Формы рекреационной ренты
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3-2 (131), Март 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Гаврильчак Н.И. Формы рекреационной ренты // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 3. – С. 86-92.
Аннотация:
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует понятие рекреационной ренты. Это не позволяет администрациям субъектов федерации и муниципалитетов получать часть дохода при использовании их территорий для предпринимательства в области туризма и санаторно-курортного обслуживания. А что, если такую ренту ввести? И как определить ее разумный размер? Этому посвящен предлагаемый материал.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, туризм, рекреационная рента, санаторно-курортного обслуживание, дестинация, природно-климатические ресурсы
Отсутствие учета рентообразующих факторов в налогообложении и регулировании предпринимательской деятельности ведет к возникновению неравных конкурентных условий. Местные туроператоры, несущие бремя многочисленных обязательных платежей, менее конкурентоспособны, чем туроператоры, использующие туристские и рекреационные ресурсы дестинации [1], но зарегистрированные за ее пределами. Реализация формулы «где человек зарабатывает деньги, там и должен платить налоги» требует определенных дополнений в Налоговый кодекс РФ.
Плата за использование природных ресурсов
Требование оплачивать использование природных ресурсов прописано в ст. 20 Закона РФ от 19.12.91 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» [2] В соответствии с данным актом платность природопользования включает плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия.
Плата за природные ресурсы взимается:
– за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
– за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
– на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Экономическая основа платности рекреационных ресурсов заключается в механизме образования рекреационной ренты.
Если воспользоваться методологией К. Маркса применительно к исследованию рекреационной ренты, то можно постулировать ее существование в двух основных формах – дифференциальной и абсолютной. Источником обеих форм ренты является прибавочный труд наемных работников организаций туристско-рекреационного комплекса региона.
В нормальных условиях рекреационная рента представляет собой избыток прибыли над ее среднеотраслевым уровнем. Два основных случая возникновения избытка прибыли сверх некоторого среднего уровня представлены в табл. 1 [3].
Таблица 1
Образование дифференциальной и абсолютной рекреационной ренты
Источник
избыточной прибыли
|
Причина
кратковременности получения избыточной прибыли
|
Причина
постоянства получения избыточной прибыли
|
Форма
рекреационной ренты
|
Количественное
выражение рекреационной ренты
|
Индивидуальная
производительность труда выше среднеотраслевой
|
Внутриотраслевая
конкуренция
|
Монополия
на рекреационные ресурсы как объект хозяйствования
|
Дифференциальная
рента
|
Разность
между общественной и индивидуальной ценой производства
|
Отраслевая
производительность труда ниже среднего по народнохозяйственному комплексу
|
Межотраслевая
конкуренция
|
Монополия
частной собственности на рекреационные ресурсы
|
Абсолютная
рента
|
Разность
между общественной стоимостью и общественной ценой производства
|
Классификация видов ренты по Марксу
Количество дестинаций с наиболее благоприятными рекреационными условиями ограничено, и воспроизводство этих условий не является легко решаемой проблемой. Рекреационных услуг, которые могут быть оказаны в пределах данной дестинации, недостаточно для удовлетворения всех общественных потребностей.
Так, например, здравницы Краснодарского края не в состоянии вместить всех нуждающихся в рекреации россиян. Поэтому в оборот вовлекаются и дестинации с менее благоприятными условиями. В результате возникает специфическая конкуренция капиталов, и общественная цена оказания рекреационных услуг регулируется средними условиями хозяйствования в лучших туристско-рекреационных зонах.
В соответствии с классификацией, введенной К. Марксом, дифференциальную рекреационную ренту I можно определить как ренту, получение которой связано с экстенсивными методами ведения туристско-рекреационной деятельности. Она обусловлена различием природно-климатических условий дестинации, ее транспортной доступностью, уникальных лечебных факторов.
Дифференциальная рента II возникает как ответ на дополнительные капиталовложения в туристско-рекреационную инфраструктуру. К ней можно отнести и новейшие технологии туристского и санаторно-курортного обслуживания на основе соответствующей материальной базы.
Абсолютная рекреационная рента уплачивается со всех дестинаций за право ведения на них хозяйства. А причиной ее образования является частная собственность на землю [3].
Специфика туристско-рекреационной деятельности, предполагающей использование уникальных природно-климатических условий, допускает большее (по сравнению с земельной рентой) значение монопольной ренты, которая основывается на неэквивалентном обмене.
Дифференциальная туристская рента
Отдельные виды рекреационных услуг (например, лечение минеральными водами) могут быть получены только в определенных дестинациях. Их количество ограничено как естественными условиями, так и развитостью соответствующей материальной базы и инфраструктуры. Условия оказания данных услуг невоспроизводимы. Предложение может существенно отставать от спроса. Это создает возможность устойчивого превышения цен над стоимостью услуг (что и происходит в высокий сезон). Неэквивалентный обмен является источником сверхприбыли, которая, в свою очередь, является источником монопольной ренты.
В специальной отечественной литературе по вопросу рекреационной ренты не всегда проводится различие между ее формами, что приводит к смысловым неточностям. Так, например, В.М. Матюнин [2] считает, что дифференциальная туристская рента возникает на территориях, которые обладают лучшими и средними туристскими ресурсами. При переходе к рынкам с низким качеством туристских ресурсов, при прочих равных условиях, дифференциальная рента будет стремиться к нулю.
Здесь очевидна смысловая ошибка, которая заключается в отождествлении понятий «территория» и «рынок». Кроме того, указанный автор неправомерно, на наш взгляд, считает, что туристские рынки легко могут быть взаимозаменяемы. И туристские, и рекреационные услуги характеризуются уникальностью предложения в силу специфики и отсутствия взаимозаменяемости используемых природно-климатических ресурсов.
рентные платежи
Совершенно справедливо оценивает проблемы рентных платежей П.Ф. Лойко [1]. Подчеркивая зависимость экономического развития России от воспроизводства и эффективного использования природно-климатического потенциала и вытекающую отсюда необходимость обеспечения воспроизводства естественных ресурсов, он указывает на необходимость введения трех групп налоговых платежей, которые должны образовать систему налогообложения в сфере природопользования:
– налоги за право пользования природными ресурсами;
– платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов;
– платежи за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов.
Налоговая система должна обеспечивать изъятие экономической ренты в пользу всего общества. Эту проблему новый Налоговый кодекс не решает.
Эффективное функционирование рентных механизмов возможно на основе использования корректной оценки рекреационных ресурсов. По аналогии с оценкой природных ресурсов можно говорить о кадастровой оценке, которая необходима для установления ставки налога, и о рыночной оценке, которая может быть использована для совершения сделок.
Формирование ренты происходит в процессе столкновения и согласования интересов собственников рекреационных ресурсов, их арендаторов и наемных работников. Отделение собственников от субъектов предпринимательской деятельности обусловливают необходимость определения рыночной оценки рекреационных ресурсов.
Рыночная оценка рекреационных ресурсов территории должна основываться на едином методическом подходе, который позволит осуществлять сравнение и контроль над динамикой обеих оценок одного и того же объекта. В качестве факторов, существенно влияющих на стоимость рекреационных ресурсов, целесообразно использовать следующие:
– наличие средств размещения, объектов туристского интереса;
– транспортная доступность.
– наличие предприятий общественного питания.
Данные факторы, наличие которых является следствием разновременных вложений капитала, обусловливают образование дифференциальной ренты II. Группа факторов, к которым относится наличие парков, озер, пляжей, минеральных источников, обусловливают образование дифференциальной ренты I и могут служить источником монопольной ренты.
[1] Под туристической дестинацией понимается интенсивно производимая и потребляемая совокупность туристических продуктов, сконцентрированных во времени и в пространстве — прим. авт.
В традиционном понимании дестинация — это географическая территория, обладающая привлекательностью для туристов, то есть предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туристов и удовлетворяют их спрос, связанный с путешествием, ночевкой, питанием, развлечениями и т.д. — прим. ред.
[2] Заметим, что указанный Закон РФ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее — Закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Статьей 16 этого закона также предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за ее загрязнение шумом, теплом и т.п. Причем, список негативных воздействий является открытым. Это значит, что любое влияние на окружающую среду, оцениваемое как негативное, подлежит оплате в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 — прим. ред.
[3] Согласно ст. 388 НК РФ собственники земельных участков на сегодняшний день уплачивают земельный налог, размеры которого зависят от кадастровой стоимости земли, зависящей от ее качества, назначения и т.п. Однако согласно обычаям делового оборота при составлении договора на оказание туристско-рекреационных услуг владельцы земли могут перекладывать часть этого налога на туроператоров, живущих в других регионах, и потребителей услуг — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:06:26