Уклонение от уплаты налогов как девиантная форма налогового поведения предпринимателей

Гребенчук А.О.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (121), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гребенчук А.О. Уклонение от уплаты налогов как девиантная форма налогового поведения предпринимателей // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 50-53.

Аннотация:
Сегодня для населения России характерны противодействие уплате налогов и сокрытие реальных доходов. Подобная ситуация обусловлена отсутствием социальной справедливости в системе налогообложения. Кроме того, наблюдается разрыв связи между социально-экономической политикой и налогообложением, а также абсолютизация экономической функции налогов. Но уход от налогов неизбежно оборачивается дефицитом бюджета — с одной стороны, и неспокойным сном налогоплательщика — с другой.

Ключевые слова: малый бизнес, налоги, налогообложение, малое предпринимательство, уклонение от уплаты налогов, налоговые правонарушения

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Сегодня для населения России характерны противодействие уплате налогов и сокрытие реальных доходов. Подобная ситуация обусловлена отсутствием социальной справедливости в системе налогообложения. Кроме того, наблюдается разрыв связи между социально-экономической политикой и налогообложением, а также абсолютизация экономической функции налогов. Но уход от налогов

Расширение масштабов уклонения от уплаты налогов в 90-е гг. обусловило развитие теневой экономики в России, которая, по некоторым оценкам, достигала в конце прошлого столетия до 70% ВВП. Следствием этого был постоянный дефицит бюджета и невозможность государства в полной мере обеспечить социальную защиту малообеспеченных слоев населения. Все это привело к снижению темпов социально-экономического развития страны. Несмотря на определенные положительные тенденции последнего времени, данная проблема до сих пор не утратила своей актуальности.

Три стратегии налогового поведения

Для анализа причин уклонения от уплаты налогов и вопросов общественной оценки данного явления автором в ноябре 2007 г. – феврале 2008 г. было проведено социологическое исследование, в рамках которого было опрошено 312 менеджеров и специалистов компаний финансово-банковской, промышленно-производственной и иных сфер деятельности. Далее в статье приведен анализ некоторых результатов исследования.

На практике организации придерживаются одной из трех стратегий налогового поведения:

агрессивное – предполагает уклонение от уплаты налогов (т.е. незаконные способы налоговой минимизации);

нейтральное – использование исключительно законных способов снижения налоговой нагрузки;

осторожное (налоговый конформизм) – предполагает, что неясности в законодательстве трактуются налогоплательщиком таким образом, чтобы максимально избежать потенциальных претензий со стороны налоговых органов.

В рамках проведенного автором опроса респондентам был задан вопрос о том, какой стратегии придерживаются представители малого, среднего и крупного бизнеса (табл. 1).

Таблица 1

Налоговая стратегия современного бизнеса (в % к числу опрошенных)

Налоговая стратегия
Налоговый конформизм
Оптимизация налогообложения в рамках закона
Незаконное уклонение от уплаты налога
Затруднились ответить
в малом бизнесе
12%
22%
58%
8%
в среднем бизнесе
8%
56%
26%
10%
в крупном бизнесе
11%
64%
17%
8%

Налоговая стратегия, применяемая в крупном и среднем бизнесе, скорее всего, является следствием «дела ЮКОСа» и иных претензий органов государственной власти к руководству различных компаний в связи с уклонением от уплаты налогов. Несмотря на то, что такие претензии носят скорее политический, чем экономический характер, в бизнесе наметилась устойчивая тенденция, связанная с отказом от использования «черных» и «серых» налоговых схем.

Причины ухода от налогов

А.В. Брызгалин выделяет четыре основные группы причин, подталкивающих предпринимателей к уклонению от уплаты налогов [1]:

‑ моральные (несправедливость налогового законодательства, ощущение необязательности исполнения налоговых законов, неуважение к налоговому закону и т.д.);

‑ политические (протест против использования налогов как источника проведения государственной политики);

‑ экономические (экономическая выгода уклонения от уплаты налога, размер штрафных санкций и т.д.);

‑ технико-юридические (сложность налоговой системы, неоднозначное понимание налоговых норм, низкая эффективность контроля за уплатой налога и т.д.).

В рамках авторского социологического опроса респондентам был задан вопрос о том, какие причины уклонения от уплаты налогов являются основными (рис. 1).

Рисунок 1. Группы мотивов, способствующих уклонению от уплаты налога (в % к числу опрошенных).

Масштабы уклонения от уплаты налогов во многом зависят от публичного осуждения или, наоборот, одобрения данного явления. В связи с этим в рамках авторского социологического опроса респондентам был задан вопрос о том, как уклонение от уплаты налогов влияет на репутацию налогоплательщиков среди различных групп населения (табл. 2).

Таблица 2

Влияние уклонения от уплаты налогов на репутацию налогоплательщиков (в % к числу опрошенных)

Влияние уклонения от уплаты налогов на репутацию налогоплательщиков
Затруднились ответить
Негативное
Никак не влияет
Позитивное
среди бизнес-партнеров
9%
41%
47%
3%
среди налоговых органов и иных органов власти
5%
83%
10%
2%
в обществе в целом
15%
34%
49%
2%

Усиление негативного отношения к уклонению от уплаты налогов могло бы способствовать снижению масштабов данного явления. В то же время, вопрос моральной оценки уклонения от уплаты налогов не является таким однозначным, как это может показаться на первый взгляд.

У налоговых органов по данному вопросу позиция достаточно четкая: уклонение от уплаты налогов – это зло. Но как быть плательщику, если сама система неэффективна в силу, например, чрезмерного бремени или если налоговые средства разворовываются и не идут на благо общества, а государство не в состоянии справиться со своими обязательствами перед населением, как это было в начале 90-х годов. Заслуживает ли в этом случае морального осуждения уклонение от уплаты налогов?

Цивилизованное решение проблемы

Согласно результатам опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в октябре 2004 г., 68% населения России считает, что налогоплательщик должен соблюдать законы о налогах, даже если считает их несправедливыми. Однако лишь 22% считает, что плательщик должен соблюдать законы, если государство не выполняет обязательств перед гражданами [2].

Автор придерживается позиции, согласно которой необходимо платить налоги в рамках закона, даже если считается, что законодательство не является справедливым, что средства разворовываются и государство не выполняет свои обязательства. Уклонение от уплаты налогов – это нецивилизованная форма отстаивания своих интересов, тем более, что мнение налогоплательщика может быть необъективным.

В случае если плательщик считает, что его права, связанные с уплатой налогов по каким-либо причинам нарушаются, то он должен отстаивать их иными способами. В частности, особую роль должны играть общественные организации, которые выступали бы в качестве посредника в диалоге между государством и обществом. Но данный подход будет работать, если:

‑ госорганы будут принимать шаги, направленные на развитие общественных организаций и повышение их роли;

‑ государство будет готово учувствовать в диалоге при участии таких общественных организаций и идти на встречу налогоплательщикам, когда их требования обоснованы.

Таким образом, повышение налоговой культуры населения и снижение масштабов уклонения от уплаты налогов – это двухсторонний процесс. Его результат будет зависеть не только от самих налогоплательщиков, но во многом и от инициатив, которые исходят от органов власти. И когда диалог между государством и налогоплательщиками будет принимать не форму противостояния, а форму конструктивного взаимодействия, уровень развития системы налогообложения в России и ее эффективность поднимется на качественно иной уровень.


Источники:

1. Практическая налоговая энциклопедия / под ред. Брызгалина А.В. Том 1: Налоговая оптимизация. – Электрон. дан. – Режим доступа: СПС Гарант-Максимум – Загл. с экрана.

2. Результаты опроса по теме «Налогоплательщики, налоги и налоговая служба», проведенного фондом «Общественное мнение», 28.10.2004. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/business/ec_fin/nal/ – Загл. с экрана.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:17:42