Методические основы создания системы бюджетирования на угольных предприятиях
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (113), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления современным предприятием является развитие практики внутрифирменного планирования производственно-хозяйственной деятельности.
Ключевые слова: бюджетирование, планирование, внутрифирменное планирование, горнодобывающая промышленность, угольные предприятия
Одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления современным предприятием является развитие практики внутрифирменного планирования производственно-хозяйственной деятельности.
В СССР всегда уделялось большое внимание планированию: разрабатывались методики, нормировались затраты, контролировалось выполнение планов. С распадом Союза прежнее планирование оказалось никому не нужно, методики были позабыты, плановики переквалифицировались в бухгалтеров и финансистов [1]. Десятилетие рыночной экономики подтвердило, что важнейшую роль сейчас приобретает планирование. На первый план для менеджмента предприятий выходит умение анализировать и предвидеть. Постепенная стабилизация политической и экономической ситуации в России, объективная необходимость эффективного использования потенциальных возможностей окружающей среды и ресурсов - дает возможность всерьез задуматься о совершенствовании системы управления и планирования предприятиями угольной промышленности. К одной из наиболее известных и эффективных технологий управления и планирования относится бюджетирование, призванная обеспечить процесс производства конкурентоспособной продукции, при условии оптимального использования всех ресурсов, то есть при условии обеспечения гибкого развития предприятия.
В бюджетном управлении можно выделить несколько основных этапов.
При реализации бюджетирования можно выделить следующие этапы:
‑ анализ имеющейся модели предприятия;
‑ формирование финансовой и бюджетной структуры предприятия;
‑ формирование управленческой учетной политики предприятия и постановка управленческого учета;
‑ определение методики планирования и финансово-экономического анализа;
‑ разработка на предприятии положений по бюджетированию.
Анализ имеющиеся модели предприятия - это один из наиболее важных этапов реализации бюджетного управления. На данном этапе закладываются предпосылки успешного внедрения всего комплекса бюджетного управления, т.к. происходит выделение бизнес-процессов, носящих основной и вспомогательный характер, рассматривается организационная структура, выделяются основные клиенты, анализируется на адекватность существующая на предприятии методика планирования, определяются заказчики и исполнители процесса бюджетирования. Кроме того, с целью эффективного управления затратами определяются виды нормируемых затрат, анализируются на адекватность установленные нормативы и лимиты.
При оценке деятельности наиболее целесообразно использовать анализ, основанный на правиле Парето: 20% вопросов решает 80% проблем, в частности, обычно 20% клиентов приносят компании 80% дохода.
Примерный порядок действий, осуществляемых при постановке бюджетного управления, приведен в табл. 1.
Таблица 1
Организация бюджетного управления на предприятии
№ п/п
|
Мероприятие
|
Источник данных
|
Результат
|
1
|
Определение целей и задач постановки бюджетного управления на предприятии
|
стратегические планы руководства предприятия
|
цели и задачи бюджетирования
|
2
|
Оценка существующей системы планирования
|
методика планирования, действующая на предприятии
|
недостатки методики планирования
|
3
|
Определение организационной структуры предприятия
|
штатное расписание, управленческий учет
|
организационная структура
|
4
|
Определение бизнесов предприятия
|
учетная политика, управленческий учет
|
перечень видов деятельности
|
5
|
Выделение основных и вспомогательных структурных единиц предприятия, а также единиц общепроизводственного и общехозяйственного назначения
|
функции подразделений
|
соответствие: бизнес – подразделение, т.е. координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия
|
6
|
Определение основных бизнес-процессов организации
|
положения о структурных подразделениях, отделах
|
процессная модель
|
6.1
|
АВС-анализ деятельности предприятия
|
дебиторская и кредиторская задолженности, схема движения товаров и готовой продукции
|
выделение наиболее значимых контрагентов, товаров и готовой продукции
|
6.2
|
Анализ сроков погашения задолженности
|
дебиторская и кредиторская задолженности
|
сроки погашения задолженности по группам контрагентов
|
7
|
Определение сроков, этапов и исполнителей системы бюджетирования
|
процессная модель, состав проектной группы
|
план-календарь внедрения бюджетирования, состав бюджетного комитета
|
Необходимо отметить, что в ряде случаев постановка системы бюджетного управления может повлечь изменения в организационной структуре экономических служб предприятия [2].
Теория бюджетного управления предполагает управление по центрам финансовой ответственности (ЦФО) – структурным подразделениям предприятия, выделенных не по своим функциональным особенностям, а по способности приносить предприятию доходы, аккумулировать затраты и иметь возможность нести ответственность за величину понесенных затрат или приобретенных доходов [3].
Заканчивается этап формированием календарного плана внедрения, в котором необходимо закрепить сроки выполнения каждого этапа за конкретными исполнителями и зафиксировать желаемые результаты каждого этапа.
Необходимо также отметить, что успешное внедрение и эффективное использование бюджетирования в деятельности предприятия, даже в случае наличия и функционирования всех его составных элементов, возможно только при условии учета отраслевых особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Специфика организации системы бюджетирования на предприятиях горнодобывающей промышленности, в частности отрабатывающих угольные месторождения подземным способом, усложняется еще и тем, что все указанные предприятия в той или иной степени уникальны, как уникален и спектр принимаемых в них решений (производственных, управленческих, инвестиционных, оперативных, тактических, стратегических).
Специфической особенностью планирования на предприятиях угольной отрасли является зависимость эффективности планирования от факторов природного характера, в том числе, горно-геологических условий. Высокая изменчивость указанных факторов обуславливает степень и характер неопределенности основных параметров планирования и необходимости предвидения указанных изменений.
Источники:
2. Фалько С.Г., Носов В.М., Левин Л.Ф. Контроллинг на предприятии. – М. : Знание России, 1995. – 80 с.
3. Кочнев А. Причины бюджетного управления // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2003. - №10.
Страница обновлена: 29.11.2024 в 13:18:19