Актуализация формирования и цели управления двухконтурной логистической системой

Токманев С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (104), Январь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Экономическая самостоятельность предприятий и организаций будет условной без возможности выбора посредника и предприятия-партнера. Это правило может быть реализовано только при наличии нескольких партнерских и посреднических структурных образований в регионах, стране, так и за её пределами.

Ключевые слова: логистика, логистическая система, посредничество



Экономическая самостоятельность предприятий и организаций будет условной без возможности выбора посредника и предприятие-партнера. Это правило может быть реализовано только при наличии нескольких партнерских и посреднических структурных образований в регионах, стране, так и за её пределами.

Как отмечали Д. Бауэрсокс, Д. Клосс «Проектирование инфраструктурной сети — первейшая обязанность логистических менеджеров, ибо эта сеть обеспечивает доставку продуктов и материалов потребителям [1]. По нашему мнению, создание логистических систем не столь желательно, сколько необходимо. Других эффективных вариантов, форм и методов управления производством, транспортом, снабжением, сбытом, запасами, торговлей, в том числе их материальными, информационными и другими потоками во вновь складывающихся в стране и регионах условиях хозяйствования, нет. Для их реального применения могут и должны реформироваться традиционные и создаваться новые организационно-экономические условия образования логистических систем.

Вариантом интеграционных преобразований может служить предлагаемая логистическая система - «Реверс-Фактория» (ЛСР-Ф), рис. 1. Система оптимизирует региональные, государственные и межгосударственные взаимоотношения производителей, посредников и потребителей. Система может использоваться предприятиями, потребляющими в больших объёмах однородные материальные ресурсы.

Суть системы в том, что по наиболее значимым видам сырья, материалов предприятие может объединиться с другими потребителями таких же видов материальных ресурсов в своеобразный консорциум, основной целью которого будет устойчивое снабжение всем необходимым его участников. Аккумулирование имеющихся у участников консорциума средств, эффективная и согласованная политика закупок помогут преодолеть диктат поставщиков на монопольном рынке материальных ресурсов.

Предприятия также могут создать холдинговую группу, в которую вошли бы его поставщики материальных ресурсов. Более простой вариант состоит в инвестировании средств предприятия-потребителя материальных ресурсов в акции его поставщика. Став акционером, предприятие сможет покупать ценности для производства по трансфертным ценам на выгодных для него условиях и реализовывать по привлекательным ценам для потребителей произведенную продукцию.

В условиях ведения внешнеэкономической деятельности холдинговое образование создает так называемую «Факторию» - большое торговое поселение со складами для ввозимых и вывозимых товаров, расположенными в других странах [2].

Заказчиком формирования логистических систем «Реверс-Фактория» выступает любой из производственных, транспортных, коммерческих участников управления материальными потоками, а также региональные, отраслевые, федеральные или межгосударственные органы.

ОПО - оптово-посреднические организации;

ССбО - снабженческо-сбытовые организации;

АИЦЛКС - аналитико-информационный центр логистической координации спроса.

Рис. 1. Логистическая система «Реверс-Фактория»

Актуальными условиями создания и побудительной мотивацией формирования ЛСР-Ф должны быть соответствующие организационно-экономические условия в стране, регионе, производственных, транспортных, государственных и коммерческих организациях. Именно интересы акционеров, собственников, основанные на приведенных принципах и условиях, станут основой формирования задания на создание ЛСР-Ф с ее целями и структурными параметрами.

В постановке проблемы устанавливаются основополагающие требования к созданию оптимальной организационной структуры управления новой двухконтурной логистической системой (ДЛС), рис. 2.

первый контур – логистическая система «Реверс-Фактория»;

второй контур - региональная логистическая система (РЛС).

Рис 2. Двухконтурная логистическая система

Цели функционирования и развития ДЛС формируются с учетом целей и направлений экономической и производственной деятельности в регионе, стране, в том числе целей обращения, ориентированных на рынок обслуживаемых и обслуживающих систем через оптово-посреднические организации.

Сегодня практически ни один производитель не обходится без помощи посреднических услуг снабженческо-сбытовых организаций. Продажа товара через ОПО, ССбО освобождает производителя от поиска покупателей для продажи им товара, эти организации позиционируются как профессиональные «сбытовики» и «снабженцы», эффективно управляют запасами, складированием и транспортом [3].

Управление экономической системой исходит из ее конкретного функционального назначения, то есть направлено на обеспечение той деятельности, ради которой она спроектирована и создана, и в таких параметрах, в которых она будет рациональной, эффективной, экономически и организационно надежной и выгодной.

Цели и задачи управления двухконтурной логистической системой должны соответствовать избранному при ее создании порядку управления производством, транспортом, снабжением, сбытом, запасами, коммерческой деятельностью в регионе, стране и приграничных государствах с использованием необходимого набора логистических активностей.

Кроме того, цели управления ДЛС в отличие от иной экономической системы опираются на базисно-концептуальный характер логистики, на принципы управления системой через потоковые процессы, принципы реализации возможностей теории массового обслуживания.

Разработанная ДЛС не претендует на оптимальную полноту. Она может и должна оптимизироваться новыми целями конкретного региона, страны, межгосударственными экономическими отношениями. Необходим учет своеобразия конкретной внешней и внутренней среды функционирования системы, базируясь при этом на конкретных целях логистической системы и соответственно определенном направлении ее функционирования и использования.

Система целей является частью алгоритма, которую нужно согласовать с акционерами, собственниками, учредителями.

Достижение целей необходимо осуществлять через определенный набор управленческих действий, функциональную, материальную и финансовую обеспеченность бюджетов разных уровней, промышленных предприятий, оптово-посреднических и других организаций участвующих в системе рассматриваемых экономических отношений. При этом набор функций должен полно характеризовать все виды деятельности человека в процессе функционирования ДЛС от принятия решения до его полной реализации, а также контроля качества исполнения.

Система функций, кроме того, должна отражать время и пространство деятельности ДЛС с позиций перспективы целесообразных способов и оперативного режима, а также географии и рассредоточения участников экономических событий в регионе, стране.

Таким образом, с учетом изложенного, а также базируясь на соответствующей разработанной автором методологии [4], в том числе на использовании методов линейного, динамического программирования, систем массового обслуживания, набор функций трансформируется в систему функций, которая является своеобразным оптимизационным отражением двухконтурной логистической системы.


Источники:

1. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок : пер. с англ. - 2-е изд. – М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 640 с. – 5000 экз. – ISBN 5-901028-84-8, 0-07-006883-6.
2. Райсберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Экономический словарь. – 2-е изд., испр. – М. : ИНФРА-М, 1999 – 480 с. – 5000 экз. – ISBN 5-86225-758-6.
3. Токманёв С.В. Социально-экономическая сущность запасов: методология логистического управления : монография. – Тольятти : ТфРГСУ: «Печатное дело», 2007. – 235 с. – 500 экз. – ISBN 978-5-903795-07-9.
4. Токманёв С.В. Управление запасами в системе эффективного обслуживания потребителей : Монография. М. : Издательство «Креативная экономика», 2007. – 168 с. – 500 экз. - ISBN 978-5-91292-018-9.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:34:45