Поддержка института конкуренции как форма содействия предпринимательскому сектору

Мальцева О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-1 (126), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Экономика России на протяжении последних семи лет характеризуется устойчивыми темпами развития. За это время прирост ВВП составил более чем 6% в среднем за год, инфляция сократилась до 10%. Значительно выросли доходы населения и предприятий, увеличивается темп прироста инвестиций в экономику. Однако вызывает беспокойство качество и устойчивость этого развития, обусловленного интенсивным импортозамещением и благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырьевых ресурсов. В этой связи стала особенно актуальной проблема повышения конкурентоспособности экономики страны.

Ключевые слова: конкуренция, импортозамещение, конкурентоспособность государства, институт конкуренции



Как отметил Владимир Путин, «мы должны быть конкурентоспособны во всем – и человек, и отрасль, и население, и страна. Вот это должна быть наша основная национальная идея», для этого «надо быстрее модернизировать отживающие век производства и создавать те, которые укрепляют конкурентоспособность страны» [2].

Сегодня в любой экономической системе ключевыми элементами являются институты. Они играют определяющую роль в развитии страны и повышении ее конкурентоспособности.

Институт конкуренции

Наиболее распространенное определение институтов принадлежит Д. Норту. Он определяет их как «формальные правила, неформальные ограничения и способы обеспечения действенности ограничений» или как «правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми» [1, с. 68].

Важнейшим институтом современной рыночной экономики является конкуренция. Она обуславливает эффективность функционирования других экономических институтов, устанавливает основные параметры рыночного хозяйства. Конкуренция определяет направленность развития производства и рыночных отношений, позволяет устранять серьезные нарушения всех экономических пропорций.

Конкуренция для действующих предпринимателей и вступающих в рынок новых субъектов является способом адаптации к изменяющимся условиям. Она побуждает снижать издержки, рационально использовать ограниченные ресурсы, увеличивать производство, совершенствовать технологии, активно внедрять инновации, расширять ассортимент и повышать качество производимых товаров. Именно конкуренция предусматривает, что деятельность субъектов на всех стадиях производства должна быть прогрессивной и оптимальной, справедливо распределяет доходы участников рынка.

Государственная конкурентная политика

Необходимость поддержки института конкуренции требует выработки и проведения в жизнь государственной конкурентной политики.

Государственная конкурентная политика – это комплекс последовательных мер и действий, осуществляемых органами государственной власти, направленных на развитие и поддержание конкуренции, защиту и пресечение от монополистических действий и недобросовестной конкуренции всех участников рынка.

Основными целями государственной конкурентной политики являются:

‑ развитие конкурентной среды,

‑ оптимизация экономической структуры рынка,

‑ защита конкурентных отношений,

‑ контроль за рыночной концентрацией,

‑ поддержка малого предпринимательства.

В качестве ценностной цели государственной конкурентной политики можно назвать экономическое развитие. Оно выражено в устойчивом экономическом росте, повышении конкурентоспособности российского бизнеса на внешнем и внутреннем рынках, повышении имиджа и инвестиционной привлекательности страны [3, с. 44].

Направления конкурентной политики

Конкурентная политика включает в себя два основных направления:

1) Развитие и поддержка конкуренции на товарных и финансовых рынках;

2) Пресечение монополистических действий, недобросовестной конкуренции и защита конкуренции.

Среди методов реализации первого направления можно выделить следующие:

‑ содействие развитию товарных и финансовых рынков (устранение административных барьеров, необоснованного представления льгот и преимуществ отдельным субъектам хозяйствования);

‑ поддержка малого предпринимательства (упрощение процедур лицензирования и регистрации, снижение ставок налогов, субсидирование);

‑ наблюдение за деятельностью естественных монополий и др.

Методами реализации второго направления являются:

‑ контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке;

‑ пресечение недобросовестной конкуренции;

‑ контроль за действиями органов государственной власти, которые направлены на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов;

‑ контроль за уровнем концентрации на рынках.

Главная цель: повышение конкурентоспособности бизнеса

Можно также выделить дополнительные направления государственной конкурентной политики, которые позволяют повысить конкурентоспособность экономики России:

‑ разработка и внедрение механизмов по защите отечественных производителей, применение антидемпинговых механизмов;

­ расширение инструментария политики защиты и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках;

‑ борьба с низким уровнем культуры рыночных отношений и низким уровнем правосознания потребителя;

‑ совершенствование правового регулирования, упрощение и ускорение судебных процедур;

‑ повышение компетентности и ответственности чиновников, участвующих в реализации конкурентной политики и применении антимонопольного законодательства;

‑ создание системы показателей конкурентоспособности и их мониторинга.

Желаемыми результатами проведения государственной конкурентной политики являются:

‑ повышение уровня экономической свободы для всех участников рынка;

‑ появление новых товаров;

‑ улучшение потребительских свойств и качеств продукции;

‑ эффективное использование ограниченных ресурсов.

Совершенствование института конкуренции определяет устойчивое развитие экономики, повышает конкурентоспособность бизнеса и благосостояние общества.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:58:55