Экономические аспекты развития транспортной системы Камчатского края
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Транспорт Камчатки играет огромную роль в экономике края, при этом ключевое значение в грузовых и пассажирских перевозках имеет сеть автомобильных дорог и автотранспорт. Это связано с фактически островным положением территории, полным отсутствием железнодорожных путей, высокой стоимостью местных авиаперевозок, сложными погодно-климатическими условиями и непродолжительным периодом навигации в прибрежных водах.
Ключевые слова: транспорт, автотранспорт, Камчатский край, транспортная система
Транспорт Камчатки играет огромную роль в экономике края, при этом ключевое значение в грузовых и пассажирских перевозках имеет сеть автомобильных дорог и автотранспорт. Это связано с фактически островным положением территории, полным отсутствием железнодорожных путей, высокой стоимостью местных авиаперевозок, сложными погодно-климатическими условиями и непродолжительным периодом навигации в прибрежных водах.
В условиях становления и развития рыночных отношений роль автотранспорта ещё более возросла вследствие разрушения прежней структуры транспортного сообщения края и в результате резкого свёртывания масштабов внутрирегиональных перевозок грузов и пассажиров воздушным и морским транспортом. По данным 2006 года, автомобильный транспорт Камчатки осуществлял 94,7% всех перевозок и, в частности, 99,8% пассажирских перевозок [1].
Важнейшая социально-экономическая функция регионального автотранспорта подчёркивается тем, что подавляющая часть дорог изначально была создана для обеспечения хозяйственных и социальных нужд внутренних районов Камчатской области (Петропавловск-Елизовская городская агломерация, долина реки Быстрой, долина реки Камчатки), в пределах которых во второй половине ХХ века интенсивно развивались сельскохозяйственный и лесной комплексы народного хозяйства [2]. Исключениями являются разве что трасса Начикинский совхоз-Усть-Большерецк и строящийся участок дороги IV категории Мильково-Ключи-Усть-Камчатск, возведение которых, в первую очередь, предусматривало обслуживание интересов рыбной отрасли Усть-Большерецкого и Усть-Камчатского районов, как за счёт увеличения грузооборота, так и путём создания сельскохозяйственных производств, удовлетворяющих интересы населения рыбацких посёлков.
В последние годы кардинальным образом изменяются многие традиционные взгляды и критерии оценки эффективности развития территорий региона. Вся транспортная система в комплексе и автомобильный транспорт, как важнейшая часть этого комплекса, ныне представляются не только в качестве отрасли для перевозки грузов и пассажиров, но и как межотраслевая система, непосредственно влияющая на условия жизнедеятельности и хозяйствования. В связи с этим, ведётся проектирование и строительство ряда новых автомобильных дорог, которые свяжут отдалённые населённые пункты и объекты хозяйственной деятельности с уже существующими дорогами, краевым центром и всероссийской транспортной системой.
Следует констатировать, что современное состояние как отдельных автомобильных дорог, так и всей автодорожной сети в комплексе не удовлетворяет требованиям Камчатского края ни по количественным, ни по качественным показателям. Большая часть дорог имеет переходное и грунтовое покрытие, а многие прибрежные районы являются фактически отрезанными от краевого центра либо не имеют круглогодичной связи с автомобильными дорогами общего пользования.
В настоящее время протяжённость дорог края составляет более 1400 километров. Однако дальнейшему успешному расширению автотранспортной сети самым серьёзным образом препятствуют два основных обстоятельства. Это отсутствие законченной Концепции развития народного хозяйства региона, с одной стороны, и соответствующей технической базы, материальных ресурсов и средств на их приобретение - с другой.
Особое значение в этой связи имеет проблема инвестиций. Причём как инвестиций со стороны федеральных и региональных властей и структур, так и со стороны отраслей промышленности и хозяйства. Вследствие этого дальнейшее развитие и реконструкция автомобильных дорог в ближайшее время будут определяться почти исключительно целями и нуждами горнорудного комплекса [4], в создание всех компонентов которого, в том числе и дорог, инвестиции вкладываются куда более масштабно, чем, например, в береговую инфраструктуру рыбной отрасли.
Очевидно, что грамотная во всех отношениях политика возведения и эксплуатации краевых автотрасс должна сопровождаться разработкой и внедрением специальных региональных программ развития и соответствующих им научно-методологических и практических рекомендаций и разработок. И разработок, прежде всего, комплексных, касающихся не только технологической стороны проблемы, но и всесторонних экономических аспектов, а также требований охраны окружающей среды, связанных с возведением и эксплуатацией самих дорог и прилегающих территорий.
Все обозначенные особенности наряду со значительной удалённостью полуострова требуют значительно больших финансовых вложений по сравнению со многими другими регионами. Однако финансирование продолжает сокращаться как в целом по стране, так и в регионе. Если в 2000-м году в дорожную отрасль России поступило 3% валового внутреннего продукта, то в 2006 году почти вдвое меньше - лишь 1,52% ВВП. Этих средств не хватает даже для поддержания сети существующих автодорог в надлежащем состоянии. Установлено, что необходимо ремонтировать 10% всех дорог ежегодно, чтобы поддерживать в рабочем состоянии дорожную сеть [3]. В Камчатской области в 2006 году было отремонтировано лишь 11 километров дорог при требуемых не менее 100 километрах в год.
Однако сегодня эффективное функционирование и дальнейшее развитие автодорожной сети области крайне необходимо, исходя из экономических и социальных потребностей региона. С учётом обрисованной специфики, выдвигаются следующие перспективные задачи, стоящие перед дорожной сетью Камчатки:
- установление постоянного автомобильного сообщения между населёнными пунктами западного и восточного побережий и краевым центром;
- обеспечение доступа к местным минерально-сырьевым и энергетическим ресурсам;
- установление автотранспортной связи с населёнными пунктами северной части края, а в дальнейшем и межрегиональной транспортной связи;
- усиление обороноспособности восточных рубежей России;
- развитие туризма и сельского хозяйства.
При этом необходимо учитывать, что уже действующая автодорожная сеть нуждается в выполнении значительных объёмов работ по ремонту и реконструкции. Наличие и надлежащее состояние автодорог существенно влияет на работу рыбной, лесной, горнодобывающей промышленности, энергетики, сельского хозяйства, торговли и материально-технического обеспечения, а соответственно, на объёмы производства и уровень цен.
Разумеется, необходимо проведение глубоких специальных исследований для всесторонней оценки воздействия автотранспорта на экономику, создания специальных научно-технических разработок, нацеленных как на переустройство самих дорог и на пересмотр схемы автотранспортного сообщения, так и на создание региональных норм и правил эксплуатации дорог и автотранспорта с учётом местной специфики.
Важно отметить, что только при наличии эффективной транспортной системы возможно территориальное разделение труда с непременным расширением товарообмена. Отсутствие на территории Камчатского края развитой сети автомобильных дорог и труднодоступность большей части территорий значительно снижают инвестиционную привлекательность многих экономических проектов. Недостаточный уровень развития автотранспортной сети и плохое состояние существующих дорог Камчатки затрагивают практически все стороны социально-экономической жизни и препятствуют стабилизации экономики края и дальнейшему её развитию.
Источники:
2. Ресурсный потенциал Камчатки. - Петропавловск-Камчатский, 1994. – 285 с.
3. Дзотцоев Э.А. Проблемы развития автомобильного транспорта общего пользования // Материалы V региональной научно-практической конференции «Рациональное использование ресурсов Камчатки и развитие производительных сил до 2010 года». - Петропавловск-Камчатский, 1989. – Т. 2. - С. 20-21.
4. Каргопольцев А.А. Анализ и пути решения некоторых экологических проблем Камчатки // Материалы ХХII Крашенинниковских чтений. - Петропавловск-Камчатский, 2005. – С. 87-94.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:43:16