Инвестиционный кризис в России и перспективы инвестиционного бума

Брынцев А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (14), Февраль 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В условиях глубокого кризиса всегда господствует стратегия выживания и даже краткосрочные вложения в виде инвестиций резко сокращаются. Прошло более десяти лет с того дня, как Россия впала в состояние социально-экономического кризиса. С 1989 года объем производства крупной и средней промышленности сократился в два с половиной раза, сельского хозяйства – почти в два раза, инвестиции – в четыре раза, ВВП – в 1,8 раза, а реальные доходы, по крайней мере, почти вдвое. В 2000 году мы по многим цифрам возвращаемся к периоду до 17 августа 1998 года. Но выдавать эти показатели за подъем экономики никак нельзя. Всегда стоит помнить, что глубина нашего падения за десять лет это падение производства в два с половиной раза.

Ключевые слова: инвестиции, финансовый кризис, инвестиционная деятельность, инвестиционный климат



В условиях глубокого кризиса всегда господствует стратегия выживания и даже краткосрочные вложения в виде инвестиций резко сокращаются.

Прошло более десяти лет с того дня, как Россия впала в состояние социально-экономического кризиса. С 1989 года объем производства крупной и средней промышленности сократился в два с половиной раза, сельского хозяйства – почти в два раза, инвестиции – в четыре раза, ВВП – в 1,8 раза, а реальные доходы, по крайней мере, почти вдвое. В 2000 году мы по многим цифрам возвращаемся к периоду до 17 августа 1998 года. Но выдавать эти показатели за подъем экономики никак нельзя. Всегда стоит помнить, что глубина нашего падения за десять лет ‑ это падение производства в два с половиной раза.

Что касается реальных доходов на душу населения, то после 17 августа нет никакого улучшения (в сентябре 1998 года – меньше на 30% по отношению к сентябрю 1997 года, в мае 1999 года – меньше на 23% по отношению к маю 1998 года). Ясно одно – в области реальных доходов на душу населения в 2000 году заметных изменений не произойдет. Только к концу 2001 года при условии жесткой целевой политики уровень жизни периода 1997 года может быть восстановлен. Но это самый оптимистический взгляд среди профессионалов. Иные экономисты полагают, что это может произойти только через пять лет.

Необходимо помнить, что падение уровня жизни сопровождается ростом безработицы. В России 10,5 миллионов безработных. Это более 14% от всего работоспособного населения. В Европе обычный уровень –8-10%, в США – 5%. При разумной экономической политике с 2001 года в стране могло бы начаться некое оживление экономики.

Под оживлением следует понимать прирост производства на 4% в год. Когда падение с 1990 года столь велико, то 1-2% прироста в год – ничтожно мало. Показателем же хорошего подъема станут 8% прироста производства в год. Но для этого требуются серьезные меры. И, прежде всего, решение четырех крупнейших, связанный между собой задач.

Во-первых, необходимо значительную часть собственности рыночным, законным путем передать от неэффективных собственников к эффективным. Для развития производства необходимы деньги, а их неэффективным собственникам никто не дает. В России нужен новый этап приватизации. Так, например, во Франции с 1995 года приоритетом государственной экономической политики стало привлечение иностранных инвестиций. Одной из главнейших задач французского правительства была борьба с безработицей. Выяснилось, что за счет внутренних резервов обеспечить всех желающих рабочими местами невозможно. Уже через год во французскую экономику поступило 168 млрд. долларов инвестиций (в 8 раз больше, чем в 1980 году). Это позволило Франции создавать 20 тысяч новых рабочих мест в год. А всего иностранные предприятия обеспечивают занятость более двух миллионов французов.

Во-вторых, необходимы изменения существующей налоговой системы России. Снять налоговое бремя с предприятий, дать им возможность создавать резервы для развития производства.

В-третьих, необходимо переструктурировать все долги предприятий. Нельзя будучи всем должным, обеспечить оживление и подъем экономики. Не брать штрафы и пени до тех пор пока предприятия не встанут на ноги.

В-четвертых, необходимы изменения в социальной сфере. В настоящее время из бюджета приходится оплачивать 70% жилищно-коммунальных расходов, выплачивать пенсии 38 млн. пенсионеров и т.д. Нам нужно в несколько этапов поднять зарплату и на этой основе ввести полную оплату людьми жилья, перейти на личные пенсионные счета, ввести реальную медицинскую страховку.

Инвестиционный климат определяется рядом важнейших факторов:

а) политическими и коммерческими рисками;

б) внутриполитической и экономической стабильностью (общим состоянием и тенденциями развития и стабильностью законодательства);

в) четкостью административных процедур;

г) степенью развития рыночной инфраструктуры.

В целом по этим параметрам радикальных сдвигов в России не произошло, что позволяет говорить о сохранении неблагоприятного климата для иностранных инвестиций. Факторы, лежащие в основе этого, связаны, в основном, с неопределенностью ситуации в ходе общих перемен в стране, с правовым и административным режимами для иностранных инвесторов.

Правовая практика допускает разное толкование одних и тех же положений законодательства различными ведомствами и администрациями регионов, а зачатую и полное забвение ранее принятых решений.

Количество налогов слишком велик, а их ставки слишком велики с точки зрения нормального бизнеса. Существуют расхождения в порядке исчисления налогов в России и других странах. До сих пор не выработано четкого разграничения полномочий между центром и регионами по вопросам собственности, пользования недрами, формирования бюджета, сбора налогов. В отношении иностранных инвестиций, несмотря на Указ Президента РФ от 27.09.93 г., местные власти по-прежнему вводят собственные ограничения.

Заметную роль играют барьеры, существующие на российском рынке ценных бумаг. К их числу можно отнести:

‑ недостаток надежной информации об акционерных обществах, включая финансовую информацию об управлении предприятиями;

‑ во многом негативное отношение руководства компаний к собственным акционерам, выражающееся, в частности, в скандалах по поводу регистрационной деятельности;

‑ неразвитость депозитарного обслуживания;

‑ низкая ликвидность фондового рынка.

Вместе с тем, необходимо отметить определенные сдвиги в сторону улучшения инвестиционного климата. По некоторым оценкам западных и российских экспертов риск вложений в России стал постепенно снижаться. Стали улучшаться макроэкономические показатели: темп прироста промышленного производства за первое полугодие вырос на 11%, ВВП – на 7,5%. К положительным чертам можно отнести нарастание динамики вложений в основной капитал. Например, в мае 2000 года их прирост согласно Госкомстата России составил 17,1%.

В настоящее время наблюдается процесс наращивания и замены предприятия физически и морально устаревшего оборудования. Об этом говорит заметное оживление импорта. Особенно, если сравнивать с прошлым годом, когда ввоз товаров сократился на 50%. Положительная динамика импорта – один из вернейших признаков экономического роста и структурной перестройки даже несмотря на укрепление валюты и усиления иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Позитивная динамика импорта стала следствием роста внутреннего спроса экономики: объем ВВП вырос на 8,4%, реальные доходы населения – на 7%. Однако сложившийся в первом полугодии 2000 года размер импорта был значительно меньше, чем в аналогичные периоды до кризисных лет. Это свидетельствует лишь о частичном восстановлении платежеспособного спроса экономики.

В условиях благоприятной ценовой конъюнктуры в первом полугодии 2000 года на 7,7 млрд. долларов вырос экспорт товаров (относительно того же периода прошлого года). Возможности для еще большего увеличения экспортных поставок российской продукции по-прежнему ограничиваются странами импортерами. По оценкам экспертов, различные дискриминационные меры ежегодно наносят ущерб российскому экспорту на сумму около 4 млрд. долларов. В отдельных случаях торговые партнеры активно препятствуют вывозу из России переработанных продуктов, стимулируя только сырьевые потоки. Структура экспорта из-за существенных различий в конъюнктуре цен на экспортные товары изменилась в сторону увеличения доли топливно-энергетических товаров, составивших 55% общего размера вывоза.

В основных мероприятиях правительства России в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг., утвержденных распоряжением правительства РФ от 26.07.2000 № 1072-Р, разработаны социальные предложения, направленные на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Это говорит о том, что привлечение инвесторов становится приоритетом в государственной политике России.

Особое внимание уделяется таким методам как разработка привлечения сбережений населения для инвестирования. Например, через использование инвестиционных счетов, предусматривающих возможность учета индивидуальных инвестиционных целей их владельцев (т.е. возможность вложения сбережений в более доходные, но и в более рискованные ценные бумаги), создание для них благоприятного налогового режима. Или же упрощенные процедуры согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов, ограничение сроков проведения экспертизы, сокращения перечня необходимых документов.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что Россия находится у порога инвестиционного бума, который будет крупномасштабным и стремительным. Дело не только в общей закономерности цикличной динамики: за кризисом и депрессией, как правило, следует период оживления и подъема, когда капитал устремляется в быстро растущее и обновляющееся производство, увлекая за собой поток инвестиций. Чем глубже кризисное падение, тем выше последующая инвестиционная волна. Эта закономерность подтверждена опытом десятков кризисов в сотнях стран.

Необходимо учесть и специфические для России факторы. Переход к рыночной экономике сопровождается небывалым по своим масштабам первоначальным накоплениям капитала. Его источником стало перераспределение богатств государства и населения преимущественно через сферу обращения: торговлю, биржи, банки, краткосрочные кредиты, игру на разнице в ценах, колебания валютного курса, спекулятивные операции с ценными бумагами, построение финансовых пирамид и т.д. Однако, возможности для обогащения через сферу обращения за счет перераспределения средств в значительной степени исчерпаны. А определение К. Маркса, о том, что капитал есть самовозрастающая стоимость, остается в силе. Чтобы накопленный капитал оставался капиталом, он должен устремляться в сферу производства товаров и услуг, ибо только там происходит реальное и устойчивое приращение стоимости. Наиболее дальновидные собственники капитала – банки, фонды, имеющие сбережения семьи начинают поворачиваться лицом к долгосрочным инвестициям, которых они избегали в последние годы. Эти тенденции будут возрастать в ближайшее время со скоростью цепной реакции, увлекая за собой российский и зарубежный капитал, формируя базу для инвестиционного бума.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:37:00