Уклонение от уплаты налогов как девиантная форма налогового поведения предпринимателей
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (121), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Гребенчук А.О. Уклонение от уплаты налогов как девиантная форма налогового поведения предпринимателей // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 50-53.
Аннотация:
Сегодня для населения России характерны противодействие уплате налогов и сокрытие реальных доходов. Подобная ситуация обусловлена отсутствием социальной справедливости в системе налогообложения. Кроме того, наблюдается разрыв связи между социально-экономической политикой и налогообложением, а также абсолютизация экономической функции налогов. Но уход от налогов неизбежно оборачивается дефицитом бюджета — с одной стороны, и неспокойным сном налогоплательщика — с другой.
Ключевые слова: малый бизнес, налоги, налогообложение, малое предпринимательство, уклонение от уплаты налогов, налоговые правонарушения
Сегодня для населения России характерны противодействие уплате налогов и сокрытие реальных доходов. Подобная ситуация обусловлена отсутствием социальной справедливости в системе налогообложения. Кроме того, наблюдается разрыв связи между социально-экономической политикой и налогообложением, а также абсолютизация экономической функции налогов. Но уход от налогов
Расширение масштабов уклонения от уплаты налогов в 90-е гг. обусловило развитие теневой экономики в России, которая, по некоторым оценкам, достигала в конце прошлого столетия до 70% ВВП. Следствием этого был постоянный дефицит бюджета и невозможность государства в полной мере обеспечить социальную защиту малообеспеченных слоев населения. Все это привело к снижению темпов социально-экономического развития страны. Несмотря на определенные положительные тенденции последнего времени, данная проблема до сих пор не утратила своей актуальности.
Три стратегии налогового поведения
Для анализа причин уклонения от уплаты налогов и вопросов общественной оценки данного явления автором в ноябре 2007 г. – феврале 2008 г. было проведено социологическое исследование, в рамках которого было опрошено 312 менеджеров и специалистов компаний финансово-банковской, промышленно-производственной и иных сфер деятельности. Далее в статье приведен анализ некоторых результатов исследования.
На практике организации придерживаются одной из трех стратегий налогового поведения:
агрессивное – предполагает уклонение от уплаты налогов (т.е. незаконные способы налоговой минимизации);
нейтральное – использование исключительно законных способов снижения налоговой нагрузки;
осторожное (налоговый конформизм) – предполагает, что неясности в законодательстве трактуются налогоплательщиком таким образом, чтобы максимально избежать потенциальных претензий со стороны налоговых органов.
В рамках проведенного автором опроса респондентам был задан вопрос о том, какой стратегии придерживаются представители малого, среднего и крупного бизнеса (табл. 1).
Таблица 1
Налоговая стратегия современного бизнеса (в % к числу опрошенных)
Налоговая стратегия
|
Налоговый конформизм
|
Оптимизация налогообложения в рамках закона
|
Незаконное уклонение от уплаты налога
|
Затруднились ответить
|
в малом бизнесе
|
12%
|
22%
|
58%
|
8%
|
в среднем бизнесе
|
8%
|
56%
|
26%
|
10%
|
в крупном бизнесе
|
11%
|
64%
|
17%
|
8%
|
Налоговая стратегия, применяемая в крупном и среднем бизнесе, скорее всего, является следствием «дела ЮКОСа» и иных претензий органов государственной власти к руководству различных компаний в связи с уклонением от уплаты налогов. Несмотря на то, что такие претензии носят скорее политический, чем экономический характер, в бизнесе наметилась устойчивая тенденция, связанная с отказом от использования «черных» и «серых» налоговых схем.
Причины ухода от налогов
А.В. Брызгалин выделяет четыре основные группы причин, подталкивающих предпринимателей к уклонению от уплаты налогов [1]:
‑ моральные (несправедливость налогового законодательства, ощущение необязательности исполнения налоговых законов, неуважение к налоговому закону и т.д.);
‑ политические (протест против использования налогов как источника проведения государственной политики);
‑ экономические (экономическая выгода уклонения от уплаты налога, размер штрафных санкций и т.д.);
‑ технико-юридические (сложность налоговой системы, неоднозначное понимание налоговых норм, низкая эффективность контроля за уплатой налога и т.д.).
В рамках авторского социологического опроса респондентам был задан вопрос о том, какие причины уклонения от уплаты налогов являются основными (рис. 1).
Рисунок 1. Группы мотивов, способствующих уклонению от уплаты налога (в % к числу опрошенных).
Масштабы уклонения от уплаты налогов во многом зависят от публичного осуждения или, наоборот, одобрения данного явления. В связи с этим в рамках авторского социологического опроса респондентам был задан вопрос о том, как уклонение от уплаты налогов влияет на репутацию налогоплательщиков среди различных групп населения (табл. 2).
Таблица 2
Влияние уклонения от уплаты налогов на репутацию налогоплательщиков (в % к числу опрошенных)
Влияние уклонения от уплаты налогов на репутацию налогоплательщиков
|
Затруднились ответить
|
Негативное
|
Никак не влияет
|
Позитивное
|
среди бизнес-партнеров
|
9%
|
41%
|
47%
|
3%
|
среди налоговых органов и иных органов власти
|
5%
|
83%
|
10%
|
2%
|
в обществе в целом
|
15%
|
34%
|
49%
|
2%
|
Усиление негативного отношения к уклонению от уплаты налогов могло бы способствовать снижению масштабов данного явления. В то же время, вопрос моральной оценки уклонения от уплаты налогов не является таким однозначным, как это может показаться на первый взгляд.
У налоговых органов по данному вопросу позиция достаточно четкая: уклонение от уплаты налогов – это зло. Но как быть плательщику, если сама система неэффективна в силу, например, чрезмерного бремени или если налоговые средства разворовываются и не идут на благо общества, а государство не в состоянии справиться со своими обязательствами перед населением, как это было в начале 90-х годов. Заслуживает ли в этом случае морального осуждения уклонение от уплаты налогов?
Цивилизованное решение проблемы
Согласно результатам опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в октябре 2004 г., 68% населения России считает, что налогоплательщик должен соблюдать законы о налогах, даже если считает их несправедливыми. Однако лишь 22% считает, что плательщик должен соблюдать законы, если государство не выполняет обязательств перед гражданами [2].
Автор придерживается позиции, согласно которой необходимо платить налоги в рамках закона, даже если считается, что законодательство не является справедливым, что средства разворовываются и государство не выполняет свои обязательства. Уклонение от уплаты налогов – это нецивилизованная форма отстаивания своих интересов, тем более, что мнение налогоплательщика может быть необъективным.
В случае если плательщик считает, что его права, связанные с уплатой налогов по каким-либо причинам нарушаются, то он должен отстаивать их иными способами. В частности, особую роль должны играть общественные организации, которые выступали бы в качестве посредника в диалоге между государством и обществом. Но данный подход будет работать, если:
‑ госорганы будут принимать шаги, направленные на развитие общественных организаций и повышение их роли;
‑ государство будет готово учувствовать в диалоге при участии таких общественных организаций и идти на встречу налогоплательщикам, когда их требования обоснованы.
Таким образом, повышение налоговой культуры населения и снижение масштабов уклонения от уплаты налогов – это двухсторонний процесс. Его результат будет зависеть не только от самих налогоплательщиков, но во многом и от инициатив, которые исходят от органов власти. И когда диалог между государством и налогоплательщиками будет принимать не форму противостояния, а форму конструктивного взаимодействия, уровень развития системы налогообложения в России и ее эффективность поднимется на качественно иной уровень.
Источники:
2. Результаты опроса по теме «Налогоплательщики, налоги и налоговая служба», проведенного фондом «Общественное мнение», 28.10.2004. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/business/ec_fin/nal/ – Загл. с экрана.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:05:00