Формирование механизма управления воспроизводством основных фондов

Шаина И.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (113), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шаина И.В. Формирование механизма управления воспроизводством основных фондов // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 6. – С. 113-117.

Аннотация:
В последние несколько лет стабилизационные процессы в российской экономике позволили сделать отечественный бизнес мощным инструментом экономического развития страны. Происходит рост ВВП, увеличиваются объемы промышленного производства, растут инвестиции в основной капитал. Однако на фоне экономического подъема российские предприятия сталкиваются с новыми проблемами. Одна из наиболее острых – обновление основных производственных фондов.

Ключевые слова: управление предприятием, обновление основных фондов, основные фонды



В последние несколько лет стабилизационные процессы в российской экономике позволили сделать отечественный бизнес мощным инструментом экономического развития страны. Происходит рост ВВП, увеличиваются объемы промышленного производства, растут инвестиции в основной капитал. Однако на фоне экономического подъема российские предприятия сталкиваются с новыми проблемами. Одна из наиболее острых – обновление основных производственных фондов.

В представлении автора механизм управления обновлением основного капитала представляет собой процесс решения следующих задач политики воспроизводства:

‑ обоснование потребности в обновлении основных фондов;

‑ выбор формы воспроизводства;

‑ определение видовой и технологической структуры воспроизводства;

‑ обоснование срока полезного использования;

‑ выбор метода начисления амортизации в целях бухгалтерского и налогового учета;

‑ направление использования амортизационного фонда;

‑ обоснование оценок и переоценок стоимости основных фондов;

‑ оптимизация налоговых платежей;

‑ оптимизация сочетания внутренних и внешних источников финансирования.

Формирование механизма управления воспроизводством основных фондов возможно на базе одного или нескольких подходов.

Наиболее универсален нормативный подход, который основан на использовании норм амортизации. Оптимизация здесь заключается в выборе срока полезного использования основных средств, метода расчета амортизационных отчислений и направления использования амортизационного фонда [1, 2].

Срок полезного использования объекта основных средств определяется в соответствии с заданными интервалами в амортизационных группах (ст. 258 гл. 25 НК РФ) и Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), поэтому особой свободы выбора здесь нет. А вот в отношении метода расчета сумм амортизации государством предоставляется на выбор четыре способа в бухгалтерском и два способа в налоговом учете. Так что фирма сама определяет, каким способом начислять амортизацию.

Однако на практике может возникнуть ситуация, когда начисление амортизации является нецелесообразным. Автор считает, что в случае финансирования приобретения актива за счет кредита и его погашения до окончания срока полезного использования, дальнейшее начисление амортизации лишено смысла. Ведь кредит уже погашен за счет неамортизационного источника, а амортизация в этом случае только утяжеляет себестоимость продукции. Поэтому следует дополнить ПБУ «Учет основных средств» пунктом, определяющим возможность прекращения начисления амортизации в рассмотренных условиях.

В отношении целевого использования амортизационного фонда контроль со стороны государства не предусмотрен. Однако, очень важно использование фонда амортизации строго на цели воспроизводства. Но и здесь возможны вариации. Например, использование амортизации здания на воспроизводство оборудования позволяет ускорить воспроизводственный процесс.

Бухгалтерский подход основан на рациональной организации планирования воспроизводства и ремонта, учета наличия основных средств, их обновления и выбытия в соответствии с нормами права в области бухгалтерского учета.

Можно выделить так называемый организационный подход к управлению воспроизводственным процессом. Смысл его заключается в создании такой организационной структуры, при которой оптимизируются функции каждой структурной единицы в воспроизводственном процессе. Данный подход может быть реализован при внедрении системы бюджетирования на предприятии с выделением центра инвестиций.

Оптимизировать воспроизводственный процесс можно с помощью методов экономико-математического моделирования, которые позволяют учитывать несколько параметров одновременно: временной фактор, техническое состояние основных фондов, срок полезного использования, норму прибыли [2].

Основной причиной торможения инвестиционных процессов для большинства отечественных предприятий является нехватка инвестиционных ресурсов. Поэтому первоочередной задачей является выбор наиболее выгодных источников воспроизводства. Традиционно среди основных источников финансирования воспроизводства основных фондов выделяют внутренние (прибыль и амортизационные отчисления) и внешние (банковский кредит, бюджетные средства, средства, полученные от эмиссии акций и облигаций, лизинг).

Вопрос об оптимизации сочетания источников воспроизводства основных фондов должен решаться с позиции минимизации стоимости издержек воспроизводства и максимизации при этом рыночной стоимости предприятия.

Доступной в применении на практике видится методика, предложенная М.Н. Калошиной и В.М Хачатуровой-Тавризян [3]. Согласно этой методике процедура оптимизации производится поэтапно по схеме, представленной на рис. 1:

Рис. 1. Этапы определения оптимального сочетания источников финансирования воспроизводства основного капитала

Автор предлагает при выборе источников финансирования использовать следующие критерии ограничений: возможность привлечения (доступность) источника, стоимость издержек воспроизводства, форма воспроизводства, масштаб финансирования.

Учитывая ограничения по используемым ресурсам, можно считать, что наиболее дешевыми и доступными являются внутренние источники – прибыль и амортизационные отчисления, наиболее эффективные внешние источники – банковский кредит и лизинг, в случае осуществления масштабных инвестиционных проектов целесообразным является эмиссия акций и корпоративных облигаций.

Для большинства российских предприятий доступными источниками являются лишь амортизационные отчисления, прибыль, банковский кредит и лизинг. Поэтому выбор схемы финансирования сводится к сравнению методов начисления амортизации и сравнительному анализу лизинговой и банковской сделки. Такие оптимизационные схемы известны практически каждому экономисту. Однако современные методики сравнения финансирования актива за счет банковского кредита и лизинга не учитывают некоторых аспектов налогового законодательства. Например, в соответствии с российским налоговым законодательством предельный размер процентов по кредиту, включаемых в состав расходов, равен 1,1 учетной ставки ЦБ РФ при оформлении обязательства в рублях и 15 процентам по обязательствам в иностранной валюте. Учет этого обстоятельства делает банковский кредит более дорогим по сравнению с лизингом. В общепринятых методиках проценты по кредиту полностью включаются в состав расходов, что возможно лишь наличии долговых обязательствах, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях (ст. 269 НК РФ). Кроме того, следует учесть, что расчеты при учете объекта лизинга на балансе лизингодателя отличаются от расчетов при учете объекта лизинга на балансе лизингополучателя.

Мы предлагаем использовать следующую схему расчета стоимости банковского кредита и лизинга.

1. Расчет стоимости банковского кредита.

Сначала определяется экономия по налогу на прибыль.


Экономия по налогу на прибыль
= (
Проценты, включаемые в состав затрат
+
Амортиза-ционные отчисления
+
Налог на имущество
) * 0,24

Затем определяется стоимость банковского кредита по следующей схеме:

Стоимость кредита
=
Сумма кредита
+
Проценты за кредит
+
Налог на имущество
-
Экономия по налогу на прибыль

2. Расчет стоимости лизинга.

а) При учете объекта лизинга на балансе лизингодателя.

Амортизация и налог на имущество в этом случае лизингополучатель не начисляет. Поэтому стоимость лизинга с учетом налоговой экономии можно рассчитать следующим образом:

Стоимость лизинга = сумма лизинговых платежей*(1 – 0,24)

б) При учете объекта лизинга на балансе лизингополучателя.

Лизингополучатель начисляет и амортизацию и налог на имущество. Поэтому налоговая экономия и стоимость лизинга рассчитываются следующим образом:

Экономия по налогу на прибыль
=(
сумма лизинговых платежей
+
Амортиза-ционные отчисления
+
Налог на имущество
) * 0,24

Стоимость лизинга
=
сумма лизинговых платежей
+
Налог на имущество
-
Экономия по налогу на прибыль

Учет всех налоговых аспектов в сравнительных схемах является весьма важным при выборе источника финансирования. Ведь в условиях нехватки финансовых ресурсов даже незначительная экономия могла бы повысить эффективность того или иного источника.

На практике оптимизация воспроизводственного процесса невозможна только на базе одного из рассмотренных методических подходов. Для того чтобы сформировать эффективный механизм управления воспроизводством основного капитала, необходимо в комплексе сочетать оптимизационные методики.


Источники:

1. Веретенникова И.И. Амортизация и амортизационная политика. – М.: Финансы и статистика, 2004. –192 с. - ISBN 5-222-06820-x

2. Коробейникова О.О. Воспроизводство основных фондов предприятия: нормативный подход. –М.: Финансы и статистика, 2004. –188 с. - ISBN 5-279-02853-3

3. Процедуры выбора оптимального источника финансирования /Калошина М.Н., Хачатурова-Тавризян В.М //Финансовый менеджмент. – 2001, № 4. – С. 41-45.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:43:05