электронный ресурс]. URL: https://www.enisey.tv/news/post (дата обращения: 25.06.2025).
7. Официальный сайт Единой информационной системы. [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 20.05.2025г.).
8. Официальный сайт Информационного агентства ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/proisshestviya/14903987 (дата обращения: 25.06.2025).
9. Официальный сайт платформы «Дзен». [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/aGJZh4nsMFPrnk3 (дата обращения: 30.06.2025).
10. Официальный сайт Прокуратуры города Москвы. [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_77/mass-media/news?item=90240923 (дата обращения: 25.06.2025).
11. Официальный сайт Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области. [Электронный ресурс]. URL: https://saratov.sledcom.ru/news/item/1773664/ (дата обращения: 25.06.2025).
12. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://news.tpprf.ru/ru/media/5239401/ (дата обращения: 29.06.2025).
13. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/news/33751 (дата обращения: 20.05.2025г.).
14. Сочнева Е.Н., Русаков А.Г. Актуальные вопросы проверки эффективности системы государственных закупок: правовые аспекты // Высокотехнологичное право: генезис и перспективы: Материалы III Международной межвузовской научно-практической конференции. Красноярск, 2022. – c. 267-274.
15. Сочнева Е.Н., Червяков М.Э., Зырянова И.И. Нарушения конкурентных процедур при государственных закупках у единственного поставщика // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2018. – № 9. – c. 21.
16. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.04.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.05.2025). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 24.05.2025г.).
17. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 18.05.2025г.).
18. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 24.05.2025г.).
19. Федоренко К.М., Сочнева Е.Н. Преступления в сфере банковского кредитования // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: Сборник научных трудов Международная конференция. Симферополь, 2018. – c. 235-238.
20. «12,5 лет строгача и штраф 1,3 миллиона»: экс-глава Пенсионного фонда в Красноярском крае Денис Майборода услышал свой приговор. [Электронный ресурс]. URL: https://www.krsk.kp.ru/daily/27598.5/4870020/ (дата обращения: 05.06.2025г.).

Страница обновлена: 03.09.2025 в 17:23:38

 

 

Crimes in the field of public procurement

Sochneva E. N., Karabanko G. Yu.

Journal paper

Economics and society: contemporary models of development (РИНЦ)
опубликовать статью

Volume 15, Number 3 (July-september 2025)

Citation:

Abstract:
The article analyzes crimes committed in the field of public and municipal procurement, which represent a significant threat to the economic security of the state and the effective spending of budget funds. These offenses are constantly changing under the influence of changes in legislation and organizational conditions. The article systematizes procurement crimes and identifies key factors that contribute to their commission. The article provides proposals to improve the regulatory framework, strengthen control and supervision mechanisms, increase the transparency of procurement procedures and develop digital tools to minimize corruption risks. The article may be of interest to those who study issues of crimes in the field of public procurement. The research results may be useful to specialists in the field of criminal law, anti-corruption activities, public and law enforcement authorities.

Keywords: crime, public procurement, counteraction, control, transparency

JEL-classification: F52, H56, H12