Управляющая организация как субъект финансовых отношений в жилищно-коммунальной сфере

Каменева Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (119), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Главная цель реформы ЖКХ – предоставление гражданам качественных, надежных и доступных жилищно-коммунальных услуг в условиях оптимизации бюджетных расходов в этой сфере. Для получения эффективного результата реформирования необходимо функционирование насыщенного рынка высококачественного сервиса с многообразием конкурирующих предпринимательских структур.

Ключевые слова: ЖКХ, реформа ЖКХ, управляющая организация



Главная цель реформы ЖКХ – обеспечение качественного, надежного и доступного предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг в условиях оптимизации бюджетных расходов в этой сфере [4, с. 25]. Для получения эффективного результата реформирования необходимо функционирование насыщенного рынка высококачественного сервиса с многообразием конкурирующих предпринимательских структур.

По сравнению с другими отраслями городского хозяйства, где уровень развития предпринимательства достаточно высок (например, общественное питание, торговля, строительство), степень развития конкуренции в ЖКХ остается на сегодняшний день крайне низкой [1, с. 13].

Новая система экономических отношений в ЖКХ предполагает принципиальное изменение функций ее участников и механизмов их взаимодействия и управления финансовыми потоками. Жилищный кодекс, вступивший в силу 1 марта 2005 года, ввел понятие «управление многоквартирным домом» и «управляющая организация», законодательно закрепив необходимость самостоятельного выбора способа управления своим домом для собственников помещений. В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание и пользование общим имуществом, а также предоставление коммунальных услуг [2, с. 445]. Таким образом, деятельность, на основе которой строятся финансовые отношения субъектов рассматриваемой отрасли на современном этапе – управление многоквартирным домом.

Субъекты отношений и финансовая сторона управления

Организация экономических отношений в ЖКХ реализуется между следующими субъектами-участниками:

‑ управляющие субъекты, осуществляющие управление многоквартирными домами;

‑ потребители (собственники и наниматели помещений);

‑ органы власти;

‑ жилищные (подрядные) и ресурсоснабжающие организации.

Финансы жилищно-коммунальной сферы имеют сложную структуру, разнородны по своему составу и включают в себя финансы всех субъектов экономических отношений. Ведущим звеном финансов ЖКХ являются финансы управляющих субъектов – собственников помещений (при непосредственном управлении), жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья, управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.

Управление многоквартирными домами по своим отраслевым характеристикам связано с предоставлением услуг по текущему обслуживанию жилищного фонда. Именно для обеспечения реализации данных услуг управляющие субъекты образуют и используют финансовые ресурсы, формируют доходы и осуществляют расходы.

Проблема: отсутствие выбора среди управляющих

На сегодняшний день остро стоит проблема формирования института профессиональных управляющих организаций в жилищной сфере. Жилищный кодекс РФ позволил предприятиям и организациям всех форм собственности, а также индивидуальным предпринимателям занимать новую нишу в ЖКХ – управление многоквартирными домами.

Отсутствие лицензирования данного вида предпринимательской деятельности, опыта эффективного мониторинга со стороны органов местного самоуправления и собственников помещений, а также отсутствие практики управления многоквартирными домами приходящих на этот рынок организаций приводят к возникновению многочисленных проблем. Собственники помещений, несмотря на полученные полномочия по осуществлению выбора, принятия решений, контроля и мониторинга в жилищной сфере, остаются инертными и неспособными отстаивать свои права в получении качественных жилищно-коммунальных услуг. Более того, практический опыт на местах показывает, что при проведении общих собраний население сталкивается с отсутствием какого-либо выбора среди управляющих организаций. А те организации, которые позиционируют себя в качестве профессионалов на этом рынке, не предоставляют о себе полной и понятной жильцам информации и зачастую становятся фирмами-«однодневками».

Критерии оценки деятельности управляющих

В современных условиях необходимо разработать критерии оценки деятельности управляющих организаций в жилищной сфере. Возможно, эти критерии будут использоваться и при оценке функционирования объединений собственников, учрежденных с целью управления многоквартирными домами. При анализе эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в любой сфере необходимо, прежде всего, четко сформулировать основные положения:

‑ цель оценки: повышение качества жилищно-коммунальных услуг;

‑ субъекты, которые будут осуществлять оценку: представители органов местного самоуправления (региональные министерства, жилищные инспекции), инициативные группы жильцов, управдомы;

‑ объект оценки: деятельность организации по управлению многоквартирными домами.

Для оценки деятельности управляющих организаций можно предложить следующие критерии, структурированные в представленной таблице (см. табл. 1).

Таблица .1 Критерии оценки деятельности управляющих организаций.

Объект оценки
Критерии
Баллы
1. Правовое и квалификационное обеспечение деятельности
Наличие обязательных документов (договоров, соглашений, лицензий)

Наличие документов добровольной сертификации

Наличие дополнительных документов

2. Техническое состояние общего имущества, переданного в управление
(качество жилищно-коммунальных услуг)
Наличие дефектной ведомости и/или акта осмотра на начало периода и на конец периода, в котором указывается, какие недостатки устранены и какие появились вновь.

Доля жилищного фонда, оборудованного общими (подомовыми) приборами учета

Число жалоб населения в органы местного самоуправления и контролирующие организации (жилищную инспекцию) на неудовлетворительное качество обслуживания (шт. на 1000 лицевых счетов за квартал)

Количество невыполненных предписаний контролирующих организаций (% от общего количества за квартал)

Число жалоб в управляющую организацию на неудовлетворительное качество обслуживания (шт. на 1000 лицевых счетов за квартал)

Оценка населением (проведение опроса*)

Объем дополнительных услуг, оказанных населению (на 1000 кв.м., руб. за год)

3. Состояние материально-технической базы управляющей организации
Наличие необходимого оборудования

4. Финансовое состояние управляющей организации
Наличие кредиторской задолженности перед поставщиками (на 1000 кв.м.)

Динамика кредиторской задолженности (прирост за квартал, руб.)

Доля расходов на заработную плату в общем объеме выручки

Собираемость платежей населения (%)

Структура платежа «содержание и ремонт»

5. Общая оценка качества работы (устойчивости)
Заключенные договоры управления (на каждый многоквартирный дом)

Срок работы на рынке

Участие (победа) в конкурсах. Отраслевые награды

* Оценка населением может производиться ежеквартально на оборотной стороне квитанции (см. табл. 2).

Таблица 2. Оценка населением качества жилищно-коммунальных услуг.

Поставьте любой знак в одной колонке
Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых услуг? Да Нет
- вывоз мусора
- содержание подъезда
- лифт
- отопление
- водоснабжение
- содержание придомовой территории
Публикация рейтингов оценки

Если собственники сочтут необходимым, можно оценить экономический эффект от работы управляющей организации, который будет выявляться независимыми экспертами, и определит, с каким коэффициентом полезного действия использованы денежные средства, перечисляемые в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг. В этом случае потребуется проведение комплексного экономического анализа, который обеспечит информационную прозрачность различных направлений хозяйственной деятельности и процедур управления на всех уровнях предприятия ЖКХ [3].

Результаты проводимой оценки должны публиковаться в форме издаваемых рейтингов (реестров) управляющих организаций с аргументацией оцениваемых показателей. Эта информация, будучи доступной и открытой для населения, будет оказывать положительное (отрицательное) влияние на расширение деятельности управляющих организаций, и, как следствие, создаст необходимые условия для развития честной конкуренции и повысит качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.


Источники:

1. Каменева Е.А. Финансовая политика оздоровления жилищно-коммунального хозяйства. – Саратов: СГСЭУ, 2007. – 140 с.

2. Филимонов С.Л., Шешко Г.Ф. Комментарий к новому Жилищному кодексу РФ. – М.: МЦФЭР, 2005. – 480 с.

3. Бурцев В.В. Экономический анализ на предприятиях ЖКХ. // ЖКХ. – 2006. – №6. – С. 38-40.

4. Сиваев С.Б. Промежуточные итоги реформы жилищно-коммунального комплекса. // ЖКХ. – 2006. – №3. – С. 25-29.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:05:24