Методология комплексного решения проблемы реформирования негосударственных вузов

Волков Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (106), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Негосударственные образовательные учреждения, которые в своей основе являются открытыми системами, испытывают мощный поток политических, экономических, социальных и других внешних воздействий, характеризующихся повышенной нестабильностью и неопределенностью во времени.

Ключевые слова: образование, управление вузом, высшие учебные заведения, негосударственные вузы



Негосударственные образовательные учреждения, которые в своей основе являются открытыми системами, испытывают мощный поток политических, экономических, социальных и других внешних воздействий, характеризующихся повышенной нестабильностью и неопределенностью во времени.

Анализ причин возникновения неопределенности показывает, что ее основным источником является научно-технический прогресс, приводящий к быстрой смене внешних условий, появлению наукоемких и инновационных технологий, ускорению экономических процессов. Неопределенность порождается действиями законодательных и исполнительных органов власти в области реформирования образовательной системы, в частности это:

‑ ожидающийся переход на уровневую систему образования;

‑ эксперименты с Государственными именными финансовыми обязательствами и Единым государственным экзаменом;

‑ изменения в налогообложении;

‑ возможная приватизация государственных вузов;

‑ частые изменения, вносимые в систему показателей и критериев аттестации и аккредитации вузов.

Существенный вклад в неопределенность вносит и демографическая ситуация, складывающаяся в стране.

Эти вызовы требуют внесения изменений в организационные структуры, педагогические технологии, учебные процессы, образовательные продукты и услуги, педагогический менеджмент и многое другое, что выделяет современный вуз как сложную систему. Т.е. для того, чтобы поддерживать динамическое равновесие с окружающей средой, необходим комплекс взаимоувязанных мер, направленных на создание этого состояния. В современной науке управления эта совокупность мер называется стратегией [1, 2]. При этом в контексте решения задач формирования национальной экономики, основанной на знаниях, данная стратегия должна носить инновационный характер.

Инновационное развитие негосударственного вуза – это объективно обусловленный, целенаправленный процесс перехода негосударственного образовательного учреждения (НОУ) в состояние, адекватное внешней среде. Внедрение инноваций является источником саморазвития вуза как открытой системы.

При инновационной стратегии возникает необходимость разработки тактики и механизма адаптации НОУ, адекватных постоянно изменяющейся социальной и демографической ситуации, формирования сбалансированного взаимодействия с рынком образовательных услуг и рынком труда специалистов. Такая стратегия является важнейшим инструментом повышения качества и формирования конкурентных преимуществ НОУ.

В стратегии инновационного развития должен отражаться алгоритм реализации видения, миссии и целей НОУ. Сущность инновационной стратегии НОУ состоит в предвидении изменений его деятельности, выработке решений, обеспечивающих гармоничное и устойчивое развитие. Следовательно, такая стратегия должна опережать спрос на образовательные услуги, поскольку именно они являются основным видом деятельности НОУ.

Объектами инновационных процессов в НОУ являются: содержание и структура образования, технологии учебно-воспитательных процессов, методы и средства обучения, организационно-экономический механизм управления.

При разработке стратегии инновационного развития НОУ необходимо обеспечить единство:

‑ технологических инноваций (новых образовательных технологий);

‑ педагогических инноваций (новых методов и приемов обучения);

‑ организационных инноваций (новых организационных структур);

‑ экономических инноваций (новых экономических механизмов).

При этом все инновации должны базироваться на новых информационных технологиях.

Безусловно, во многом способность негосударственных образовательных учреждений поспевать за научно-техническими и рыночными изменениями зависит от их восприимчивости к инновациям, которая должна быть обеспечена путем соответствующей подготовки и переподготовки руководства, профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала.

Внедрение инноваций требует привлечения значительных интеллектуальных и финансовых инвестиций. Для небольших вузов, а именно такие составляют большинство НОУ, затруднительно изыскать необходимые ресурсы. Выход из этого положения видится на пути создания некоторого объединения учебных заведений. Основным мотивом такого объединения негосударственных вузов является получение эффекта синергии на основе экономии масштабов.

В нашем случае экономия, обусловленная масштабами, достигается по следующим направлениям:

‑ создание контента для дистанционного обучения по одноименным специальностям одновременно для нескольких вузов;

‑ разработка типовых проектных решений по созданию систем менеджмента качества одновременно для всех вузов корпоративного объединения;

‑ разработка типовых проектных решений для создания автоматизированных информационных систем (АСУ-ВУЗ);

‑ разработка типовых учебных материалов для организации учебного процесса по двухуровневой системе образования по одноименным специальностям и дисциплинам.

Однократные инвестиции, направленные в вышеназванные направления, будут иметь многократную возвратность.

Оговоримся сразу – недостаточно разработать даже весьма «хорошую» стратегию инновационного развития НОУ, тем более что в рамках корпоративного объединения вузов необходима детальная программа реализации сформулированной стратегии. Здесь на помощь приходит методология бизнес-планирования [3].

Создание корпоративного бизнес-плана – это поэтапный процесс развертывания стратегии до конкретных проектов и мероприятий. При этом конкретизируется, как она будет реализовываться, какие методы и технологии будут применяться.

Бизнес-план – это структурированное описание основных аспектов деятельности и развития НОУ, разрабатываемое на основе его стратегии. Он является общепринятой в мировой практике методикой разработки и формой представления конкретных результатов, необходимых средств и ресурсов для их достижения, содержащий развернутую информацию о деятельности НОУ, оценку условий и форм сотрудничества на основе баланса его собственного экономического интереса и интересов потребителей и конкурентов.

Однако здесь, как и в любой другой сфере бизнеса, нужна определенная управленческая технология реализации планов, которой на сегодняшний день является бюджетное планирование (бюджетирование) [4].

Бюджетирование представляет собой управленческую технологию, способную перевести долгосрочные и среднесрочные планы развития НОУ в плоскость их реализации. Наряду с планированием, система бюджетного управления включает следующие функции: координация деятельности всех центров ответственности; принятие решений; оценка текущей деятельности; контроль и анализ.

Таким образом, под бюджетированием понимается вся совокупность управленческих процессов, обеспечивающих жизненный цикл бюджета. Оно является полноценной и комплексной технологией текущего управления НОУ.

Основным инструментарием перевода целевых показателей бизнес-плана в систему бюджетирования считаются механизмы плановых и бюджетных заданий, нормирования, лимитирования и определения логики взаимосвязи бюджетов. Комплексная взаимосвязанная система бюджетов как раз и отвечает на вопросы относительно тактики ближайших действий. Фактические бюджеты и их анализ позволяют оперативно отслеживать, как выполняются задания, нормы и лимиты, т.е. соответствует ли достигнутое состояние запланированному уровню. Ответив на эти вопросы, можно проследить, выполняется ли бизнес-план и, соответственно, реализуется ли принятая стратегия.

Таким образом, структурная интеграция, стратегическое планирование, бизнес-планирование и бюджетирование являются последовательными этапами при определении и обосновании целей деятельности негосударственных образовательных учреждений и средств их достижения.


Источники:

1. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. – М.: Информационно внедренческий центр «Маркетинг», 1997. – 195 с. – ISBN 5-7856-0015-5.
2. Головин И.В. Разработка конкурентных стратегий. – М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. – 128с. – ISBN 5-7958-0092-9.
3. Головань С.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2002. – 320 с. – ISBN 5-22202271-4.
4. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: Инфра-М, 2000. - 400 с. – ISBN 5-16-000336-3.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:46:37