Управляющая организация как субъект финансовых отношений в жилищно-коммунальной сфере
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (119), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Главная цель реформы ЖКХ – предоставление гражданам качественных, надежных и доступных жилищно-коммунальных услуг в условиях оптимизации бюджетных расходов в этой сфере. Для получения эффективного результата реформирования необходимо функционирование насыщенного рынка высококачественного сервиса с многообразием конкурирующих предпринимательских структур.
Ключевые слова: ЖКХ, реформа ЖКХ, управляющая организация
Главная цель реформы ЖКХ – обеспечение качественного, надежного и доступного предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг в условиях оптимизации бюджетных расходов в этой сфере [4, с. 25]. Для получения эффективного результата реформирования необходимо функционирование насыщенного рынка высококачественного сервиса с многообразием конкурирующих предпринимательских структур.
По сравнению с другими отраслями городского хозяйства, где уровень развития предпринимательства достаточно высок (например, общественное питание, торговля, строительство), степень развития конкуренции в ЖКХ остается на сегодняшний день крайне низкой [1, с. 13].
Новая система экономических отношений в ЖКХ предполагает принципиальное изменение функций ее участников и механизмов их взаимодействия и управления финансовыми потоками. Жилищный кодекс, вступивший в силу 1 марта 2005 года, ввел понятие «управление многоквартирным домом» и «управляющая организация», законодательно закрепив необходимость самостоятельного выбора способа управления своим домом для собственников помещений. В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание и пользование общим имуществом, а также предоставление коммунальных услуг [2, с. 445]. Таким образом, деятельность, на основе которой строятся финансовые отношения субъектов рассматриваемой отрасли на современном этапе – управление многоквартирным домом.
Субъекты отношений и финансовая сторона управления
Организация экономических отношений в ЖКХ реализуется между следующими субъектами-участниками:
‑ управляющие субъекты, осуществляющие управление многоквартирными домами;
‑ потребители (собственники и наниматели помещений);
‑ органы власти;
‑ жилищные (подрядные) и ресурсоснабжающие организации.
Финансы жилищно-коммунальной сферы имеют сложную структуру, разнородны по своему составу и включают в себя финансы всех субъектов экономических отношений. Ведущим звеном финансов ЖКХ являются финансы управляющих субъектов – собственников помещений (при непосредственном управлении), жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья, управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
Управление многоквартирными домами по своим отраслевым характеристикам связано с предоставлением услуг по текущему обслуживанию жилищного фонда. Именно для обеспечения реализации данных услуг управляющие субъекты образуют и используют финансовые ресурсы, формируют доходы и осуществляют расходы.
Проблема: отсутствие выбора среди управляющих
На сегодняшний день остро стоит проблема формирования института профессиональных управляющих организаций в жилищной сфере. Жилищный кодекс РФ позволил предприятиям и организациям всех форм собственности, а также индивидуальным предпринимателям занимать новую нишу в ЖКХ – управление многоквартирными домами.
Отсутствие лицензирования данного вида предпринимательской деятельности, опыта эффективного мониторинга со стороны органов местного самоуправления и собственников помещений, а также отсутствие практики управления многоквартирными домами приходящих на этот рынок организаций приводят к возникновению многочисленных проблем. Собственники помещений, несмотря на полученные полномочия по осуществлению выбора, принятия решений, контроля и мониторинга в жилищной сфере, остаются инертными и неспособными отстаивать свои права в получении качественных жилищно-коммунальных услуг. Более того, практический опыт на местах показывает, что при проведении общих собраний население сталкивается с отсутствием какого-либо выбора среди управляющих организаций. А те организации, которые позиционируют себя в качестве профессионалов на этом рынке, не предоставляют о себе полной и понятной жильцам информации и зачастую становятся фирмами-«однодневками».
Критерии оценки деятельности управляющих
В современных условиях необходимо разработать критерии оценки деятельности управляющих организаций в жилищной сфере. Возможно, эти критерии будут использоваться и при оценке функционирования объединений собственников, учрежденных с целью управления многоквартирными домами. При анализе эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в любой сфере необходимо, прежде всего, четко сформулировать основные положения:
‑ цель оценки: повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
‑ субъекты, которые будут осуществлять оценку: представители органов местного самоуправления (региональные министерства, жилищные инспекции), инициативные группы жильцов, управдомы;
‑ объект оценки: деятельность организации по управлению многоквартирными домами.
Для оценки деятельности управляющих организаций можно предложить следующие критерии, структурированные в представленной таблице (см. табл. 1).
Таблица .1 Критерии оценки деятельности управляющих организаций.
Объект оценки
|
Критерии
|
Баллы
|
1. Правовое и квалификационное обеспечение деятельности
|
Наличие обязательных документов (договоров, соглашений, лицензий)
|
|
Наличие документов добровольной сертификации
|
| |
Наличие дополнительных документов
|
| |
2. Техническое состояние общего имущества, переданного в управление
(качество жилищно-коммунальных услуг) |
Наличие дефектной ведомости и/или акта осмотра на начало периода и на конец периода, в котором указывается, какие недостатки устранены и какие появились вновь.
|
|
Доля жилищного фонда, оборудованного общими (подомовыми) приборами учета
|
| |
Число жалоб населения в органы местного самоуправления и контролирующие организации (жилищную инспекцию) на неудовлетворительное качество обслуживания (шт. на 1000 лицевых счетов за квартал)
|
| |
Количество невыполненных предписаний контролирующих организаций (% от общего количества за квартал)
|
| |
Число жалоб в управляющую организацию на неудовлетворительное качество обслуживания (шт. на 1000 лицевых счетов за квартал)
|
| |
Оценка населением (проведение опроса*)
|
| |
Объем дополнительных услуг, оказанных населению (на 1000 кв.м., руб. за год)
|
| |
3. Состояние материально-технической базы управляющей организации
|
Наличие необходимого оборудования
|
|
4. Финансовое состояние управляющей организации
|
Наличие кредиторской задолженности перед поставщиками (на 1000 кв.м.)
|
|
Динамика кредиторской задолженности (прирост за квартал, руб.)
|
| |
Доля расходов на заработную плату в общем объеме выручки
|
| |
Собираемость платежей населения (%)
|
| |
Структура платежа «содержание и ремонт»
|
| |
5. Общая оценка качества работы (устойчивости)
|
Заключенные договоры управления (на каждый многоквартирный дом)
|
|
Срок работы на рынке
|
| |
Участие (победа) в конкурсах. Отраслевые награды
|
|
Таблица 2. Оценка населением качества жилищно-коммунальных услуг.
Поставьте любой знак в одной колонке | ||
Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых услуг? | Да | Нет |
- вывоз мусора | ||
- содержание подъезда | ||
- лифт | ||
- отопление | ||
- водоснабжение | ||
- содержание придомовой территории |
Если собственники сочтут необходимым, можно оценить экономический эффект от работы управляющей организации, который будет выявляться независимыми экспертами, и определит, с каким коэффициентом полезного действия использованы денежные средства, перечисляемые в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг. В этом случае потребуется проведение комплексного экономического анализа, который обеспечит информационную прозрачность различных направлений хозяйственной деятельности и процедур управления на всех уровнях предприятия ЖКХ [3].
Результаты проводимой оценки должны публиковаться в форме издаваемых рейтингов (реестров) управляющих организаций с аргументацией оцениваемых показателей. Эта информация, будучи доступной и открытой для населения, будет оказывать положительное (отрицательное) влияние на расширение деятельности управляющих организаций, и, как следствие, создаст необходимые условия для развития честной конкуренции и повысит качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Источники:
2. Филимонов С.Л., Шешко Г.Ф. Комментарий к новому Жилищному кодексу РФ. – М.: МЦФЭР, 2005. – 480 с.
3. Бурцев В.В. Экономический анализ на предприятиях ЖКХ. // ЖКХ. – 2006. – №6. – С. 38-40.
4. Сиваев С.Б. Промежуточные итоги реформы жилищно-коммунального комплекса. // ЖКХ. – 2006. – №3. – С. 25-29.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:05:24