Административно-экономический механизм обеспечения воспроизводства человеческого капитала регионов: предельный анализ

Корякина Т.В.1, Шуваева Ю.О.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк
2 ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат», Россия, Липецк

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 10 (Октябрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49846462
Цитирований: 1 по состоянию на 28.06.2023

Аннотация:
Предлагаемая читателю статья содержит абстрактно-теоретический анализ возможностей обеспечения воспроизводства человеческого капитала в периферийных регионах страны. В качестве инструмента обеспечения подобного воспроизводства возможно сочетание налоговой политики и жесткого государственного управления демографическими процессами. Авторами отмечается, что проблема обеспечения эффективного воспроизводства человеческого капитала на неблагополучных территориях и в периферийных регионах может быть эффективно решена лишь сочетанием методов налогового стимулирования и административного принуждения, что входит в жесткое противоречие с принятой в последнее время в нашем обществе достаточно либеральной системой ценностей, ориентированных на индивидуализм и европейский путь развития. Исследование адресовано исследователям-экономистам, аспирантам и студентам экономических направлений, а также практикам системы государственного управления.

Ключевые слова: человеческий капитал, социальная стабильность, регион

JEL-классификация: E24, J24, O15



И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Книга Бытия, 1:28.

Введение

Для развития любой социально-экономической системы необходимо наличие соответствующих ресурсов.

При этом одним из наиболее значимым ресурсом любой современной социально-экономической системы выступает человеческий капитал, благодаря которому, собственно, и возможно существование этой социально-экономической системы и развитие территории.

В настоящее время признается, что основным составляющим элементом стабильного развития территории выступает социальное развитие. Социальное развитие, в свою очередь, должно быть направлено на обеспечение социальной стабильности территориальной и/или региональной хозяйственной системы.

В идеальном варианте, в предельном выражении социальной стабильности, человек, родившийся в определенной местности, должен прожить в ее пределах всю свою жизнь, осуществляя трудовую и творческую деятельность, направленную на развитие данной территории, и, при этом, оставляя достаточное количества потомства для расширенного воспроизводства населения данной территории.

Целью данной статьи является выявление способов и возможностей создания системы экономических и административных стимулов удержания населения в периферийных регионах с целью обеспечения их устойчивого социально-демографического развития.

Исследованиями тематики социально-демографических аспектов устойчивого развития и воспроизводства человеческого капитала занимались такие специалисты как Гордиевская А.Н. [1], Жарова Е.А. [2, 5], Янченко [4], Макаров И.Н. [8], Минаев Н.Н. [14], и целый ряд иных авторов, приведенных в библиографическом списке [1 - 24].

Исследование адресовано исследователям-экономистам, аспирантам и студентам экономических направлений, а также практикам системы государственного управления.

Основная часть

Рассмотрим весь процесс формирования кадрово-человеческого потенциала территории с целью выявления основных сложностей и возможностей оптимизации.

Данный процесс можно представить в виде следующей последовательности этапов:

1. Этап воспроизводства населения как носителя человеческого капитала, который включает две основные составляющие:

А. Рождение.

Б. Миграция.

Рассмотрим первую составляющую.

Основной тенденцией в большинстве регионов современной России является снижение рождаемости на протяжении многих последних десятилетий.

В городах, особенно в крупных городах, люди дают меньше потомства и, как правило, показатели данного потомства по целому ряду показателей, таких как здоровье, способность и склонность к воспроизведению, менее качественные, чем у предыдущих поколений.

Это связано с влиянием стрессов, экологических факторов, ограниченности территории для обитания и физической активности.

Кроме того, для современной семьи, как правило, нуклеарного типа, ориентированной на традиционные ценности, рождение ребенка фактически можно приравнять к финансовой катастрофе. Поэтому, решиться на подобный шаг, как правило, достаточно сложно.

С точки зрения демографии, для оптимального воспроизведения населения, каждая семья должна иметь не менее 3х, а лучше – 4х детей.

Соответственно, для преодоления подобного препятствия необходимо сформировать такую систему стимулов и антистимулов, чтобы обеспечить максимальный уровень дохода и потребления для семьи с оптимальным количеством детей – 3 или 4 человека.

Здесь в предельном выражении возможны два подхода – повысить уровень «качества» жизни семей с оптимальным количеством детей и / или искусственно занизить уровень жизни семей с неоптимальным количеством детей, а также бездетных семей и индивидуумов.

Прежде всего, разберемся с системой стимулирующих параметров.

Так для семей, планирующих постоянное проживание на данной территории, имеющих оптимальное количество детей, необходимо предусмотреть льготную ипотеку, с погашением до 90% стоимости жилья за счет государства.

Также следует предусмотреть льготный режим по подоходному налогу для подобных семей.

В случае, если речь идет о регионе с неблагополучной социально-экономической обстановкой, возможен также вопрос о необходимости обеспечения базового уровня безусловного дохода, сочетающего в себе элементы заработной платы работающего (или работающих) супругов: поскольку решение о количестве детей принимает, главным образом, женщина, соответственно и меры воздействия должны быть в существенной степени адресными, ориентированными на необходимую корректировку женского поведения с целью его направления в демографически оптимальное русло.

Модель семьи, имеющей 4х детей, наиболее вероятно, будет предполагать одного работающего супруга – мужа, при неполной занятости жены или занятости ее ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Поэтому также необходимо обеспечить социальную и финансовую защищенность женщины, имеющей оптимальное количество детей от форс-мажорных ситуаций, включающих:

- Потерю работы основным кормильцем – в данном случае обязанностью государства будет являться обеспечение подобной семьи безусловным базовым доходом, в размере, необходимом для достойного содержания семьи, но при этом не отменяющим потребность основного кормильца в поиске достойной работы.

- Обеспечение женщины и детей необходимым уровнем дохода в случае потери кормильца или развода по его инициативе, или развода по инициативе женщины по причинам, признаваемым достаточно существенными для расторжения брака (такими как доказанная многократная измена мужа, физическое насилие, хронический алкоголизм, наркомания или неизлечимое психическое заболевание, ограничивающее дееспособность, либо приводящее к ее утрате).

Ключевым моментом в данном случае является то, что при этом следует также обеспечить «качественный» показатель будущих родителей:

- стимулировать рождаемость в семьях, ведущих социально приемлемый образ жизни;

- стимулировать рождаемость, главным образом, в семьях, где женщина находится в наиболее благоприятном возрасте для рождения ребенка (18 -25 лет, согласно медицинским представлениям);

- стимулировать рождаемость у здоровых людей, ранее не подвергавшихся лишению родительских прав, не состоящих и не состоявших на учете по алкоголизму и/или наркомании, не привлекавшихся к уголовной ответственности по преступлениям, связанным с сексуальным насилием, хулиганству, мелким кражам и с оборотом наркотических веществ.

В жестком предельном варианте, государство, действуя по принципу «Робин Гуда» обязано обеспечить качество жизни семей, способствующих сохранению социальной стабильности, за счет семей и индивидуумов, не вносящих достаточного вклада в ее формирование: уровень жизни бездетных или неоптимально-детных семей и индивидуумов должен быть заметно ниже, чем оптимально детых.

Инструментом подобного распределения благ может стать стать налоговая система – следует разработать и внедрить налог на бездетность, существенно снижающий жизненный уровень бездетных пар и индивидуумов, и, одновременно, систему трансфертов, способствующих повышению жизненного уровня оптимально-детных семей.

Для корректировки демографического поведения государством также может быть разработана и внедрена система неэкономических стимулов и антистимулов, исходя из целей и ценностей поведения, направленного на рождение неоптимального количества детей или вообще на их отсутствие.

В частности, в предельном выражении возможны такие меры санкционного воздействия как:

- запрет занимать руководящие должности в государственном секторе женщинам, не имеющим требуемого количества детей.

- запрет выезда из страны женщинам, не состоящим в семейных отношениях и не имеющим детей.

- запрет вывоза детей до 18 лет в заграничные страны.

Приверженность различным деструктивным субкультурам, наподобие движения Чайлдфри (англ. childfree), должна быть приравнена к существенным девиациям полового поведения, представляющем общественную опасность (наподобие нетрадиционной половой ориентации) и подлежать уголовной ответственности. Первые шаги в данном направлении нашими законодателями уже предприняты.

Этап первичного обучения – в данном случае необходимо обеспечить достаточное количество мест для детей в дошкольных учреждениях и детских садах. Соответственно, должна существовать система планирования загрузки строительной отрасли и планирования территориального развития с учетом трансформации демографических трендов на определенной территории / в регионе.

Аналогичные тенденции должны быть на этапе школьного обучения.

Следующим моментом является вопрос обучения профессиям.

Этап формирования кадров обучения и кадров высшей квалификации. Данный этап принципиально важен в процессе формирования кадрового потенциала территории поскольку необходимо обеспечить структурно-количественное соответствие подготавливаемых кадров потребностям производственной системы территории.

В данном случае принципиальное значение имеет процесс закрепления квалифицированных кадров в пределах соответствующего региона.

Когда вводилась система единого государственного экзамена ее целью было обеспечить возможность поступления наиболее талантливых представителей регионов и отдаленных территорий в ведущие учебные заведения страны.

В долгосрочной перспективе подобная практика неизбежно приводит к «вымыванию» талантливых людей с отдаленных территорий и регионов, что, в свою очередь, будет способствовать снижению «качества» человеческого капитала в регионах.

Таким образом, необходимо обеспечить систему, при которой талантливые дети и, впоследствии, взрослые, будут оставаться в регионах своего рождения внося вклад в повышение генетического качества населения.

Каким образом возможно осуществить в процессе обучения.

В данном случае нам представляется возможным несколько вариантов:

1. При поступлении в учебные заведения следует выделить квоты для лиц, проживающих в регионах, требующих наличия в прогнозе определенного количества лиц определенной профессию. При этом с поступающими на бюджетную основу будущими студентами возможно заключение контрактов о обязательном дальнейшем трудоустройстве. Государство тратит деньги на обучение будущего специалиста. Соответственно, получив образование, данный специалист должен вернуть «долг» за счет своего вклада в развитие хозяйственной системы того региона, который в нем нуждается.

2. Необходимо ввести ценз оседлости, имеющий принципиальное значение при возможности получения льгот, трудоустройства, пенсионных начислений. Соответственно, при переезде в другую местность, человек будет оказываться в менее благоприятных экономических условиях, что должно способствовать его миграции в регионы, где народное хозяйство будет нуждаться в его услугах, либо оставаться в регионе рождения.

Вместо заключения

На основе всего вышесказанного необходимо отметить, что проблема обеспечения эффективного воспроизводства человеческого капитала на неблагополучных территориях и в периферийных регионах может быть эффективно решена лишь сочетанием методов налогового стимулирования и административного принуждения, что входит в жесткое противоречие с принятой в последнее время в нашем обществе достаточно либеральной системой ценностей, ориентированных на индивидуализм и европейский путь развития. Однако, последние тенденции демографического развития Европы свидетельствуют, что без ценностной переоценки и возврату к традиционным моделям семьи, а также жесткого государственного регулирования демографических тенденций, наше общество в скором будущем ожидает существенное сокращение населения, что приведет к обезлюдеванию территорий и усилению межпоколенческих противоречий, дальнейшему повышению пенсионного возраста и, в конечном счете, вымираю большей части нации.


Источники:

1. Устинова К.А., Гордиевская А.Н. Анализ влияния социально-демографических и институциональных факторов на человеческий капитал // Экономика труда. – 2019. – № 4. – c. 1505-1522. – doi: 10.18334/et.6.4.41312.
2. Минаев Н.Н., Жарова Е.А.) Анализ накопления человеческого капитала в регионах России в условиях технологических сдвигов и перехода к цифровой экономике // Экономика труда. – 2021. – № 6. – c. 565-584. – doi: 10.18334/et.8.6.112314.
3. Самородова Е.М. Взаимосвязь цифровизации общественной жизни, национального человеческого капитала и социально-экономического благополучия: результаты корреляционного анализа // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 25-44. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114240.
4. Янченко Е.В. Влияние цифровой экономики на инновационное развитие человеческого потенциала российского общества: возможности и ограничения // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 849-866. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100896.
5. Минаев Н.Н., Жарова Е.А. Закономерности распределения человеческого капитала в регионах России // Экономика труда. – 2021. – № 7. – c. 683-700. – doi: 10.18334/et.8.7.112315.
6. Феклистов И.Ф. Инновационный менеджмент качества человеческих ресурсов научно-образовательного комплекса // Экономика труда. – 2022. – № 3. – c. 623-638. – doi: 10.18334/et.9.3.114343.
7. Савельева О.С. Интеллектуальное моделирование взаимосвязи инновационной активности и уровня человеческого капитала // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2021. – № 4. – c. 263-280. – doi: 10.18334/social.2.4.113896.
8. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Как компании могут использовать человеческие ресурсы для достижения целей устойчивого развития // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 85-108. – doi: 10.18334/lim.8.1.110932.
9. Акчулпанов Ю.К., Мамлеева Э.Р., Сазыкина М.Ю., Марьина А.В., Бесчастнова Н.В. Миграция как элемент воспроизводства трудовых ресурсов // Экономика труда. – 2018. – № 4. – c. 1007-1014. – doi: 10.18334/et.5.4.39531.
10. Минаев Н.Н., Жарова Е.А. Модели управления человеческим капиталом на основе межрегионального баланса // Экономика труда. – 2022. – № 6. – c. 1057-1068. – doi: 10.18334/et.9.6.114744.
11. Евдохина О.С., Кузнецова Н.А., Зинич Л.В. Направления повышения эффективности использования человеческого капитала банков // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2927-2942. – doi: 10.18334/epp.11.12.113936.
12. Минаев Н.Н., Жарова Е.А. Оценка сбалансированности человеческого капитала в Российской Федерации // Экономика труда. – 2022. – № 7. – c. 1115-1132. – doi: 10.18334/et.9.7.115083.
13. Умерова С.Э., Резникова О.С. Оценка условного трудового ресурса в процессе его реального воспроизводства и прогноз возрастных изменений // Экономика труда. – 2022. – № 1. – c. 127-148. – doi: 10.18334/et.9.1.114138.
14. Минаев Н.Н., Жарова Е.А. Подходы к разработке моделей управления человеческим капиталом России на основе методики межрегионального баланса // Экономика труда. – 2022. – № 4. – c. 795-810. – doi: 10.18334/et.9.4.114579.
15. Мазин А.Л., Троицкая А.А. Потенциал трудовой мобильности как компонент человеческого капитала работника // Экономика труда. – 2020. – № 4. – c. 321-336. – doi: 10.18334/et.7.4.100959.
16. Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н., Попазова О.А. Развитие человеческого капитала в условиях перехода общества к новому технологическому укладу // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1557-1572. – doi: 10.18334/vinec.11.4.114013.
17. Самородова Е.М., Марченкова Л.М. Развитые и развивающиеся страны: зависимость социально-экономического прогресса от уровня развития человеческого капитала и возможностей его накопления (результаты корреляционного анализа) // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 603-628. – doi: 10.18334/eo.10.3.110702.
18. Грачев С.А. Разработка инструментария оценки результативности функционирования человеческого капитала в инновационной экономике региона // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 763-770. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40835.
19. Чжан Т. Социально-экономические аспекты исследования роли воспроизводства высококвалифицированных сотрудников в новой экономике // Экономика труда. – 2021. – № 12. – c. 1445-1458. – doi: 10.18334/et.8.12.114041.
20. Кокуйцева Т.В., Шиманский А.А. Теоретические основы формирования и развития человеческого капитала в российской и зарубежной литературе // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 233-248. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100595.
21. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Трансформация требований к человеческому капиталу в условиях пандемии // Экономика труда. – 2021. – № 2. – c. 219-232. – doi: 10.18334/et.8.2.111644.
22. Масалова Ю.А. Формирование требуемого качества человеческих ресурсов в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. – 2020. – № 12. – c. 1149-1164. – doi: 10.18334/et.7.12.111439.
23. Шалаева В.А., Лаврентьева И.П. Человеческий потенциал развития трудовых ресурсов региона // Экономика труда. – 2014. – № 1. – c. 24-96.
24. Митрофанова Е.А., Митрофанова А.Е. Экосистемный подход для трансформации управления человеческими ресурсами // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 1. – c. 201-218. – doi: 10.18334/lim.9.1.114296.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:43