Трансформация китайских угольных компаний в соответствии с концепцией ESG-требований устойчивого развития
Чжан Лицзюань1, Пономаренко Т.В.1, Сюй Ханьюэ1
1 Санкт-Петербургский горный университет, Россия, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50020796
Цитирований: 1 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
В «14-м пятилетнем плане» Китая на 2021 год упоминается необходимость оптимизации схемы добычи и разработки угля и структуры производственных мощностей, систематического улучшения гарантийных возможностей поставок угля и содействия чистому и эффективному использованию угля. Анализ внутренних и внешних потребностей и требований текущего развития угольной промышленности Китая может эффективно решить существующие проблемы трансформации ESG предприятий, эффективно использовать угольные ресурсы, обеспечить качественную разработку угля и устойчивое развитие предприятий. В настоящее время большинство угольных предприятий Китая по-прежнему имеют высокий уровень загрязнения и высокого потребления, что не только не соответствует национальным требованиям по низкоуглеродной защите окружающей среды, энергосбережению и сокращению выбросов, чрезмерные производственные издержки также привели к постоянному снижению экономической выгоды предприятий, большинство компаний не уделяют внимания оценке ESG и раскрытию информации, что усугубляет неполное и несвоевременное понимание комплексного состояния развития компании внешними заинтересованными сторонами, что в определенной степени приводит к ограничениям корпоративного финансирования. В статье обобщается история развития и рамки концепции ESG в Китае, анализируются внешние ограничения и внутренние проблемы трансформации китайских угольных предприятий в рамках концепции ESG, а также даются соответствующие предложения по устойчивому развитию угольных предприятий в рамках концепции ESG: правительству необходимо обратить внимание на поощрение и надзор за корпоративным развитием ESG; ассоциации угольной промышленности должны предоставлять предприятиям рекомендации и помощь в управлении ESG; что касается внутреннего управления угольных предприятий, предприятиям необходимо повысить осведомленность руководства об управлении ESG, уделить внимание обучению и внедрению профессиональных талантов, содействовать цифровому развитию предприятий, а также улучшать исследования и разработки новых технологий.
Ключевые слова: устойчивое развитие; система оценки ESG; Китайские угольные компании; корпоративное стратегическое планирование; экономика энергетики
Финансирование:
Исследование выполнено при поддержке Государственного комитета по стипендиям КНР (грант № 202109010019).
JEL-классификация: F62, F63, F64, Q01, Q35
Введение
В контексте целей «углеродной нейтральности» и «углеродного пика» в различных странах мира, чтобы справиться с глобальным изменением климата, в июле 2016 г. 178 сторон по всему миру подписали Парижское соглашение об изменении климата [1]. 22 сентября 2020 г. Китай объявил на 75-й Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, что Китай будет стремиться к достижению пика выбросов углекислого газа к 2030 г. и стремиться к достижению углеродной нейтральности к 2060 г., Китайские предприятия постепенно устанавливают цели низкоуглеродного развития и активно сотрудничают с концепцией устойчивого развития, предусматривающей зеленую трансформацию мировой экономики, сокращение выбросов и сокращение выбросов углерода, а также развитие новой энергетики. Согласно концепции зеленого и устойчивого развития, предприятия, ориентированные на развитие ESG, могут улучшить структуру развития, повысить экономическую эффективность и достичь национальных целей по сокращению выбросов углерода.
Методы: в исследовании используется метод литературного исследования, логического анализа и системного анализа.
1. Концепция ESG и состояние развития в Китае
1.1. Исследования и развитие концепции ESG
ESG (англ. environmental, social, governance) отражает три аспекта ответственности за окружающую среду, общество и корпоративное управление в процессе корпоративного развития [2, 3] (Vostrikova, Meshkova, 2020; Petrenko, 2021). Столкнувшись с нынешней концепцией зеленого и устойчивого развития, отстаиваемой во всем мире, уделение внимания развитию инвестиций ESG может не только помочь рынку и предприятиям повысить эффективность собственного развития, но также способствовать экономическому развитию и улучшить модель развития на микроуровне. Основными этапами модели оценки ESG являются: построение системы индексов оценки, определение весов индексов, оценка различных показателей проекта или предприятия и получение соответствующих показателей эффективности ESG и других оценок путем взвешивания весов и системы оценок.
1.2. Политики, связанные с ESG, и содержание рейтингов в Китае
В сентябре 2015 года Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая провело заседание, на котором был рассмотрен и утвержден «Общий план реформы системы экологической цивилизации», в котором четко определено содержание «зеленой» финансовой системы Китая [4]. В августе 2016 года семь министерств, в том числе Народный банк Китая и министерство финансов, совместно выпустили «Руководящие заключения по построению зеленой финансовой системы», Китай станет первой экономикой в мире, которая создаст относительно полную систему зеленой финансовой политики [5]. В сентябре 2018 года Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая выпустила «Руководство по управлению листинговыми компаниями», в котором предварительно были установлены принципы раскрытия информации ESG листинговыми компаниями [6]. В марте 2019 года Национальная комиссия по развитию и реформам Китая разработала «Каталог руководств по зеленой промышленности (издание 2019 года)», охватывает 6 категорий зеленых отраслей, включая отрасль энергосбережения и защиты окружающей среды, отрасль чистого производства, отрасль чистой энергетики, отрасль экологической защиты окружающей среды, зеленую модернизацию инфраструктуры и экологические услуги [7] (Chen Wan, 2019). В феврале 2021 года Государственный совет опубликовал «Руководящие заключения по ускорению создания и совершенствования зеленой, низкоуглеродной и замкнутой экономической системы развития», чтобы обеспечить достижение цели углеродного пика и углеродной нейтральности, устанавливает поэтапные цели зеленого развития и уточняет требования для зеленого экономического развития [8] (Liu Jia, 2021).
2. Внешние ограничения и внутренние корректировки ESG-трансформации китайских угольных предприятий
2.1. Внешние ограничения
(1) Исследования теории ESG в Китае относительно отстают
В настоящее время развитие ESG в Китае все еще находится в зачаточном состоянии, в Китае нет профессиональных теорий исследования ESG и реализуемых стандартов оценки, нет целевых рейтинговых показателей для различных отраслей.
(2) Построение системы оценки ESG не унифицировано
В Китае нет конкретной и единой системы оценки ESG. Китайские угольные компании в основном публикуют «Отчет о корпоративной социальной ответственности» вместо отчета ESG. При проведении оценки ESG компаниям необходимо сотрудничать с профессиональной фирмой, занимающейся оценкой ESG, поскольку показатели и веса устанавливаются разными учреждениями по-разному, содержание отчетов, полученных с помощью различных методов оценки, также отличается, общеотраслевые критерии оценки ESG не отражают специфику угольной промышленности [9] (Dong, Zhang, 2016).
(3) Недостаточный надзор за сторонами ESG
В Китае, особенно в угольной промышленности, не существует единого правового кодекса ESG, и ни закон, ни руководящие принципы не являются четкими. В отсутствие регулирования и ограничений компании не активно раскрывают негативную информацию о себе для обеспечения своей инвестиционной стоимости, а раскрывают информацию выборочно, тогда трудно гарантировать качество оценки.
2.2. Внутренняя регулировка
(1) Низкая осведомленность об управлении ESG в угольных компаниях
В настоящее время только несколько крупных государственных угольных компаний проводят оценку ESG, другие малые и средние угольные компании не уделяют большого внимания оценке ESG, и найти полный отчет ESG, который был бы опубликован, еще сложнее. Это говорит о том, что угольные компании в целом мало осведомлены об управлении и развитии ESG и не связывают корпоративную оценку ESG с экономической эффективностью компании и долгосрочным корпоративным развитием. Недостаточное внимание к управлению ESG в компаниях может привести к недостатку опыта и исследователей высокого уровня, а также к стагнации в области устойчивого совершенствования и инноваций.
(2) Система оценки корпоративных ESG не идеальна
Оценка ESG предприятия является относительно сложной и профессиональной работой. Согласно существующим отчетам об окружающей среде, обществе и управлении предприятиями различных угольных предприятий, можно узнать, что всесторонняя оценка предприятий в основном выполняется персоналом финансового отдела, в содержании отчета отсутствуют профессиональные и систематические исследования, а инновации недостаточны. В условиях неясности структуры системы оценки ESG и неполного раскрытия информации угольным компаниям сложно делать точные суждения при формулировании будущих планов развития и улучшений.
3. План трансформации китайских угольных предприятий
3.1. Внедрение и контроль системы ESG
Во-первых, Китаю необходимо интегрировать различные показатели ESG в соответствии со своими национальными условиями и разработать конкретную промышленную политику для реализации стратегии устойчивого развития Китая. Промышленная политика может стимулировать промышленный экономический рост и производительность, оптимизировать распределение ресурсов и повышать производительность и конкурентоспособность [10] (Dirani, Ponomarenko, Trofimets, 2021). Промышленная политика угольной промышленности может опираться на передовой опыт и знания международного развития ESG исходя из общего плана экономического и социального развития Китая для формирования уникальной системы механизмов оценки.
Во-вторых, правительству следует активно продвигать и совершенствовать общую институциональную структуру ESG в Китае и создать базу данных ESG. Система ESG включает в себя три аспекта: раскрытие информации, рейтинг эффективности и рекомендации по инвестициям [11–13] (Zhukova, 2022; Amelchenko, Kruglov, 2021; Shemyakina, 2021). Государственные регулирующие органы и отраслевые организации могут совместно создавать систему раскрытия информации и оценки ESG, помогать компаниям внедрять концепции ESG в производстве и эксплуатации, поощрять компании к проведению оценок ESG и улучшать понимание инвесторами концепций ESG и измерения инвестиций, угольные предприятия также могут ссылаться на GRI, ISO26000, SASB, WEF и другие международные стандарты для обогащения содержания отчета.
Наконец, правительство должно регулировать проведение корпоративных оценок ESG. Правительство может создать корпоративную базу данных ESG для эффективного надзора и постепенно повышать обязательность отчета, чтобы обеспечить эффективность оценок ESG и помочь инвесторам принимать стратегические решения.
3.2. План трансформации угольных предприятий
(1) Окружающая среда
Преобразование предприятий в сторону окружающей среды в основном включает три направления: охрана окружающей среды, зеленые ресурсы и управление устойчивым развитием [14]. Охрана окружающей среды в угольных компаниях в основном заключается в оценке истощения минеральных ресурсов, и ресурсодобывающим компаниям необходимо осуществлять инициативы по энергосбережению и борьбе с загрязнением, чтобы повысить эффективность добычи энергии, хранения и переработки ресурсов [15] (Ponomarenko, Nevskaya, Jonek-Kowalska, 2021); зеленые ресурсы в основном относятся к чистой альтернативной энергии, зеленым материалам и т.д. Уголь как основной источник энергии и важное сырье Китая должен разрабатываться и использоваться чистым, эффективным и устойчивым способом [16] (Escrig-Olmedo et al., 2019); управление устойчивым развитием относится к зеленой деловой деятельности, исследования, разработки и инновации зеленых технологий угольными предприятиями могут реализовать преобразование экономики замкнутого цикла предприятий.
(2) Общество
В соответствии с политикой Китая "Go Global" угольные компании должны улучшить свои зарубежные инвестиции и операции в соответствии с международными стандартами ESG и соблюдать политику ESG других стран, чтобы повысить свою конкурентоспособность на международном рынке; ассоциации горнодобывающей промышленности должны в полной мере играть роль обслуживания, консультаций и надзора [17] (Yao, Guo, Tsinopoulos, 2022), объединяя отечественный и зарубежный опыт, выдвигать предложения для угольных предприятий по развитию ESG, а также обеспечивать руководство и помощь угольным предприятиям в управлении ESG; стратегическое развитие угольных предприятий должно строиться на основе установления доверительных отношений с заинтересованными сторонами и расширения управленческих функций [18] (Marinina, 2019); чтобы снизить технические риски и повысить эффективность проектов, предприятия могут продвигать новые технологии, повышать осведомленность общественности о преимуществах и рисках внедрения технологий и активно вовлекать заинтересованные стороны в процесс внедрения технологий [19] (Cherepovitsyn, Chvileva, Fedoseev, 2020).
(3) Управление предприятием
Уделение внимания корпоративному управлению может способствовать эффективному управлению предприятиями. Для предотвращения рисков в корпоративном ESG-управлении можно оценить способность компании к развитию для эффективного повышения эффективности устойчивого развития [20] (Marinina et al., 2020). Во-первых, повысить осведомленность менеджеров об управлении ESG и помочь предприятиям осуществлять стратегическое планирование ESG [21] (Barabanova et al., 2017); во-вторых, повысить осведомленность сотрудников о концепциях ESG, предприятия могут улучшить качество отчетов и сформулировать высококачественные стратегические планы, обучая и нанимая профессиональные исследовательские таланты в области управления ESG; в-третьих, угольные компании должны усилить свое цифровое развитие, включая производственные системы, методы торговли и содержание услуг, чтобы достичь эффективного и интеллектуального управления данными.
Заключение
ESG отражает устойчивое развитие предприятий с точки зрения окружающей среды, социальной ответственности и корпоративного управления, не только отражает реализацию качественной стратегии развития страны и углеродно-нейтральной стратегии, но и предоставляет инвесторам всестороннюю инвестиционную ценность.
В настоящее время внутренние и внешние ограничения трансформации угольных предприятий в соответствии с концепцией ESG в Китае выглядят следующим образом: исследования теории ESG в Китае отсталые, построение системы оценки ESG не является унифицированным, государственный надзор за развитием ESG предприятий недостаточен, предприятия плохо осведомлены об управлении ESG, а система самооценки несовершенна.
В соответствии с требованиями устойчивого развития трансформация ESG китайских угольных предприятий выглядит следующим образом: нужно хорошо поработать над экологически чистой, эффективной и устойчивой разработкой и использованием угля; активно участвовать в международном сотрудничестве и соблюдать политику других стран, отраслевые ассоциации должны предоставлять предприятиям рекомендации и помощь в управлении ESG, улучшить взаимодействие между бизнесом и заинтересованными сторонами; с точки зрения внутреннего управления предприятиями нужно сосредоточиться на повышении осведомленности руководства об управлении ESG, на обучении и внедрении талантов, содействии цифровому развитию предприятий и совершенствовании технологий НИОКР.
Источники:
2. Вострикова Е.О., Мешкова А.П. ESG-критерии в инвестировании: зарубежный и отечественный опыт // Финансовый журнал. – 2020. – № 4. – c. 117-129. – doi: 10.31107/2075-1990-2020-4-117-129.
3. Петренко Л.Д. Корпоративное управление ESG в условиях устойчивого развития // Актуальные вопросы развития финансовой сферы: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Дагестанский государственный университет народного хозяйства. Махачкала, 2021. – c. 290-295.
4. Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет издали «Общий план реформы системы экологической цивилизации» // Вестник Государственного совета Китайской Народной Республики. – 2015. – № 28. – c. 4-12.
5. Семь министерств и комиссий выпустили руководство по построению зеленой финансовой системы. Информационное агентство Синьхуа. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2016-09/01/content_5104132.htm.
6. Объявление КФУ [2018] № 29. Кодекс управления для зарегистрированных на бирже компаний. – SFC. – 2018
7. Chen Wan Green Industry Guidance Catalogue (2019 Edition) issued to clarify the boundary of green industry and bid farewell to the phenomenon of pan-greening // Environmental Economics. – 2019. – № 07. – p. 50-53.
8. Liu Jia Interpretation of the Guidance on Accelerating the Establishment of a Sound Economic System for Green, Low-Carbon and Circular Development // China Artificial Board. – 2021. – № 04. – p. 1-3.
9. Dong C., Zhang W. An Analysis of Information Disclosure of Social Responsibility Accounting of Coal Enterprises // China Market. – 2016. – p. 66-67.
10. Дирани Ф., Пономаренко Т.В., Трофимец В.Я. Принципы промышленной политики в нефтегазовом секторе // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 12(137). – c. 1097-1102. – doi: 10.34925/EIP.2021.137.12.215.
11. Жукова Е.В. Внедрение функций управления ESG-рисками в систему управления организацией // Финансовые рынки и банки. – 2022. – № 1. – c. 24-30.
12. Амельченко Е.Н., Круглов Д.В. Esg-новый критерий оценки деятельности компаний // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: Сборник статей 11-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2021. – c. 30-33.
13. Шемякина Т.Ю. Применение ESG-факторов в инвестиционных строительных проектах // Вестник университета. – 2021. – № 3. – c. 132-139. – doi: 10.26425/1816-4277-2021-3-132-139.
14. Sino-Securities Index Information Service (Shanghai) Co. Ltd. [Электронный ресурс]. URL: https://www.chindices.com/service_esg.html.
15. Ponomarenko T., Nevskaya M., Jonek-Kowalska I. Mineral resource depletion assessment: Alternatives, problems, results // Sustainability. – 2021. – № 2. – p. 1-15. – doi: 10.3390/su13020862.
16. Escrig-Olmedo E. et al. Rating the raters: Evaluating how ESG rating agencies integrate sustainability principles // Sustainability. – 2019. – № 3. – p. 915. – doi: 10.3390/su11030915.
17. Yao N. C., Guo Q., Tsinopoulos C. The bright and dark sides of institutional intermediaries: Industry associations and small-firm innovation // Research Policy. – 2022. – № 1. – p. 104370. – doi: 10.1016/j.respol.2021.104370.
18. Marinina O. Analysis of trends and performance of CSR mining companies // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2019. – № 1. – p. 012120. – doi: 10.1088/1755-1315/302/1/012120.
19. Cherepovitsyn A., Chvileva T., Fedoseev S. Popularization of carbon capture and storage technology in society: Principles and methods // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – № 22. – p. 1-24. – doi: 10.3390/ijerph17228368.
20. Marinina O. et al. The Analysis of Mining Companies’ Corporate Sustainability Assessment Methods (International and Russian Approaches) // Science Web of Conferences. – EDP Sciences. – 2020. – p. 06006. – doi: 10.1051/shsconf/20208906006.
21. Барабанова М. И. и др. Корпоративное управление: вопросы теории, проблемы практики. - СПб.: СПбГУ, 2017. – 230 c.
Страница обновлена: 29.10.2024 в 23:47:52