Воспроизводство инновационного потенциала в условиях модернизаации
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (54), Июнь 2011
Цитировать:
Головко А.В. Воспроизводство инновационного потенциала в условиях модернизаации // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 6. – С. 49-53.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16355491
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Предложен авторский подход к исследованию воспроизводства инновационного потенциала, его закономерностей и противоречий с позиций теоретико-методологического синтеза, обоснована роль инновационной составляющей экономики как доминанты всех компонентов саморазвития человека и общества в целом.
Ключевые слова: инновации, инновационная стратегия, инновационная активность, инновационная инфраструктура, инновационная политика, инновационный потенциал, модернизация
Отличительной чертой современного этапа мирохозяйственного взаимодействия является постепенный переход ведущих стран к инновационному типу развития общества и созданию на этой основе принципиально новой модели экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний, умений, навыков и способностей, выступающих в качестве ведущего производственного ресурса.
Системный подход к инновациям Термин «инновация» (innovation) генетически восходит к понятию «новшество», «нововведение» и означает принципиальную новизну отношений, процессов, технологий. В научный оборот термин «инновация» впервые ввел Й. Шумпетер, создав теорию экономической динамики, основанную на создании «новых комбинаций». В книге «Теория экономического развития» (1912 г.) Й. Шумпетер теоретически обосновал принципиально новый вид деятельности – предпринимательство, основная функция которого, – осуществление инноваций с целью максимизации прибыли. Предпринимательство Й. Шумпетер рассматривал как «разрушительное созидание», имея в виду его двойственную природу: с одной стороны, новаторская деятельность (непрерывно прогрессируя изнутри) способствует переходу экономики из одного равновесного состояния в качественно иное, что свидетельствует об экономической динамике; с другой стороны, философия предпринимательской деятельности продиктована стремлением максимизировать прибыль, потому часто сопряжена с нерациональным использованием имеющихся ресурсов.
Теоретическая модель инновационной экономики предполагает систематическое проведение инновационной диагностики, позволяющей управлять инновационным процессом, корректировать ход и содержание инновационной деятельности, придать ей элементы рациональности и оптимальности для эффективного осуществления поставленных целей.
Обеспечение инновационного роста в России связано с реализацией Стратегии РФ в области развития науки и инноваций на обозримую перспективу – до 2015 года. Цель данной стратегии – разрешение противоречия между темпами развития и структурой российского сектора исследований и разработок и потребностями системы обеспечения национальной безопасности, растущему спросу со стороны предпринимательского сектора на передовые технологии.
Финансирование научных исследований и разработок к 2010 году увеличится вдвое по отношению к 2002 году – с 2% до 4% ВВП. Всего на 2007–2012 гг. предусмотрено выделить 194,89 млрд р., в том числе за счет средств федерального бюджета – 133,83 млрд р. При этом особое внимание уделяется реализации системного подхода к формированию Национальной Инновационной Системы, развитию инновационной инфраструктуры, созданию элементов консалтинговой инфраструктуры, а также Центров международного сотрудничества.
Это позволит:
• сформировать систему определения приоритетов для государственной поддержки в научно-технологической сфере и обеспечить консолидацию средств Федерального бюджета на основных направлениях;
• отработать механизмы поддержки инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла: от генерации знаний до коммерциализации инновационных технологий»;
• создать организационную систему принятия решений, обеспечивающей согласование интересов государства, частного бизнеса и науки в реализации национальных приоритетов технологического развития.
Дальнейшее развитие указанных направлений связано с реализацией новой Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг., призванной обеспечить технологическую модернизацию отечественной экономики, повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в основной ресурс устойчивого развития.
Инновационная стратегия
Анализ тенденций развития высоких технологий в мире позволяет сформулировать необходимые предпосылки формирования и реализации Инновационной Стратегии развития экономики, разработка и реализация которой выступает важнейшим и неотъемлемым элементом эффективной научно-промышленной политики.
Инновационная Стратегия должна быть направлена на развитие и постоянную поддержку на должном уровне инновационного потенциала общества. Система поддержки отечественной науки, ее устойчивого развития предполагает выработку четких концептуальных подходов, определения системы целевых ориентиров, четкого правового регламента (статуса) по отношению к объектам интеллектуальной собственности и т.д.
К первоочередным направлениям государственной экономической политики по созданию условий для увеличения масштабов инновационной деятельности следует отнести:
• формирование конкурентной среды путем разработки современной, адекватной международным нормам, нормативно-правовой базы в области регулирования отношений между хозяйствующими субъектами;
• активное вовлечение в процесс инвестирования лидеров мирового и отечественного высокотехнологичного бизнеса на базе улучшения инвестиционного климата;
• развитие информационной инфраструктуры и формирование профессионального инновационного менеджмента;
• повсеместное введение института независимой экспертизы проектов и их результатов, разработку стандартов независимой научной экспертизы, придания им статуса правовых норм;
• организацию на регулярной основе мониторинга научно-исследовательской деятельности организаций;
• обеспечение финансовой прозрачности научных разработок и регламентацию использования доходов от научно-исследовательской деятельности.
Регулирование инновационной деятельности предполагает использование государством широкого спектра различных методов: организационных, экономических, финансовых, нормативно-правовых, административных и др. В настоящее время инновации становятся действенным средством увеличения прибыли в сфере бизнеса за счет снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами.
Повышение качества жизни
Темпы экономического развития, его качество, совершенствование структуры экономики, и, как результат, удовлетворение общественных потребностей, все в большей мере зависят от инновационной составляющей предпринимательской деятельности. Количественное наращивание этой компоненты и ее качественное совершенствование во многом определяются государственной экономической политикой. В сфере инновационных преобразований экономики государству принадлежит важная институциализирующая и регулирующая роль, выполняя которую, государство может как стимулировать, так и тормозить инновационные процессы. Следует иметь в виду, что конечной целью инновационных процессов (включая и социально-организационные инновации) является повышение качества жизни. Это предполагает:
• преодоление инерционного характера развития экономики и перехода к интенсивному (инновационному) типу экономического роста;
• усиление социальной ориентации экономики, как действенного стимула инновационного развития;
• адаптацию отечественного бизнеса к задачам освоения потенциально нового типа менеджмента, адекватного требованиям инновационного развития, создание новых видов предпринимательских структур, формирование у бизнес-сообщества активной восприимчивости к изменяющейся структуре потребпродукции, предстностей, социальным предпочтениям и запросам населения.
Анализ качественного состояния научно-технического потенциала России на рубеже XX и XXI вв. подтвердил факт несоответствия многих его компонентов уровню современных требований.
И хотя в последние годы наметилась положительная динамика, но она пока маломасштабна, а меры по наращиванию научно-технического потенциала недостаточно кардинальны.
Формировании предпринимательской конкурентной среды
Россия обладает достаточным потенциалом для развития национальной экономики, главные среди которых ресурсный и энергетический потенциал, наука и инновационный потенциал, квалифицированный кадровый ресурс. Однако темпы роста ВВП (2-4% годовых) остаются все еще низкими.
Альтернатива ресурсной стратегии – значительный рост наукоемкого сектора, низкая доля которого способна обеспечить в ближайшее время не более 10-12% прироста ВВП. В этих условиях настоятельным и логически оправданным является переход к инновационно-ресурсной стратегии, а в перспективе – к инновационно-технологической, способной соединить воедино ресурсы и нанотехнологии, чем обеспечить более предпочтительное позиционирование России в мировой экономике. Речь идет о формировании предпринимательской конкурентной среды, субъекты которой обладали бы стратегическим мышлением, способностью к обучению, усвоению и использованию новых знаний; создании условий для технологической модернизации отечественной экономики.
Механизм реализации инновационно-технологической стратегии включает широкий спектр условий, инструментов и институтов:
• государственную поддержку внедрения инновационных подходов через систему национальных приоритетов, укрепление правовых основ и выработка индикаторов на перспективу в контексте общемировых тенденций;
• динамику инвестиций, направляемых государством и крупным бизнесом в приоритетные отрасли для поддержки ресурсно-инновационной стратегии в направлении трансформации ее в инновационно-технологическую стратегию;
• наращивание потенциала конкурентоспособности через механизм реализации перспективных инновационных программ путем консолидации усилий государства, науки и крупного бизнеса.
Перевод российской экономики на инновационный путь развития предполагает реализацию достаточно мощного научно-исследовательского потенциала и дальнейшее укрепление институциональных основ отечественной экономики. Реализация фундаментальных научных исследований позволит выявить ряд научных направлений, способных уже в обозримой перспективе стать основой для выработки приоритетных подходов в развитии науки и техники.
Вывод
Несомненной тенденцией перспективного периода будет дальнейшее усиление роли научно-технического прогресса в развитии всего мирового сообщества, как фактора интеграции международной научно-технической сферы. Последнее находит свое проявление в развитии международных научно-технических и инновационных связей, затрагивая общенациональные интересы.
Ряд научно-технических проблем носят глобальный характер, поэтому их решение требует консолидации инновационных усилий ряда стран, а порой и всего мирового сообщества.
Мировой инновационный процесс тесно связан с миграцией интеллектуального потенциала, являющегося не просто ресурсом, а доминирующим элементом национального богатства, который не может оставаться вне сферы государственного воздействия.
Источники:
2. Медведев Д.А. Выступление на Всемирном экономическом форуме в Давосе 26 января 2011 года. Электронный доступ: www.kremlin.ru
3. Медведев Д.А.Выступление на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в г. Магнитогорске. 30 марта 2011 года. Электронный доступ: www.kremliin.ru
4. Аганбегян А. О модернизации социальной системы России // Экономическая политика, № 2, 2010 г.
5. Шувалов И. Россия на пути модернизации // Экономическая политика, № 1. 2010.
6. Чистяков В. Социальные ресурсы модернизации. // Экономист, № 5, 2010 г.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:31:04