Поддержка института конкуренции как форма содействия предпринимательскому сектору
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1-1 (126), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Экономика России на протяжении последних семи лет характеризуется устойчивыми темпами развития. За это время прирост ВВП составил более чем 6% в среднем за год, инфляция сократилась до 10%. Значительно выросли доходы населения и предприятий, увеличивается темп прироста инвестиций в экономику. Однако вызывает беспокойство качество и устойчивость этого развития, обусловленного интенсивным импортозамещением и благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырьевых ресурсов. В этой связи стала особенно актуальной проблема повышения конкурентоспособности экономики страны.
Ключевые слова: конкуренция, импортозамещение, конкурентоспособность государства, институт конкуренции
Как отметил Владимир Путин, «мы должны быть конкурентоспособны во всем – и человек, и отрасль, и население, и страна. Вот это должна быть наша основная национальная идея», для этого «надо быстрее модернизировать отживающие век производства и создавать те, которые укрепляют конкурентоспособность страны» [2].
Сегодня в любой экономической системе ключевыми элементами являются институты. Они играют определяющую роль в развитии страны и повышении ее конкурентоспособности.
Институт конкуренции
Наиболее распространенное определение институтов принадлежит Д. Норту. Он определяет их как «формальные правила, неформальные ограничения и способы обеспечения действенности ограничений» или как «правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми» [1, с. 68].
Важнейшим институтом современной рыночной экономики является конкуренция. Она обуславливает эффективность функционирования других экономических институтов, устанавливает основные параметры рыночного хозяйства. Конкуренция определяет направленность развития производства и рыночных отношений, позволяет устранять серьезные нарушения всех экономических пропорций.
Конкуренция для действующих предпринимателей и вступающих в рынок новых субъектов является способом адаптации к изменяющимся условиям. Она побуждает снижать издержки, рационально использовать ограниченные ресурсы, увеличивать производство, совершенствовать технологии, активно внедрять инновации, расширять ассортимент и повышать качество производимых товаров. Именно конкуренция предусматривает, что деятельность субъектов на всех стадиях производства должна быть прогрессивной и оптимальной, справедливо распределяет доходы участников рынка.
Государственная конкурентная политика
Необходимость поддержки института конкуренции требует выработки и проведения в жизнь государственной конкурентной политики.
Государственная конкурентная политика – это комплекс последовательных мер и действий, осуществляемых органами государственной власти, направленных на развитие и поддержание конкуренции, защиту и пресечение от монополистических действий и недобросовестной конкуренции всех участников рынка.
Основными целями государственной конкурентной политики являются:
‑ развитие конкурентной среды,
‑ оптимизация экономической структуры рынка,
‑ защита конкурентных отношений,
‑ контроль за рыночной концентрацией,
‑ поддержка малого предпринимательства.
В качестве ценностной цели государственной конкурентной политики можно назвать экономическое развитие. Оно выражено в устойчивом экономическом росте, повышении конкурентоспособности российского бизнеса на внешнем и внутреннем рынках, повышении имиджа и инвестиционной привлекательности страны [3, с. 44].
Направления конкурентной политики
Конкурентная политика включает в себя два основных направления:
1) Развитие и поддержка конкуренции на товарных и финансовых рынках;
2) Пресечение монополистических действий, недобросовестной конкуренции и защита конкуренции.
Среди методов реализации первого направления можно выделить следующие:
‑ содействие развитию товарных и финансовых рынков (устранение административных барьеров, необоснованного представления льгот и преимуществ отдельным субъектам хозяйствования);
‑ поддержка малого предпринимательства (упрощение процедур лицензирования и регистрации, снижение ставок налогов, субсидирование);
‑ наблюдение за деятельностью естественных монополий и др.
Методами реализации второго направления являются:
‑ контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке;
‑ пресечение недобросовестной конкуренции;
‑ контроль за действиями органов государственной власти, которые направлены на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов;
‑ контроль за уровнем концентрации на рынках.
Главная цель: повышение конкурентоспособности бизнеса
Можно также выделить дополнительные направления государственной конкурентной политики, которые позволяют повысить конкурентоспособность экономики России:
‑ разработка и внедрение механизмов по защите отечественных производителей, применение антидемпинговых механизмов;
расширение инструментария политики защиты и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках;
‑ борьба с низким уровнем культуры рыночных отношений и низким уровнем правосознания потребителя;
‑ совершенствование правового регулирования, упрощение и ускорение судебных процедур;
‑ повышение компетентности и ответственности чиновников, участвующих в реализации конкурентной политики и применении антимонопольного законодательства;
‑ создание системы показателей конкурентоспособности и их мониторинга.
Желаемыми результатами проведения государственной конкурентной политики являются:
‑ повышение уровня экономической свободы для всех участников рынка;
‑ появление новых товаров;
‑ улучшение потребительских свойств и качеств продукции;
‑ эффективное использование ограниченных ресурсов.
Совершенствование института конкуренции определяет устойчивое развитие экономики, повышает конкурентоспособность бизнеса и благосостояние общества.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:58:55