Механизм антикризисного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Чечулин И.А.1
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 1 (Январь 2023)

Цитировать:
Чечулин И.А. Механизм антикризисного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 1. – С. 189-208. – doi: 10.18334/epp.13.1.117079.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50215388

Аннотация:
Настоящей статьёй, автор обобщает и структурирует имеющиеся знания и опыт об особенностях антикризисного управления на предприятиях жилищно-коммунальной сферы. Автор рассматривает природу и особенности функционирования предприятий отрасли, приводит факторы обуславливающие особенности их деятельности, управленческих процессов и антикризисного управления на них. Новизна работы заключается в структурировании приёмов и методов антикризисного управления в разрезе жизненного цикла кризисного процессов на предприятии. Статья может быть интересна теоретикам менеджмента и практикующим руководителям предприятий отрасли, и арбитражным управляющим, проводящим процедуры банкротства предприятий ЖКХ.

Ключевые слова: Банкротство; организационное поведение; Антикризисное управление; Управление бизнесом

Финансирование:
исследование выполнено при поддержке УрГЭУ в рамках гранта (технического задания) ТЗ-5.2022/1

JEL-классификация: L51, L97, M11, M21

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что высокая социальная значимость жилищно-коммунальных услуг, сочетается с 47-ю процентной степенью износа основных фондов в отрасли. Такое сочетание требует повышенного внимания исследователей к обеспечению экономической устойчивости предприятий, внедрению приёмов и методов управления, направленных на обновление основных фондов.

Теория антикризисного управления на предприятиях ЖКХ находит своё отражение в работах Блата М. [1, с. 275], Кастероглу Е. [2, с. 13] Галиева Т.Г. [3, с. 50] Рябова Е.Ю. [4, с. 130], Сабанина С.Н. [5, с. 97].

Целью настоящего исследования является исследование механизма антикризисного управления и подготовка базы для моделирования применимого на практике механизма антикризисного управления предприятием в сфере ЖКХ.

Гипотеза автора заключается в возможности моделирования механизма антикризисного управления предприятием сферы ЖКХ, на основе этапов кризисного цикла – докризисной адаптации, управления кризисов и послекризисной адаптации, с выделением внесубъектных и внутрисубъектных процессов. Методом настоящего исследования, является критический обзор и синтез литературных источников по тематике антикризисного управления, конкретизация их с имеющимися эмпирическими данными, а также моделирование механизма антикризисного управления, на основе выявленных методов управления, в соответствии с ранее обоснованным автором подходом.

В целях проведения исследования, статья поделена на 3 части. В первой части рассматривается природа жилищно-коммунальной отрасли, во второй, автор раскрывает факторы отраслевые кризиса, в третьей функционально рассматриваются методические походы в антикризисном управлении на предприятиях отрасли и затем проводится структурирование этих подходов в соответствии с ранее представленной автором типологией кризисных явлений.

О ПРИРОДЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Основой человечества, является домохозяйство, которое на первичных этапах развития, осуществляла не только биологическое, но и хозяйственное, и социальное воспроизводство человека. Постепенное осложнение технологических и социальных процессов, разделение труда, привело к обособлению некоторых функций и выдвижению домохозяйствами из своей среды специализированных субъектов первичных государственных и хозяйственных органов, несущих функции социального и хозяйственного воспроизводства. Что касается социального воспроизводства, то эти задачи были формируемым совокупностям законодательным и исполнительным органам власти, то есть государству. В совокупности, выполнение этих функций именуется косвенной жизнедеятельность. [6, с.67] Одной из таких функций, которой ежедневно пользуются домохозяйства, являются же жилищно-коммунальные услуги. Жизнедеятельность в отсутствие наличия централизованных услуг такого рода представляется затруднительным и лишённым привычного многим из нас уровня комфорта.

Высокая социальная значимость, заключающаяся в направленности на обеспечение жизнедеятельности домохозяйств, обуславливает особое место жилищно-коммунальных услуг среди других отраслей хозяйства, а также требует повышенного внимания исследователей к обеспечению экономической устойчивости предприятий не только в отечественной науке, но и зарубежом.

Местным органам власти предписана организация услуг ЖКХ на из территориях. Для выполнения этих функций, местные органы создают унитарные предприятия, при этом роль местных органов власти столь высока, что существует запрет на отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем теплоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается. Указанные обстоятельства обуславливают большую долю унитарных предприятий в жилищно-коммунальной отрасли на территории России.

Особое место жилищно-коммунальных услуг также проявляется в наличии механизмов регулирования ценообразования отрасли. Регулирование ценообразования стоит на принципах недопущения экономически необоснованных доходов хозяйствующих субъектов, что отрицательно сказывается на уровне рентабельности отрасли и ограничивает приток частных денежных средств. Вопрос достижения эффективного баланса частного и государственного является ключом к достижению устойчивости хозяйствующих субъектов и занимает умы отечественных и зарубежных исследователей. Рассматривая привлекательность отрасли для частных средств, считаю необходимым отметить, что по своей природе ей свойственна низкая степень конкуренции в силу распространённости территориальных монополий, что является своеобразной компенсацией за ограниченную рентабельность.

ФАКТОРЫ КРИЗИСА ЖКХ

Следуя теории экологии организационных популяций, сформированной Ханнаном М. и Фриманом Д. [7, с. 420], можно заключить, что отсутствие ярко выраженной конкуренции и естественного отбора в ряде направлений жилищно-коммунального хозяйства, приводит к снижению адаптационны свойств и жизнеспособности хозяйственных субъектов. Каким образом можно добиться повышения такой устойчивости? В своём исследовании, Ткаченко указывает, что качество управленческих технологий в частных бизнес-структура традиционно превосходит качество государственных структур, к которым как мы видим, зачастую относятся предприятия сферы ЖКХ, имеющие форму унитарных предприятий. [8]. Вопрос достижения баланса между государственным контролем и частно-деловой адаптивностью, актуален не только для отечественной экономической науки и практики, но и для других государств, а значит действенные подходы могут быть экспортированы в различные юрисдикции.

По мере развития коммунальной инфраструктуры и повышения степени связанности объектов хозяйствования, часть инфраструктуры приобретает статус критической [9] Это та часть инфраструктуры, выход которой из строя или сбой в работе которой негативно сказывается на широком спектре социальной и хозяйственной жизни населения, его безопасности и здоровье. Рост роли городов как центров накопления потоков ресурсов делает их зависимыми от критической инфраструктуры, сбой которой может повлечь долгоиграющие последствия и сказаться на жизни людей, развитии экономических систем и их росте. Качество муниципальной инфраструктуры, её интеграцией и развитием коррелирует с чувствительностью муниципалитета к сбоям в их работе. Эта зависимость именуется парадоксом зависимости.

Муниципалитет так же является системой взаимосвязанных, но разрозненных инфраструктур. Разрозненность является внутрисубъктным фактором риска, которая обусловлена институциональными факторами и объективными экономическими обстоятельствами и делает хозяйство более чувствительными к внесубъектным кризисным факторам. При этом высокая степень взаимозависимости инфраструктур создаёт условия для каскада мультиинфраструктурых кризисных процессов. Такие каскады кризисных процессов, способны входить за общепринятые функциональные и географические границы., вовлекая всё большее количество сфер экономической жизни. Так высокое технологическое, социокультурное и экономическое развитие, характеризующееся как высоким уровнем бытового комфорта и высокой степенью интеграции отраслей, оказывается под угрозой катастрофы.

С обратной стороны, крупные муниципалитеты обладают наибольшими компетенциями, интеллектуальным и научным потенциалом для управления кризисами на докризисном этапе, повышения устойчивости и адаптивности разрозненных, но взаимосвязанных структур. Исходя из этого, можно заключить, что наиболее незащищёнными оказываются хозяйства небольших муниципалитетов, не имеющие достаточной научной и интеллектуальной базы для решения описанных выше задач. Формирование действенных подходов и практик к повышению адаптивности хозяйствующих субъектов, а также постоянный обмен опытом на межрегиональном уровне, обеспечение информационного потока от крупных муниципалитетов к малым, является залогом повышения хозяйственной устойчивости жилищно-коммунального хозяйства малых муниципалитетов, которые по мере научно-технического прогресса неизбежно будут вовлечены в инфраструктурные интеграционные процессы и автоматизацию хозяйства, но могут оказаться не готовы к вызовам, которые за ними последуют. В конечном счёте во главе всяких управленческих процессов стоит человек, и он является как субъектом кризисного управления, так и его объектом.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В КРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ

Управленческие подходы в жилищно-коммунальной сфере структурируются аналогично рассмотренным нами ранее подходам [10, с.113]. Особенностью кризисного управления в сфере ЖКХ, является особое место аварийных происшествий в управлении кризисом. Их социальные и экологические последствия. А также необходимость докризисной адаптации именно в части подготовки к таким происшествиям.

Деятельность предприятий в сфере ЖКХ, характеризуется рядом черт, которые влияют и на особенности финансовой политики предприятия. Значимость финансовой политики обусловлена значительной долей дебиторской и кредиторской задолженностей в структуре баланса предприятий. Среди особенностей отрасли, можно выделить следующие:

1. Наличие посредников, принимающих платежи от конечных потребителей, аккумулирующие их у себя и передающие их предприятию. Это могут быть управляющие компании, расчётные центры и товарищества собственников жилья. Опосредованность платёжных операций увеличивает число игроков и узких мест в хозяйственном процессе, предприятия, непосредственно оказывающее услуги, оказывается зависимо от качества работы третьих лиц, задержек в перечислениях с их стороны и их возможного банкротства.

2. Отрасль характеризуется определённой сезонностью. В зимнее время появляется потребность в теплоснабжении. Расходы на теплоснабжение увеличивают расходы потребителя на коммунальные услуги и провоцируют рост дебиторской задолженности, что может дополнительно усугубляться продолжительными новогодними праздниками, расходами домохозяйств на развлечения и общее снижение платёжной дисциплины.

3. Высокие относительные затраты на взыскание дебиторской задолженности, обусловленные незначительными суммами этой задолженности.

4. Внешнее регулирование ценообразования, в сочетании с высокой социальной значимостью отрасли, может отрицательно сказываться на уровне рентабельности и способности формировать резервные фонды.

5. Сложность в поиске квалифицированных кадров на отдалённых от крупных агломераций, муниципальных образования, влияет на качество финансовой политики в целом.

6. Ограничение на продажу дебиторской задолженности третьим лицам, установленные п.18 ст. 155 Жилищного кодекса РФ.

7. Убытки при оплате объёма коммунальных услуг для общедомовых нужд в пределах нормативов потребления, в соответствии с п. 44 постановления Правительства РФ от 06.05.2011.

Рассмотрим методы кризисного управления предприятиями отрасли ЖКХ исходя из представленной автором ранее структуры кризисного управления.

ОБУЧЕНИЕ И ОБМЕН ОПЫТОМ КАК ЭЛЕМЕНТ КРИЗИСНОЙ АДАПТАЦИИ

Знание внутренних и внешних угроз имеет первостепенное значение для смягчения и эффективного управления кризисом. В связи с тем, что события, выступающие спусковым крючком кризисных процессов, могут быть достаточного редкими, но катастрофическими по своему масштабу, на передний план выходят инструменты обмена опытом и обучения лиц, принимающих решения в инфраструктурных субъектах. Взаимосвязанность муниципальных образовании и отраслей обуславливает необходимость обмена опытом между представителями различных отраслей, чьи обособленные узкие знания и опыт могут не позволять адекватно предвосхищать грядущие угрозы взаимосвязанных секторов.

Исследования Бойна А. и МакКоннела А., показало, что в Германии такой обмен, зачастую происходит в результате неформальных контактов и встреч руководителей предприятий и ключевых стейкхолдеров хозяйствующих субъектов. [11, с. 55], отсутствует институциализированный обмен знаниями о вероятных уязвимостях муниципальных образований и принадлежащих им инфраструктурных активов, отсутствует межрегиональный анализ систем и рисков, что в совокупности препятствует деятельной докризисной адаптации хозяйствующих субъектов.

Для решения этой проблемы, при Губернаторе Свердловской области образован совет по развитию местного самоуправления, одной из задач которого является выработка предложений по совершенствованию организации местного самоуправления, а также координация деятельности и организация взаимодействия региональных органов власти с муниципальными образованиями по вопросам реализации государственной политики в сфере местного самоуправления. Такой орган является деятельным инструментом обеспечения горизонтальных связей между муниципальными образованиями и обмена опыта по ним.

Помимо обмена опытом, трудности в проведении докризисной адаптации обуславливаются особенностями принятия управленческих решений и законодательными особенностями юрисдикции. При отсутствии законодательного требования о возмещении потребителям потери в доходах от перебоя в оказании коммунальных услуг, приводят к тому, что руководители склонны в большей мере дожидаться сбоев в работе и работать с последствиями, вместо планомерной работы по недопущению сбоев и обеспечению докризисной адаптации субъекта.

Преобладающий рыночный, а не социальных характер жилищно-коммунальных услуг, имеет свойство выступать причиной непривлекательности значительных инвестиций в развитие инфраструктуры, погоня за сиюминутной прибылью снижет интерес в долгосрочных инвестициях. Таким образом, понимание жилищно-коммунального хозяйства как бизнеса длинного цикла и достижение баланса между рыночными и общественными интересами, является залогом достижения кризисной адаптации предприятия. В качестве элемента обеспечения кризисной адаптации, и готовности к кризисным событиям, рассматривается установления обязательной нормы инвестиций в кризисную устойчивость.

СТЕЙКХОЛДЕРСКИЙ ПОДХОД В КРИЗИСНОЙ АДАПТАЦИИ, ОТНОШЕНИЯ С СОБСТВЕННИКАМИ

Важнейшим элементом управления кризисом в ЖКХ является продуктивное управление отношениями со стейкхолдерами. В рамках стейкхолдерского подхода, выделим две важные группы стейкхолдеров – собственники и потребители, и представим особенности работы с ними. Работу с собственниками, мы рассмотрим на отрицательном примере кейсов ненадлежащего управления отношениям с собственниками.

В целом исследования показывают значительный прогресс культуры корпоративного управления в России [12, с. 155]. Уже с 2014 года, в России принят и рекомендован Банком России к всеобщему применению. Кодекс корпоративного управления. [13] Этот кодекс направлен на исключение злоупотреблений, защиту прав миноритарных акционеров и инвесторов, внедрению лучших практик из мирового опыта и повышению инвестиционной привлекательности сраны в целом. Защита прав стейкхолдеров находит отражение и в судебной практике, так Верховный суд в 2020 году, отменил сделку по увеличению уставного капитала общества, в связи с невозможностью оплаты дополнительной доли, находящимся в процедуре банкротства совладельцем [14], также судом были тщательно исследованы и отменены сделка по увеличению уставного капитала, участниками за счёт средств займа от самого же юридического лица, как свидетельствующую о злоупотреблении права, в отсутствие экономической заинтересованности юридического лица. [15]

В России зарегистрировано 2 603 017 коммерческих юридических лиц, из них унитарными являются 11 023 [16]. Представим информацию о действующих юридических лицах на рисунке 1

Рисунок 1 - Количество юридических лиц, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 01.08.2022 [составлено по 17]

Несмотря на малое число, унитарные предприятия несут важнейшую воспроизводственную функцию в общественных процессах, хотя базовой ячейкой общества является домохозяйства, обеспечивающие биологическое воспроизводство, историческое развитие, потребовало обособления социального и экономического производства в виде организаций. Социальные функции воспроизводства в значительной мере переданы общественным органам и их учреждениям [6]. В связи с этим, внедрение передовых методов и приёмов управления, очень важно в таких организациях, что не всегда находит своё отражение на практике. Ткаченко И.Н. [18, с. 8] указывает, что одним из способов внедрения передовых управленческих технологий в государственные и дочерние им структуры управления, в особенности регионального уровня, является применением механизмов частно-государственного партнёрства.

В вопросах корпоративного управления психология менеджеров и стейкхолдеров имеет большое значение [19], однако предприятия унитарные, казалось бы, как менее персонализированные, должны действовать по неодушевлённым законам. О том, что это не так, мы можем увидеть на примере такого управленческого феномена, как ловушка основателя, описанного Адизесом И. [20, с. 27], а также убедиться, что ненадлежащее управление стейкхолдерами может привести к плачевным последствиям.

Ловушка основателя имеет место, когда владелец компании не может добиться баланса между ручным управлением и делегированием полномочий, при этом сохраняя значительный предпринимательский задор, заставляет его направлять свои усилия во всё новые и новые проекты. Компания в этом случае выступает не в качестве самостоятельного, хозяйственного субъекта, а ресурсного объекта, поддерживающего начинания владельца. Таким образом интересы предприятия как самостоятельного юридического лица и субъекта экономической жизни в собственном воспроизводстве начинают наталкиваться на интересы владельца в реализации за его счёт иных проектов. В конечном счёте это приводит к дезадаптации и кризису.

В силу положения Закона о банкротстве, руководитель предприятия и собственники предприятия обязаны своевременно обратиться с заявлением в Арбитражный суд при возникновении признаков банкротства, неисполнение этих обязанностей, влечёт за собой вероятное привлечение собственника и директора к субсидиарной ответственности по долгам предприятия. На лицо стандартная ловушка основателя, хотя компания более не может работать по старым лекалам, нужны антикризисные меры или ликвидация, собственник продолжает в собственных интересах или ради удовлетворения своих амбиций эксплуатировать обречённое предприятие, увеличивая его долги. Имеют ли место такие ситуации в государственном управлении? Проведённое исследование показывает, что имеет. Автором было обнаружено 10 случаев привлечения собственника унитарно предприятия к субсидиарной ответственности по этим основаниям. Представим выявленные эпизоды в таблице 1

Таблица 1 – Перечень предприятий с рассмотрением вопроса о привлечении к субсидиарной ответственности по части 1 статьи 61.12 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" [составлено по 21]


Предприятие
Собственник
Дело
1
МУП «ИИЦ "Усинская новь»
администрация МО ГО "Усинск"
А29-17077/2018
2
МУП «ЖКХ Калтук»
Калтукское сельское поселение
А19-3512/2017
3
МП «ЖКХ 2015»
Невонское муниципального образования
А19-6955/2017
4
МУП «Деденевское ЖКХ»
городское поселение Деденево Дмитровского муниципального района Московской области
А41-25086/2013
5
МУП «Ресурс»
сельское поселение Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
А41-46325/2014
6
МУП «Центр Недвижимости»
Высокогорский муниципальный район Республики Татарстан
А65-39997/2018
7
МУП «ПКВТЭ»
Горноуральского городского округ Свердловской области
А60-42869/2019
8
МУП «МСПЭ»
МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области
А47-14379/2018
9
МУП «Уралтопливосервис»
Чернушинский муниципальный район
А50-24115/2017

Учредители унитарных предприятий несут ответственность по долгам предприятия за несвоевременную подачу заявления о банкротстве юридического лица наравне с его руководителем. Однако в 2021 году, при рассмотрении дела МУП «Управляющая компания «Спектр» [22] Верховный суд весьма подробно рассмотрел специфику работы унитарных предприятий жилищно-коммунальной отрасли. Такие предприятия создаются для обеспечения граждан важными социальными благами и нередко характеризуются высокой долей просроченной дебиторской задолженности, хотя потребители и обязаны своевременно оплачивать услуги, грамотный руководитель, а равно глава муниципального образования или региона, не может позволить гражданам, попавшим в трудное материальном положении, оказаться на грани выживания. В этом проявляется социальная направленность политики Государства, что прямо указано в статье 7 Конституции [23]. В ряде случаев, унитарные предприятия могут быть созданы заведомо убыточными для выполнения социальных функций или функционировать длительное время, накапливая долги в тех же целях. В приведённом выше случае, такая социальная нагрузка ложилась на ООО «Иркутская энергосбытовая компания», которая не имела права отказаться от исполнения заключенного с унитарным предприятием договора поставки энергоресурсов или прекратить поставки, фактически ООО «Иркутская энергосбытовая компания» изначально находился в положении лица, которое будет страдать от взаимодействия с предприятием, что явно не отвечает целям деятельности этой компании. В таких обстоятельствах бремя несения социальной нагрузки справедливо должно лежать на собственнике унитарного предприятия, а нехватка ресурсов может быть компенсирована бюджетом вышестоящего уровня.

Можно заключить, что управление унитарным предприятием не бывает не персонализированным, к ним могут быть применены те же приёмы и методы управления, что и к корпоративным компаниям, а ненадлежащая организация взаимоотношений с собственником может привести к умножению убытков, нарушению обеспечения населения жизненно необходимыми услугами и препятствует кризисной адаптации предприятия.

СТЕЙКХОЛДЕРСКИЙ ПОДХОД В КРИЗИСНОЙ АДАПТАЦИИ, ОТНОШЕНИЯ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ

Вопрос управления потребителями в рамках стейкхолдерского подхода применительно к коммунальным предприятиям, можно считать недостаточно исследованным. Являясь в некоторых случаях безальтернативными местными монополиями, коммунальные предприятия могут показаться исключёнными из конкурентной борьбы за удовлетворение потребителей. Вместе с тем, исследования показывают, что удовлетворение потребителя имеет решающую роль в обеспечении выживаемости и развития предприятий. [1, 24] Удовлетворённость потребителя рассматривается как цель деятельности и критерий оценки деятельности предприятия, которая обеспечивает приверженность потребителя, его удержание, стабильность выручки и конкурентоспособность предприятия. Сочетание высокого качества предоставляемых услуг при ограниченных издержках предмет исследования экономической науки, к сожалению, как уже было замечено, недостаточно рассмотрен применительно к коммунальной сфере. Согласно исследованиям Костероглу Е., Териу Г. и Шатсудеса Д. [2] применительно к коммунальным предприятиям, лояльность потребителя в условиях безальтернативного поставщика услуг обеспечивается факторами, представленными в таблице 2.

Таблица 2 – Факторы лояльности [составлено по 2]


Группа факторов
№№
Фактор
1
Материальные
1.1
Современное оборудование
1.2
Визуальная привлекательность инфраструктуры
1.3
Качественная униформа
1.4
Соответствие облика инфраструктуры её назначению
2
Надежность
2.1
Обещания исполняются в своевременно
2.2
Отзывчивость персонала в решении проблемы
2.3
Уверенность в исполнении обязательств
2.4
Оказание услуг в установленные сроки
3
Ответственность
3.1
Информирование об оказании услуг

3.2
Оперативность обслуживания

3.3
Клиентское сопровождение

3.4
Сотрудники вызывают доверие

3.5
Ощущение безопасности при взаимодействии

3.6
Вежливость сотрудников

3.7
Наличие поддержки полевых сотрудников со стороны руководства
4
Сопереживание
4.1
Индивидуальный подход предприятия

4.2
Внимание к индивидуальным потребностям со стороны сотрудников

4.3
Знание сотрудников об индивидуальных особенностях потребителя

4.4
Забота об интересах потребителя

4.5
Удобные часы работы

Значительную долю факторов лояльности составляет качество поведения персонала, непосредственно обслуживающего потребителей. Воздействие на эти факторы является наиболее доступным за счёт корпоративной культуры, фирменного стиля и обучения персонала внутренним нормам обслуживания. Обучение кадров приобретает первостепенное значение, так как в отличие от трёх предшествующих ему факторов, требует постоянного внимания, последовательной и непрерывной работы. В рамках организационной структуры коммунального предприятия требуется выделение структуры, занимающейся обучением кадров, либо вовлечение предприятия в межсубъектный процесс обучения кадров. Вместе с тем к уровню образования и компетенций полевых сотрудников зачастую устанавливается требования ниже к сотрудникам, работающим на управленческих постах и не взаимодействующих с потребителями напрямую. [25]

Лояльность потребителя, учитывая безальтернативность поставщика, приобретает особые черты в ЖКХ, диалог с обществом и потребителями, повышает конкурентоспособность предприятия, консолидирует общество, и обеспечивает устойчивое развитие. [3]. Для потребителей характерна низкая платежной дисциплиной. Их количество не позволяет компаниям эффективно осуществлять претензионную работу. Плохая платёжная дисциплина является фактором кризиса, может спровоцировать его наступление, усугубить кризисные процессы и ограничить возможности кризисной адаптации в целом. Рябов Е.Ю. [4] предлагает внедрение системы скидок за своевременную оплату, однако данный инструмент демонстрирует свою эффективность в размере 1.7%, Однако повлиять на платежную дисциплину всех потребителей предприятия не удастся, способ не является универсальным, а его волюнтаристское применение, в случае банкротства, может стать основанием для взыскания убытков с руковод

Исходя из вышеизложенного, автор рекомендует стимулировать лояльность потребителя, а так же платёжную дисциплину при помощи не ценовых методов, воздействуя через факторы, отражённые в таблице 2. Довольный услугами потребитель будет стремиться получать их стабильно, и при возникновении кризисных процессов, поспособствует адаптации, соблюдая платёжную дисциплины, а не ухудшая её, рискуя остаться без услуг, в надежде на списание долгов по итогам ликвидации поставщика. Большую роль в обеспечении платёжной дисциплины может сыграть и муниципалитет, ведущий разъяснительную работу среди населения, который своим авторитетом может убедить, что все услуги, несмотря на возможные кризисные процессы, будут оказаны на том же уровне, что и ранее, а все задержанные платежи будут непременно взысканы с потребителя.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЖКХ

В связи с регулированием ценообразования и ограниченным уровнем рентабельности, финансовая политика должна обеспечивать снижение издержек предприятия, в условиях значительных объёмов дебиторской и кредиторской задолженностей, это может обеспечиваться эффективность их управления.

Методы по взаимодействию с контрагентами можно поделить на две традиционные группы – методы кнута и пряника, их на рисунке 2.

Рисунок 2 – Методы взаимодействия с потребителями в целях повышения эффективности финансовой политики [составлено автором по 21]

Социальная составляющая жилищно-коммунальных услуг, обуславливает особенности нормативно-правовой базы, которые снижают роль принудительных инструментов воздействия, отрицательно сказываются как на платёжной дисциплине, так и на эффективности мер по взысканию дебиторской задолженности. Так дебиторская задолженность быть реализована только новому поставщику при ликвидации старого, либо иной аналогичной организации. Как указывает Фёдоров Я.П. [26, с. 26] хотя, и существует упрощённый приказной порядок производства, снижающий издержки, получить реальную оплату, при отсутствии у потребителя официальных доходов, часто не представляется возможным и исполнительное производство прекращается в связи с невозможности взыскания. Также на ряд имущества не может быть обращено взыскания, к такому имуществу относятся:

1. Единственное пригодное для постоянного проживание помещение и земельные участки, на которых они расположены;

2. Предметы обихода и индивидуального использования;

3. Средства профессиональной деятельности;

4. Домашний скот и корма для скота;

5. Денежные средства в размере прожиточного минимума на должника и его иждивенцев;

6. Топливо для отопления и обогрева;

7. Транспорт необходимый в связи с инвалидностью;

8. Призы и награды.

Следует признать, что перечень не избыточен и обеспечивает защиту жизни и здоровья наименее защищённых граждан.

Законное ограничение поставки ресурсов легче всего может быть реализовано в отношении газа и электроэнергии, для остальных ресурсов, эта мера является технически сложной так как ограничение не должно приводить к нарушению прав добросовестных плательщиков, влиять на пригодность проживания и повреждать общее имущество. Техническая доступность, с другой стороны, упрощает самовольное подключение к сетям, несмотря на возможное привлечение к административной и уголовной ответственности. Как указывают Сабанин С.Н. и Бадалян К.О. [5], хотя это нарушение может быть квалифицировано по ст. ст. 165 УК РФ, следственными органами, часто выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовных дел.

Указанные выше ограничения, повышают значимость инструментов поощрения в работе с потребителями.

Использование скидки за добросовестную оплату в срок достаточно редко используемый инструмент, что обусловливается особенностями ценового регулирования отрасли. При невысоком уровне рентабельности и естественной монополии поставщика, поощрение потребителя за простое исполнение обязательств, кажется нелогичным в глазах стейкхолдеров, однако дифференциация потребителей и внедрение нескольких видов поощрения, согласно исследованиям Рябова Е.Ю. [27, с. 53] позволяет добиться положительного экономического эффекта. Возможно использовать следующие виды скидок:

1. Скидка за оплату в установленные сроки;

2. Скидка за предоплату.

Рассрочка оплаты является ещё одним инструментом управления финансами предприятия. Для отопления, расходы на которое могут существенно повышать стоимость жилищно-коммунальных услуг в зимний период, отрицательно сказываться на платёжной дисциплине и приводить к накоплению задолженностей, постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 предусмотрен равномерный способ оплаты в течение всего календарного года, который может применяться на основании решения органа госвласти субъекта РФ. Применение этого метода, с другой стороны, создаёт кассовый разрыв у поставщика, для предоставления которого требуется субсидирование на выравнивание обеспеченности оборотными средствами.

В ряде случаев, коммунальные предприятия выполняют социальных функции, возложенные на местные органы самоуправления, будучи убыточными в силу общеэкономического положения или низкой платёжеспособности населения, бремя несения социальной нагрузки справедливо распределять на муниципальные образования и далее вышестоящий бюджет. До конца 80-х годов, население оплачивало менее пяти процентов коммунальных расходов, остальная часть покрывалась бюджетными средствами. В данный момент, жители оплачивают полную стоимость коммунальных услуг, и для ряда домохозяйств расходы могут составлять до 34% бюджета. [28, с. 82] Как указано в статье 7 Конституции, Российская Федерация, является социальным государством, и обеспечение достойной жизни человека, является одной из конституционных целей, в связи с этим, субсидирование хотя и может считаться обоснованным инструментом, однако систематическая зависимость предприятия от внешних источников финансирования снижает его кризисную адаптивность, чем больше участников субсидирования, тем больше вероятность сбоя механизма дофинансирования предприятия. По состоянию на 2022 год, дотационными со стороны Федерального бюджета являются 63 региона, что делает построение кризисной адаптивности в зависимость от бюджетных субсидий не дальновидным подходом.

В целях снижения зависимости от рисков посредников, собирающих денежные средства потребителей, для ресурсоснабжающих целесообразно заключение прямых договоров с потребителями. Упрощение отказа от услуг посредников в виде управляющих компаний на данный момент существенно упрощено повсеместным распространение безналичных платежей и интернет во всех регионах.

Следует рассмотреть внедрение в коммунальную сферу структур государственно-частного партнёрства, указанные предприятия в среднем обладают лучшими показателями финансовой устойчивости [29] и являются проводником лучших приёмов и практик корпоративного управления в коммунальную отрасль. Длительная деятельность в условиях естественной монополии, при отсутствии конкуренции отрицательно сказывается на гибкости мышления руководства, желании внедрять современные управленческие подходы и стандарты взаимоотношений стейкхолдеров. Следует, однако, отметить, что упомянутое выше исследование может содержать ошибочный вывод, очевидно, что частных инвесторов, вступающих в отношения частно-государственного партнёрства, в большей мере интересуют наиболее прибыльные и устойчивые местные рынки. Что, однако не преуменьшает роли концессионных соглашений, как инструмента дополнительного финансирования отрасли за счёт средств частных инвесторов.

МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСОГО УПРАВЛЕНИЯ

Применяя, ранее представленный теоретический подход к квалификации механизмов антикризисного управления, представим модель механизма антикризисного управления в сфере ЖКХ:

1 Внутрисубъектные

1.1 Докризисная внутрисубъектная адаптация:

1.1.1 Внедрение стандартов обучения рядовых сотрудников

1.1.2 Разработка шаблонов реакции руководителей

1.1.3 Внедрение корпоративной культуры

1.1.4 Оптимизация порядка внесения платежей потребителями

1.1.5 Внедрение механизма положительной мотивации потребителей

1.2 Внутрисубъектное управление кризисом

1.2.1 Реконструкция предприятия на основе государственно-частного партнёрства

1.2.2 Ограничение поставок потребителям

1.3 Послекризисная внутрисубъектная адаптация

1.3.1 Самоанализ и обучение сотрудников, работа над ошибками

2 Внесубъектные

2.1 Докризисная внесубъектная адаптация

2.1.1 Создание площадок для обмена опытом руководителей

2.1.2 Работа с целеполаганием собственника

2.1.3 Повышение лояльности потребителя

2.2 Внесубъектное управление кризисом

2.2.1 Получение субсидий из бюджета

2.2.2 Информационная поддержка со стороны органов местного самоуправления

2.2.3 Эксплуатация лояльности потребителя

2.3 Послекризисная внесубъектная адаптация

2.3.1 Обмен опытом с руководителями других субъектов

Таким образом, проведя критический анализ и синтез исследований на тему антикризисного управления, автор нашёл подтверждение своей гипотезе о возможности моделирования механизма антикризисного управления предприятием сферы ЖКХ, на основе этапов кризисного цикла – докризисной адаптации, управления кризисов и послекризисной адаптации, с выделением внесубъектных и внутрисубъектных процессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Автор обнаружил, что тема кризисной адаптации и экономический устойчивости равно актуальна как для российской практики, так и для зарубежья, при этом проблемы, с которыми сталкиваются практики отрасли в разных юрисдикциях, несмотря на отличия в регулировании, очень схожи, в силу объективных свойств коммунальной отрасли. Автор выявил недостаточную разработанность темы управления стейкхолдерами в жилищно-коммунальной сфере, а также управления лояльностью потребителей.

Автор считает необходимым продолжить исследование в области управления стейкхолдерами, провести ивент-анализ на базе опроса руководителей предприятий ЖКХ, а также исследовать вопрос лояльности потребили и управления им, в целях повышения платёжной дисциплины в условиях кризисных процессов.

С точки зрения практики антикризисного управления, автор рекомендует проведение круглых столов на базе отраслевых министерств при участии руководителей коммунальных предприятий, в целях реализации обмена опытом по горизонтали, в целях обеспечения повышения докризисной адаптации отрасли в целом.


Источники:

1. Дятел Е. П., Подылина Э. Ф., Голомолзина Н. В., Силин Я. П. Экономическая природа жилищно-коммунальных услуг // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2011. – № 2(34). – c. 67-76.
2. Ханнан М., Фриман Дж. Экология организационных популяций. / Теория организации. - М.: Высшая школа менеджмента, 2010. – 416–459 c.
3. Государственно-частное партнерство. / Учебное пособие / И. Н. Ткаченко, М. В. Евсеева, А. В. Потапов [и др.]. – 1-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 188 c.
4. Цыгичко В.Н., Черешкин Д.С., Смолян Г.Л. Безопасность критических инфраструктур. - М.: Красанд, 2018. – 200 c.
5. Чечулин И. А. Теоретико-методологические подходы к исследованию кризисных процессов // Теоретическая экономика. – 2022. – № 93(9). – c. 113-133. – doi: 10.52957/22213260_2022_9_113.
6. Boin A., McConnell A. Preparing for critical infrastructure breakdowns: The limits of crisis management and the need for resilience // Journal of Contingencies and Crisis Management. – 2007. – № 15 (1). – p. 50-59.
7. Тингаева А. А. Требования к корпоративному управлению публичных акционерных обществ как способ достижения инвестиционной привлекательности на рынке // Трансформация моделей корпоративного управления в новых экономических реалиях: Материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 20 ноября 2020 года. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет. 2020. – c. 185-190..
8. Кодекс корпоративного управления. Центральный банк Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/statichtml/file/59420/inf_apr_1014.pdf (дата обращения: 08.09.2022).
9. ВС отменил сделку по увеличению уставного капитала. Право.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.ru/news/228267/ (дата обращения: 08.09.2022).
10. Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах. Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 декабря 2019 года. Право.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsrf.ru/documents/all/28639/ (дата обращения: 08.09.2022).
11. Отчет по форме № 1-ЮР (2022 год). Федеральная налоговая служба официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77//related_activities/statistics_and_analytics/forms/11892431/ (дата обращения: 08.09.2022).
12. Государственно-частное партнерство: региональные аспекты управления. / Учебное пособие для бакалавров и магистрантов направления Экономика и Менеджмент / И. Н. Ткаченко, М. В. Евсеева, Г. Ю. Пахальчак [и др.] ; Под общей редакцией И.Н. Ткаченко. - Екатеринбург : Уральский государственный экономический университет, 2015. – 188 c.
13. Чечулин И.А. Концептуальные исследования организационно-экономического содержания антикризисного управления // Теоретическая экономика. – 2022. – № 7. – c. 99-122. – doi: 10.52957/22213260_2022_7_99.
14. Адизес И. Управление жизненным циклом корпораций. - Москва, 2004. – 700 c.
15. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. [Электронный ресурс]. URL: https://bankrot.fedresurs.ru/ (дата обращения: 16.12.2022).
16. Определение ВС РФ № 302-ЭС20-23984 по делу № А19-4454/2017.
17. Отчет по форме № 1-ЮР. Федеральная налоговая служба Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/9558929/ (дата обращения: 01.08.2022).
18. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - N 11. - Ст. 1416.
19. Blut M., Beatty S.E., Evanschitzky H., Brock C. The impact of service characteristics on the switching costs–customer loyalty link // Journal of Retailing. – 2014. – № 90(2). – p. 275-290.
20. Zhao L., Lu Y., Zhang L., Chau P.Y. Assessing the effects of service quality and justice on customer satisfaction and the continuance intention of mobile valueadded services: an empirical test of a multidimensional model // Decision Support Systems. – 2012. – № 52(3). – p. 645-656.
21. Kosteroglou Eleni-Plousia, Georgios Theriou, Chatzoudes Dimitrios Customer satisfaction from private utility companies: An explanatory study // International Journal of Business and Economic Sciences Applied Research. – 2016. – № 9. – p. 13-23.
22. Постановление Минтруда России от 15.11.1999 № 45 Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.
23. Галиев Г. Т., Гимаев И. З. Социальный аудит - важный фактор в исследованиях проблем жилищно-коммунального хозяйствa России // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2016. – № 1(15). – c. 50-53.
24. Рябов Е. Ю. Использование скидки за быструю оплату в кредитной политике теплоснабжающей организации // Общество: политика, экономика, право. – 2014. – № 1. – c. 130-134.
25. Федоров Я.П. Управление оборотным капиталом в жилищно-коммунальном хозяйстве // Региональная экономика: теория и практика. – 2019. – № 1. – c. 50 – 71.
26. Сабанин С. Н., Бадалян К. О. Квалификация умышленной неоплаты стоимости бездоговорного потребления электроэнергии сетевыми организациями // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2019. – № 3. – c. 97-100.
27. Рябов Е. Ю. Управление дебиторской задолженностью теплоснабжающих организаций (на примере ООО ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания) // Финансы и кредит. – 2015. – № 1. – c. 50-62.
28. Иванов Е. С. Формирование социально-ориентированной региональной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг (на примере Псковской области) // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. – 2016. – № 2. – c. 77-85.
29. Чечулин И. А., Кудрявцев А. А. Оценка эффективности антикризисного управления муниципальными унитарными предприятиями жилищно-коммунальной сферы на территории Свердловской области // Отходы и ресурсы. – 2021. – № 4. – doi: 10.15862/11ECOR421.

Страница обновлена: 11.04.2024 в 07:41:05