Инструменты стратегического контроллинга в системе управления предприятием
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (12), Декабрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Известно, что стратегический контроллинг призван помочь предприятию эффективно использовать имеющиеся преимущества и создавать новые потенциалы успешной деятельности в перспективе. Он также определяет цели и задачи для оперативного контроллинга, т.е. формирует рамочные целевые показатели и ограничения.
Ключевые слова: управление предприятием, контроллинг
Известно, что стратегический контроллинг призван помочь предприятию эффективно использовать имеющиеся преимущества и создавать новые потенциалы успешной деятельности в перспективе. Он также определяет цели и задачи для оперативного контроллинга, т.е. формирует рамочные целевые показатели и ограничения.
Стратегический контроллинг в современном менеджменте не имеет жестких временных установок, хотя чаще всего речь идет о средне- и долгосрочном периоде.
Контроллинг в стратегической сфере выступает как "внутренний консультант" высшего менеджмента и собственников предприятия при выработке стратегических целей и задач. При этом контроллинг поставляет необходимую информацию, определяющую ориентиры руководства в процессе принятия решения.
На предприятиях, различающих и признающих важность как оперативного, так и стратегического менеджмента, как правило, подразделения оперативного и стратегического контроллинга выделяют в самостоятельные организационные единицы.
Основные понятия
Прежде чем перейти к описанию инструментов стратегического контроллинга, рассмотрим его основные понятия и задачи.
Стратегический контроллинг означает координацию:
а) стратегического планирования;
б) контроля;
в) системы стратегического информационного обеспечения.
Целевая задача стратегического планирования заключается в обеспечении продолжительного существования предприятия. Для этого нужно формулировать и внедрять стратегии поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности). Различать новые и имеющиеся потенциалы успеха.
Если предприятие может обеспечить более эффективное, чем у конкурентов, решение имеющихся, изменяющихся или новых проблем клиентов, то это означает его способность генерировать новые потенциалы успеха.
Под имеющимися потенциалами успеха понимают уже созданные и находящиеся в использовании предприятием потенциалы.
Потенциалы успеха можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние потенциалы определяет успешная комбинация продукт/рынок.
Внутренние потенциалы могут быть следующих видов:
- информационные;
- структурные;
- технические;
- финансовые;
- кадровые и др.
Центральным пунктом стратегического планирования является разработка стратегий, т.е. возможных действий, по достижению поставленных целей. В принципе, стратегии могут формулироваться и дифференцироваться как в рамках всего предприятия, так и функциональных подразделений.
Процесс стратегического планирования можно разбить на следующие фазы:
1. Поиск и формулирование стратегической цели.
2. Оформление и оценка стратегии.
3. Принятие стратегического решения.
Стратегические цели, которые выводятся из общих целей (миссии) предприятия, конкретизируются как новые и существующие, либо как внутренние и внешние потенциалы успеха. Одновременно вводятся ограничения в виде фиксированных и независимых переменных. Эти ограничения как внешнего, так и внутреннего характера являются исходными предпосылками процесса планирования. Сформулированные плановые цели и ограничения определяют процесс поиска альтернативных вариантов, а также оценку принятых планов.
В рамках стратегического анализа фиксируется исходная ситуация, потенциалы и стратегические "люки" предприятия, которые представляют собой разницу между возможными и реально достигнутыми значениями.
Анализ исходной ситуации на предприятии позволяет выявить его "сильные" и "слабые" стороны. Кроме того, можно выявить разницу между целью, как плановой величиной, и исходной ситуацией, как фактической величиной в настоящий момент времени.
На этом этапе разработки стратегии следует искать и конкретизировать возможные альтернативные решения, позволяющие достичь поставленные цели и устранить имеющиеся "люки". Необходимо разрабатывать, по возможности, большое количество альтернативных стратегий на базе предложений, ожиданий и прогнозов с использованием соответствующего инструментария.
Из-за неполноты количественной и качественной информации, а также вследствие открытого (неопределенного) горизонта планирования, оценка генерируемых альтернатив в рамках стратегического планирования сильно затруднена.
Стратегическое решение ‑ это осознанное установление целенаправленных альтернативных действий, которое является последней фазой процесса планирования.
Поскольку оценка выявляет однозначные приоритеты, то сокращается число наиболее важных выбранных альтернатив. Как правило, стратегические решения ведут к действиям, которые являются причиной эволюции, переструктурирования или создания новой структуры предприятия.
Задача стратегического контроля заключается в сопровождении и поддержке стратегического плана с точки зрения обеспечения его жизнеспособности. Сопровождение включает проверку адекватности формулировки стратегии, ее внедрение и реализацию.
При формировании концепции стратегического контроля необходимо учитывать и решать следующие задачи:
1) Формирование контролируемых величин для измерения и оценки потенциала успеха;
2) Установление нормативных величин, действующих в качестве базы для сравнения;
3) Определение фактических (реальных) значений контролируемых величин;
4) Перепроверка реальных величин по отношению к нормативным путем сравнения плана и факта (т.е. по статистике за прошедший период) и сравнение плана с реально сложившимися (желаемыми) контролируемыми величинами, характеризующими актуальный потенциал успеха;
5) Фиксация отклонений и анализ причин, ответственных за отклонения;
6) Выявление требуемых корректирующих мероприятий для управления отклонениями от стратегического курса.
Реализация стратегического контроля сопряжена с большим числом проблем. Это, прежде всего, проблемы измерения, организационной структуры и взаимоотношений.
Проблемы измерения связаны с неопределенным временным горизонтом и высокой степенью абстрактности стратегического планирования, что затрудняет действия с контролируемыми величинами.
Организационная структура предприятия, фиксирующая взаимоотношения между подразделениями и сферами деятельности предприятия, может способствовать расхождению краткосрочных оперативных целей структурных единиц и долгосрочных стратегических целей предприятия. Как правило, для структурных подразделений приоритетными являются измерители их успеха сегодня, так как механизм мотивации сотрудников ориентируется на достигнутые показатели.
Проблема взаимоотношений проявляется в недостаточной готовности руководства предприятия делать общедоступными для контроля принятые ими стратегические решения.
Процесс стратегического контроля состоит из:
1) фазы формирования контролируемых величин;
2) фазы проведения контрольной оценки;
3) фазы принятия решения по результатам стратегического контроля.
В качестве контролируемых величин следует рассматривать объекты контроля. Такими объектами, а ,следовательно, и контролируемыми величинами, могут быть:
- цели;
- стратегии;
- потенциалы успеха;
- факторы успеха;
- сильные и слабые стороны предприятия;
- шансы и риски;
- предположения-сценарии;
- рубежи или последствия.
Фаза проведения контрольной оценки может рассматриваться как собственно контроль в узком смысле. Здесь определяется и оценивается эффективность текущего процесса и созданной структуры, а также правильность поставленной цели. В частности, на этой фазе могут проводится сравнение, анализ и оценка отклонений, а также обоснование причин, вызвавших выявленные отклонения.
Принятие решений. На последней фазе процесса стратегического контроля по данным анализа отклонений между контролируемыми величинами, генерируются и реализуются корректирующие мероприятия. Кроме того, стимулируется проведение самих корректур.
Как отмечалось выше, основная задача руководства предприятия заключается в создании потенциала для успеха на рынке в будущем, что достигается, прежде всего, применением системы стратегического планирования.
Чтобы разрабатываемая стратегия была верной, необходимо иметь информационную систему "раннего обнаружения" будущих тенденций как вне предприятия, т.е. в окружающем мире, так и внутри него.
Внешние "индикаторы" должны информировать об экономических, социальных, политических и технологических тенденциях.
Внутренние "индикаторы", представляющие на практике отдельные показатели и их системы, призваны информировать руководство о текущем "здоровье" и "самочувствии" предприятия, а также прогнозировать кризисные ситуации на предприятии в целом или отдельных сферах его деятельности.
В задачу контроллинга входит методическая и консультационная помощь по созданию системы "раннего обнаружения" тенденций и факторов, способных принести при их развитии как выгоду, так и ущерб.
Стратегический учет
Одним из основных источников информации в стратегическом контроллинге является стратегический учет. В качестве инструментария стратегического учета значительное распространение получил метод стратегических балансов.
Существует несколько видов и методик составления стратегических балансов. Прежде всего выделяют "внешние" и "внутренние" балансы. Первые имеют целью выявление и измерение шансов и рисков предприятия на рынке (во внешней среде). Задача построения внутренних балансов заключается в выявлении "узких" мест на предприятии путем оценки сильных и слабых сторон направлений его деятельности.
Чаще всего используются методики построения стратегического баланса, основанные на балльной или процентной оценке и сопоставлении сфер деятельности предприятия. При этом устанавливаются различные внутренние нормативы, определяющие момент наступления критического значения "узкого" места.
Балансы могут строиться как в форме классической схемы баланса, так и в виде диаграммы в полярных координатах. Зачастую, при сравнении балансов производится наложение стратегических балансов собственного предприятия и конкурентов.
Практика стратегического управления.
В практике стратегического управления предприятиями широкое распространение получили такие инструменты стратегического контроллинга как:
- анализ конкуренции и рынков (матрицы конкуренции);
- жизненного цикла продуктов;
- слабых и сильных мест предприятия;
- стратегический баланс;
- различные концепции порт-фолио анализа и др.
Однако, в настоящее время, широко дискутируется вопрос об использовании методологии Balanced Scorecard в качестве инструментария для реализации выбранной стратегии.
Английское словосочетание Balanced Scorecard (BSC) не имеет прямого эквивалента в русском бизнес-языке. Основная идея рассматриваемого инструментария заключается в попытке объединения количественных и качественных факторов на основе установления между ними причинно-следственных связей.
Любая стратегия, в конечном итоге, должна базироваться на сроках ее реализации и бюджете, т.е. сформулирована количественно. Проблема заключается в том, что стратегические цели, планы и мероприятия могут формулироваться как в количественном выражении, так и качественно. Кроме того, очевидно, что, например, количественное значение рентабельности или доли рынка зависит от такого фактора как "рост имиджа компании", который количественно выразить сложно. Его можно измерять и оценивать вербально: "высокий-средний-низкий и т.п.".
Исходя из сказанного выше, словосочетание Balanced Scorecard можно перевести как "уравновешивание данных различной природы".
Инструментарий Balanced Scorecard был разработан в 90-е годы профессорами Гарвардской Школы Бизнеса Робертом Капланом и Давидом Нортоном.
По мнению ряда критиков, в предлагаемой идее нет ничего принципиально нового и ее популярность объясняется хорошим маркетингом со стороны авторов.
Конечно, каждое предприятие вольно выбирать или отклонять предлагаемый инструментарий. Нам представляется позитивным тот факт, что стратегический контроллинг, благодаря предлагаемой идее и методологии получает возможность оперировать с данными как числовой, так и нечисловой природы. Кроме того, инструментарий Balanced Scorecard может быть обогащен за счет использовании современных методов и инструментов эконометрики.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:28:22