Индикативные макропараметры транспортного комплекса России: финансовый аспект
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (115), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Курников Е.В. Индикативные макропараметры транспортного комплекса России: финансовый аспект // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 9-13.
Аннотация:
Развитие экономики современной России характеризуется рядом процессов, затрагивающих как отдельные предприятия страны, так и всю совокупность хозяйствующих субъектов, действующих на ее территории. Некоторые из них можно считать продолжением перестройки национальных экономик и превращением их в единый глобальный механизм.
Ключевые слова: транспорт, транспортный комплекс
Развитие экономики современной России характеризуется рядом процессов, затрагивающих как отдельные предприятия страны, так и всю совокупность хозяйствующих субъектов, действующих на ее территории. Некоторые из них можно считать продолжением перестройки национальных экономик и превращением их в единый глобальный механизм.
К одной из важнейших составляющих такого процесса, безусловно, относится транспортный комплекс. Он является не только одним из базовых элементов, но и индикативным макропараметром развития национальных экономик, несет основную нагрузку по поддержанию системы обмена товарами и услугами во всем мире. В связи с этим значимость выявления и анализа различных феноменов, тенденций и аспектов, влияющих на развитие транспортного комплекса в глобальном и национальном масштабах, постоянно возрастает.
Одним из таких феноменов является процесс формирования глобальной системы международных транспортных коридоров (ГСМТК), пространственную архитектуру которой составляют наиболее востребованные национальные транспортные инфраструктуры и комплексы. Поэтому информационно-коммуникативные, инновационно-технические, финансово-экономические аспекты их обустройства и функционирования особенно актуальны для всего постиндустриального сообщества. Очевидно, что их слабое развитие значительно осложняет процесс обеспечения высокого социально-экономического уровня страны и интеграции в мировое хозяйство, а также делает невозможным поддержание больших объемов транзитных перевозок грузов и пассажиров по ее территории, а, следовательно, и участие в ГСМТК.
Коммуникации и транспортная инфраструктура России по своей структуре и месту расположения, хотя и отвечают, в основном, внутренним и внешним транспортно-экономическим связям сегодняшнего дня, тем не менее, с учетом инновационного пути развития, нуждаются в расширении и модернизации.
Это тем более необходимо, что геополитическое и геоэкономическое положение России позволяет ей не только претендовать на одно из ведущих мест в глобальном пространстве транспортно-инфраструктурных коммуникаций, но и реализовать роль как трансконтинентального моста между Европой, Азией и Америкой, так и эффективного экономического звена глобальной мировой системы.
Отмечая роль транспорта с точки зрения макроэкономического развития страны, нельзя не остановиться на основных индикаторах-макропараметрах, по которым можно судить об общественно-политической стабильности и степени социально-экономического развития, качестве жизни населения. Эти макропараметры характеризуют не только важнейшие стороны развития государства, но имеют непосредственную связь с уровнем транспортного развития страны. К ним можно отнести:
‑ объем ВВП;
‑ конкурентоспособность государства;
‑ степень транспортной освоенности национальной территории;
‑ уровень инфляции и безработицы;
‑ индекс потребительских цен и уровень платежеспособности населения;
‑ цены на энергоносители;
‑ объем налоговых и таможенных поступлений и др.
Обеспечение высоких индикативных макропараметров транспортного комплекса страны реализуется целостной системой государственного менеджмента, использующего различные принципы, методы и средства. В процессе формирования инновационной системы администрирования транспортной отрасли России, наряду с другими, все большая роль отводится программно-проектному методу, ключевым звеном которого является поэтапное межотраслевое стратегическое планирование. Среди них приоритетным является государственная система мер, направленная на опережающее развитие транспортной инфраструктуры на основе крупных портовых, авиационных и железнодорожных узлов, в том числе с ориентацией на обслуживание транзитных потоков и стыковку внутрирегиональных коммуникаций с международными коридорами [2].
Сегодня недостатки в транспортной отрасли и инфраструктуре, как и в энергетике, сдерживают экономическое развитие. Транспортная инфраструктура является стратегической в условиях безопасности и обороноспособности страны [1].
Особенность механизма реализации новой стратегии заключается в том, что достигается скоординированная работа всех видов транспорта и «увязка» федеральных программ развития с региональными. Кроме того, бюджетные средства выступают не в качестве основного источника финансирования, а являются стимулом для притока частных вложений в отрасль и инфраструктуру.
При этом Минтрансом, Минэкономразвития и Минфином предусматривается использование различных финансовых инструментов для привлечения частных инвестиций, в том числе:
‑ выпуск инфраструктурных транспортных облигаций;
‑ продажа государственных пакетов акций портов;
‑ использование части таможенных платежей от внешнеэкономической деятельности на развитие транспортной инфраструктуры к пограничным переходам;
‑ специальная налоговая политика для инвесторов, участвующих в развитии транспортной инфраструктуры [4].
В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть и некоторые другие финансовые аспекты формирования и обустройства транспортной инфраструктуры, в первую очередь портовой. Именно в ней не только реализуется национальная морская, таможенная и пограничная политика, осуществляется решение других важнейших государственных задач, но и связываются в единый транспортный узел морской, железнодорожный, трубопроводный и другие виды транспорта. За период 2000-2006 гг. 62 порта страны обеспечили обработку грузов в объеме 421 млн. тонн, превысив суммарный грузооборот всех портов Советского Союза (а к 2015 г. планируется довести его до 650 млн. тонн). Однако при этом они не достигли необходимого уровня конкурентоспособности и требуют инновационной государственной политики [3].
Среди основных правовых актов в этой сфере, определяющих порядок, формы и методы предоставления финансовых льгот (налоговых, таможенных и других) для инвесторов, являются законы:
‑ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 08.11.2007;
‑ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 240-ФЗ от 30.10.2007 года.
Кроме того, в связи со строительством новых и модернизацией существующих инфраструктурных объектов, необходимых для успешного проведения Олимпиады-2014 в г. Сочи и его развития как горноклиматического курорта, был принят соответствующий закон [5] и учреждена крупнейшая госкорпорация «Олимпстрой». Закон предусматривает особый порядок финансирования, налогообложения, уплаты таможенных платежей для инвесторов, организаторов, участников и спортсменов Олимпиады-2014, в дополнение к уже действующим нормам.
Указанные законы, а также ряд других мер, существенно актуализируют финансовые аспекты (в том числе налоговые), влияющие на индикативные макропараметры развития транспортного комплекса, транспортной и таможенно-пограничной инфраструктур, повышая как уровень конкурентоспособности экономики России, так и качество жизни ее населения.
Источники:
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. М.: Минэкономразвития России, 2007. – с. 133.
3. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. – М.: Минтранс России, 2007. – с. 6.
4. Клюс В.А. Морские ворота страны должны быть широко открыты. //Национальные проекты. – 2007. ‑ № 9. – С. 14.
5. Федеральный закон от 01.12.2007 г. №310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:50:22