Международные транспортные коридоры и их влияние на экономическое развитие государств
Шарова И.В.1, Голова Д.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 341
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 4 (Апрель 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52135033
Аннотация:
В статье рассматриваются понятие, цели создания и общие характеристики международных транспортных коридоров. Авторами проводится краткое описание предпосылок формирования и развития международных транспортных коридоров, а также рассматривается вклад международных транспортных коридоров в развитие национальной экономики государства-участников транспортной системы с точки зрения микро- и макроэкономических показателей. Выводы, содержащиеся в настоящей статье о значимости международных транспортных коридоров для экономики государства, могут быть использованы в дальнейшем для проведения оценки необходимости развития транспортно-логистической инфраструктуры в рамках уже функционирующих международных транспортных-коридоров, для определения новых стратегических направлений формирования новых международных транспортных коридоров в условиях изменения макроэкономических предпосылок и перераспределения транспортных потоков, в том числе, в виду введения санкций, а также для проведения оценки перспективы формирования новых транспортных коридоров. Настоящая работа может представлять интерес для исследователей из области мировой и региональной экономики, транспорта и логистики, международного предпринимательства и государственного управления.
Ключевые слова: Международный транспортный коридор, транспортный коридор, грузоперевозки, транспорт, транзит
JEL-классификация: L90, L91, O40
Введение
Международные транспортные коридоры (МТК) в условиях глобальных интеграционных процессов и мирового разделения труда, являются одними из наиболее важных факторов развития мировой экономики. МТК обеспечивают создание и функционирование стабильных транспортных связей между различными иностранными участниками международных экономических отношений.
Безусловно сложно отрицать значение МТК для развития глобальной экономики. В то же время возникает научный интерес в отношении того, какие предпосылки стоят за формированием МТК и какой вклад они вносят в развитие национальных экономик государств, по территории которых проходит национальная часть МТК.
Теоретические и методологические основы формирования и развития МТК представлены в работах таких авторов как Л. Альбрехт [2], П.Э. Бирюков [1], Л.Б. Вардомский [7], М.С. Комов [10], Т. Купенс [2], Е.И. Левитин [16], М.О Тураева. [7], К.В. Холопов [3], А.С. Цыденов [15]. Многообразие литературных источников и точек зрения, которые отражены в работах авторов, хоть и позволяют изучить рассматриваемую тему, тем не менее остается значительный пласт проблем, которые не раскрыты в достаточной степени и требуют уточнения и детализации. Актуальными представляются вопросы, связанные с методологической поддержкой процессов формирования и развития МТК и определением оценки их влияния на национальные экономики стран-участников транспортной системы.
Цель работы - определить вклад, который формирование и функционирование национальной части МТК, привносит в национальное экономическое развитие государств-участников транспортной системы.
Научная новизна работы заключается в том, что авторами проводится оценка влияния процессов формирования и функционирования МТК как международного транспортно-логистического явления не для мировой экономики, а для национальной экономики стран-участниц транспортной системы, по территории которых они проходят, что, в свою очередь, в дальнейшем может быть использовано при принятии решений о необходимости развития транспортно-логистической инфраструктуры в рамках функционирующих МТК, определении стратегических направлений формирования новых МТК, а также для проведения оценки перспективы формирования новых МТК в условиях изменения макроэкономических предпосылок и перераспределения транспортных потоков.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: изучение, обобщение, анализ и сравнение данных разных источников для определения предпосылок формирования и развития МТК и влияния национальной части транспортных коридоров на национальные экономики стран-участников транспортной системы.
Гипотеза исследования заключается в том, что прохождение МТК по территории различных стран вносит значительный вклад в социально-экономическое развитие национальных экономик государств-участников транспортной систем.
Основная часть
В настоящий момент в российской и зарубежной экономической науке отсутствует единый принятый подход к определению понятия МТК [1]. Так, часть исследователей определяют МТК как совокупность виртуальной и физической инфраструктуры, которая создает связь между крупными транспортными узлами [2]. Согласно еще одной распространенной позиции, МТК – это совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с необходимыми обустройствами, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов между различными странами на направлениях их концентрации [3].
В соответствии с определением МТК, принятым группой экспертов Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации объединенных наций (ЕЭК ООН), МТК – это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающие на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок [4].
Основным нормативным документом в Российской Федерации, регулирующим формирование МТК на территории России, формирующим стратегические цели развития национальных частей МТК и определяющим вклад МТК в экономическое развитие РФ является Транспортная стратегия Российской Федерации. Согласно данному нормативному акту МТК – это совокупность маршрутов, проходящих по территориям государств и обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении на направлениях их наибольшей концентрации, а также совокупность технологических и организационно-правовых условий осуществления этих перевозок [5]. Сравнивая вышеприведенные определение с определением МТК ЕЭК ООН и определениями различных исследователей, можно утверждать, что МТК включают в себя не только географическое пространство, в рамках которого обеспечивается перемещение грузов и людей, но, а также технологическую инфраструктуру, которая непосредственно создает условия для обеспечения движения грузов и пассажиров в рамках МТК, и совокупность нормативно-регуляторных требований, предъявляемых в отношении МТК. В качестве наглядного примера последнего элемента МТК могут служить сформированные унифицированные требования в отношении Европейской сети автомобильных дорог, которые являются инфраструктурными элементами соответствующего МТК [6].
Таким образом, можно утверждать, что МТК представляет собой единение 3 (трех) элементов: 1) географическое пространство, 2) инфраструктура и 3) нормативные и административные регуляторные требования. Научный интерес представляют предпосылки, которые легли в основу формирования и возникновения МТК.
В литературе отмечается, что МТК как самостоятельное явление в экономике возникло относительное недавно – в 80-ые годы ХХ века, когда Комитет по внутреннему транспорту ЕЭК ООН начали проводить исследования транспортных потоков на европейском континенте. Целью проведения вышеуказанного исследования являлся поиск новых маршрутов для перевозки грузов в условиях высокой загрузки существовавшей на тот момент транспортно-логистической инфраструктуры [7].
Развитие транспортных потоков в Европе в вышеуказанный период было обусловлено начавшейся глубокой экономической интеграцией государств, находящихся в регионе, формализовавшейся путем создания и функционирования Европейского экономического союза. Так, согласно принципам функционирования Европейского экономического союза, одной из целей создания данного интеграционного объединения является обеспечение свободы движения грузов через границы государств участников [8]. Соответственно, создание МТК, помимо необходимости разгрузки уже существующей транспортно-логистической инфраструктуры, также преследовало цель по устранению барьеров, препятствующих свободному движению товаров внутри Европейского экономического союза. Отмечаем, что аналогичный принцип заложен также в формировании интеграционных объединений на постсоветском пространстве и используется при формировании МТК на Евразийском пространстве в рамках функционирования Евразийского экономического союза.
По мере увлечения объемов товарооборота между странами Европейского Союза и странами азиатского региона возникла необходимость по созданию новых устойчивых транспортных связей между двумя частями света. Для решения этих задач в настоящий момент времени реализуется инициатива Китайской Народной Республики «Один пояс, один путь», развиваются МТК «Север-Юг» и транзитный маршрут «Китай – Европа - Китай» [9]. Следовательно, можно отметить, что общими предпосылками формирования и развития МТК являются: необходимости в перераспределении транспортных потоков, устранение барьеров для перевозки грузов, а также создание устойчивых транспортных связей между удаленными регионами для целей развития внешней торговли.
Формирование МТК и использование его потенциала является предметом межгосударственных соглашений, которые заключаются странами, по территории которых проходят национальные части МТК, а также интеграционными объединениями [10]. Как правило, реализация данных соглашений требует задействовать от государств подписантов различные административные, технических и законодательных ресурсов.
Например, МТК «Север - Юг» был сформирован путем подписания соответствующего межправительственного соглашения между Правительствами Российской Федерации, Республики Индия, Исламской Республики Иран и Султаната Оман. Соглашение определяет географическое направление движения транспортных потоков внутри МТК «из Индии, Омана по морю, в и через Иран, Каспийский регион, Российскую Федерацию и далее, а также в обратном направлении» [11]. Исходя из приведенного описания МТК напрашивается вывод о том, что МТК предполагает формирование в рамках него мультимодальных транспортных маршрутов.
Помимо определения направления движения транспортных потоков в рамках данного транспортного коридора, соглашение также предусматривает выполнение от государств – подписантов определенных действий, направленных на развитие МТК, требующих привлечение различных ресурсов. Соответственно, реализация транспортного потенциала МТК «Север-Юг» требует от государств подписантов осуществления мер различной направленности. Для этих целей вышеуказанное соглашение предусматривает формирование межгосударственного координационного органа, в рамках которого страны могут координировать свои действия по развитию национальных частей транспортного коридора.
Российская Федерация занимает стратегическое географическое положение, которое позволяет обеспечить формирование на ее территории стабильных транспортных связей между Европой и Азией для целей перевозки грузов. По российской территории проходят 4 (четыре) основных МТК: «Транссиб» (по направлению Азия – Россия – Европа); «Север - Юг» (Северная Европа – Россия - Каспийское море - Персидский залив - Индия); Панъевропейский коридор № 2 (Берлин – Варшава – Минск - Москва) [12]. Стратегические цели по развитию национальных частей МТК, проходящих по российской территории представлены в Транспортной стратегии Российской Федерации.
Согласно данным Правительства Российской Федерации наиболее загруженными МТК, проходящими по российской территории, являются МТК «Восток - Запад» и «Север - Юг». Для целей настоящей статьи авторы подробно рассмотрят данные транспортные коридоры.
МТК «Восток - Запад» является транспортным коридором, который используется в основном для торговли между странами-членами Европейского Союза, Китайской Народной Республикой, Республикой Корей и Японией. Согласно Транспортный стратегии суммарный объем торговли между странами Европы и Азии через МТК «Восток-Запад» составляет около 14 млн. контейнеров в 20-футовом эквиваленте. Около 3 – 5 млн. контейнеров в 20-футовом эквиваленте было перевезено через российскую часть МТК «Восток-Запад» [4].
Объем грузопотока по МТК «Север – Юг» главным образом формируется за счет развития внешней торговли между Российской Федерации и Республики Азербайджан. Согласно данным, представленным в Транспортной стратегии, более 200 тыс. контейнеров в 20-футовом эквиваленте перевозится с использованием данного транспортного коридора [4]. При этом, необходимо отметить, что потенциал использования МТК «Север-Юг» раскрыт не в полном объеме – существует также перспектива использования данного коридора для развития внешней торговли между странами Ближнего Востока, Республики Индии, Исламской Республики Пакистан и Турецкой Республикой.
Несмотря на то, что оба вышеуказанных транспортных коридоров имеют важное значение для развития внешнеторговых отношений Российской Федерации, необходимо констатировать, что приоритет в дальнейшем развитии отдан МТК «Восток - Запад». До введения экономических санкций в 2022 году со стороны Европейского Союза, страны ЕС были основными торговыми партнерами Российской Федерации [13]. Грузоперевозка товаров с территории данных стран осуществлялась преимущественно путем использования МТК «Восток - Запад». При оценке структуры импорта зарубежных товаров на территорию Российской Федерации в 2022 году необходимо иметь в виду, что Федеральная таможенная служба России перестала публиковать официальную статистику, которая может предоставить точные данные.
По итогам 2022 года доля российской импорта из государств-членов Европейского Союза значительно снизилась – основными торговыми партнерами Российской Федерации стали Китайская Народная Республика, Республика Беларусь и Турецкая Республика [14]. Также в различных исследованиях, посвященных анализу российского импорта, отмечается увеличенная доля экспорта товаров с территории Республики Казахстан, Исламской Республики Иран и Объединенных Арабских Эмиратов. В свою очередь, данное обстоятельство порождает необходимость в более первоочередном развитии МТК «Север-Юг», а также в формировании новых МТК, которые бы обеспечили формирование новых устойчивых транспортных связей с дружественными иностранными государствами, в частности с странами Содружества Независимых Государств и Евразийского Экономического Союза.
Сложно отрицать вклад МТК в развитие мировой экономики. В первую очередь, использование транспортных коридоров способствует снижению транспортных издержек во внешней торговле, а также увеличивают уровень доступности национальных продуктов на зарубежные рынки [15].
В то же время МТК вносят значительный вклад в развитие экономики государств, по территории которых проходит национальная часть МТК. Данный вклад может проявляться в следующих прямых эффектах, возникающих от формирования национальных частей транспортных коридоров:
- развитие конкуренции между различными видами транспорта, используемые для перевозок различных видов грузов, что может привести к улучшению качеству оказываемых транспортно-логистических услуг и / или к появлению новых видов услуг;
- обеспечение транспортного сообщение с зарубежными государствами (в одинаковой степени с прилегающими и с не имеющими общих границ), что создает устойчивые транспортно-логистические каналы поставок товаров для целей развития внешней торговли и транзитного потенциала государства;
- улучшение транспортной доступности внутри страны, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для роста внутренний торговли;
- формирование транспортной инфраструктуры, которая объединяет экономическое пространство государства, по территории которого проходит МТК, способствует экономическому развитию регионов и диверсификации производства внутри страны, а также способствует возникновению новых рыночных связей между ранее не связанными регионами [16];
- снижение себестоимости перевозки грузов, что, в конечном счете, может способствовать снижению стоимости конечного продукта для потребителя.
Помимо вышеприведенных прямых эффектов для экономического развития государства, по территории которого проходит МТК, наличие национальной части транспортного коридора также косвенно способствует улучшению следующих макроэкономических и социально-экономических показателей улучшение показателей государства, таких как:
- снижение уровня безработицы как на период создания инфраструктурного элемента МТК (например, путем привлечения трудоспособного населения на строительство инфраструктуры МТК), так и после его создания (в частности, путем увеличения числа сотрудников транспортно-логистических компаний, использующих национальную часть МТК);
- повышение уровня безопасности использования транспорта;
- развитие в зоне тяготения МТК предприятий, занятых в сферах экономики, напрямую не связанных с транспортно-логистическим комплексом, однако деятельность которых связана с ним (например, создание объектов придорожного сервиса, развитие туризма и т.п.);
- поступление дополнительных налоговых и социальных отчислений в соответствующие бюджеты бюджетной системы государства за счет активизации деятельности предприятий транспортно-логистического сектора и возникновения новых предприятий, деятельность которых не связана напрямую с транспортно-логистическим сектором;
Однако, несмотря на вышеуказанные позитивные эффекты, возникновению которых способствуют МТК, прохождение МТК по территории государства может также способствовать появлению и факторов, которые могут внести отрицательный вклад в экономику страну. В частности, среди таких факторов можно выделить: ухудшение экологической ситуации в зоне прохождения национальной части МТК и асимметрия в развитии территорий государства [9].
Выводы
Основополагающая цель любого МТК заключается в концентрации межгосударственных транспортных потоков. Формирование международной транспортно-логистической инфраструктуры и устранение административных и правовых барьеров на национальном уровне служит целям увеличения скорости грузовых и пассажирских перевозок, снижения себестоимости перевозок и развитие различных видов транспорта, используемых для осуществления межгосударственных и национальных перевозок в рамках МТК.
Реализация потенциала того или иного МТК в полном объеме возможно только при координированном использовании различных ресурсов всех государств, участников транспортной системы. Помимо значимой роли МТК в развитии мировой экономики, МТК также имеют большое значение для национального экономического развития государств, по территории которых проходят национальные части МТК.
Соответствующий вклад МТК в развитие национальных экономик стран-участниц транспортной системы проявляется в возникновении положительных микро- и макроэкономических эффектов для национальной экономики, таких как создание новых рабочих мест, возникновение новых видов транспортно-логистических услуг, выход предприятий транспортно-логистического комплекта на новые рынки и т.п., а также путем возникновения положительных социально-экономических эффектов, связанных с улучшением показателей транспортной безопасности и транспортной доступности.
Источники:
2. Louis Albrechts, Tom Coppens Megacorridors: Striking a Balance Between the Space of Flows and the Space of Places // Journal of Transport Geography. – 2003. – № 3. – p. 215-224. – doi: 10.1016/S0966-6923(03)00032-2.
3. Холопов К.В. Экономика и организация внешнеторговых перевозок. / Учебник. - М.: Юристъ, 2000. – 236 c.
4. The United Nations Economic Commission for Europe. Unece.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unece.org/info/ece-homepage.html/ (дата обращения: 19.01.2023).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года». Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112030006 (дата обращения: 19.01.2023).
6. European Agreement on main international traffic arteries concluded in Geneva on 15 November 1975. Treaties.un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume%201539/volume-1539-A-21618-English.pdf (дата обращения: 19.01.2023).
7. Вардомский Л.Б., Тураева М.О. Развитие транспортных коридоров постсоветского пространства в условиях современных геополитических и экономических вызовов. - М.: ИЭ РАН, 2018. – 66 c.
8. Part II of the Agreement on the European Economic Area concluded on 02 May 1992m. Efta.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.efta.int/Legal-Text/EEA-Agreement-1327 (дата обращения: 22.01.2022).
9. International transport corridors in Eurasian space: development of latitudinal routes. Information and analytical digest. [Электронный ресурс]. URL: https://index1520.com/en/analytics/mezhdunarodnye-transportnye-koridory-na-evraziyskom-prostranstve-razvitie-shirotnykh-marshrutov/.
10. Комов М.С. Современные тенденции развития и значение международных транспортных коридоров на рынке транспортных услуг // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 6(143). – c. 243-246. – doi: 10.34925/EIP.2022.143.6.044.
11. Соглашение о международном транспортном коридоре «Север – Юг» между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Индия, Правительством Исламской Республики Иран и Правительством Султаната Оман, совершенное 12 сентября 2000 года. Pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&collection=1&nd=201014134&page=1&rdk=0&link_id=9#I0 (дата обращения: 21.01.2023).
12. Газета «Коммерсантъ». [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/256473 (дата обращения: 24.01.2023).
13. Maria Demertzis, Benjamin Hilgenstock, Ben McWilliams, Elina Ribakova, Simone Tagliapietra How have sanctions impacted Russia?. Bruegel.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bruegel.org/policy-brief/how-have-sanctions-impacted-russia (дата обращения: 12.01.2023).
14. Федеральная таможенная служба Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/pressa-o-nas/document/376199 (дата обращения: 27.01.2023).
15. Цыденов А.С. Роль международных транспортных коридоров в процессе интеграции России в мировую экономику // Государство и транспорт. – 2014. – № 2(51). – c. 3-8.
16. Левитин Е.И. Развитие транспортной системы и экономический рост регионов (на примере транспортного коридора «Запад — Восток») // Транспортные коридоры в инновационном развитии экономике регионов: Материалы международной научно-практической конференции. М., 2009. – c. 7-10.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 17:56:32